ДОМОВЛАДЫКА

 ----картинка линии разделения----

 

Как истинный Домовладыка, Чьи всё время и всё пространство, Он радеет о всех людях до последних дней, до второго Своего Пришествия. 

Святитель Николай Сербский

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

----картинка линии разделения----

Рабы Домовладыки сказали Ему: не доброе ли семя сеял ты на поле твоем?

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем, когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел, когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы Домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»? 

 

Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

 

Но он сказал: «нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы, и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:24-30).

Притча о работниках в винограднике

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

 

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

 

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию, и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди, я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе, разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф.20:1-16).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Здесь да остановятся ищущие: потому что пришел Домовладыка

Слава Излиявшему обильно дары Свои на людей! Он соделал, что и плотяные служат Ему в чине естеств бесплотных, и природу перстных сподобил глаголать о таковых тайнах, наипаче же — людей грешных, подобных нам, недостойных и слышать такие глаголы. Но Он, по благодати Своей, отверз нам слепоту сердечную к уразумению оных, из рассмотрения Писания и учения великих отцов. Ибо вследствие собственного своего подвига не сподобился я дознать опытом и тысячную часть того, что написал своими руками, особенно же в этом сочинении, которое предложу для возбуждения и просвещения душ ваших и всех читающих оное, в той надежде, что, может быть, воспрянут и, вожделев сего, приступят к деланию. 

Иное дело — молитвенное услаждение, а иное — молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока. Иногда стихи делаются сладостными в устах, и стихословие одного стиха в молитве неисчетно продолжается, не дозволяя переходить к другому стиху, и молящийся не знает насыщения. Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно молитву уст, и молящийся в созерцании становится телом бездыханным, придя в восторг. Такое состояние называем мы молитвенным созерцанием, а не видом чего-то и образом, или мечтательным призраком, как говорят несмысленные. И опять в сем молитвенном созерцании есть мера и различие дарований, и это еще молитва, потому что мысль еще не переступила туда, где нет уже молитвы, в такое состояние, которое выше молитвы. Ибо движение языка и сердца к молитве суть ключи, а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык, да умолкнет и сердце — этот хранитель помыслов, и ум — этот кормчий чувств, и мысль — эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие: потому что пришел Домовладыка.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

И тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату

Подвижник, жди Того, Кто прекрасно возвышает, и никак не малодушествуй ради настоящего. Ибо ты борец и делатель Христов, условившийся целый день провести в борьбе и претерпеть зной целого дня (Мф. 20:12). Почему же, не исполнив еще меры дня, домогаешься упокоения? Дождись вечера, предела здешней жизни, и тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Кирилл Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский

----картинка линии разделения----

Домовладыка великого дома — это Господь Бог

«Подобно... есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой» (Мф. 20:1). Ты слышал, возлюбленный, евангельскую притчу Господа, выслушай и посильное изъяснение наше. Домовладыка великого дома — это Господь Бог, ибо дом — мир, Владыка же, создавший его — Бог. Виноградник Его — это природа человеческая, делатели виноградника — это святые, работающие для спасения людей. Первый час означает время благочестивых при Авеле, Енохе и Ное, ибо они были первыми богопочитателями, т. е. первыми делателями виноградника. Так Ной, — разумей в духовном смысле, ибо духовны (таинственны) слова, — насадил виноградник. Сии работали до 3-го часа. Время после 3-го часа есть период Авраама, Исаака и Иакова, ибо и они делатели спасения нашего, трое почислу, почему и работали до 6-го часа. От 6-го часа — средина дня, когда солнце ярче освещает вселенную, — это время закона, потому что теперь именно озарил человечество заповедями закона истинный свет — Бог наш. Так, действительно «заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс. 18:9), и еще: «свет — повеления Твоя» (Ис. 26:9). От 6-го часа — полдень. Действительно, когда преполовились времена от начала миротворения и до скончания времен, тогда в качестве полуденного луча послан был Моисей и Аарон, и вот культ закона до 8-го часа. Девятый же час — время духоносных пророков, ибо и они, как прекрасные делатели, были посылаемы Домовладыкой возделывать виноградник души нашей до 10-го часа. Десятый час — пришествие Единородного, ибо напоследок времен, по исполнении веков, снисшел к нам Сын Божий, Слово Бога, и как с 11-го часа до 12-го остается один уже и последний час (время), так и от пришествия Христова до исполнения (веков) — одна година (время). Слушай, что говорит Иоанн:   «дети, последняя година есть» (1 Ин. 2:18). 

Ты видишь, что Владыка виноградника, вышедши в 11-й час и найдя праздностоящих, нанял их. Кто ж эти праздные? Мы от языков, ибо праздны мы были от боговедения, праздны от добрых дел. И говорит им: «что зде стоите весь день праздны» (Мф. 20:6)? Целым днем Он назвал время от начала творения мира до пришествия Его (Спасителя), ибо доселе язычники были праздны, не ведая Бога, яко никто же нас наят, отвечают. Благорассудительны язычники: действительно, никто их не нанимал — ни закон, ни пророки, последние были посылаемы к Израилю, а не к язычникам. Посему очень разумно отвечают, — яко никто же нас наят. Но благий Домовладыка говорит: «идите и вы работать в виноград мой, и еже будет правда, дам вам» (Мф. 20:4). И вот праздные стали делателями, ибо работает ныне сия Церковь, некогда бывшая праздною: «работает лик апостолов, мучеников, подвижвиков, монашествующих, святых дев, девственников и живущих в честном браке». И заслуженно взяла сия Церковь один динарий. Так быстро работающий способен за один час сделать то же, что и трудившийся с ранняго утра. Вот и разбойник за один час услышал: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Но слушай, что говорят те: «мы понеслитяготу дне и вар» (Мф. 20:12). Правду говорят они: «язычники в период закона не несли тоготы ярма закона и, однако ж, были уравнены с первыми в работе». Друже, говорит, Аз не обижаю тебе. Не обижает праведный Судия. А чтобы слова: хощу сему дати, якоже и тебе, ты не счел лицеприязнию, а не делом благодати, думай так: сколько бы мы ни делали, сколько бы ни трудились, мы ничего не делаем достойного цены: «вся правда человека, якоже порт нечистые» (Ис. 64:6). Все есть дело благодати, как говорит Павел: «оправдаеми туне благодатию Его» (Римл. 3:24): и «не от дел, да никтоже похвалится» (Ефес. 2:9). Дар Божий не потому, что мы не трудимся, но потому, что ничего достойного награды не можем сделать. Ибо говорится: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом. В самом деле, ты подаешь бедному хлеб, а получаешь в наследие Царство Небесное, — видишь, что значит: хощу дати... 

А далее: «аще (ужели) око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь» (Мф. 20:15). Не сказал, что святые лукавы, напротив: «не лукавы ли вы, так как Я благ»? Ибо поистине Он благ по благости. Не по работе, следовательно, и плата: труд ничтожен, а награда велика (Ис. 64:4). Ты напоил жаждущего чашею воды, а получаешь «ихже око не виде и ухо не слыша» (1Кор. 2:9). Видишь, как Он благ. А начинает от последних к первым потому, что первые будут последними: и нареку не Мой народ народом Моим (Ос. 2:23) и потом: «дондеже (когда) исполнение (полное число) языков внидет, тогда и весь Израиль спасется» (Рим. 11:25,26) во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Все удостоились от Домовладыки одной и той же чести

И притча о винограднике, в который в разные часы дня приходили имевшие возделывать оный, один за другим, нанимаясь с утра до вечера, как позволяло кому время, кажется согласною со сказанным доселе. Ибо все получили одну и ту же плату, все удостоились от Домовладыки одной и той же чести, лучше же сказать, – последние предпочтены первым, с делавшими от утра взяв и равное количество серебра, и даже прежде их, и в этом, как иной подумает, воспользовавшись щедростью давшего, в самой же действительности прияв должную честь.

Если бы они, будучи позваны вместе с роптавшими, не послушались, а потом, раскаявшись, – последними приступили к делу, то заслуживали бы плату только за время, в которое делали. Если же, как скоро были наняты, показали усердие, почему обвинять их в непроизвольной праздности? Из последующей рачительности видна и та, какую и прежде имели бы, если бы находились при деле. Сие-то выражая, Домовладыка в оправдание свое сказал тем, которые укоряли их и не радовались собственной своей чести, терзались же честью, наравне с ними оказанною другим: Друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал еси со мною? возми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе: или несть ми леть сотворити, еже хощу, во своих ми? аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь? (Мф. 20:13–15).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский  

----картинка линии разделения----

Толкование на Евангелие от Луки

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу, сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода, если же нет, то в следующий год срубиш" ее. 

