БОГОПОЧИТАНИЕ

----картинка линии разделения----

 

В том-то и состоит истинное с нашей стороны богопочитание, когда мы уповаем на Его Всемогущество, хотя бы видимое для плотских очей и казалось противным (Его обетованиям). 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 ----картинка линии разделения----

 

БОГ (Отец)

Бог (Отец)

----картинка линии разделения----

Если Я Отец, то где почтение ко Мне?

Сын чтит отца и раб — господина своего, если Я Отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое  (Мал.1:6)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Бог весь­ма же­ла­ет кон­крет­но­го по­чита­ния...

Ве­ликой бла­года­ти свы­ше удос­та­ива­ет­ся бла­года­ря сок­ро­вен­но­му про­мыш­ле­нию Бо­жию тот че­ловек, ко­торый яв­ля­ет бла­гого­вей­ное и поч­ти­тель­ное по­ложе­ние те­ла при мо­лит­ве, прос­ти­рая ру­ки к не­бу, но ос­та­ва­ясь при этом в скром­ной по­зе, или при­падая ли­цом к зем­ле. Кто пос­то­ян­но ук­ра­ша­ет мо­лит­ву свою эти­ми внеш­ни­ми фор­ма­ми, тот не­мед­ленно и лег­ко удос­та­ива­ет­ся дей­ствия Свя­того Ду­ха, ибо ве­лик Гос­подь в гла­зах его, и по­казы­ва­ет он бла­гого­вение в жер­твах, при­носи­мых Гос­по­ду в те ча­сы, ко­торые от­ве­дены для не­го за­коном сво­боды. Вы дол­жны знать, братья мои, что во всем слу­жении на­шем Бог весь­ма же­ла­ет внеш­них форм, кон­крет­но­го по­чита­ния и ви­димых спо­собов вы­раже­ния бла­гого­вения - не ра­ди Се­бя, но ра­ди нас. Он Сам не по­луча­ет поль­зы от по­доб­ных ве­щей и не те­ря­ет ни­чего, ког­да ими пре­неб­ре­га­ют, но они - из-за не­мощи ес­тес­тва на­шего. Ес­ли бы они не тре­бова­лись, Он Сам не при­нимал бы этих внеш­них форм и по­ложе­ний те­ла на Се­бя во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни, го­воря та­ким об­ра­зом с на­ми в Свя­тых Пи­сани­ях. Сам Он ни­чем не мо­жет быть обес­че­щен, ибо честь при­над­ле­жит Ему по ес­тес­тву Его. Но у нас скла­дыва­ет­ся не­поч­ти­тель­ное от­но­шение к Не­му из-за при­выч­ной неб­режнос­ти и дер­зко­го, не­ува­житель­но­го по­веде­ния. И от­па­да­ем мы от бла­года­ти по собс­твен­ной во­ле, ибо са­ми ста­новим­ся ви­нов­ни­ками от­па­дения.

Под­верга­ем­ся мы так­же неп­рестан­ным на­паде­ни­ям и пос­то­ян­но­му оболь­ще­нию со сто­роны де­монов по ме­ре то­го как при­об­ре­та­ем ес­тес­твен­ную склон­ность к удобс­тву и по­року. Ибо мно­гие пре­неб­регли всем этим в по­мыс­лах сво­их и во­об­ра­зили, буд­то дос­та­точ­но для Бо­га од­ной мо­лит­вы сер­дца, буд­то ког­да ле­жат они на спи­не, или си­дят в не­поч­ти­тель­ной по­зе, тог­да, дес­кать, дос­та­точ­но лишь внут­ренней па­мяти о Бо­ге. Не по­забо­тились они об ук­ра­шении внеш­ней сто­роны сво­его слу­жения про­дол­жи­тель­ны­ми сто­яни­ями, со­от­ветс­тву­ющи­ми их те­лес­ной си­ле, или поч­ти­тель­ной соб­ранностью чувств. Прек­ло­няя ко­лена к зем­ле, не бы­ва­ют они по­доб­ны приб­ли­жа­ющим­ся к ог­ню и не при­нима­ют на се­бя бла­гого­вей­ное по­ложе­ние ни внут­ренне, ни на­руж­но, и не воз­да­ют честь Гос­по­ду, по­читая Его все­ми чле­нами те­ла и бла­гого­вени­ем на ли­це. Ибо они не уч­ли си­лы сво­его про­тив­ни­ка, от­че­го и впа­ли в пре­лесть и под­да­лись ее дей­стви­ям, не по­няв, что они по­ка еще смер­тные и бы­ва­ют дви­жимы сво­ей ду­шой, ко­торой свой­ствен­но ос­ту­пать­ся, и что они еще не дос­тигли ду­хов­но­го сос­то­яния, и что вос­кре­сение еще не про­изош­ло и они еще не при­об­ре­ли не­поко­леби­мос­ти. По­ка жи­во те­ло, по­ка че­лове­чес­кое ес­тес­тво нуж­да­ет­ся в тру­де и еже­минут­ном уп­ражне­нии в чем-то но­вом, они уже воз­же­лали про­водить жизнь в ду­хов­ном сос­то­янии и от­де­лить­ся от то­го, что в ми­ре страс­тей по не­об­хо­димос­ти ежед­невно про­ис­хо­дит. Во­об­ра­жая се­бя муд­ры­ми, они со­вер­ши­ли пос­тыдные де­ла тем, что приз­нак гор­дости и през­ре­ния по от­но­шению к Бо­гу по­явил­ся в них. И из-за мо­лит­вы, ко­торая есть ис­точник вся­кой жиз­ни, об­ре­ли они по­гибель, по­тому что соч­ли воз­можным про­явить пре­неб­ре­жение по от­но­шению к то­му Все­чес­тно­му, Ко­торый не мо­жет быть пре­зира­ем и Ко­торый чтим вся­кой тварью.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Чти Господа, и благоуспешны будут пути твои 

