ЧИСТОТА УМА

 ----картинка линии разделения----

 

Преобразовывая себя с помощью благодатных подвигов, человек обретает чистоту ума, а чистым умом входит в видение тайн Божиих

Преподобный Иустин (Попович) 

 

----картинка линии разделения---- 

 

 

 Преподобный Исаак Сирин 

Чистота ума и чистота сердца

Иное есть чистота ума, а иное - чистота сердца. Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень. Но если корень свят, то и ветви святы, то есть если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства. Если ум приложит старание к чтению Божественных Писаний или потрудится несколько в постах, в бдениях, в безмолвиях, то забудет прежнее свое житие и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного поведения; однако же не будет иметь постоянной чистоты, потому что скоро он очищается, но скоро и оскверняется. Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты, то чистота его не сквернится чем-либо малым, не боится великих, явных браней, - разумею брани страшные, - потому что приобрело себе крепкий желудок, который может скоро переварить всякую пищу, несваримую в людях немощных. Ибо врачи говорят, что всякая мясная пища неудобоварима, но много силы сообщает телам здоровым, когда приемлет ее крепкий желудок. Так, всякая чистота, приобретенная скоро, в короткое время и с малым трудом, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и приобретенная продолжительным временем, не страшится какого-либо не превышающего меру приражения к которой-либо из частей души, потому что укрепляет душу Бог.

Вопрос. Что такое чистота ума?

Ответ. Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто принимает на себя вид чистоты. Но вот чистота ума - просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях. И не смеем сказать, чтобы приобрел сие кто без искушения помыслами, потому что иначе он был бы необлеченным телом. Ибо не отваживаемся говорить, чтобы наше естество до самой смерти не было боримо, и не терпело вреда. Искушением же помыслов называю не то, чтобы подчиняться им, но чтобы положить начало борьбе с ними.

Григорий говорит: «хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека сделать себя чистым для Бога». Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы падшее в душе твоей от страстей восставить возбуждением помышлений своих к Божественному, нежели воскрешать мертвых.

Говорят: "Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь". Это правда, но только если место чисто, а не осквернено. Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар, чтобы не утратить тебе и сего малого луча, то есть простой веры, и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах.

Чистота ума. Чем она сохраняется и чем нарушается

Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить (увлекаться) в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит, и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения (помыслов), то принужден тогда бывает выдерживать брань. Возмущается же и первоначальная чистота, которая бывает весьма проста и ровна. Ибо по сему нерадению большая часть людей, или и целый мир, выходит из естественного и чистого состояния. Поэтому, живущие в мире, в тесных связях с мирскими людьми, не могут очистить ума, по той причине, что много познали зла. Немногие же в состоянии возвратиться к первоначальной чистоте ума. Потому, всякому человеку надлежит с осторожностью соблюдать всегда чувства свои и ум от приражений.

Ибо много потребно трезвенности, неусыпности, предусмотрительности.  Великая простота прекрасна.

Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в Молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем.     

Если человек не достигнет чистоты, разум его не может стать настолько просветленным, чтобы видеть сокровенное.     

Если будешь чист, то внутри тебя - Небо, и ты в себе самом узришь Ангелов и свет их, а с ними и в них - Владыку Ангелов.  

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься.     

Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту...

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Как для телесных очей велия расстояния делают неясным представление видимых предметов, а приближение смотрящих доставляет ясное познание видимого, так и при умственных созерцаниях, не приблизившийся к Богу и не сделавшийся ему присным посредством дел, не может видеть дел Божиих чистыми очами ума.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

В чем состоит чистота и нечистота ума 

Когда ум чист, то, получая понятие о вещах, возбуждается к духовному созерцанию оных; сделавшись же нечист по разленению, помышления о других вещах воображает просто, а воспринимая что-либо человеческое, превращает то в срамные и злые помыслы.

Нечистота ума состоит, во-первых, в ложном знании, во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего, говорю сие относительно к человеческому уму, ибо Ангелу несвойственно не знать даже что-нибудь и из частного, в-третьих, в страстных помыслах, в-четвертых, в соизволении на грех.

Как для тела миром служат вещи, так и для ума миром служат помышления, и как тело любодействует с телом женщины, так и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела, ибо он зрит мысленно образ своего тела совокупляющимся с образом женщины. Равно в мыслях отмщает он образом своего тела образу обидевшего. То же бывает и с другими грехами, ибо, что тело в мире вещей делом производит, то производит и ум мысленно в мире мыслей.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович)

----картинка линии разделения----

Очищение ума

Непрерывным преобразованием себя при помощи благодатных подвигов человек постепенно вытесняет грехи и страсти из всего своего существа и всех органов познания и таким образом исцеляет и оздоравливает их от губительных недугов. Оздоровление органов познания от греха и страстей одновременно есть и очищение их. При этом на главный орган познания - ум - обращается особое внимание, ибо его роль имеет судьбоносное значение в царстве человеческой личности.

Ни в чем так не нужна молитвенная сосредоточенность и бдительность, как в труде по очищению ума. При этом труде подвижник веры должен мобилизовать все свои силы, чтобы с помощью евангельских благодатных добродетелей перестроить и преобразить свой ум. Для этого святой Исаак предлагает нам свой богатый опыт.

