БЛАГОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ 

----картинка линии разделения----

 

Начало и источник добродетелей есть благое произволение, или желание добра, как Бог есть причина и источник всякого блага. 

Преподобный Григорий Синаит

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов 

---картинка линии разделения---

Самовластие произволения

Всякий по самовластию произволения своего бывает или сокрушенным и смиренным, или гордым. Итак, от чего же бывает, что иной нескоро и нелегко приходит в сокрушение, а иной - скоро и легко? Выслушай! Нелегко и нескоро приходящий в сокрушение бывает таким от злого произволения своего, от лукавых помыслов своих и недобрых дел, а скоро и легко приходящий в сокрушение бывает таким от доброго произволения своего, от добрых помыслов и дел благих. Если хочешь удостовериться в этом, подумай и рассуди все, как что бывает, и найдешь, что многие люди, бывшие добрыми, от трех этих вещей - произволения, помыслов и дел, сделались худыми и, напротив, многие, бывшие худыми, чрез них же сделались добрыми. Люцифер от чего пал? Не от лукавого ли произволения и помысла пал он? Каин от чего, скажи мне, сделался братоубийцею? Не потому ли, что по злому произволению своему себя предпочел Творцу своему Богу? Не лукавым ли помыслам последовав, позавидовал он брату своему и убил его? Саул, чем движим будучи, искал схватить и убить Давида, которого прежде любил как самого себя и почитал очень как благодетеля своего? По естественной какой необходимости было это или от злого произволения? Явно, что от злого произволения, ибо по естеству никто никогда не бывает злым. Бог не есть Творец тварей злых, но добрых зело, яко по естеству и истине благий. Также, чем были движимы разбойники, распятые со Христом, что один из них говорил: аще ты еси Христос, спаси Себе и нас, а другой, попереча ему, говорил: ни ли ты боишися Бога?.. И мы убо достойная по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори? От чего, скажи мне, один разбойник говорил злые, а другой - добрые и богочестивые речи, и один спасся, а другой пошел в ад? Не были ли они оба подвигнуты к тому один злым произволением и лукавыми помыслами, а другой - благим произволением и добрыми помыслами? От помыслов ведь зависело, что один не веровал, а другой уверовал и сказал: помяни мя, Господи, во царствии твоем (Лк.23:39-42). Но оставлю другие примеры, потому что их очень много, - из того, что скажу вам сейчас, яснее всего можете вы увидеть, что всякий по самовластию произволения своего бывает или сокрушенным и смиренным, или ожестелым и гордым.

Бывает нередко, что два человека одного мастерства, одной веры, одинакового нрава, то есть злые, немилосердые, жестокосердые, бесчеловечные, плотолюбивые, сребролюбивые, наделавшие много злых дел, - оба, отрекшись мiра, вступают в монастырь и делаются монахами. Но один из них решительно отстает от всего худого и во всякой преуспевает добродетели с горячею верою и усердием, а другой делается еще хуже, чем был прежде. По какой причине не могли они оба одинаково исправными явиться в добродетели, как прежде одинаковы были по худонравию? Не от того ли это произошло, что один все прискорбное, ради Бога встречаемое, претерпевал охотно с добрым произволением? Не от того ли, что, как только вступил в монастырь, стал он внимать добре Божественным Писаниям и сам от себя, от своего произволения предпочитал делать всегда доброе, - подражать наиболее добродетельным и соревновать им в постах, в молитвах и молениях, в молчании, в сокрушении, в слезах, в воздержании от сладких яств, в удалении от суетных и бесполезных бесед, от гнева, раздражения и брани, в охотном перенесении поношений, скорбей и лишений, в избрании себе низких и последних занятий и дел, в непоперечении и безропотности, когда настоятель даст какое послушание, и в исполнении его со всею охотою, в занимании всегда последнейшего места и в почитании себя худшим всех? Или, короче сказать, не от того ли, что он с самого начала положил неотступно исполнять все, чему учат Божественные Писания, чтоб улучить милость и прощение содеянных прежде злых и обрести дерзновение пред Богом? А другой делал все противное тому, по злому нраву своему, оставшись лукавым, как был прежде монашества, чтоб не сказать, худшим, чем был прежде? Так и всякий человек бывает смиренным и удобосокрушительным или жестокосердым и бесчувственным не по естеству, но от доброго или злого произволения своего.