Чти Господа – и благоуспешны будут пути твои. Почитай иерея и старейшего, да низойдет на тебя благословение уст их. Почитай старцев, как много послуживших Христу. Почитай братий своих, как рабов Христовых, чтобы они возлюбили тебя. Kто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день молитвы своей будет он услышан. Kого почитаешь, почитай не ради воздаяния и не требуй себе чести.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Евагрий Понтийский

Авва Евагрий Понтийский

----картинка линии разделения---

Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу.

Бога тогда преславно почтишь, когда посредством добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

В чем состоит истинное богопочитание

В том-то и состоит истинное с нашей стороны богопочитание, когда мы уповаем на Его Всемогущество, хотя бы видимое для плотских очей и казалось противным (Его обетованиям).

Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесною, а духовною. Не так поступают бесы <идолы> языческие — они даже требуют себе жертв.

Когда Его <Бога> почитатели проводят лучшую жизнь, когда прославляют Его словами и делами, — тогда Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что при этом возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его, через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении, Его величие открывается и неверующим в Него.

Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею... Так и ты почитай Его тою честию, какую Сам Он заповедал, т. е. истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души.

Где почитают Бога, там нет ничего худого, а, напротив, где не почитают Его, там нет ничего доброго.

Если и люди за почтение платят почтением, то не гораздо ли более Бог, Который, впрочем, нередко делает это, и не будучи Сам почитаем?

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит 

----картинка линии разделения----

Если почтим Единого, т. е. Бога, то все станут почитать нас, а если обесчестим Его грехами своими, то встретим противное тому - бесчестие.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Богопочитание

И чем же приведен я в страх? Не сочтите меня боязливым сверх меры, напротив, похвалите даже мою предусмотрительность. О самом Моисее слышу, что когда беседовал с ним Бог, хотя многие призваны на гору и в числе их Аарон с двумя сынами священниками и семьдесят старейшин – народоправителей, однако же, велено было, чтобы прочие поклонились издалека, а к Богу приступил один Моисей. Народу же не дозволено и восходить на гору (Исх.24:1-2), потому что не всякий может приближаться к Богу, но только тот, кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию. Еще прежде, при самом начале законодательства, трубы, молнии, грозы, мрак, гора вся дымящаяся, страшные угрозы, что если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (Исх. 19:12-13), также другие подобные грозные явления удерживали других внизу горы, и для них достаточно было по надлежащем очищении слышать один голос Божий. Между тем Моисей и на гору восходит, и вступает внутрь облака, и получает закон, и получает скрижали, для народа скрижали письменные, а для тех, которые выше народа, скрижали духа.

Слышу также о Надаве и Авиуде, что они, воскурив фимиам чуждым огнем, им самим и наказаны, тем, в чем оказали нечестие, – нашли для себя погибель во время и на месте нечествования, и хотя отец их Аарон был перед Богом вторым после Моисея, однако не мог спасти их (Лев. 10:1-2). Знаю, что было со священником Илием и, несколько после него, с Озою. Один понес наказание за беззаконие сыновей, когда они при жертвоприношениях осмеливались прежде времени вынимать мясо из котлов, хотя отец и не одобрял такого их нечестия, а напротив, многократно делал им строгие выговоры (1 Цар. 2:13-14). Другой наказан только за то, что коснулся ковчега, увлекаемого волом, и хотя поддержал ковчег, однако же, сам погиб (2 Цар. 6:6-7), – так Бог охранял досточтимость ковчега. Знаю еще, что даже телесные пороки и в священниках, и в жертвенных животных подвергались строгому исследованию, и было узаконено, чтобы совершенные приносили совершенное, а это, как думаю, служило символом душевной непорочности. Не позволялось также: ни всякому касаться священнической одежды или какого-либо священного сосуда, ни вкушать самих жертв тем, кому не надлежало, или на неприличном месте, или в неприличное время, ни подделывать елей помазания и фимиам служения, ни входить во святилище тому, кто хоть сколько-нибудь был нечист душою и телом. Тем паче не дерзали часто входить во Святая Святых, куда доступ дозволялся только одному и только единожды в год.

