ИЗГНАНИЕ БЕСОВ 

----картинка линии разделения----

 

Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу...  

Святитель Феофан Затворник

 

ЕВАНГЕЛИЕ

  

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

---картинка линии разделения---

 Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов злейших себя, и, вошедши, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф. 12:43-45).  

Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Апостол Матфей

Апостол Матфей 

---картинка линии разделения---

Исцеление бесноватого лунатика

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас, сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:14-21).

Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

Так приплыли на другой берег моря и прибыли в страну Гадаринскую, или Гергесинскую, лежащую против Галилеи. Когда Господь вышел из лодки на берег, Его тотчас встретили два бесноватые, вышедыше из гробов (из пещер, где погребали), столь свирепые, что никто не смел проходить путем тем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Особенно был свиреп один из них, – человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а имевший жилище в гробах, которого никто не мог удержать даже и цепями. Многократно сковывали его оковами и цепями, сберегая его; но он разрывал цепи и оковы разбивал, и был гоним бесом по пустыне; и никто не мог, не в силах был укротить его. Всегда, днем и ночью, в горах и гробах, кричал он и бился о камни.

И вот они, – оба бесные, – закричали, говоря: что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Особенно же тот лютейший, увидев издалеча Господа Иисуса, прибежал и поклонился Ему и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя и Богом заклинаю, не мучь меня. Ибо Господь Иисус повелел духу нечистому выйти из человека сего, сказав ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его Господь Иисус: как тебе имя? и тот сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много, – потому что много бесов вошло в него. И просили они Господа много, чтобы не повелевал им идти в бездну и не высылал вон из страны той.

Паслось же там вдали от них на горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней и позволь войти в них. Господь Иисус тотчас позволил им, сказав: идите. И нечистые духи, вышедши, устремились к стаду свиному и вошли в свиней. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло, потонув в воде. Было же их около двух тысяч.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу, все жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Господу Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит у ног Его, и одет, и в здравом уме. И ужаснулись. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Тогда весь город и весь народ из Гадаринской окрестности начали просить Господа удалиться от них, отойти от пределов их, потому что они объяты были великим страхом. И Господь Иисус вошел в лодку, чтобы возвратиться.

 

Изгнание легиона бесов в стране Гадаринско

 

Но когда Он вошел в лодку, человек бесновавшийся, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы позволил ему быть с Ним. Но Господь Иисус не дозволил ему, а отпустил его, сказав: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Бог и как помиловал тебя. Он пошел и начал проповедывать по всему городу и во всем Десятиградии, что сотворил с ним Господь Иисус. И все дивились. Господь же, войдя в лодку, переправился обратно чрез море и прибыл в Свой город (Мф.  8:28; 9:1).

В Капернауме исцеляется бесной – слепой и немой

Возвратясъ в Капернаум, Господь и ученики Его приходят в дом. И опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили им другие, что Он вышел из себя. Тогда привели к Нему бесноватого – слепого и немого. И Он исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? (Мф. 12:22-23).

 

 ---картинка линии разделения текста---

 

 

Святитель Феофан Затворник 

---картинка линии разделения---

"Сей род изгоняется только молитвою и постом"

Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение, тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра, так что тот уверен, что все сам делает, а между тем, только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост. 

 

----картинка линии разделения----

 

Осипов Алексей Ильич

Осипов Алексей Ильич  

Доктор богословия. Профессор МДА

----картинка линии разделения----

Изгнание бесов (экзорцизм)

Прелесть, т.е. высокое мнение о себе, невидение своего духовного убожества, "смиренное" чувство способности к получению откровений проявляет себя в самых разнообразных формах. Чаще всего – это дерзкие попытки к пророчествам, к беспрекословному духовному управлению людьми (лжестарчество), к совершению чудес и знамений и т.д. Одним из подобных деяний является и распространяющееся в последние два-три десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). 

Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого, как известно, иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Лаодикийский собор (364 г.) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (прав. 26). 

Экзорцизм имел место среди первых христиан в век чрезвычайных дарований. Однако и тогда изгоняли бесов только те христиане, которые получили этот дар Святого Духа. Они действовали по повелению Божию, а не по собственному произволению. В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) "О девстве" аскетам-экзорцистам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания". Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже "Постановления апостольские" (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть строгой подвижнической жизнью. Правильная жизнь приводит христианина к смирению, достижению бесстрастия. И лишь некоторым из таковых Господь ниспосылал дар побеждения злых духов. Все другие заклинатели, независимо от их сана, суть прельщенные и прельщающие, прикрывающие лишь полученными благословениями отсутствие и необходимой духовной чистоты и дара Божия.

В Лавсаике читаем: авва Питирион "много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей". Преп. Варсонофий Великий говорил: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову".

Не достигнув, оказывается, бесстрастия и не получив дара Духа Святого к изгнанию бесов, нельзя заниматься таким страшным делом, внешне подражая великим святым! Только бесстрастный способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. При этом святые, как правило, исцеляли и изгоняли бесов "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см. молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста) при совершении, например, таинств Покаяния, Соборования, Евхаристии, однако без какого-либо специального заклинательного чинопоследования , поскольку таковое имело место перед таинством Крещения.

Великий подвижник св. Исаак Сирин (VII в.) предупреждал самочинных заклинателей: "Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие". 

Важно и следующее. По мысли Отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. Поэтому святые молились об исцелении не всех подряд, а лишь тех, на которых указывал им Сам Господь и которым исцеление послужит во благо. Ибо освобождение тела от власти злого духа, без соответствующего освобождения души может иметь самые отрицательные последствия для человека.  "Освободившиеся от бесов, – по мысли блаженного Феофилакта Болгарского, – еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются".  Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из писем: "Поминайте в молитвах Ваших болящую Д. которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу".  Св. Иоанн Златоуст говорил:"Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения". 

Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке. "Я спрашивал о. Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св. Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?".

Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для "отчитывания" собирается множество людей, бесы получают большие возможности "проповедовать" и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т. п. Их "проповедь" широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом не редко бесы изображают страх перед отчитывающими "старцами", публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих "старцев", и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи как всегда плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: "Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают".

 

Оккультизм – путь к одержимости

 

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к серьезному для нашего времени вопросу целительства бесноватых. Из этих святоотеческих мыслей следует очевидный вывод: современный экзорцизм (отчитывание) – явление, духовно очень опасное. Оно исходит совсем не из харизматического века христианства, когда Дух Святой очевидно действовал в верующих, а из источника, о котором хорошо сказал преподобный Кассиан: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями".

Великое искушение для человека – стремление достичь здоровья и прочих земных благ любыми средствами, не взирая на тот вред, который может при этом быть для его души. Так называемое отчитывание наглядно это иллюстрирует. Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на "отчитку". Священник же, "молитвою и постом" не получив от Бога дара изгнания бесов, и пытающийся сам, путем вычитывания молитв и прочих действий победить злых духов, красноречиво свидетельствует о себе. Святитель Игнатий с горечью писал о подобных "чудотворцах": "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований".

Заклинание духов в наше время, когда "оскуде преподобный", может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном, так и в социальном отношениях, как для самих больных, так, естественно, и для отчитывающего. Преп. Амвросий Оптинский говорил: "Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами". Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами. Священник, дерзающий изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19:13), рискует подвергнуть себя подобному же поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, а бесноватого ввергнуть в еще более тяжкие болезни и страдания.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com