Они водятся произволением и по своей воле

Душа по естеству и сущности своей неизменна, вместе с нею равным образом неизменным создан от Творца Бога и ум. Они водятся произволением и по своей воле упражняются или в добродетелях, или в пороках, и за то наследуют на всю вечность или свет, или тьму. По своей воле... и по своему произволению прилепляются они или к добру и бывают добрыми, или ко злу и бывают злыми.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Произволение наше прививает доброе, преодолевая природу

Произволение, будучи свободно, есть как бы земледелатель какой, прививающий к природе нашей и худые, и добрые навыки, какие ему угодно. Худые навыки прививает произволение следующим образом: голодом — чревоугодие, жаждою — многопитие, сном — изнеженность, воззрением — худую мысль, истиною — ложь... Благие добродетели произволение прививает следующим образом: нищею — воздержание, жаждою — терпение, сном — неусыпность, ложью — истину, воззрением — целомудрие. Произволение наше... как земледелатель, во мгновение ока искореняет худые навыки, прививает же доброе, преодолевая природу.

Что принято землею, на том земледелец ищет плода: и что одобрило произволение, в том Бог требует отчета.

Соизволение ценится как самое дело, потому что основа делу полагается произволением.

Если произволение одолевается естеством, то Бог взыскивает за ненасытность и за нарушение устава Божия.

Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу.

Намерение есть уже дело, потому что в нем, как все производящем, водружено основание нашей свободы.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Намерение добродетели получает полный венец

Подлинно, не красота причина блудодеяния и не безобразие причина целомудрия... Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого.

Всегда намерение, когда оно исходит из добродетели, получает полный венец.

Так как все, после вышней благодати, зависит от нашего произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания, и живущим добродетельно воздаяния и награды.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пилусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот

----картинка линии разделения----

Будем винить не самые вещи, но собственное свое произволение

Прекрасно богатство для того, кто делает из него доброе употребление и хорошо им распоряжается. Прекрасна бедность для того, кто умеет переносить ее великодушно. Прекрасна и слава для того, кто пользуется ею для покровительства угнетенных. Прекрасно и бесславие для того, кто решился быть любомудрым. Прекрасно и начальство для того, кто начальствует по справедливости и прав начальнических не употребляет к обиде низших. Прекрасна и сила для того, кто расточает ее на защиту слабейших.

Посему будем винить не самые вещи, которые могут быть орудиями и добродетели, и порока, но собственное свое произволение, которое, по преизбытку нерадения, предает поруганию и красоту оружий.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

----картинка линии разделения----

Покажи Богу твое произволение и старание и увидишь помощь

Желающий, с помощию Божиею, достигнуть... благого устроения не должен говорить, что добродетели велики и он не может достигнуть их, ибо, кто так говорит, тот или не уповает на помощь Божию, или ленится посвятить себя чему-либо доброму. Назовите какую хотите добродетель... и вы увидите, что от нас зависит исполнить ее, если хотим... Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться... Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели.

Каждый получает вред или пользу от своего душевного устроения, и никто другой не может повредить ему, но если мы и получаем вред, то вред сей происходит... от устроения души нашей, ибо мы можем от всякого дела... получить и пользу, и вред. И скажу вам пример, дабы вы узнали, что это действительно так. Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью на некотором месте, — не говорю, чтобы то был монах, но кто-нибудь из городских жителей. И вот мимо него идут три человека. Один думает о нем, что он ждет кого-нибудь, дабы пойти и соделать блуд, другой думает, что он вор, а третий думает, что он позвал из ближнего дома некоего друга своего и дожидается, чтобы вместе с ним пойти куда-нибудь в церковь помолиться. Вот трое видели одного и того же человека, на одном и том же месте, однако не составили о нем сии трое одного и того же помысла, но один подумал одно, другой другое, третий еще иное, и очевидно, что каждый сообразно с своим устроением.