Родившись от Бога, я знаю и чту Бога. А то и благочестиво, чтобы знать совершенное богопочтение.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский 

----картинка линии разделения----

Богопочитание есть плод Богопознания

Истинное познание Божие праздно и бесплодно быть не может, но вносит истинное богопочитание. Сын отца своего знает и почитает, любит и слушает его, раб господина своего знает и боится его, повинуется ему и работает ему: так кто Бога знает, не может не почитать Его, не слушать, не повиноваться и не работать Ему, воли и повелений Его не исполнять... Скажи, пожалуй, который познанием Божиим хвалишься и не поистине почитаешь Его, как может быть, чтобы ты восхотел грешить, ведая, что Бог везде есть и всякое дело видит и правосуден есть, Который за грех и временно и вечно казнит, и в самом деле греховном может тя поразить? Пред царем земным, властью, господином и отцом твоим не смеешь бесчинствовать: пред Богом ли, великим и страшным, дерзаешь худое и противное Ему делать? Не может сие быть!

Почитание Бога-Христа – суть духовной мудрости

Бог выше всех людей, и почитать Его следует больше всех. Хотим ли и мы, христиане, у Бога милость получить? должны Ему и угождать. Угождают люди царям своим. Бог есть Царь наш, и Царь вечный, Царь царствующих, и страшен Царь по всей земли. Должны Ему угождать, яко вечному Царю нашему. Угождают люди властям и начальникам своим. Бог есть Властелин и Начальник наш верховнейший, Которого власть и начальство вечное. Должно Ему угождать, яко Властелину и Начальнику нашему вечному... Должно угождать Тому, Которому вси святии Ангели со страхом, любовию и радостию угождают; Тому, Которому вся тварь работает и угождает; Тому, Которого вся трепещут; Тому, Которому противитися и раздражати страшно; Тому, Который может и душу и тело в геенне огненной погубить; Тому, у Котораго в руце всех живот и смерть; Тому, наконец, от Которого чаем воскресения и жизни будущего века. И угождать Ему должно искренно, сердечно и нелицемерно, то есть, должно то угождение происходить от веры и сердечного основания. Ибо он яко Сердцеведец, глубину сердец наших испытует и видит, как Ему угождаем, искренно или лицемерно.

Богопочитание истинное есть признак живой веры

Бога, Котораго вера зрит и прилепляется Ему, как малое отроча матери своей, от сердца почитать таким образом, каков описан в святом Его слове, то есть, не веществом и наружностию единою, но «духом и истиною, якоже Сам Бог Дух есть» (Ин. 4:24), и почитать паче всего света Его единаго, яко весь свет пред Ним, как ничто, и признавать и нарицать Его от сердца Богом «своим», хотя и всех есть Бог, якоже Он нарицается «Бог Авраамов и Исааков и Иаковль», ради веры их, хотя и всех народов есть (Исх. 3:6; Мк. 12:26). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему послушание и покорение. Аще бо Он Бог твой есть, то Его, яко Бога своего, надобно слушать, волю и повеление Его творить, якоже слушаешь отца твоего ради того, что он твой отец.   

Богопочитание состоит в исполнении Eго воли

Да делаем не что нам угодно, но что Богу угодно, и тако угодим Ему. Божие слово показует нам, что Богу угодно, и что не угодно. Сей священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях: на то бо он и поставлен нам от милосердаго нашего небеснаго Отца. «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118:105). Угодно нам в праздности и лености жить, но Богу тое не угодно: сотворим убо угодное Богу и оттрясши сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах... Угодно нам страстную похоть исполнять; по Богу тое противно, a yгодно Ему целомудрие и святость наша: сотворим убо угодное Богу, и «в целомудрии и святости поживем» (Тит. 2:12), Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу тое неугодно: обуздаем убо язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово, какое ни говорим, солию разума растворенно и к созиданию ближнего нашего да будет; сие бо есть угодно пред Богом (Еф. 4:29). Тако и в прочем поступим, и сотворим не тое, что нашей воле и плоти угодно, но тое, что воля Божия хощет, и тако угодим Ему.

