ДЕСЯТИНА

----картинка линии разделения----

 

Бог дал нам эти 40 дней для очищения души, это ведь десятина, даваемая нами от года Богу: дней в году триста и шестьдесят и пять, а от этих дней отдавать Богу десятый день как десятину — это и есть пост сорокадневный... 

Преподобный Феодосий Печерский

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Матфей

Апостол Матфей

----картинка линии разделения----

Сыны (Божии) свободны, но чтобы нам не соблазнить их…

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны, но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф.17:24-27).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:1-17).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк Моисей Боговидец

Пророк Моисей Боговидец  

----картинка линии разделения----

Аврам дал ему десятую часть из всего

Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская, и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино — он был священник Бога Всевышнего — и благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт.14:17-20). 

Десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную

И сказал Господь Моисею, говоря: вот приношение от Аарона и сынов его, которое принесут они Господу в день помазания его: десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную, половина сего для утра и половина для вечера, на сковороде в елее она должна быть приготовлена, напитанную елеем приноси ее в кусках, как разламывается в куски приношение хлебное, приноси ее в приятное благоухание Господу, и священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие: это вечный устав Господа. Вся она должна быть сожжена, и всякое хлебное приношение от священника все да будет сожигаемо, а не съедаемо (Лев.6:19-23).

Заповеди для сынов Израилевых на горе Синае

И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня, если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу, не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его, если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае (Лев.27:30-34).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Феодосий Печерский

Преподобный Феодосий Печерский

----картинка линии разделения----

Бог дал нам пост для очищения души, это десятина, даваемая нами от года Богу

Феодосий имел обычай с наступлением поста, в воскресенье на Масленой неделе вечером, по обычаю прощаясь со всей братией, поучать ее, как проводить время поста: в молитвах ночных и дневных, блюсти себя от помыслов скверных, от бесовского соблазна. «Бесы ведь, — говорил, — вкладывают черноризцам дурные помыслы, мысли лукавые, разжигая им желания, и тем испорчены бывают их молитвы: когда приходят такие мысли, следует отгонять их знамением крестным, говоря так: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь». И еще надо воздерживаться от обильной пищи, ибо от многоядения и пития безмерного возрастают помыслы лукавые, от возросших же помыслов случается грех». «Поэтому, — говорил он, — противьтесь бесовскому действию и пронырству их, остерегайтесь лености и многого сна, бодрствуйте для церковного пения и для усвоения предания отеческого и чтения книжного, больше же всего подобает черноризцам иметь на устах псалмы Давидовы и ими прогонять бесовское уныние, больше иметь в себе любви ко всем меньшим и к старшим покорность и послушание, старшим же к меньшим проявлять любовь, и наставлять их, и давать собою пример воздержания, бдения и смиренного хождения, так учить меньших и утешать их и так проводить пост». «Ибо, — говорил он, — Бог дал нам эти 40 дней для очищения души, это ведь десятина, даваемая нами от года Богу: дней в году триста и шестьдесят и пять, а от этих дней отдавать Богу десятый день как десятину — это и есть пост сорокадневный, и, в эти дни очистившись, душа празднует светло день воскресения Господня, в радости о Боге. Ибо постное время очищает ум человека. Пост ведь искони имел свой прообраз: Адам в первые времена не вкушал плодов от запретного древа, пропостившись 40 дней, Моисей сподобился получить закон на горе Синайской и видел славу Божию; постясь, Самуила мать родила; постившись, ниневитяне от гнева Божия избавились; постясь, Даниил великого виденья сподобился; постясь, Илья как бы на небо взят был в благодать райскую; постясь, трое отроков погасили силу огненную; постился и Господь 40 дней, показав нам время поста; постом апостолы искоренили бесовское учение; благодаря посту явились отцы наши в мире, как светила, что сияют и по смерти, дав пример трудов великих и воздержания, как и тот великий Антоний, или Евфимий, или Савва и прочие отцы, примеру которых мы последуем, братия». И так поучив братию, Феодосий прощался с каждым поименно и потом уходил из монастыря, взяв немного хлебцев, и, войдя в пещеру, затворял двери в пещере, и засыпал их землею, и не говорил ни с кем, когда же бывало к нему какое-нибудь необходимое дело, то через оконце малое беседовал он в субботу или в воскресенье, а в остальные дни пребывал в посте и молитвах, в строгом воздержании. И снова приходил в монастырь в пятницу, в канун Лазарева дня, ибо в этот день кончается пост сорокадневный, начинающийся с первого понедельника Федоровой недели, кончается же пост в пятницу Лазареву, а в страстную неделю установлено поститься в память страданий Господних.

 

Н. Ф. Марков *

ДЕСЯТИНА

Десятина или десятая часть, — обыкновенно, натурой, — от всех доходов в пользу храма и его служителей, или как особый дар Богу (Быт. 14:20), была известна евреем задолго до Моисея. Так, Авраам дал первосвященнику Мелхиседеку 1/10 добычи, взятой от 4-х побежденных им царей. Позже десятина шла в пользу левитов, не имевших земли, и служила для них главным средством для существования, причем 1/10 часть своей доли они отделяли на содержание первосвященника (Числ. 18:21). Десятину дозволялось уплачивать и деньгами (Втор. 14:24-26). Она перешла и в церкви христианские, в которых просуществовала довольно долго (в Англии, например, она была заменена особым денежным обложением только в 1836 г.). Существовала она, несомненно, и у нас в России, где для сбора её при епископских кафедрах существовали даже особые должностные лица — десятильники. Десятиною в древней России назывались особые небольшие округа в епархиях, порученные ведению сначала десятильников, а потом поповским старостам, которые в них и жили («а что в митропольи и в архиепископьях и в епископьях по которым городам и десятинам искони вечно уставленнии жили десятинники» — слова Стоглавого собора, Акт. истор. I, № 155, стр. 175). Кроме десятильника в десятинах после Стоглавого собора появляются десятские священники (Акт. Арх. Эксп. IV, 184), получившие часть обязанностей десятильника; десятские священники просуществовали довольно долго, по крайней мере, в Москве их выбирали еще в XVIII веке (Розанов, История московского епархиального управления, ч. II, кн. 1, стр. 88).

Николай Федорович Марков, 
кандидат кан. права Спб. университета, 
помощник юрисконсульта при обер-прокуроре Св. Синода.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com