По его мнению, нечистота и грубость ума появляются от угождения чреву. Поэтому пост - первое средство для очищения ума. По природе своей ум тонок и нежен, грубость - это неестественный нанос греха, молитвой ум утончается и становится чистым, прозрачным. Работая над собой, человек сбрасывает с ума корку греха, утончает его и делает прозрачным.

Преобразовывая себя с помощью благодатных подвигов, человек обретает чистоту ума, а чистым умом входит в видение тайн Божиих. Очищение тела достигается неприкосновением к телесной нечистоте. Очищение души есть очищение от тайных страстей, которые появляются в уме. А очищение ума становится откровением тайн.

Только разум, очищенный благодатью, может дать чистое, духовное знание. "Пока разум не освободится от многих мыслей и не станет полностью чистым, он не может быть восприимчивым к духовному знанию". Люди сего мира "не могут очистить разум, ибо познали много зла. А мало тех, кто может вернуться в первозданную чистоту разума".

Усердие в молитве очищает ум, просвещает его и наполняет светом истины. Благодетели, предводимые милосердием, дают уму покой и сияние. Очищение ума - дело не какого-нибудь диалектического, дискурсивного, теоретического рода, а благодатно-опытное и всесторонне этическое. Ум очищается постом, бдением, молчанием, молитвой и остальными подвигами.

"Что есть чистота ума? - Чистота ума - это просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях. Значит: чистота ума есть плод упражнения в добродетелях. Деятельное упражнение в добродетелях умножает благодать в человеке, облагодатствование ума очищает его от нечистых помыслов. Благодаря подвигу ум святого становится чистым, прозрачным, прозорливым. "Чистота души есть первоначальный дар нашей природе. Пока не очистится от страстей, душа не исцеляется от недугов греха и не обретает славы, которую утратила вследствие прегрешения. Если кто-то все же удостоился очищения, т.е. здравия души, тогда его ум действительно принимает в себя радость духовным ощущением, ибо становится сыном Божиим и братом Христовым".

Победив страсти, человек обретает чистоту души. Помрачение ума происходит от немилости и лености. Добродетели - крылья ума, с помощью которых он возносится в небеса. Христос послал апостолам Духа Святого, Который очистил и усовершенствовал их ум, действительно умертвил в них прежнего человека страстей, а оживил нового, духовного человека.

Рассеянный грешными и нечистыми помыслами, ум собирается молитвой, молчанием и остальными подвигами. Когда ум через покаяние освободится от оков страстей, он сначала напоминает бескрылую птицу, которая пытается молитвой подняться над земными вещами, но не может, так и ползет по земле. Это достигается после долгого упражнения в добродетелях, ибо с помощью добродетелей он собирает себя и окрыляет.

Любовь Божия - это сила, которая собирает ум. Чтение тропарей и кафизм, память о смерти и надежда на жизнь будущую собирают ум и не дают ему быть рассеянным. Назначение ума - быть царем над страстями, властвовать над чувствами, быть кормчим чувств.

Цель всех законов и заповедей Божиих - чистота сердца. Господь воплотился, чтобы очистить и сердце, и душу от зла, чтобы возвратить их в первоначальное состояние. Но между чистотой сердца и чистотой ума существует известное различие. Святой Исаак пишет: "Чем чистота ума отличается от чистоты сердца? - Чистота ума - это одно, а чистота сердца - иное. Ибо ум - это одно из чувств души, а сердце объединяет внутренние чувства и властвует над ними. Оно - корень. А если корень свят, то и ветви святы, то есть если очистится сердце, ясно, что очищаются и все чувства".

Сердце обретает чистоту с помощью многих скорбей, бед, слез и умерщвления всего, что есть мирское. Плач очищает сердце от нечистоты. На вопрос, каков признак, по которому можно определить, что некто достиг чистоты сердца, святой Исаак отвечает: когда он всех людей видит хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным.

Чистота сердца и чистота ума достигаются подвижничеством. "Подвижничество - это матерь святости". "Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем". Но "телесные труды без чистоты ума - то же, что бесплодная утроба и иссохшие сосцы. Они не могут приблизить к познанию Бога. Они утомляют тело, но не заботятся о том, чтобы искоренять страсти в уме, поэтому ничего и не пожнут".

Признак чистоты - радоваться с радующимися и плакать с плачущими, болезновать с болящими и печалиться с грешными, радоваться с кающимися и соучаствовать в страдании страдальцев, никого не обличать и в чистоте ума своего видеть во всех людях святых и добрых.

Ум не может ни очиститься, ни спрославиться со Христом, если тело не страждет за Христа, слава тела есть здраво-умная покорность Богу, а слава ума - истинное созерцание Бога. Красоту здравоумия человек обретает постом, молитвой, слезами. Чистота сердца и ума, оздоровление ума и остальных органов сознания - это результат долгого упражнения в благодатных богочеловеческих подвигах. В чистом уме подвижника веры бьет источник света, который сладостью заливает тайну жизни и света.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru