ЦЕРКОВЬ – ТЕЛО ХРИСТОВО

----картинка линии разделения----

 

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом. 

Преподобный Иустин (Попович)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Примите, ядите: сие есть Тело Мое

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф.26:26-29).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Вы — тело Христово

И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бóльших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1Кор.12:27-31).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Церковь есть Тело Христово и невеста Христова

Как в вечных обителях Бог каждому святому дает подобающую ему часть... так и в теле Церкви каждый причитается в такой член Христов, каким быть достоин. Поелику же Церковь есть Тело Христово и невеста Христова, и мир вышний, и храм Божий, члены же тела сего суть все святые, а между тем они не все еще родились и благоугодными показали себя, то явно, что Тело Христово еще не есть целое вполне, что не наполнился еще и вышний мир, т. е. не весь еще сонм людей вошел в Церковь Божию. Но и доныне есть еще в мире много неверующих, которые имеют уверовать во Христа, есть много грешников, которые имеют покаяться, есть много непокорных, которые имеют покориться Христу; многие еще имеют родиться и благоугодить Богу, прежде чем вострубит последняя труба. Итак, надлежит родиться всем предуведанным от Бога и наполниться превысшему сего мира миру Церкви первородных, Иерусалиму Небесному; и тогда совершится полнота Тела Христова, приняв в себя всех предопределенных от Бога быть сообразными образу Сына Его, кои суть сыны света и дня. Таковые все суть предопределенные, и преднаписанные, и в число спасенных включенные, и имеют соединиться и сочетаться с Телом Христовым, которое тогда сделается всецело полным и совершенным Телом Христовым, и не будет уже у него ни одного недоставать члена.

Как мысленные чины Небесных Сил освещаются Богом по порядку, так что Божественное светолитие проникает из первого чиноначалия во второе, из этого в третье и так во все, так и святые, будучи освещаемы святыми Ангелами, связуемы и соединяемы союзом Святаго Духа, делаются равночестными с ними и подобными им. Затем святые, которые являются из рода в род, от времени до времени, после святых, предшествовавших им, посредством исполнения заповедей Божиих прицепляются к ним — к тем прежним и, получая благодать Божию, осияваются подобно им, — все же последовательно составляют, таким образом, некую златую цепь, каждый, будучи особым звеном сей цепи соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви, — цепь, которая, утверждаясь в Боге, неудоборазрываема есть.

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

(Беседы на 1-е послание к Коринфянам)

"И вы – тело Христово, а порознь – члены" (1Кор.12:27).

Чтобы кто-нибудь не сказал: какое имеет отношение к нам пример тела? ведь оно устроено так по природе, а наши совершенства зависят от воли, – (апостол) прилагает этот пример к нашим обстоятельствам и показывает, что мы тоже должны иметь такое же согласие, какое те (члены тела имеют) по природе: "и вы", говорит, – "тело Христово". Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом, и тем более чем благодать сильнее природы. "А порознь – члены". Мы, говорит, не только тело, но и члены. О том и о другом он беседовал выше, совокупив многих во едино и показав, что все составляют нечто единое, по подобию тела, и что это единое слагается из многого и находится во многом, а многое в нем содержится и получает возможность быть многим. Что значит: "порознь"? Сколько это касается вас, и сколько от вас зависит составлять часть. Он сказал: тело, а так как все тело составляла не коринфская церковь, но вселенская, то и присовокупил: по частям, т.е. ваша церковь есть часть Церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всей вселенской Церковью, если вы в самом деле члены целого тела. "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (ст.28). Он и теперь делает то же, о чем я сказал прежде; коринфяне превозносились даром языков, потому он везде поставляет его на последнем месте. Не напрасно он говорит здесь: во-первых, во-вторых, но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары. Не сказал просто: иных Бог поставил в Церкви апостолами, или пророками, но присовокупил: во-первых, во-вторых, в-третьих, выражая именно то, что я сказал. "Во-вторых пророками". Тогда пророчествовали, например, дочери Филиппа, Агав и те из самих коринфян, о которых он говорит:  "и пророки пусть говорят двое или трое" (1Кор.14:29), и в послании к Тимофею: "не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству" (1Тим.4:14).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит

Тело Христово мы есмы и уди от части

Говорит божественный Апостол: тело Христово мы есмы и уди от части (1 Кор. 12:27); и опять: едино тело, един дух есте (Еф. 4:4). Как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвившийся страстьми через небрежение о заповедях по крещении бывает бездействен, как не просвещаемый Святым Духом и благодатию Христовою: ибо хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Он в нем бездействен и недвижим по душевной мертвости. Душа у нас одна, а членов тела много, но она все их держит, животворит и движет, — те, однако же, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо случайной немощи иссохли, как мертвые и неподвижные, хотя держит в себе, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, весь во всех членах Христовых пребывая, те из них, кои могут быть причастны жизни, движет и животворит, но и те, кои неспособны к сему по немощности, человеколюбно удерживает, как собственные. Таким образом, всякий верный, хотя по вере причастен сыноположения духовного, бывает, однако же, бездействен и непросвещен по причине нерадения и неверия, лишаясь света и жизни Иисусовой, так что хотя всякий верный, как член Христов, имеет Духа Христова, но иной остается бездейственным и недвижимым, как неспособный к причастию благодати.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

----картинка линии разделения----

ЕВЕРГЕТИН

Из святого Максима

Иметь ум Христов, значит мыслить так же, как и Он, и всегда мыслить о Нем. Также мы - тело Христово, как сказано: И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор 12:27) не потому, что лишаемся собственного тела, становясь Христовым, и не потому, что тело Христа ипостасно переходит к нам или же претерпевает разделение на члены, но потому, что по подобию плоти Господа мы отдаляем от себя греховное тление. Как Христос явно был безгрешным по человеческой природе и плотью и душой, так и мы, уверовавшие в Него и духом Его облекшиеся по нашему собственному решению, можем пребывать в Нем, не зная греха.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович)

----картинка линии разделения----

Богочеловеческое Тело Церкви

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом и со всем Троическим Божеством и делающая нас Их частью. Но каждому из нас дается эта благодать «по мере дара Христова» (Еф. 4:7). А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1 Кор. 3:8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в кротости, в покаянии, в смирении, терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах. Провидя Своим Божественным Всеведением, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью и дарами, Господь Иисус Христос и разделяет дары Свои «каждому по его силе» (Мф. 25:15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом – Церкви, которая, как единое и неделимое небесное и земное Богочеловеческое существо, простирается от земли и выше всех небес над небесами. Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше он имеет даров и настолько обильнее произливаются на него, как на причастника Христова, Богочеловеческие силы Церкви, очищающие нас от всякого греха и преображающие в живое Богоподобие. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо все мы одно тело. Поэтому каждый и радуется дарам своих близких, особенно, когда они превосходят его собственные дары. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Церковь - Тело Христа с Которым верные христиане соединены неразлучно

Какая чудная, святая, пленяющая разум, сердце и волю идея о Церкви Христовой вселенской, возглавленной Самим Основателем ее — Христом Богом! В Евангелии и в литургии, как в зеркале, отображается вся благость и правда Божия, вся любовь, вся премудрость Божия, все всемогущество Божие, все дивное домостроительство Божие о спасении рода человеческого, вся Божественная оценка падшего человечества, созданного в начале по образу Божию, все чудное общение Бога с человеками возрожденными, все обожение, на небеса возведение человеческой природы и спосаждение ее с Богом. Как дивно блаженно, с какими трудами физическими и духовными совершали святые свой путь житейский приготовительный и как они прославлены Богом при жизни и по смерти! Как возблагоухали духом и телом и явились живыми и по смерти! Вникните в эту идею о Церкви, в идею литургии, в эту приготовительную ее часть (проскомидию), как и в литургию оглашенных и в литургию верных, смотрите на идею Церкви как Тела Христа, с Которым христиане верные соединены неразлучно; смотрите, какое взаимодействие членов одних на других, земных и небесных, пророков, патриархов, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и всех святых; смотрите, какое попечение Церкви земной о преисподней, или об умерших. Смотрите, какое общение Церкви земной с небожителями, или совершенными членами Церкви Христовой, получившими нетленные, вечные блага; смотрите, какое общение наше со всеми святыми, мы их прославляем, ублажаем, величаем, умоляем помочь нам в деле победы над страстями нашими и невидимыми врагами, как мы благодарим Бога, что Он прославил их и сделал молитвенниками за нас, особенно Пресвятую Богородицу, и в довершение всего нашего удивления Божию милосердию мы причащаемся (некоторые) ежедневно пречистого Тела и Крови Христовых, преискренно общаясь с Самим Главою Церкви, в залог вечной жизни на небесах. О Святая Церковь! О Божественная литургия! Сколь вы Божественны, святы, животворны!

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Анатолий Оптинский

Преподобный Анатолий Оптинский  

----картинка линии разделения----

Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука Крымский 

----картинка линии разделения----

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое»

Каждый день вы слышите совершенно необыкновенные, страшные, ужасающие слова Христовы: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

О Господи! Как страшны эти Твои слова! Как они потрясают сердце всякого человека, всякого верующего! Как ужасны эти слова Христовы! Как это дашь Ты нам в снедь Плоть Твою?! Как это Ты, Сын Божий, Спаситель мира, сошел с небес, как хлеб небесный, для того, чтобы Плотью претерпеть поистине страшные муки и отдать Ее в снедь верным?! Как это можно есть Тело Христово – подлинное, истинное Тело Христово, ибо в нем Сам Господь! О, как это страшно – пить Кровь Христову, ту Кровь, Которая струилась по челу Его от колючих веток тернового венца, ту Кровь, которая струилась по кресту Христову из рук и ног Его, пронзенных гвоздями, ту Кровь, которая излилась из сердца Его, прободенного копьем. О, как это страшно! Что может быть страшнее этого?! А ведь это с нами бывает каждый раз, когда причащаемся истинного Тела и Крови Христовых. Тогда мы подлинно едим Плоть Его, мы пьем Его Кровь.

О, как страшны и другие слова Христовы! "Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53). Обязательно, обязательно для всех нас есть Плоть Его для того, чтобы иметь жизнь вечную. Обязательно, обязательно всякому есть Плоть Христову и пить Кровь Его для того, чтобы иметь жизнь в себе. Вы скажете: а что же те, которые не едят Тела Его и не пьют Крови Его, они разве не имеют жизни, разве умирают они? Да, живут они, имеют такую же жизнь, как и все живое. Но разве о такой жизни говорит Господь? Конечно, нет! Господь говорит о жизни вечной, о жизни в Боге. Вот этой жизни вечной не имеет никто из тех, кто не пьет Крови Его и не ест Тела Его. "Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем" (Ин. 6:56). Опять поразительные слова! Как это, Господи, Ты пребываешь в них, в тех, которые пьют Кровь Твою, едят Плоть Твою?! Но если Он Сам это сказал, то, значит, это так, значит, действительно пребывает Он в нас. Как же, каким образом пребывает в нас Христос Телом Своим, Кровью Своею, Духом Своим?

Это тайна, великая тайна, но можем мы немного приподнять завесу этой тайны. Разве не знаете, в каком тесном взаимном общении, в общении духа, мыслей и желаний и стремлений находятся люди, которые любят друг друга: супруги добрые и чистые, полные любви, их дети, всем сердцем любящие своих родителей? Разве нельзя до некоторой степени сказать, что душой своей, духом своим они живут друг в друге? Да, можно, и вот если об этом подумаем, не будут странны слова, что Христос может пребывать в нас, духовно пребывать любовью Своей и духом Своим. Пребывает Он в нас вместе со Отцом и Духом, ибо Троица нераздельна: где Отец пребывает, там и Сын и Дух Святой. Так вот запомните, что в тех, кто ест Плоть Христову и пьет Кровь Его, пребывает Святая Троица. Пребывает, конечно, духовно; любовью Своей входит в сердце человека, вкусившего Плоть и Кровь Христову, входит в сердце, омытое слезами покаяния от нечистоты духовной, входит, как в храм Свой, и там обитает.