Домовладыка приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел

Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: если вы не покаетесь то погибнете. Теперь, кстати присовокупляет притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка - Христос - приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел. Приходил Он по три срока: раз - через Моисея, в другой - через пророков, а в третий - Сам лично. Наконец, поскольку, несмотря на все это, иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо их введены язычники, могущие приносить плод (Мф. 21:43). - Под смоковницей можно разуметь и все человечество: под Домовладыкой - Бога Отца, под виноградарем - Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Николай Сербский

Святитель Николай Сербский

----картинка линии разделения----

Домовладыка

Знаешь ли ты, Феодул, отчего проистекают наибольшие беды людей? Если не знаешь, я скажу тебе: оттого, что люди утратили дух Домовладыки. Утратили они дух Домовладыки, и упиваются духом наемническим. А наемник ни в своем доме не умеет хозяйничать, ни в чужом не хочет. Спаситель мира явился с духом Домовладыки, всеобъемлющим и изобильным, какой только   Бог мог явить и какой только и мог помочь разбазаренному дому человечества вновь обзавестись хозяйством. Прежде всего Он исполняет предписания закона, имеющие малую важность, ради высших целей. Он избегает препирательств и столкновений из-за этих предписаний. Он принимает обре́зание, оно не значит ничего: Он установит новое обре́зание, которое будет означать обре́зание сердца от зла. Он не появляется как учитель до исполнения тридцати лет, хотя был в состоянии в Свои двенадцать лет удивить всех старцев и мудрецов иерусалимских. Крещается Христос в воде на Иордане, как и другие люди, крещением Иоанновым, пока Он не дополнит это крещение крещением Духом Святым и огнем. Платит подать, когда у Него требуют, хотя как раз и не был должен платить (Мф. 17:25-27). Подвергается искушениям сатанинским в течение сорока дней, постясь и молясь, чтобы, как Домовладыка, показать пример Своим домашним, как надо бороться с искушениями и одолевать сатану. Ах, Феодул, я не с того начал. Христос рождается в каменной пещере, а не в царских палатах, чтобы показать, как высоко ценит Он и самое простое место на земле: ведь Он сотворил это место. Призывает скромных рыбаков в великие апостолы и евангелисты Своего спасоносного учения, чтобы показать, что Ему дороги и самые скромные люди: ведь Он их сотворил. Дружит с последними грешниками и мытарями, которых напыщенный свет презирает, и это вменяется Ему в вину. Но Он, как рачительный Домовладыка, видит, что решето, в котором мир просеивает ценности, продырявлено и что через это продырявленное решето просеивается вместе с сором много чистого зерна. Эти выброшенные зерна Он по-хозяйски собирает и сберегает. 

Христос не отвергает старое, но что-то выбирает из него и соединяет с новым. «Не нарушить пришел Я закон или пророков», говорит Он, «но исполнить». Ему принадлежит и старое, и новое, и Он, как мудрый Домовладыка, выносит из сокровищницы Своей «новое и старое» (Мф. 13:52). На Фаворе, когда Он преобразился, пред Ним стояли апостолы, а рядом с Ним — Моисей и Илия, то есть благовестники нового и носители старого, и все — в Его Божественном свете Домовладыки. Как Домовладыка, Он пример трудолюбия и рачительности. Он спешит: Он знает, что Ему отведен короткий срок для трудов земных. А кому отведен не короткий? Он спешно обходит всю Галилею, Самарию и Иудею, несколько раз в течение трех лет, и посещает пределы приморские, где жили язычники, и гадаринские на противоположной стороне озера. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

Как Домовладыка, Он не щадит Себя, только было бы хорошо всем домашним Его. Часто Он голоден и жаждет, устает и обливается потом из-за долгого пути, ночует там, где придется: под открытым небом, на голой земле, под деревом, на камне вместо подушки. В скорби о Своем народе Он проводит многие ночи без сна и отдыха, в молитве к Отцу Своему, в бдении и раздумьях. Наилучший Домовладыка, Он также и наилучший Врач. На Нем всецело исполняется предсказание славного Исаии пророка: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Слепым Он дарует зрение, глухим — слух, немым — речь. Расслабленных ставит на ноги, прокаженных очищает, бесноватых утишает, эпилептиков исцеляет, сгорбленных распрямляет, сумасшедшим возвращает рассудок, одержимых освобождает от злых духов, мертвых воскрешает, безутешных радует, малодушных ободряет, покаявшихся прощает. Он становится всем для всех, чтобы всё спасти, как отец семейства, как Домовладыка. Все, кто не осмеливался и рта раскрыть перед людьми, исповедуются Ему, веря, что Он поймет их и поможет им. Все, кто напрасно искал исцеления у врачей, притекают к Нему и получают то, что искали.

