БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА

 ----картинка линии разделения----

 

Слово Божие содержит в себе Божественную силу, которая побуждает христианина к духовному деланию. Без этой укрепляющей силы Святого Духа, изливающейся через слово Божие, он не может продолжать свой путь, ведущий в обители Отца Небесного. 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

И Божественная сила наполнила сердце ее

Самые слова, какие Бог с миром изглаголал Марии, были дух и некая сила (Лк. 10:38,42). Слова сии вошли в сердце, стали душою в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ее, потому что, где превитает оная сила, по необходимости делается она там пребывающею, как неотъемлемое стяжание. Посему и Господь, зная, что даровал ей, сказал: Мария благую часть избра (Лк. 10:42). Но со временем и то, что делала Марфа из усердия услужить, привело ее к тому же дарованию, потому что и она прияла Божественную силу в душу свою.

Дух Божественной жизни

Люди, на которых упала та роса Духа Божественной жизни, и уязвила сердце Божественною любовью к небесному Царю Христу, привязываются к той красоте, к неописуемой славе, к нетленному благолепию, к немыслимому богатству истинного и вечного Царя Христа. Они отдаются в плен вожделению и любви, всецело устремляясь к Христу, и вожделевают улучить те неописуемые блага, какие созерцают духом, и ради этого ни во что вменяют всякую на земле красоту, и славу, и благолепие, и честь, и богатство царей и князей, потому что уязвились они Божественной красотой, и в души их попала жизнь небесного бессмертия. Поэтому и желают единой любви небесного Царя, с великим вожделением Его Единого имея пред очами, ради Него отрешаются от всякой мiрской любви и удаляются от всяких земных уз, чтобы возможно им было это одно желание иметь всегда в сердцах и не примешивать к нему ничего иного.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те 

В ка­ком смыс­ле и чей об­раз яв­ля­ет нам фор­ма Крес­та, ко­торый со­дер­жится у нас в та­кой чес­ти и ко­торо­му ра­дос­тно, с лю­бовью и не­насы­тимым же­лани­ем пок­ло­ня­ем­ся, ис­то­рия ко­торо­го как бы всей тва­ри из­вес­тна и пов­то­ря­ема ею? Но как Бо­жес­твен­ная си­ла та­инс­твен­но жи­вет в нем, - точ­но так же, как Бог име­ет обык­но­вение дей­ство­вать во вся­ком по­коле­нии, по­казы­вая чу­до си­лы Сво­ей в том, что на ма­тери­аль­ных пред­ме­тах во все вре­мена по­меща­ет Он страш­ным об­ра­зом Свое чес­тное имя и яв­ля­ет в них ми­ру чу­деса и ве­личие и пос­редс­твом их ока­зыва­ет ве­ликие бла­годе­яния че­лове­чес­тву, - все это мы опи­шем, нас­коль­ко воз­можно, прос­тым сло­вом о си­ле дос­тослав­ной и веч­ной, ко­торая пре­быва­ет в Крес­те, так что­бы ста­ло по­нят­но, что Он есть Бог, Ко­торый со­вер­ша­ет и дей­ству­ет все во всем - как сре­ди древ­них, так и сре­ди лю­дей не­дав­не­го вре­мени, и во ве­ки. Мы не го­ворим о си­ле в Крес­те от­личной от той, бла­года­ря ко­торой ми­ры приш­ли в бы­тие, си­лы веч­ной и без­на­чаль­ной, ве­дущей тво­рение во все вре­мена и неп­ре­рыв­но, бо­жес­твен­но и пре­выше вся­кого зна­ния, в со­от­ветс­твии с во­лей Бо­жес­тва Его. 

Что же? Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те, так же как она жи­ла не­пос­ти­жимым об­ра­зом в том ков­че­ге, ко­торо­му На­род пок­ло­нял­ся с ве­ликим бла­гого­вени­ем и стра­хом, - жи­ла, со­вер­шая в нем чу­деса и страш­ные зна­мения сре­ди тех, кто не сты­дил­ся на­зывать его да­же Бо­гом, то есть, кто смот­рел на не­го в стра­хе, как бы на са­мого Бо­га, ибо честь дос­то­чес­тно­го име­ни Бо­жия бы­ла на нем. Не толь­ко На­род по­читал Его под этим име­нем, но и иные вра­жес­кие на­роды: Го­ре нам, ибо Бог На­рода при­шел се­год­ня в стан. Та са­мая си­ла, что бы­ла в ков­че­ге, жи­вет, как мы ве­ру­ем, в этом пок­ло­ня­емом об­ра­зе Крес­та, ко­торый по­чита­ет­ся на­ми в ве­ликом соз­на­нии при­сутс­твия Бо­жия. Что же бы­ло в этом ков­че­ге, де­лав­шее его столь страш­ным и ис­полнен­ным вся­ких сил и зна­мений, по­мимо со­суда с ман­ной, скри­жалей За­вета, на­чер­танных Мо­исе­ем, и проц­ветше­го жез­ла А­аро­нова? Не по­вер­га­лись ли Мо­исей и на­род пе­ред ков­че­гом в ве­ликом стра­хе и тре­пете? Не ле­жал ли И­исус сын На­вин пе­ред ним с ут­ра до ве­чера, прос­тершись на ли­це? Не бы­ли ли страш­ные от­кро­вения Бо­жии яв­ле­ны в нем, вы­зывав­шие по­чита­ние его? Ибо Ше­хина Бо­жия жи­ла в нем - та са­мая, что жи­вет те­перь в Крес­те: она уш­ла от­ту­да и та­инс­твен­но все­лилась в Крест. Не в мень­шей сте­пени яв­ле­на си­ла этой Ше­хины в зна­мени­ях и си­лах Крес­та, чем в тех пред­ме­тах, но да­же в боль­шей сте­пени. Не бы­ли ли все чу­деса, опи­сан­ные в Де­яни­ях, со­вер­шавши­еся ру­ками апос­то­лов, бо­лее ве­лики­ми, чем те, что со­вер­ша­лись в древ­ности? Кто не при­нима­ет пос­ледних, тот не по­верит и в пер­вые. 

