БЛУЖДАНИЕ ПОМЫСЛОВ

 ----картинка линии разделения----

 

Блуж­да­ние пло­хо, ког­да в пус­тых по­мыс­лах или дур­ной мыс­ли блуж­да­ет че­ловек и ког­да по­мыш­ля­ет он о дур­ном, мо­лясь пе­ред Бо­гом. 

Преподобный Исаак Сирин

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Что есть чис­тая и не­рас­се­ян­ная мо­лит­ва

Итак, муд­рый че­ловек, ког­да ус­трем­ля­ет ли­цо свое к то­му, что­бы стре­мить­ся к об­ре­тению че­го-ли­бо нуж­но­го и не­об­хо­димо­го, о при­об­ре­тении че­го обыч­но тос­ку­ет он с вож­де­лени­ем, не дол­жен спе­шить об­рести это, на­де­ясь толь­ко на внеш­нее слы­шание, без то­го, что­бы сна­чала уз­нать, как оно при­об­ре­та­ет­ся и что оно та­кое. В про­тив­ном слу­чае, ког­да пред­мет этот по­пада­ет в ру­ки его, не су­мев рас­познать его, он лег­ко те­ря­ет его. Но не­об­хо­димо с усер­ди­ем со­бирать све­дения об этом пред­ме­те и при­об­ре­тать бе­зоши­боч­ное зна­ние о нем; за­тем, ког­да он зна­ет, что это та­кое, он бу­дет знать, как за­ботить­ся об об­ла­дании им: к че­му имен­но дол­жен он стре­мить­ся и на что на­де­ять­ся. Ина­че бу­дет ис­кать он не­воз­можно­го и на­де­ять­ся на не­воз­можное вмес­то то­го пред­ме­та, ко­торый по­ис­ти­не дос­ти­жим для не­го.  Чис­то­та мо­лит­вы и соб­ранность ра­зума в мо­лит­ве, о че­ловек, уче­ник ис­ти­ны, есть точ­ное раз­мышле­ние о доб­ро­дете­ли, ко­торым мы усер­дно за­нима­ем­ся во вре­мя мо­лит­вы. Как чис­то­та сер­дца, от­но­ситель­но ко­торой От­цы уве­щева­ют и к ко­торой по­ощ­ря­ют, оз­на­ча­ет не то, что­бы че­ловек был со­вер­шенно без по­мыс­ла или мыс­ли или дви­жения, но то, что сер­дце его дол­жно быть очи­щено от по­роков, и что он ви­дит все доб­рым и по-божь­ему ду­ма­ет об этом - точ­но так же об­сто­ит де­ло с чис­той и не­рас­се­ян­ной мо­лит­вой. Пос­ледняя не оз­на­ча­ет, что ра­зум со­вер­шенно ли­шен ка­кого-ли­бо по­мыс­ла или блуж­да­ния лю­бого ро­да, но что не блуж­да­ет он по пус­тым пред­ме­там во вре­мя мо­лит­вы. Ес­ли он блуж­да­ет по че­му-ли­бо бла­гому, это не зна­чит, что­бы он был вне чис­то­ты мо­лит­вы, но он дол­жен раз­мышлять о не­об­хо­димом и ду­мать о том, что дос­той­но Бо­га, во вре­мя мо­лит­вы. От че­лове­ка не тре­бу­ет­ся так­же, что­бы пус­тые вос­по­мина­ния не при­ходи­ли вов­се, ког­да он мо­лит­ся, но что­бы он не ув­ле­кал­ся ими и не блуж­дал по ним. 

Ког­да ты на мо­лит­ве, не стре­мись к то­му, что­бы вов­се не блуж­дать ра­зумом

Ибо есть пло­хое блуж­да­ние и хо­рошее блуж­да­ние. Ког­да ты на мо­лит­ве, не стре­мись к то­му, что­бы вов­се не блуж­дать ра­зумом, ибо это не­воз­можно, но стре­мись блуж­дать в том, что яв­ля­ет­ся бла­гом. Ибо да­же чис­тая мо­лит­ва есть так­же блуж­да­ние в чем-ли­бо, но это блуж­да­ние прек­расно, ибо прек­ра­сен по­иск бла­га. Блуж­да­ние пло­хо, ког­да в пус­тых по­мыс­лах или дур­ной мыс­ли блуж­да­ет че­ловек и ког­да по­мыш­ля­ет он о дур­ном, мо­лясь пе­ред Бо­гом. Блуж­да­ние хо­рошо, ког­да по Бо­гу блуж­да­ет ра­зум во все вре­мя мо­лит­вы сво­ей, по сла­ве Его и ве­личию, бла­года­ря вос­по­мина­нию о про­читан­ном в Пи­сании и проз­ре­нию в смысл бо­жес­твен­ных из­ре­чений и свя­тых слов Ду­ха. И ес­ли кто ста­ра­ет­ся свя­зать свой по­мысел от блуж­да­ния или вос­пре­тить ра­зуму сво­ему са­моволь­но вхо­дить в раз­мышле­ние о по­доб­ных ве­щах во вре­мя мо­лит­вы, то по­ис­ти­не нет дру­гого столь бе­зум­но­го, как он, ес­ли ду­ма­ет он, что та­кой вид блуж­да­ния чужд и нес­вой­стве­нен чис­той мо­лит­ве. Ибо ни по­лез­ные вос­по­мина­ния о про­читан­ном в пи­сани­ях Ду­ха, ни про­буж­де­ние в ра­зуме проз­ре­ний и со­зер­ца­ния бо­жес­твен­ных благ в час мо­лит­вы не счи­та­ем мы чуж­ды­ми чис­то­те мо­лит­вы и на­руша­ющим соб­ранность по­мыс­лов в мо­лит­ве. Что­бы че­ловек ис­сле­довал, ду­мал и сос­ре­дото­чен­но раз­мышлял о пред­ме­те мо­ления и о со­дер­жа­нии мо­лит­вы - это прек­расная мо­лит­ва, ес­ли она соз­вучна це­ли за­пове­дей Гос­по­да на­шего. Весь­ма хо­роша та­кая соб­ранность ра­зума. 