Но не думайте, что только любовью Своей Божественной соединяется с нами Господь наш Иисус Христос. О нет, гораздо более: Он соединяется с нами совершенно реально, субстанционально, Кровью Своей истинной и Телом Своим, Которое отдал нам на съедение за грехи всего мира, – и за наши грехи. Как это понимать, когда говорим, что Господь наш и Спаситель соединяется с нами не только духовно, но и реально, даже и субстанционально? В этом нет ничего странного. Если сказал Он: "Плоть Моя истинно есть Пища, и Кровь Моя истинно есть Питие" (Ин. 6:55), то значит, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы воспринимаем Божественную, таинственную, святую пищу, истинную Пищу и истинное Питие, и с этой пищей будет то же самое, что со всякой обычной пищей, принимаемой нами. Мы усвояем эту пищу, это питие, она подвергается процессам пищеварения и всасывания, поступает в кровь нашу; и Кровь Христова и тело Христово будут циркулировать в нашей крови.

А если в крови нашей есть примесь Крови Христовой и Тела Христова, то не значит ли это, что воистину питаемся мы соками Лозы Виноградной, которая есть Господь Иисус Христос? Из корня Лозы этой воспринимаем Божественные соки, питаясь Телом и Кровью Христа, и становимся своими Богу. Соединяется Он с нами, живет в нас, живет Дух Святой в нашем теле, как в храме святом, и освящает нас и просвещает неизмеримо более ярким светом правды, чем самый яркий солнечный свет. Внутри нас сияет этот свет Божественный. Плоть и Кровь Христовы, воспринятые нами, светом Божественным проникают во все органы, мозг и сердце наше, которые суть органы души и духа. Все проникается духом Святым, нераздельно соединенным с телом и Кровью Христовыми. Вот что значат эти изумительные слова Христовы: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:54). "Жизнь вечную", ибо если вселяется в нас Бог, то обеспечена нам жизнь вечная. Вот что мог я вам сказать от скудного разума своего об этих страшных Христовых словах. Вспомните другие слова Христовы: "Дух животворит, плоть не пользует нимало". Какой Дух животворит? Святой Дух животворит, от Него истинная жизнь, от Него, как первоисточника, начинается вечная жизнь. Им существуем, движемся, Он плоть нашу животворит, ту плоть, которая враждебна нам, от которой получаем так много соблазнов. Он животворит, освящает нашу плоть, делает ее такою, как была плоть всех святых.

Были люди, которые помнили и никогда не забывали слово Христово, великое слово: "Дух животворит, плоть не пользует нимало". Помнили они также слова Христовы: "Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих" (Мф. 4:4). Они верили этому, они искали, прежде всего, этой духовной, этой Божественной пищи, они хотели жить "не о хлебе едином, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих". Они посвятили свою жизнь изучению слова Божия: целью жизни их было проникновение в тайны, в самые глубины Священного Писания. Мир они отвергали, он терял всякую привлекательность в глазах их. Очи их устремлены были только в Священное Писание, жили они всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, а о плоти заботились чрезвычайно мало. Знаете ли, как постились многие из них? Питались они нередко хлебом и водой, вкушая их нередко через день, а иногда и через несколько дней. Это было все, что давали они плоти своей. Помните ли подвижников Киево-Печерской лавры, которые десятки лет жили в пещерах, не видя света солнечного, питаясь хлебом и водой? Разве не знаете, как необходим свет солнечный для всего живого? По законам физиологии люди, которые живут в темноте, должны были бы дойти до крайнего истощения и от истощения умереть. Нет, нет, не было так: эти великие подвижники посмевались над всеми законами физиологии, питания и жили по сто лет и более. Не чудо ли это, нельзя ли поэтому сказать, что и до наших дней совершаются чудеса, которых не хотят видеть люди?

Эти блаженные люди, изнурявшие плоть свою, держали ее в повиновении духу. Когда выходила она из повиновения, больно хлестали ее, наказывали и делали ее рабой духа. Они знали, что дух властвует над плотью, что дух неизмеримо сильнее плоти, что все происходящее в теле нашем направляется духом, живущим в нас. Духом все проникнуто, все живет, все направляется. От духа зависят все функции тела, он руководит нашей внутренней жизнью: он дает направление мыслям, чувствам, желаниям и стремлениям. И надо потому, чтобы дух властвовал над плотью, надо потому, чтобы были мы все, христиане, не плотскими, а духовными. Надо помнить слова апостола Павла: "Духа не угашайте". Никогда не угашайте, пусть горит ярким пламенем, тогда ваша плоть покорится ему, безусловно покорится, как раба своему владыке. И когда возобладает дух над плотью, которая будет питаться не столько обильными яствами и питием, сколько Телом Христовым, тогда дух произведет необыкновенные изменения не только в плоти, но во всем духовном существе человека. И станет такой человек Божиим рабом совсем. Он сбросит с себя ветхого человека, станет совсем новым, с обновленным умом, с обновленным сердцем, с обновленной волей. Он будет совсем не похож на прежнего, будет настолько выше окружающего его народа земли, насколько кедры ливанские и стройные пальмы возвышаются над низкорослой травой.

Вот что производит в нас дух. Вот чего можем сподобиться, достойно причащаясь истинной Крови и Плоти Христовых. А вы их принимаете каждый раз, когда причащаетесь Святых Тайн, ибо мы, православные христиане, веруем всем сердцем, что в великом таинстве Причащения воспринимаем истинное Тело и истинную Кровь Христову. Дана нам Самим Господом власть воспринимать эту блаженную Пищу. "Плоть Моя истинно есть Пища и Кровь Моя истинно есть Питие". О, как это истинно! Сколько людей только и заботятся о том, как им холить и нежить плоть свою, питать ее пространно, как укрепить ее. Сколько таких которые каждый год ездят на курорты, в уповании сохранить здоровье своей плоти. "А плоть не пользует нимало". Такие люди, если они дух угашают, если духом не живут, а живут только плотью своей, часто рано умирают, хворая тяжкими болезнями, ибо ничто не животворит их. Плоть не пользует нимало, от нее не только не получаем истинного благоденствия, но она мешает нам в приобретении духовных благ, она мешает нам жить по духу, заставляет жить как она хочет, служить страстям и похотям своим. А вы ей не подчиняйтесь, помните, что "дух животворит, а плоть не пользует нимало".

Стремитесь к тому, чтобы вас животворил Дух Святой, тогда и без курортов, и в скудости, в какой проводите жизнь свою, можете прожить долгую жизнь, и не только долгую, но и блаженную, и Богу угодную. Вот зачем надо причащаться святых Тайн Христовых, вот что значат страшные слова: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов". На каждой литургии совершается это страшное таинство пресуществления хлеба и вина в истинные Плоть и Кровь Христовы. Когда начинает хор петь "Тебе поем, Тебе благословим...", тогда начинается самая важная, самая страшная часть литургии. Тогда священник или архиерей призывает Духа Святого, чтобы Он претворил хлеб и вино в Плоть, и Кровь Христовы. Когда видите, что архиерей или священник благословляет хлеб и вино, произнося: "...преложив Духом Твоим Святым" и падает ниц, тогда и вы падайте ниц, становитесь на колени и благодарите Бога, Который дает вам эту истинную Пищу, делающую нас духовными, восклицая: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава тебе, Боже!". Аминь.

3 декабря 1949 г.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com