Ибо мно­гие си­лою Крес­та ук­ро­щали ди­ких зве­рей, по­казы­вали дер­зно­вение пе­ред ли­цом ог­ня, хо­дили по во­дам, вос­кре­шали мер­твых, ос­та­нав­ли­вали чу­му, зас­тавля­ли ис­точни­ки течь в ис­сохшей и ди­кой мес­тнос­ти, по­лага­ли гра­ницы мо­рям, при­казы­вали по­токам ве­ликих рек течь в об­ратную сто­рону, об­ра­щали ре­ки вспять. Да что го­ворить об этом? Да­же сам са­тана со всей его властью стра­шит­ся об­ра­за Крес­та, ког­да он на­чер­ты­ва­ет­ся на­ми про­тив не­го. Но и о том, что важ­нее этих ве­щей, пос­лу­шай. Пред­ме­ты, ко­торые име­ли мес­то в том слу­жении, со все­ми зна­мени­ями и си­лами, про­ис­хо­див­ши­ми в их при­сутс­твии, не мог­ли ис­ко­ренить да­же ма­лый вид гре­ха, тог­да как в слу­жении Крес­та грех сде­лал­ся по­добен па­ути­не, на ко­торой ви­сит неч­то тя­желое, не мо­гущее удер­жать­ся на ней. И ес­ли смерть бы­ла столь страш­на для че­лове­чес­ко­го ес­тес­тва, то сей­час да­же жен­щи­ны и де­ти сме­ют­ся над ней. Смерть, ко­торая царс­тву­ет над всем, не толь­ко ока­залась те­перь лег­че для чад ве­ры, но и у языч­ни­ков весь­ма умень­шил­ся страх пе­ред ней по срав­не­нию с тем, что бы­ло преж­де. По­чита­ем Тот, Кто от­ме­нил Свой при­говор нам че­рез при­мире­ние, со­вер­шенное Им ра­ди нас. Бла­гос­ло­вен Тот, Кто вос­хо­тел от­кры­то явить в на­ши вре­мена веч­ную лю­бовь Свою, ко­торую име­ет Он по от­но­шению к тва­ри.  Ибо пе­ред той де­ревян­ной конс­трук­ци­ей, о ко­торой го­ворит­ся, что в ней жи­ла Ше­хина Бо­жия, пок­ло­нение, пол­ное ужа­са, бы­ло пос­то­ян­но воз­да­ва­емо Бо­гу Мо­исе­ем и всем На­родом. 

Как это так, что Бог ска­зал в За­коне На­роду че­рез Мо­исея: Не пок­ло­няй­тесь из­де­лию рук че­лове­чес­ких или ка­кому-ли­бо об­ра­зу или по­добию, - и од­на­ко же ков­чег ру­кою плот­ни­ков был пос­тро­ен, и эти скри­жали бы­ли вы­сече­ны ру­ками Мо­исея из го­ры и его пер­стом над­пи­саны? Но пос­коль­ку лю­ди упот­ребля­ли имя идо­лов по от­но­шению к тем пред­ме­там, они по­луча­ли на­каза­ние, тог­да как в слу­чае этих ве­щей, пос­коль­ку слав­ное и пок­ло­ня­емое имя Бо­жие бы­ло по­меще­но на них, си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на в них от­кры­то. По­мощь и спа­сение че­рез них по­луча­ли лю­ди, и страш­ные зна­мения со­вер­ша­лись в них сверхъ­ес­тес­твен­но.  Та­кими же свой­ства­ми об­ла­да­ет Крест. Ибо сра­зу, как толь­ко этот об­раз изоб­ра­жа­ет­ся на сте­не или на дос­ке, или из­го­тов­ля­ет­ся из ка­ких-ли­бо ви­дов зо­лота или се­реб­ра или то­му по­доб­но­го, или вы­реза­ет­ся из де­рева, тот­час он об­ле­ка­ет­ся в бо­жес­твен­ную си­лу, ко­торая не­ког­да оби­тала там, и на­пол­ня­ет­ся ею и ста­новит­ся мес­том бо­жес­твен­ной Ше­хины - да­же в боль­шей сте­пени, чем ков­чег. Как слу­жение Но­вого За­вета бо­лее дос­то­чес­тно пе­ред Бо­гом, чем то, что име­ло мес­то в Вет­хом За­вете, и как есть раз­ни­ца меж­ду Мо­исе­ем и Хрис­том, и как слу­жение, ко­торое по­лучил И­исус, луч­ше то­го, ко­торое бы­ло да­но че­рез Мо­исея, и как сла­ва че­лове­ка бо­лее ве­лика и бо­лее прек­расна в тво­рении, чем сла­ва бес­сло­вес­ных пред­ме­тов, так же и этот об­раз, ко­торый те­перь су­щес­тву­ет, нам­но­го бо­лее дос­точтим по при­чине чес­ти То­го Че­лове­ка, Ко­торо­го от нас взя­ло Бо­жес­тво в жи­лище Се­бе, и по при­чине то­го бо­жес­твен­но­го бла­гово­ления, ко­торое есть в этом Че­лове­ке, став­шем пол­ностью хра­мом Его, - бла­гово­ления, от­лично­го от то­го про­об­ра­зова­тель­но­го бла­гово­ления, ко­торое в древ­ности бы­ло в бес­сло­вес­ных пред­ме­тах, про­об­ра­зовав­ших, слов­но тень, бу­дущие бла­га во Хрис­те. 