Искусснейший Врач, Он одновременно и искуснейший Пастырь стада человеческого. Какая счастливая мысль — назвать людей овцами! Воистину, долго было: человек человеку — волк. Долго люди видели в нем идеал. Происхождением своим от волка кичились римляне. Римские кесари состязались друг с другом в подражании волчьим нравам. В Египте обожествляли кровожадных крокодилов, в Индии — обезьян, на острове Ява и во многих других странах — ядовитых змей, где-то диких быков, где-то гигантских орлов. Вся земля представлялась сплошным зверинцем, причем зверинцем как пантеон и зверинцем как общество человеческое. Но нигде в мире не обожествлялась овца, нигде не возводилась она в идеал. Овечья кротость считалась слабостью и даже пороком.

Христос совершил нечто неслыханное и невиданное — претворил зверинец в загон для овец. Пророки назвали Его Агнцем Божиим, а Он Себя назвал Пастырем овец Божиих. Звериный пантеон нужно было освободиить от зверей, очистить, окадить и вселить в него Агнца Божия, а звериное общество людей укротить и превратить в стадо безобидных овец Божиих. Народ это понял и восторженно принял. Узнали овцы голос Доброго Пастыря и побежали за Ним. Три года народ не давал Ему покоя ни днем ни ночью. Бежали за Ним тысячами, теснились возле Него, жались к Нему, как долго не осоливавшиеся овцы к соленой руке чабана. А Ему «жалко стало народа, потому что были как овцы, не имеющие пастыря» (Мк. 6:34). Он жалеет и сотую потерявшуюся овцу и, беспокоясь подобно хозяину, оставляет девяносто девять овец и идет и ищет эту сотую до тех пор, пока не найдет ее. Он отмывает овец Своих от всякой нечистоты, а паршивых усердно лечит от болезни. Не как наемники, которые стригут и доят — до крови, до гибели овцы. Он «жизнь Свою полагает за овец Своих» (Ин. 10:15).

Словами истины Он питает человеческие души, а Своим личным примером и чудесами подтверждает слова истины. И народ толпами, волна за волной, течет к Нему. Он призывает к Себе всех, кому жизнь земная, хоть и короткая, стала тяжкой-претяжкой. «Придите ко Мне», говорит Домовладыка Своим домашним, «все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Но Он знает — Он все знает, — знает и то, что плотским людям нужна и телесная пища. Ему жаль народа, что три дня находится при Нем, слушая Его, и нечего уже ему есть. Потому Он умножает хлебы: Сам берет их в Свои руки, благословляет и дает народу есть. Ему жаль людей, оказавшихся в смертельной опасности во время бури на море, и Он утишает бурю и спасает их от смерти. Ему жаль рыбаков, трудившихся всю ночь и ничего не поймавших. И, как Домовладыка, Он направляет их к глубокому месту, где сети их тотчас переполняются рыбой. Ему жаль вдовицу из Наина, с рыданием идущую за гробом своего умершего единственного ребенка. И Он говорит ей: «не плачь». И воскрешает ее сына. Жаль Ему и Марфу и Марию, сестер умершего Лазаря, Его преданного друга. И, когда сестры заплакали об умершем брате, заплакал и Он и воскресил Лазаря из мертвых. Он не приходил как судья (придет в свое время и как таковой), но пришел сначала не судить, а спасти и предложить спасение всем людям. Пришел Он прежде как Сеятель, а в свое время придет как Веятель. Потому Он прощает жену-грешницу, в покаянии омывающую слезами ноги Его, тогда как фарисеи, эти проклятые наемники, осуждают ее, хотя никто не ставил их судьями. Он ее прощает, утешает и ободряет. Когда же фарисеи хотели было побить камнями жену-прелюбодейку, взятую во грехе, Он являет Себя защитником этой несчастной и говорит держащим камни в руках: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Ее же Он прощает, предупреждая: «Иди и впредь не греши».

Он спасает людей от бесов и людей от людей, куда бы ни пришел и где бы ни остановился: эти люди — домашние Его; Он Домовладыка. Гадаринцы пожалели о своих свиньях, участь же мучимого бесами им была безразлична. А Он человека ценит больше, чем стадо свиней, и, спасая его одного, Он делает так, что две тысячи свиней тонут в море. Преступники из-за одной свиньи могут убить человека. А Он преспокойно губит две тысячи — погубил бы и два миллиона — свиней ради одного-единственного человека. Он не раз утешал тех, чей сродник умер или болен: «не бойся!» И вот опять, по другому случаю, говорит: «не бойся, только веруй». Без Домовладыки эта жизнь — ужас и кошмар, мрак и отчаяние. Но Он появляется как нерушимая стена, как солнце, как всесильный защитник людей и все обращает в радость.