 

 ----картинка линии разделения----

 

БЛАЖЕННЫЙ АВВА ЗОСИМА (ПАЛЕСТИНСКИЙ)

Блаженный Авва Зосима (Палестинский) 

----картинка линии разделения----

Произволение вялое и ленивое бездейственно

В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя

----картинка линии разделения---- 

Он взирает на произволение сердца, на веру и соблюдение Своих заповедей

Возлюбленные братья! испытаем самих себя, и рассмотрим, соблюдаем ли мы, по силе своей, заповеди Божии или нет. Все мы обязаны исполнять оные по силе нашей: малосильный, сообразно немощи своей, сильный  соответственно силе своей. Вметавшие дары «в Газофилакию» были богаты, но Господь более возвеселился о двух лептах вдовицы, ибо Он смотрит на произволение души нашей. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть врагов не отлучила нас от Бога, но будем совершать по силам наше служение. Ибо как Он сотворил милость с дочерью Архисинагога, возвратив ее к жизни, как помиловал ту жену, которая, страдая кровотечением, истратила все имение на врачей, прежде, нежели познала Христа, как Он подал здравие отроку Сотника, когда сей уверовал в Него, как Он оказал милость жене Ханаанской исцелением ее дочери, и воззвал к жизни Лазаря, друга Своего: точно так Он воскресил и сына бедной вдовы, подвигнутый ее слезами. Как не презрел Он Марии, помазавшей благовонною мастию и оросившей слезами ноги Его, так не отвратился и грешницы, когда она также мазала ноги Его миром со слезами. Как призвал Он Петра и Иоанна из ладьи, сказав: «грядита по мене» (Матф.4:19), так призвал и Матфея, сидящего у мытницы. Как умыл Он ноги другим ученикам, так умыл оные и Иуде, без всякого различия. Как на Апостолов нисшел Дух Утешитель, так нисшел Он и на Корнилия. Как в Дамаске употребил Ананию для крещения Павла, говоря: «яко сосуд избрана Ми есть» (Деян.9:15), так в Самарии для крещения евнуха Ефиопского употребил Филиппа. Ибо у Него нет никакого лицеприятия, и никакого различия между малым и великим, между бедным и богатым, но Он взирает на произволение сердца, на веру к Себе, на соблюдение Своих заповедей и на любовь ко всем. И все это служит благим знамением для души при исходе из тела, как и Господь сказал ученикам Своим: «О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13:35).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит

Источник добродетелей есть благое произволение

Начало и источник добродетелей есть благое произволение, или желание добра, как Бог есть причина и источник всякого блага. Добра же начало есть вера, паче же Христос, камень веры, Коего имеем мы началом и основанием всех добродетелей, в Коем стоим и созидаем всякое дело благое. Он есть краеугольный камень, связующий нас Собою и бисер многоценный, которого ища, во глубину безмолвия входящий инок, продает все желания свои послушанию заповедям, чтоб чрез это стяжать его.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Произволение

Бог смотрит на произволение человека. От нас зависит иметь благое произволение. Бог даст средства и силу привести благие намерения в исполнение, если Ему угодно, чтобы благое намерение человека было осуществлено самым делом.

Не достаточно, чтобы хотели: надо, чтобы воле Божией сообразно было наше хотение. Мы хотим теперь, а Бог уготовляет иногда это же самое чрез многие годы.

Таковы мои собственные действия, в которых явствует мое произволение и суждение, но это произволение, это суждение, эти действия вручаю воле Божией, моля Ее руководить мною и располагать по Ее премудрым и всеблагим целям.

Мнози суть звани, мало же избранных (Лк. 14:24). Всех призывает милосердный Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званных по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включаются в число избранных: потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению. 

 

---картинка линии разделения текста---

   

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский 

---картинка линии разделения---

Спасение зависит и от нашего произволения

С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое.

 

----картинка линии разделения----

   

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

---картинка линии разделения---

Где произволение, там и помощь Божия

Где произволение, там и помощь Божия будет, хотя враг и не престанет воздвигать бурю страстей ваших, но это искус вашему произволению, тут-то и вопийте ко Господу: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25), и сами употребите старание самоукорения и смирения, и увидите укрощающуюся бурю, и тишина велия водворится в сердцах ваших.

Благое произволение

При всяком благом произволении к добру надобно ожидать искушения от противной силы, ненавидящей сего. Вы это знаете довольно и знаете, что нужно к отражению оной и побеждению: познание своей немощи, самоукорение, смирение и к Богу взывание.

 

----картинка линии разделения----  

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com