По­доб­ным об­ра­зом ес­ли бы мы упот­ре­били дру­гое имя по от­но­шению к из­го­тов­ле­нию этой фор­мы, мы по­луча­ли бы на­каза­ние, ког­да бы ни пок­ло­нялись ему, как те, ко­торые тог­да под­ме­нили пок­ло­нение Бо­гу идо­лопок­лонс­твом. Ны­не же, пос­коль­ку это - во имя Че­лове­ка, в Ко­тором жи­вет Бо­жес­тво, о Ко­тором пос­то­ян­но го­ворит­ся в Вет­хом За­вете, Ко­торо­го ис­полне­ние на­де­ют­ся уви­деть на­ши две­над­цать ко­лен, усер­дно слу­жа Бо­гу день и ночь, мы по­нима­ем все эти ве­щи. Ког­да мы смот­рим на Крест во вре­мя мо­лит­вы или пок­ло­ня­ем­ся его изоб­ра­жению, ко­торое есть об­раз то­го Че­лове­ка, что был рас­пят на нем, бо­жес­твен­ную си­лу по­луча­ем мы че­рез не­го и по­мощи, спа­сения и не­из­ре­чен­ных благ в этом ми­ре и в ми­ре гря­дущем удос­та­ива­ем­ся - и все это че­рез Крест. Ибо и на крыш­ку, ко­торая бы­ла там по­меще­на по­верх ков­че­га, ко­торая бы­ла из­го­тов­ле­на из зо­лота и в ко­торой си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на от­кры­то, не дер­зал свя­щен­ник, ког­да толь­ко вхо­дил ту­да, под­нять гла­за свои и рас­смат­ри­вать ее, так как страш­ная Ше­хина Бо­жес­тва бы­ла на ней, и бо­лее страш­ным и дос­то­чес­тным был вид у нее, чем у всех про­чих пред­ме­тов, сос­тавляв­ших часть это­го слу­жения. Ибо го­ворят пра­вос­лавные От­цы, что тай­ну че­лове­чес­тва Гос­по­да на­шего изоб­ра­жала эта крыш­ка. Ес­ли же об­раз был так стра­шен, нас­коль­ко бо­лее страш­но ис­полне­ние этих об­ра­зов и тот са­мый Пер­во­об­раз, Ко­торо­му при­над­ле­жат тай­ны и об­ра­зы. Но там бы­ли стро­гость и ве­ликий страх, ко­торые тре­бова­лись в том слу­жении, здесь же - ми­лость. Ибо там вся­кий, кто про­яв­лял дер­зно­вение, дей­ствуя бес­печно по от­но­шению к тем тай­нам, об­ра­зам и сим­во­лам, не­мед­ленно по­лучал на­каза­ние, по­доб­но тем, ко­торые бы­ли сож­же­ны ог­нем сво­их ка­диль­ниц. Но пос­коль­ку здесь из­ли­лась бла­годать без ме­ры, стро­гость бы­ла пог­ло­щена ми­лостью, и по­яви­лось дер­зно­вение и ро­дилась не­кая бес­печность - не нас­то­ящая, ко­неч­но же! - но пре­из­бы­ток дер­зно­вения, а дер­зно­вение обыч­но про­гоня­ет страх, бла­года­ря ве­ликой ми­лос­ти Бо­жи­ей, ко­торая из­ли­ва­ет­ся на нас во все вре­мена. 

Для ис­тинно ве­ру­ющих зре­ние Крес­та - не ма­лая вещь, ибо все тай­ны по­нима­ют­ся че­рез не­го. Но вся­кий раз, ког­да они под­ни­ма­ют гла­за и смот­рят на не­го, они как бы вгля­дыва­ют­ся в лик Хрис­та и так вы­ража­ют они поч­те­ние к не­му: ви­дение его дра­гоцен­но для них и страш­но, и в то же вре­мя вож­де­лен­но. И пос­коль­ку они так­же яв­ля­ют­ся деть­ми, они име­ют еще боль­ше дер­зно­вения к Не­му, как де­ти обыч­но име­ют дер­зно­вение к сво­им ро­дите­лем по при­чине до­вер­чи­вой люб­ви.  И вся­кий раз, ког­да приб­ли­жа­ем­ся мы к Крес­ту, мы как бы к те­лу Хрис­то­ву приб­ли­жа­ем­ся: так это пред­став­ля­ет­ся нам по ве­ре в Не­го. И че­рез на­ше приб­ли­жение к Не­му и всмат­ри­вание в Не­го мы сра­зу соз­на­тель­но вос­хо­дим умом сво­им на не­бо. Как бы бла­года­ря не­ко­ему не­види­мому и свер­хчувс­твен­но­му ви­дению и поч­те­нию по от­но­шению к че­лове­чес­тву Гос­по­да на­шего пог­ло­щено сок­ро­вен­ное ви­дение на­ше не­ким со­зер­ца­ни­ем та­инс­тва ве­ры. По­это­му мы не сты­дим­ся на­зывать Его так­же Гос­по­дом, Спа­сите­лем и да­же Бо­гом, ибо дол­жны мы при­носить мо­лит­ву Ему как Соз­да­телю. 