Маленькую кучку Своих преданных последователей Он ободряет, говоря: «Не бойся, малое стадо!», и растолковывает им, что воля Отца Его, которая есть и Его воля, заключается в том, чтобы дать им бессмертное Царство Небесное. И, когда называет им признаки последнего времени перед самым концом света, снова их ободряет, чтобы сердца их не устрашились, когда наступит это время, и говорит: «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18). Ведь и то, что погибнет и упадет, упадет в руки Бога Вседержителя, и Бог воскресит и восставит в еще большей славе и красе.

Как истинный Домовладыка, Чьи всё время и всё пространство, Он радеет о всех людях до последних дней, до второго Своего Пришествия. Потому предупреждает: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома» (читай: Домовладыка, а это Он): «вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими». И завершает предупреждением, относящимся и к нам: «А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13:35—37), то есть будьте подготовлены и настроены встретить Меня, когда Я приду во второй раз в силе и славе судить каждого по делам его. Ах, берегитесь, чтобы, «когда хозяин дома встанет и затворит двери», не остаться за дверями и не услышать страшные слова изнутри: «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13:25, 27). Как Домовладыка, Он ни к кому и ни к чему не равнодушен. Когда кто-то отгонял от Него детей, чтобы они не мешали Ему, Он решительно сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне»; и предупредил: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Он любит и благословляет детей. Ска́жете: «А кто не любит детей?». Но Он любит и тех, кого никто не любит и кого никто не замечает, как не замечают невыразительный серый камень. Он обращает внимание на беднягу, который лежит в параличе ни больше ни меньше как тридцать восемь лет в купальне Вифезда и отчаивается, брошенный и давно забытый всеми. И вот к нему приходит Домовладыка и видит в нем не нечто, а человека: «хочешь ли быть здоров?» Изумленный и обрадованный, что кто-то и на него обратил внимание, он отвечал: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню». И вот перед ним Человек, Человек Домовладыка, Который сказал ему: «Встань, возьми постель твою и иди». И страдалец встал, ибо сделался здоров.

Его снедает ревность по дому Отца Его: Он не терпит осквернения храма Божия, где продают, покупают, торгуются и кричат, как на базаре. Он взял бич и выгнал из храма скотину и торговавших ею со словами: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). Менее всего Он равнодушен к угнетателям и соблазнителям народа Божия. Он защищает стадо Свое от недостойных старейшин народных — лицемеров, обманщиков и пьяниц от волков в овечьих шкурах, которые не питают любви к народу, не питают к нему вообще ничего, кроме презрения, и горят одним только желанием — сорвать с него хоть шерсти клок. Хотя они и были постыжены Его ответами в каждом споре с Ним, тем не менее продолжают до конца бесстыдно плести для Него сеть, прибегая ко лжи, подкупу и насилию. Наконец убивают Его, навек навлекая проклятие на себя и на своих потомков. Но Он знает, что победит смерть и будет вечно жить и оживотворять. Перед Своей смертью Он завещает верным Своим Тело и Кровь Свою как вечную печать нерушимой любви, обещая быть с ними до скончания времен, то есть и по исходе Своем из этого мира Он будет пребывать в нем как единственный, совершенный и всесильный Домовладыка мира. Все, кто хочет жить как люди, а не как звери, должны вперять свои взоры в Него, Домовладыку, следовать Ему и быть напоенными и воодушевленными Его Домовладычним духом.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Митрополит Иерофей (Влахос)

Митрополит Иерофей (Влахос)

---картинка линии разделения---

Сердце - место пребывания истинного Домовладыки

Когда мы поступаем по плотской похоти, благодать Божия, находящаяся после крещения в глубине духовного сердца, заслоняется страстями. Поэтому задача человека заключается в том, чтобы раскрыть эту благодать при помощи подвижнической жизни во благодати, то есть прогнать облако, покрывающее сердце. Поскольку же диавол, по словам блаженного Диадоха, в святом крещении изгоняется из сердца, то «как же может, после такого посрамления, этот изверженный опять войти внутрь и пребывать там вместе с истинным Домовладыкою, в Своем доме упокоевающимся, как Ему благоугодно?»

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com