Ес­ли ра­зум ос­во­бож­ден от это­го и рас­тво­ря­ет­ся в бо­жес­твен­ном, или ес­ли ка­кая-то прек­расная мысль нис­па­да­ет на не­го бла­года­ря проз­ре­ни­ям Пи­саний о Бо­ге - ли­бо лич­ных проз­ре­ний че­лове­ка, ли­бо при­над­ле­жащих всей об­щи­не, проз­ре­ний в бо­жес­твен­ный Про­мысл и до­мос­тро­итель­ство, от­но­сящих­ся ли­бо к каж­до­му от­дель­но­му дню, ли­бо ко всем вмес­те - проз­ре­ний, от ко­торых сла­вос­ло­вие Бо­гу воз­бужда­ет­ся в глу­бине сер­дца, или бла­года­рение и ра­дость о ве­личии Его, о воз­вы­шен­ности сос­тра­дания Его и люб­ви Его к нам: та­кое блуж­да­ние да­же луч­ше мо­лит­вы. Ка­ким воз­вы­шен­ным и чис­тым ни бы­ло бы мо­ление че­лове­ка, это вер­ши­на вся­кой соб­раннос­ти ра­зума и прек­расной мо­лит­вы. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Кассиан Римлянин 

----картинка линии разделения----

Не следует нам блуждание помыслов приписывать человеческой природе, или Богу

Ум наш по природе своей не может оставаться праздным, почему неизбежно ему, если не имеет в себе наперед предусмотрительно заготовленных предметов, над которыми упражнял бы он свои движения, и которыми бы постоянно занимался, – по своей подвижности убегать туда и сюда, и повсюду летать, пока долговременным упражнением и постоянным навыком, – что вы называете напрасным трудом, – из опыта узнает, какие надлежит ему заготовить в своей памяти материалы, чтоб около их вращаться в своих неутомимых полетах, и чрез неотступное пребывание в сем труде стяжать силу отражать противоположные им внушения врага, которыми развлекаем был прежде, и таким образом непоколебимо пребывать в том состоянии (невозмутимости и внутреннего покоя), которого желает. Итак, не следует нам непостоянство беспорядочного блуждания помыслов приписывать человеческой природе, или Богу – Творцу ее. Ибо истинно слово Писания, что Бог сотворил человека правым, а сии (люди) взыскали помыслов многих (Екклез. 7:30). Следовательно качество помыслов от нас зависит. И Псалмопевец говорит: блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи (Пс. 83:6). Видите, что в нашей состоит власти полагать в сердцах своих или восхождения, т.е. до Бога достигающие помышления, или нисхождения, т.е. помыслы, ниспадающие долу, к вещам земным и плотским. Если бы помыслы не в нашей состояли власти, то Господь не упрекнул бы Фарисеев: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф. 9:4)? И чрез Пророков не повелевал бы: удалите худые помыслы ваши от очей Моих (Ис. 1:16), – и: доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои (Иерем. 4:14). 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

----картинка линии разделения----

Не допускай блуждания помыслов рассеивающих

Пока духовная в сердце теплота не сделается постоянным его состоянием, дотоле она приходит и отходит. Приходит или сама собой, как гость небесный, или бывает плодом духовных упражнений – чтения, размышления, молитвы, актов самоотвержения и добродеяния. Отходит, когда внимание отклонится от предметов духовных, а за ним и сердце вкусит и усладится чем недуховным. Этим погашается духовная теплота, как водою огонь.

Хочешь хранить духовную сию в сердце теплоту? Будь вниманием внутрь и молитвенно предстой Богу в сердце, не допускай блуждания помыслов рассеивающих, не впускай в сердце сочувствий к чему-либо душевному и плотскому, пресекай тотчас порождения многозаботливости, храни живой воспринятую тобою ревность о богоугождении и о спасении души, в делах же внешних блюди разумный строй, направляй их все к главной твоей цели и, делая одно, не обременяй мысли попечением о многом. Но, прибавлю: когда узнаешь сию теплоту, не можешь не усиливаться хранить ее; усиливаясь, станешь употреблять пригодные к тому средства; употребляя же их, увидишь, как тебе удобнее соблюсти свою теплоту. Если разумно возьмешься за сие дело, то теплота духовная сделается для тебя верной учительницей, как управляться со своим внутренним и как держать себя во внешних делах и во всем поведении своем, чтоб блюсти ее самую.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Блуждание помыслов... — это болезнь, нажитая нами произвольно

Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за ними, которые как стрелой пронзают сердце и оставляют там след. Мысли блуждать начинают от умаления страха и охлаждения сердца. Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом... и сторонним помыслам места не будет. Понаблюдайте за собою и увидите, что большая часть времени проходит у нас именно в... пустомыслии и блуждании мыслей.

Блуждание помыслов... — это болезнь, хотя всеобщая и повсюдная, но не естественная, а нажитая нами произвольно.

 

 ----картинка линии разделения----

 

comintour.net
stroidom-shop.ru