 

КРЕСТ

 

Все это, как мы ве­ру­ем, при­над­ле­жит то­му Че­лове­ку, чей Крест бла­гого­вей­но по­чита­ет­ся на­ми во имя Его и из-за Не­го; и все, что от­но­сит­ся к Крес­ту, го­ворит­ся о Нем. Мы так­же без опа­сения на­зыва­ем че­лове­чес­тво Гос­по­да на­шего, Ко­торый по­ис­ти­не есть Че­ловек, Бо­гом, Соз­да­телем и Гос­по­дом, и сло­ва о том, что Его ру­ками бы­ли ус­тро­ены ми­ры и все бы­ло сот­во­рено, мы бо­жес­твен­ным об­ра­зом от­но­сим к Не­му. Ибо Тот, Ко­му при­над­ле­жит все это, доб­ро­воль­но все­лил­ся в Не­го и дал Ему честь Сво­его Бо­жес­тва и власть над всем, по при­чине бла­годе­яний, ко­торые тварь че­рез Не­го дол­жна бы­ла по­лучить и на­чало ко­торым бы­ло по­ложе­но на Крес­те. Так­же и ан­ге­лам при­казал Он слу­жить Ему, по сло­вам бла­жен­но­го Пав­ла: Вво­дя Пер­во­род­но­го во все­лен­ную, Он ска­зал: И да пок­ло­нят­ся Ему все ан­ге­лы Бо­жии. Ибо Он да­ровал Ему быть пок­ло­ня­емым вмес­те с Со­бою без раз­ли­чения, еди­ным пок­ло­нени­ем: Ему - Че­лове­ку, Ко­торый стал Гос­по­дом, и Бо­жес­тву рав­ным об­ра­зом. Хо­тя ес­тес­тва сох­ра­ня­ют­ся с их свой­ства­ми, нет ни­како­го раз­ли­чия в чес­ти. Ибо мы ве­ру­ем, что все, что от­но­сит­ся к Не­му, под­ня­то до То­го, Кто при­нима­ет это на Се­бя, воз­же­лав, что­бы Он учас­тво­вал в этой сла­ве. Че­рез Крест ста­ло из­вес­тным для нас все это, и точ­ное зна­ние о Соз­да­теле по­лучи­ли мы че­рез этот пред­мет, ко­торый столь през­ренным счи­та­ют не­веру­ющие. Во Хрис­те по­ис­ти­не удос­то­ены люб­ви Соз­да­теля и люб­ви друг к дру­гу все сло­вес­ные су­щес­тва - ан­ге­лы и лю­ди рав­ным об­ра­зом, ра­ди еди­ного ис­по­веда­ния еди­ного Бо­га, Гос­по­да все­го.  Ибо Крест - это оде­яние Хрис­та, точ­но так же, как че­лове­чес­тво Хрис­та - одеж­да Бо­жес­тва Его. Так Крест слу­жит об­ра­зом, ожи­дая вре­мени, ког­да ис­тинный Про­об­раз бу­дет яв­лен: тог­да те пред­ме­ты бу­дут не нуж­ны. Ибо Бо­жес­тво жи­вет в че­лове­чес­тве не­от­де­лимо, без кон­ца и на­веки, то есть без ог­ра­ниче­ния. По­это­му мы смот­рим на Крест как на мес­то Ше­хины Все­выш­не­го, свя­тили­ще Гос­подне, оке­ан тайн до­мос­тро­итель­ства Бо­жия. 

Этот об­раз Крес­та яв­ля­ет на­шему оку ве­ры тай­ну двух За­ветов, как бы­ло по­каза­но вы­ше в сво­ем мес­те. Ибо это так­же пе­чать до­мос­тро­итель­ства Спа­сите­ля на­шего. Ког­да бы ни смот­ре­ли мы на Крест та­ким об­ра­зом, с утих­ши­ми мыс­ля­ми, со­бира­ет­ся и вста­ет пе­ред внут­ренни­ми оча­ми на­шими вос­по­мина­ние все­цело­го до­мос­тро­итель­ства Гос­по­да на­шего. Тот, в Ком оби­та­ет пол­но­та Бо­жес­тва те­лес­но, как че­ловек вхо­дил в две­ри греш­ни­ков, през­ренный и ума­лен­ный пе­ред людь­ми, не имев­ший ни ве­личия, ни ви­да, по сло­вам Иса­ии-про­рока.  О чу­до! Соз­да­тель в че­лове­чес­ком об­ли­ке вхо­дил в дом мы­тарей и блуд­ниц, и ког­да они бла­года­ря Ему об­ра­щались к Не­му, Он убеж­дал их, да­вая им уве­рен­ность в при­мире­нии с Ним пос­редс­твом уче­ния Сво­его. И сло­во ис­ти­ны за­печат­лел Он ис­тинны­ми сви­детель­ства­ми в си­лах и зна­мени­ях. И кра­сотою ви­да Его и лю­бовью Его прив­ле­чена бы­ла вся все­лен­ная к еди­ному ис­по­веда­нию Бо­га, Гос­по­да всех, и зна­ние о еди­ном Соз­да­теле бы­ло по­се­яно в каж­дом че­лове­ке. И на­конец все, кто при­няли уче­ние Его, ут­верди­лись в на­деж­де, ко­торую Он дал им, бла­года­ря то­му, что Сво­ей собс­твен­ной Кровью за­печат­лел сло­ва Свои, ска­зан­ные им. Смертью Сво­ей и вос­кре­сени­ем Сво­им ут­вердил Он две­над­цать му­жей, ко­торые из все­го ро­да Ада­мова для это­го слу­жения бы­ли из­бра­ны по пред­ве­дению Гос­по­да. И сре­ди не­из­ре­чен­но­го ве­лико­лепия Он под­нял Его к Се­бе на не­бо - на то мес­то, ку­да не сту­пала ни од­на тварь, но ку­да Он приг­ла­сил Сво­им собс­твен­ным дей­стви­ем все сло­вес­ные су­щес­тва, ан­ге­лов и лю­дей - к то­му бла­жен­но­му Вхо­ду, что­бы нас­лаждать­ся в бо­жес­твен­ном све­те, в ко­торый об­ла­чен Че­ловек, ис­полнен­ный свя­тос­ти и в чес­ти и си­янии не­из­ре­чен­ном пре­быва­ющий те­перь с Бо­гом. 