Почитает Бога тот, кто волю Его исполняет, надеется на Него, молится Ему

Угождает Богу, кто волю Его святую творит: не yгождает Богу, кто воли Его святой не творит. Угождает Богу, кто смиренно поступает и живет: не угождает Богу, кто возносится и гордится, в гордости и пышности живет. «Бог гордым противится: смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5:5). Угождает Богу, кто всю надежду на Него полагает, надежду как временного, так и вечного спасения: не угождает Богу, кто на себе, на свою честь, на князей и высоких людей и прочее создание надеется. Угождает Богу, кто Его от чиста сердца призывает и молится Ему, и просит от Него в нуждах и бедствиях своих помощи и заступления: не угождает Богу, кто оставляет молитву, и в нужде своей прибегает к немощному созданию... Угождает Богу, кто Ему за вся благая сердечно благодарит и хвалит Его... Не угождает Богу, кто еще оставляет должность, и тако Богу неблагодарен бывает... Словом, угождает Богу, кто по правилу святого слова Его себе исправляет и живет; не угождает Богу, кто о том небрежет.

Без Бога почитать Его невозможно

Богу угождать без Самаго Бога не можем. Христианине: великая бо есть наша cлепота и слабость и растление. Сего ради должно со усердием Богу молиться и к Нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь Ему угодный, и на том бы нас содержал, и по тому вел нас. Сему нас научает примером своим Давид святый, который чрез весь псалом 118-й со всяким усердием молился Богу, и желал святого и Бoгoyгодного жития. Да последуем убо и мы ему в том. «Научи мя», Господи, «творити волю Твою, яко Ты ecи Бог мой» (Пс. 142:10). Господи! дай мне хотети, начинати, мыслити, творити и глаголати, что воле Твоей святой угодно.

Все, что делаем, делать ради славы Божией, другое намерение Богу не угодно и почитание не истинно. Чтобы все сие угодно Богу было, то должно нам тое все творить, то есть, уклоняться от зла и творить благое, и не ради тщеславия и похвалы человеческой, но ради «славы святого имени Его»... Иначе как угодно может быть Богу тое, что не ради Бога делается? Отсюда следует, что не всякое доброе дело видимое истинно доброе есть, но тое, которое добре творится, то есть, на добрый конец, который есть слава имене Божия.

схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Православие есть истинное богопознание и богопочитание

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу, что есть православие? Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет православия. Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет».

Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем незаменима, ни с чем несравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности: столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святаго Духа.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Об обязанностях христианина к Богу

Обязанности к Богу суть те действия, которые мы, по требованию закона Божия, должны исполнять по отношению к Богу, и которые потому составляют наше богопочтение. Так как сии действия по отношению к Богу, предписываемые нам в законе Божием, суть двоякого рода: одни внутренние, именно, действия сил душевных – ума, сердца и воли, или мысли, чувствования и желания, а другие внешние, или наружные, в которых должны выражаться внутренние наши расположения к Богу, то и богопочтение бывает внутреннее и внешнее. 

О внутреннем богопочтении

Главные обязанности христианина, относящиеся к внутреннему богопочтению, суть: а) вера, б) надежда и в) любовь. «Ныне... пребывают, – говорит Апостол, – вера, надежда, любы, три сия» (1Кор. 13:13). К ним должно причислить и г) молитву, потому что она всегда неразлучна с ними и, как сама рождается от них, так обратно и их возвышает и укрепляет. 

О вере 

Понятие. Вера есть принятие сердцем и исповедание устами преданного нам Богом учения, или, иначе, несомненное принятие всех догматов Православной Церкви, содержащихся в святом слове Божием, объясненных святыми Соборами и святыми Отцами, или, еще иначе, под именем веры христианской разумеется сердечное, живое принятие того, что Бог Отец чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа благоволил открыть нам и совершить для нашего спасения (Евр. 1:1-3). «Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже от мертвых, спасешися» (Рим.10:9). Отсюда само собою следует, что предметом веры должно быть все, преданное Богом – не только бытие Божие, Его бесконечные совершенства и действия творения и промышления, но главным образом все то, что благоугодно было Богу открыть и совершить для нашего спасения. Делать выбор между истинами Откровения и одним из них верить как несомненным, а другие отвергать или подвергать сомнению значит то же, что Откровение не считать Откровением и Того, Кто открыл истины спасения, подвергать уничижению. Спаситель заповедал ученикам Своим: «шедше... научите вся языки, ...учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19-20). Главный предмет веры христианской есть спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Краткое же изложение всех предметов веры христианской находится в Символе веры, который потому знать, и буквально, и во внутреннем содержании, есть непременная обязанность всякого православного христианина. 

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com