Та­ковы тай­ны, ко­торые не­сет в се­бе свя­той об­раз Крес­та: это при­чина сил, ко­торые Соз­да­тель со­вер­ша­ет че­рез не­го для все­го ми­ра. Та­ков об­раз, ко­торо­му мы с ра­достью пок­ло­ня­ем­ся и ко­торый по­чита­ем: от веч­ности от­ме­чен Он был в соз­на­нии Соз­да­теля, что­бы че­рез этот об­раз Он мог дать вся­кому поз­на­ние сла­вы Его и сво­боду, ко­торую на­мере­вал­ся Он приб­рести че­рез не­го для все­го че­лове­чес­тва. Бла­гос­ло­вен Бог, Ко­торый пос­редс­твом ма­тери­аль­ных пред­ме­тов на вся­кое вре­мя та­инс­твен­но при­водит нас к зна­нию не­види­мос­ти Сво­ей; Он се­ет и на­печат­ле­ва­ет в ра­зуме на­шем па­мять о за­боте Его о нас во всех по­коле­ни­ях, пос­редс­твом ви­димых форм свя­зывая ра­зум наш лю­бовью к сок­ро­вен­ности Его. Да воз­ве­селят­ся сер­дца на­ши в тай­нах ве­ры, ко­торы­ми мы об­ла­да­ем, воз­ли­ку­ем о Бо­ге, Ко­торый так мно­го за­ботит­ся о нас. Вой­дем со­зер­ца­ни­ем ра­зума на­шего в это вос­хи­титель­ное де­ло, ко­торое Он пред­при­нял ра­ди нас. Воз­ра­ду­ем­ся в на­деж­де, ко­торая от­кры­лась нам, ча­дам Хрис­то­вым, в тай­не Но­вого За­вета, ко­торый мы по­лучи­ли че­рез Не­го. 

Дос­то­пок­ло­ня­ем Бог, Ко­торый ра­ди на­шего спа­сения де­ла­ет все в ми­ре, что­бы приб­ли­зить нас к Се­бе преж­де, чем от­кро­ет­ся то бу­дущее сос­то­яние, в ко­тором мы по­лучим бла­га, дос­той­ные сы­нов Бо­жи­их. Дос­то­пок­ло­ня­ема тай­на си­лы Крес­та, да­ровав­ше­го нам все это. Ан­гель­ско­го зна­ния удос­то­ились мы че­рез не­го бла­года­ря си­ле, пос­редс­твом ко­торой вся­кая тварь бы­ла сот­во­рена - как ви­димая, так и не­види­мая. Вся­ких хва­лений, прос­лавле­ний и сла­вос­ло­вий дос­той­но бо­жес­твен­ное Ес­тес­тво, Ко­торое сот­во­рило нас, да­ло нам все эти ве­щи и даст нам дру­гие: Ему да бу­дет пок­ло­нение, честь и прос­лавле­ние во ве­ки ве­ков. Аминь. 

***

Ведение, подаваемое Божественною силою, именуется сверхъестественным, и оно паче неведомо и выше ведения. 

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения---

Слово Божие содержит в себе Божественную силу, которая побуждает христианина к духовному деланию. Без этой укрепляющей силы Святого Духа, изливающейся через слово Божие, он не может продолжать свой путь, ведущий в обители Отца Небесного.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин

----картинка линии разделения----

Великая Божественная сила

Великая крепость и Божественная сила дается тем, кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых! Поэтому, братья, станем на скале веры и на Предании Церкви, не сокрушая пределы, поставленные святыми отцами нашими, не давая места тем, которые желают вводить новое и разрушать здание Святой Соборной и Апостольской Церкви Божией. Ибо если будет дана свобода всякому желающему, то мало-помалу будет погублено все Тело Церкви. Нет, братья, нет, христолюбивые чада Церкви, не бесчестите матери нашей! Не совлекайте украшения ее! Примите ее, которая через меня ведет с вами переговоры! Уразумейте, что о ней говорит Бог: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4:7). 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит

Как дается Божественная сила

Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к... богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: молчание, смиренное о себе думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушение и последность (иметь себя во всем последним). Молчание с разумом рождает смиренное о себе думание. От смиренного же о себе думания рождаются три вида смирения: смиренное говорение, смиренных и бедных одеяний ношение и самоуничижение. Сии же три вида рождают сокрушение, бывающее от попущения искушений и именуемое промыслительным обучением и от бесов смирением. Сокрушение же легко делом заставляет душу чувствовать себя сущею ниже всех и всех последнейшею, яко всеми превосходимою. Два же сии вида приносят совершенное и богодарное смирение, которое именуется силою и совершенством всех добродетелей, — и оно-то Богу приписывает добрые дела. Итак, первое из всех руководств ко смирению есть молчание, из которого рождается смиренное о себе думание, а это рождает три вида смирения. Три эти рождают один — сокрушение, а сокрушение рождает седьмой вид смирения — почитание себя низшим всех, которое называется промыслительным смирением. Промыслительное же смирение приносит богодарное, совершенное, непритворное, истинное смирение. Первое из этих (промыслительное) так приходит: когда человек, будучи оставлен самому себе, побежден бывает, порабощен и восгосподствован всякою страстию и помыслом, тогда, будучи побеждаем духом (вражеским), и не находя помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего совсем, и готов будучи пасть даже в отчаяние, смиряется он во всем, сокрушается, низшим всех себя имеет, последнейшим и рабом всех, худшим даже самих бесов, как их тиранству подлежащий и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение, в силу которого от Бога дается второе, высшее, которое есть Божественная сила, вседейственная и всетворная. Его ради, видя себя органом Божественной силы, человек ею совершает дивные Божии дела.

 

----картинка линии разделения----

  

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский 

----картинка линии разделения----

В сердцах через слово Божие действует Святой Дух

Видишь, что на земле, хотя и сеется на ней семя, ничего не прорастает, если нет влаги. Так и в сердце человеческом: хотя оно и слышит Слово Божие, но не прорастает плод, достойный слова Божия, если не будет влаги Божией благодати. Потому нам повелевается так усердно об этом молиться: «Просите... ищите... стучите»,- говорит Господь (Мф. 7:7). Это убеждает нас усердно молиться Богу, просить у Него благодати, чтобы мы ушами слышали слово Его, и сердцем творили. Без этого мы ни в чем не преуспеем, столь глубоко растленное имеем сердце. И, слыша слово Божие, не можем понять его и погрузить в сердце, а поняв, не можем исполнить, так что во всякую минуту нуждаемся в благодати Божией, содействующей нам в благочестии.  

Кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему

Тело имеет слух, и душа имеет свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух. Не всякая и душа. Бог душе говорит: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонись от зла и сотвори благо, прочее. И душа, у которой слух открыт, слышит и слушает Бога говорящего и творит то, что повелевает Бог. Невозможно душе, воистину невозможно, не послушать Бога и не творить то, что Он повелевает, если у нее уши открыты. Царя земного и низшую власть слушает человек и творит то, что она велит. Бога ли говорящего не послушает душа, когда у нее слух отверст? Ей! Со всяким усердием и сладостью послушает и говорит Ему: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.107:2). Отверстый слух своей души имел святой патриарх Авраам, которому Бог сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе, — и прочее. И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт 12:1, 4). Отверстый слух имели все те, которым сказано Христом: «Идите за Мною, и ...последовали за Ним» (Мф.4:19-22). Отверстый слух души имеет каждый, кто с усердием старается заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит» (Лк 8:8, 15).

Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать — значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца — словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они — и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), — но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», — говорит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).

Воистину велика душевная глухота!

У телесно глухого ко всякому слову худому и доброму, слух закрыт. Но у душевно глухого не так. Он ко всему худому: к клеветам, к негодным басням, к скверным и соблазнительным песням, к нашептываниям диавольским, к повестям о прихотях плотских и мирских — открытый слух имеет. Напротив того, к слышанию Божия слова, чудных дел Его и похвалы Его, имеет закрытый слух. Как кто скажет ему: «Вот такой-то человек таким и таким способом довольно имения себе нажил, такой-то воевода или такой-то секретарь столько тысяч денег собрал и столько душ крестьян купил», — тотчас и сам внутри себя начинает думать, как бы и ему это достать. Когда говорят, что такие-то и такие материи, такие-то и такие кареты, такие-то и такие вина и прочее, служащее прихотям человеческим, продается, тотчас думает, как бы их видеть и иметь у себя в доме. А когда проповедуется Божие слово и говорится ему: «Покайся, исправь себя, начни новую христианскую жизнь, бойся Бога и праведного суда Его, берегись греха, люби добродетель и старайся творить ее», и прочее, — то тому он внимает, так как глухой песне. Воистину велика душевная глухота! Что страшнее, чем вечная погибель? И что вожделеннее, чем вечная жизнь? Бог в Писании Своем говорит и через проповедников, рабов Своих, гремит: «Бедная душа! Погибнешь, погибнешь вовеки, если не покаешься».    

«Дождем прольет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный — их доля из чаши, ибо Господь Праведен и возлюбил правду, правоту видит лицо Его» (Пс.10:6—7). «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Но бедная душа сильного того голоса Божия не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: «Обратись ко Мне, душа, и спасешься, и вечно жива будешь». Но не слышит душа Божиего зова, идет и стремится в погибель, как стремилась, не слышит, так как отверстого слуха не имеет. Страшен голос: «Вовеки погибнешь, если не покаешься». Любезный и вожделенный голос: «Вовеки спасена будешь, если покаешься». О, если бы услышала душа голос этот, сильно бы ужаснулась, и вострепетала бы, и избрала бы истинное покаяние, чтобы избежать погибели и получить вечное спасение! Поэтому всякий христианин должен стараться и молиться о том, чтобы внутренний слух души был отверст. Отсюда бывает начало как обращения и истинного покаяния, так и спасения. О бедный христианин, глухой христианин! Пробудись, пожалуйста, пробудись, и принуди себя, падай перед Иисусом, воздыхай и с усердием молись Ему, да откроет силой Своей Божественной слух души твоей, и тогда с охотою и радостью послушаешь голос Господень. О Иисус, Сила и Надежда нашего спасения, открывающий очи слепым и слух глухим! Открой слух душ наших, да услышим Божественное слово Твое. Скажи и нашей грешной душе: «еффафа», то есть: «отверзись» — и откроется слух ее. Признаки душевной глухоты: 1) Когда христиане слышат слово Божие и не исправляются. 2) Любовь к миру сему, то есть к чести, славе, богатству, роскоши и сластям. Эту глухоту сатана шептанием своим устраивает, чтобы люди не могли слышать слово Божие и так бы погибли.

Божие слово, как семя, и плод подобный себе рождает

Когда в доме бывают различные звуки, шум, крик и суета, тогда, что ни говорится человеку, он не слышит, так как этот шум ему препятствует и заключает слух его. Так и в душе бывает. Когда различный шум и мятеж мирских похотей ее беспокоит, тогда она не может слышать слова Божиего, так как мирские похоти, которые «восстают на душу» (1 Петр 2:11), ее окружающие, не допускают до нее дойти Божию слову, отражают и отгоняют его от нее. Что в таком шуме голос слова Божиего успеет? Как глухому музыка — так шумом объятой душе слово Божие. Часто такой слышит проповедь слова Божия и хвалит ее, но пользы от этого никакой не получает. Отходит от проповеди таким же, каким и пришел на проповедь, если не хуже, ибо слышанное Божие слово в больший вред обращается тому, кто слышит его, но не исправляется от него. Так книжники и фарисеи часто слышали от Христа слово Божие и не исправлялись, поэтому преуспевали в худшем. Поэтому сатана, враг душ человеческих, всеми силами старается запутать душу человеческую в похоти мирской, как рыбу в сети, чтобы слова Божиего до себя не допустила и так бы погибла. Христианин! Советую тебе и молю тебя, ради твоего спасения, успокойся хоть на малое время от этого пагубного шума. И тогда истину признаешь и увидишь, что мятеж похотей мирских слово Божие отгоняет от души. Тогда почувствуешь некое движение к вечности, как тончайший глас. Тогда мало-помалу будет к тебе приходить мысль, кто ты и к какому концу идешь, что тебя по смерти ожидает, и прочее. Это-то и есть знак приходящего к душе слова Божиего, ибо Божие слово, как семя, и плод подобный себе рождает.

Божие слово имеет Божественную Силу

Кто отверстый телесный слух имеет и не имеет никаких препятствий, тот все слышит, что ни говорится. Слышит что-то страшное — и ужасается. Слышит что-то приятное — и утешается. Слышит что-то смешное — и смеется. Слышит что-то нужное ему — и желает, и ищет этого. Так делает и тот христианин, который имеет отверстый слух души своей. Он всякое Божие слово слышит и допускает его до внутренности души своей, и силой его, как конь шпорами, подвигается и возбуждается. Божие слово имеет некую Божественную силу, которая душу человеческую подвигает, как крепкая водка или спирт воздействует на обоняние. И, так как слово Божие есть духовное, то к духовному делу и побуждает ее. Такой христианин слышит слово о праведном суде Божием, и боится его. Слышит слово о вечной муке, и ужасается, и старается от нее избавиться. Слышит о вечной жизни и ее блаженстве, и сердцем восхищается и печется о том, как бы не лишиться этого. Слышит, какое великое и пагубное зло есть грех, и всеми силами бережется от него. Слышит, как прекрасна и благоприятна добродетель, и старается стяжать ее. Слышит слово о покаянии, и тотчас чувствует внутри себя желание и некое побуждение к покаянию, и предполагает, как бы это самым делом исполнить. Слышит обличительное слово за грех, и видя его в совести своей, печалью об этом грехе, печалью по Богу сокрушается, и, как стрелой, пронзается, негодует и гневается на себя, а часто и слезы от сокрушенного сердца проливает. Слышит, сколь дивная благость Божия к роду человеческому явлена в воплощении Сына Божия, и весьма удивляется этому спасительному и человеколюбивому Божию Промыслу. Слышит, что и он — один из тех, ради которых Сын Божий и Бог Великий во плоти явился и «пришел взыскать и спасти погибших» (Мф.18:11), и благодарит от сердца, и со смирением поклоняется за это человеколюбивому Богу. Слышит утешительное слово Евангелия и чувствует внутри некое духовное живое утешение. Ибо Евангелие, как радостная Божия весть, с небес посланная людям, для души, слышащей ее, без утешения не бывает. Это действие Божиего слова, до внутренности души доходящего!

Так слово Божие, вселившееся в душу христианскую, христианина обновляет и делает его богомудрым, богобоящимся, благочестивым, святым — словом,   «новою тварью ...во Христе» (2 Кор.5:17). Как бальзам, внесенный в дом, наполняет дом благоуханием, так и Божие слово, как духовный и благоприятный бальзам, войдя в душу человеческую, делает в ней благоухание. Благоухание этого бальзама — страх Божий, любовь Божия и ближнего, покаяние, печаль по Богу, сокрушенный дух, воздыхание, умиление, слезы, утешение, духовная радость. Это небесное благовоние Святой Дух сотворяет в душе через святое Свое слово.

Христианин! Почувствуешь и ты в своей душе это доброе благоухание небесного бальзама, когда, отлучив свою душу от шума и мятежа мирских прихотей, отворишь слух своей души Божиему слову. Как может почувствовать силу и действие Божиего слова тот, кто не о спасении, а о прихотях мира этого думает? Отринь этот вредный и пагубный шум от своей души, и душа почувствует в себе тот небесный бальзам. Перестань думать о том, как бы снискать честь, славу, богатства в этом мире, как бы богатый стол собрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы в лучшее платье одеться, как бы более мудрым и славным, чем другие, показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проехаться, как бы более земли и крестьян приобрести, как великолепнейшие сады построить, как бы красивые в них галереи сделать и выгодные пруды выкопать, и прочее. Но думай, как бы вечное спасение получить. Пусть будет это для тебя первейшим делом во всех твоих замыслах, начинаниях и делах. Тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие и сотворит подобный тому плод. Иначе, даже если всю святую Библию и прочие христианские книги будешь наизусть знать, никакой пользы душе своей от них не получишь, если прихотей, столь оглушающих душу и слова Божия до нее не допускающих, не оставишь. Оставь их. Да войдет в душу твою слово Божие.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский

----картинка линии разделения----

Бог есть жизнь, исцелял и исцеляет людей одним прикосновением

Если Господь сообщает непобедимую, непостижимую Божественную силу Животворящему Кресту, то что удивительного, если Он сообщает непостижимую силу воссозидать нашу природу – Своим Пречистым, Страшным и Животворящим Тайнам Тела и Крови Своей? О, коль велий еси Господи! и коль чудны дела Твои! Как бесконечно Твое всемогущество! К чему прикоснется сила Твоя и благодать Твоя, то само делается животворящим.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 

----картинка линии разделения----

Сила моя в немощи совершается

У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12:9-10).

Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? Неужели может быть, чтобы старик, страдающий тяжелой одышкой, едва ходящий на разбитых ногах, с руками дрожащими, чтобы он был силен, ибо он немощен?

Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути.

Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми.

Что же мы ответим ему, этому непонимающему?

О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно.

Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: "когда я немощен, тогда силен" и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной.

Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1:27,28).

Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном.

Мы, христиане, задачей своей ставим не построение царства земного, а достижение Царства Небесного. Это нечто совершенно иное.

В царстве земном и мы живем, и мы участвуем в нем делами своими, но сердцем своим прилепляемся к Царству Божию, к Царству Небесному.

Что такое немощь духовная и что такое сила духовная?

Наше христианское и мирское понимание силы духовной совершенно различны.

Сила духовная людей мирских имеет в своей основе самоуверенность, самонадеянность, самоутверждение – гордость.

Эта сила, часто огромная, действительно может творить великое, преображая жизнь человеческую, изменяя во благо социальные и международные отношения. Она на наших глазах с небывалым успехом строит царство земное.

Но в основе этой силы духовной лежит гордость, лежит отвержение всякой помощи Божьей, самоутверждение, безусловная вера в свои человеческие силы. А Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать.

Они этого не слышали, а если бы и слышали, то посмеялись бы над этим.

А нас глубоко поражают слова св. пророка Исаии: "...так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – Святый имя Его: я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57:15).

И в другом месте тот же пророк говорит: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66:2).

О, как велики для нас эти слова! Разве не хотите вы, чтобы в сердце вашем жил Сам Бог?

А Он говорит, что живет в тех сердцах, которые смиренны и сокрушенны.

В сердце человеческом живет Сам Бог...

И вот только тогда, когда Бог, ненавидящий гордость и превозношение, вселится в сердце смиренное, сокрушенное и трепещущее пред словом Его, тогда в этом немощном сердце совершается великая сила Божия – и только в таком сердце, ни в каком другом.

Что же такое нищета духовная, которую Бог ставит необходимым условием того, чтобы в нас действовала Его Божественная сила, что это такое?

Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие.

И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего. Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.

Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.

Они одеваются и покрываются не драгоценными одеждами, а кровом крыл Всевышнего.

Только этой одежды ищут они, только под кровом крыл Всевышнего хотят они жить, а не в роскошных домах – им этого не нужно.

Они смиренно сознают себя ниже всех. И чем праведнее человек, тем глубже сознание своей греховности в нем.

Это покажется вам странным. Скажете, что это, как это возможно, чтобы святые считали себя грешнее всех?

Поверьте, поверьте, что возможно, что совершенно искренне считали себя святые грешнее всех.

Как это возможно? Вот как.

Если в комнату чрез окно упадет яркий солнечный луч, то увидите вы в этом луче миллионы носящихся пылинок. Пока не было света, не видели пыли; увидели только тогда, когда пыль осветило солнце.

Духовное зрение святых обострено до крайности, они видят то, чего не видят люди обыкновенные, люди мира сего.

Их сердце и ум озаряет яркий свет Христов, и в этом Христовом свете своим обостренным зрением видят они в сердце своем все мелкие и мельчайшие грехи, а их много в нашем сердце.

И тогда святой человек ужасается и говорит: "О Господи, Господи! Сколько же у меня грехов!"

И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.

Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.

Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: "Сила Моя совершается в немощи".

Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.

Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем".

Кто был так смирен, как Он? Помните, что говорил о Нем святой Павел в послании к Филиппийцам: "...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу – Он был равен Богу, Он мог и смел считать и объявить Себя Богом. Он этого не делал; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Фил. 2:5-11).

Вот чему должны мы подражать – смирению Христову, смирению святых. Никогда не забывайте страшных слов апостола Петра: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".

Будем же смиренными, будем нищими духовно, будем немощны, и тогда сила Божия будет в нас совершаться – только тогда.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время.

Аминь.

28 октября 1951 г.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru