ДУХ МИРА СЕГО

----картинка линии разделения----

  

Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами, а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний. 

Святой Макарий Великий 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов

----картинка линии разделения----

Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога, знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения (1 Ин. 4:1-6).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога

Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (2Кор.2:10-15).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Они, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами

Велика разность между христианами и людьми мира сего. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами, а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний.

У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои, инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное — христиане, иное — миролюбцы, между теми и другими расстояние велико. Ибо обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает, и приводит он в столкновение в решете земном.

Как пшеница в решете у просевающего бьется, и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал Апостолам будущее на них восстание лукавого: «сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся» Отцу Моему, «да не оскудеет вера» ваша (Лук. 22:31-32). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «стеня и трясыйся», в тревоге «будеши на земли» (Быт. 4:12), служит втайне образом и подобием для всех грешников, потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание, и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями.

И Господь, показывая, что последующие обольщениям и хотениям лукавого, носят на себе подобие Каинова лукавства, и обличая их, сказал: «вы похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит» (Иоан. 8:44). Посему, весь грешный род Адамов втайне несет на себе оное осуждение: стеня и трясясь, будете тревожимы в решете земли сеющим вас сатаною.  Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий, так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена, и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною, так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле человеческий род, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу, не рожденную свыше, и мыслию и умом не преселившуюся в иной век, по сказанному: «наше» же «житие на небесех есть» (Фил. 3:20).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения----

Не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, кои оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович) 

----картинка линии разделения----

Побеждая дух мира сего, мы становимся людьми не от мира сего

Мир настолько удалился от Бога, что им овладел князь тьмы, князь зла, дух гнева и противления. Богоборчество, Христоборчество — жить по духу мира сего, который действует в сынах противления (Еф.2:2). Сыны противления противятся Вечности, противятся Богочеловеку, существуют по духу мира сего, по духу времени, которое восстало против Вечности. А сыны Божии, сыны Христовы живут по духу Христовой Вечности, по духу мира того, горнего, мира небесного, их «жизнь... сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3). Их сердца в вышине, над миром сим, «где ни моль, ни ржа не истребляют, ни злые духи неподкопывают и не крадут» (Мф.6:19,21). Потому на Святой Литургии мы произносим: «Горе имеем сердца»!

Ежели дух мира сего оторвется от вечности, перестанет быть органической частью ее, он станет гробницей, запечатанной семью апокалиптическими печатями, которые никто, кроме Агнца Божия, распечатать не может. Живя по духу мира сего, человек живет в удушливой гробнице, из которой лишь Христос может его вывести, воскресить и посадить на небесах одесную Отца (Еф.2:5). Богочеловек «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4). Он отдал Себя — дал нам путь спасения от духа мира сего, от духа времени. Иного пути нет. Наше призвание: бороться с духом мира сего — бороться не самим по себе, а Христом, ибо Он «победил мир» (Ин.16:33), и мы побеждаем Им и через Него. Побеждая дух мира сего, мы становимся людьми не от мира сего, перерастаем мир и врастаем в Христову Вечность и Богочеловечность.

Мир — то, что нужно одолеть. Чем? — Горним миром. Дух времени нашего — то, что нужно одолеть. Чем? — Богочеловеком. Люди Христовы суть от Бога, и они побеждают мир, потому что «Тот, кто в них — больше того, кто в мире (1Ин.4:4). Современные христиане в испуге от духа времени нашего, от атеизма и анархизма, от войн и революций, и опасаются бороться с ним — не потому ли, что потеряли чувство, что Христос, Который в них, больше духа зла, который в мире? Но сейчас крайний срок православным облечься во всеоружие Божие (Еф.6:11), чтобы могли устоять против лукавства мира сего. Необходимо всю душу свою и все тело свое пробудить к вечно неусыпной ревности и бдению, пробудить молитвой и постом. Пробужденные пусть возьмут шлем спасения и меч духовный — слово Божие; и пусть Богу молятся духом непрестанно, стоя со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6:17—18).

В самом деле: такую борьбу вели Христос и Апостолы, Мученики и Подвижники, Святители и Праведники. Своей жизнию и деяниями Богочеловек Христос показал, как человек органически соединяется с вечностью, как окончательно решает проблему времени и пространства. Апостолы и Мученики, Святители и Подвижники православные шли богочеловеческим путем Христовым и смогли победить дух мира сего: они все временное сделали вечным, все человеческое — богочеловеческим; они и души, и тела, и чувства свои сделали бессмертными, нетленными, вечными. Они всегда жили по духу Вечности, никогда по духу времени, и оставили нам одно завещание: живите всегда Богочеловеком, никогда человеком; живите всегда духом Вечности, никогда духом времени.   

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский

----картинка линии разделения----

Небогоугодные показывают на деле, что они приняли дух мира сего…

Апостол указывает два духа, противные друг другу, говоря: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Kор. 2:12). Эти два духа: Дух Божий и дух мира, — столь различаются между собой, как восток и запад, как белое и черное, как свет и тьма, день и ночь, ибо каждый из них имеет свои действия, каждый живет и действует в свойственных ему людях, так что богоугодные люди говорят: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, а небогоугодные если не говорят словами, то показывают на деле, что они приняли не Духа Божия, а дух мира сего и всегда имеют его в себе. Поэтому святой Иоанн Богослов советует: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1), — ибо человеческое естество склонно более ко злу, чем к добру, как сказано в Писании: помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8:21). Греховный человек гораздо чаще следует своей похоти, чем воле Божией, и опечаливает в себе Духа Божия, прогоняя Его от себя. И потому мало в ком из людей остается след Духа Святого, а в иных нет и никакого следа. Потому умножились в мире этом различные духи, не подобные Духу Святому, так что, как бы о нас сказаны слова Господа нашего, изреченные о сынах Зеведеевых: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:55). Итак, надлежит рассматривать духи, от Бога ли они? Есть Дух Божий, и есть дух лести — дух мира сего. Есть дух смирения, и есть дух гордыни. Есть дух терпения и кротости, и есть дух ярости и гнева. Есть дух целомудрия, и есть дух нечистоты. Есть дух нестяжания, и есть дух сребролюбия. Есть дух правды, и есть дух неправды. Есть дух любви, и есть дух ненависти. Есть дух простоты сердечной, и есть дух коварства. И потому не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Но кто же может узнать их? Подойдет такой человек, и сердце у него глубоко сокрыто (Пс. 63:7), а глубина сердечная неисследуема. Кто из человеков знает, — говорит апостол, — что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Kор. 2:11). Однако познать это отчасти можно, как и Христос Господь говорит о некоторых: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16). Дерево доброе узнается по доброму плоду, а дерево злое — по злому плоду. Добрый же человек узнается по доброте его, а злой по злобе его: Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12:35).

Делающий неправду, любящий ложь и коварно обольщающий друга своего, имеет в себе не Духа Господня, а духа мира сего, духа лжи, духа лести, и таковой льстит и лжет как Иуда: слова его мягче елея, но они суть стрелы (Пс. 54:22). В устах его слово мягкое, как елей, в сердце же его злоба острая, как стрела. Мягка как елей льстивая беседа, остро как рожон коварство в уме. Мягка как елей лицемерная, внешняя дружба, остро как нож предательство внутри. На устах: «Радуйся!» — а на деле: «Это он, возьмите его!» (Мф. 26:48). Иоав, полководец Давидов, завидуя Амессаю, приступил к нему с лживым приветствием, говоря: здоров ли ты, брат? И взял Иоав правой рукой за бороду Амессая, чтобы поцеловать его, и ударил его мечом в живот его, так что выпали внутренности его на землю... и он умер (2 Цар. 20:9,10). О льстивое целование! О коварное лобзание! О лживое братство! На устах — «брат»: здоров ли ты, брат? — а на деле горькая смерть: и умер. О дух мира сего, льстивый, лукавый, лживый! Kому ты сделал какое-либо добро? Kто стремящийся к тебе не отвергнут? Kто стоящий за тебя не пал? Kто уповающий на тебя не погиб? Kто любящий тебя не обольщен? Kто услаждающийся тобой не вкусил горести безмерной?

За такие мои слова не прогневался ли на меня дух мира сего?

И будет так, ибо не любит он правды, как любит ее Дух Господень. Дух Господень незлобив, будучи злословим, Он не злословил взаимно (1 Петр. 2:23). И если бы кто-либо из имеющих Духа Господня был в чем-либо обличаем, он не только не прогневается, но еще более возлюбит согласно Писанию: обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9:8). Не таков дух мира сего: правды ему не говори! Не любит. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя (Притч. 9:8). Дух мира сего бежит от правды, чтобы не быть обличаемым ею. Пример — Пилат, судья неправедный, осудивший без вины на смерть Господа нашего. Истязуя Господа в претории и услышав из пречистых уст Его слова: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего,Пилат тотчас же спросил Господа: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям (Ин. 18:37-38). Во-первых, каким образом судья иерусалимский, поставленный кесарем для правосудия, не знает правды и спрашивает: что есть истина? Во-вторых, почему, спросив о правде, об истине, не ждет ответа, но тотчас уходит вон: сказав это, вышел? Подожди немного, Пилат! Послушай Истинного и Неложного Учителя Истины, Христа Господа! Узнай, что есть Истина! Если не знаешь ее, научись, постой, чтобы узнать, как нужно творить суды по правде! Спрашиваешь и уходишь вон, ищешь истину и бежишь от нее! Бежит Пилат, не хочет услышать правду! Kак только спросил Христа: что есть истина? — тотчас же совесть начала обличать его в бесчисленных неправдах, в мздоимстве, грабеже, хищениях и в самом том неправедном смертном суде над Христом. Испугавшись, чтобы не быть обличенным Христом во всех своих неправдах, вышел вон, не ожидая ответа на свой вопрос. Из этого примера видно, как правда бежит от неправды, как ложь не совмещается с истиной, а дух мира сего с Духом Господним.

Kто же водится духом мира сего?

Дух мира сего скуп, берет и не возвращает, и только кажется благодетельствующим, на деле же не таков. О властителях языческих народов Господь говорит в Евангелии: владеющие ими благодетелями называются (Лк. 22:25). Заметим последнее слово: называются — и спросим, почему Господь не сказал: «Обладающие ими — благодетели», а только называются благодетелями? Он сказал так для того, чтобы показать нам дух мира сего, который не может творить благодеяния и только по имени называется благодетельным. Владеющие ими благодетелями называются - только называются благодетелями, но на самом деле они не благодетели. Имеют название благодетелей, а дело злодетельное. По-видимому, именно в этом смысле святой апостол Иаков говорит: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак. 2:6-7). Не может дух мира сего благодетельствовать кому-либо. Он может только оскорблять, грабить, похищать, не быть довольным и не насытить желания своего, как коровы, виденные во сне фараоном, видом худые, но съели коров тучных и не насытились (Быт. 41:4), или как зверь, виденный пророком Даниилом, пожирающий и сокрушающий, остатки же ногами попирающий (Дан. 7:7). Всякий, кто обижает и грабит чужое, имеет не Духа Господня, а духа мира сего.

Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14) — и прибавлю к этому обратное: все, водимые духом мира сего, суть сыны мира сего. Kто же они, водимые Духом Божиим? Те, которые слушают и повинуются Святому Духу. Kто же водится духом мира сего? Те, которые слушают и повинуются миру сему. Дух Божий говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12:31), — а дух мира сего говорит: «Возненавидь его как врага». Дух Божий говорит: не гневайся напрасно на брата твоего (Мф. 5:22), — а дух мира говорит: «Не только гневайся, но и оскорбляй, бей и убивай его». Дух Божий говорит: «Не пожелай имений ближнего твоего», — а дух мира говорит: «Похищай, отнимай насильно». Дух Божий советует: «Очисти себя от всякой скверны плоти и духа», — а дух мира предлагает греховное сладострастие. О сколь часто Дух Божий побуждает грешного человека к покаянию! А дух мира говорит: «Еще будет время! Успеешь покаяться! Kто следует и руководится советом Духа Святого, тот сын Божий и может сказать о себе: Дух Господень на Мне (Лк. 4:18), — а кто слушает и повинуется духу мира сего, тот не сын Божий, а сын мира сего суетного, сын гнева, сын геенны, не обладаемый Духом Господним.

Не знаете, какого вы духа, — сказано некогда ученикам Христовым (Лк. 9:55). Если бы кто захотел присмотреться к различным духам различных людей нынешних времен — духу гордыни, духу неправды, духу лукавства, духу вражды, духу рвения, духу ярости, духу ненависти, — что бы он сказал? Только это: Не знаете, какого вы духа. Ибо каждый своим духом дышит, а не как прежде, когда все единым духом дышали, живя в любви, единодушные и единомыслящие. Ныне же — друг друга раздражающие, друг другу завидующие, — многодушные (Гал. 5:26). О душе своей так иной небрежет, будто не одну, а многие имеет души и, погубив одну, про запас другую держит и десятую. Достоин таковой называться бездушным, ибо не хранит души своей для жизни вечной, имеет в сердце своем много духов злобы, дабы сбыться слову Давидову: говорило неправду сердце его, он собирал беззаконие в себе (Пс. 40:7).

Но кто от нас отгонит беззаконных духов? Та, на Kоторую Дух Святой сошел и Kоторую сила Вышнего осенила, — если только мы к Ней прибегнем с сокрушенным и смиренным духом. Мучил некогда бес Саула: Дух Господень отступил, и давил его дух лукавый. Что тогда делают слуги его? Ищут Давида с гуслями. И вот, когда дух нечистый был в Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него (1 Цар. 16:23). Откуда у тех гуслей такая сила, что смогли они одним движением струн отогнать от человека духа лукавого, которого едва ли кто прилежной молитвой, великим постом и несомненной верой изгнать может? Следовательно, предзнаменовали они Богородицу Деву, ибо так Ей Церковь читает: «Радуйся, Богоотца Давида цевнице Богодохновенная». Потому и прогоняли гусли духа лукавого, что в них было изображение Матери Господней, а Ее молитвы как струны: когда возгласят перед Богом, сразу все духи лукавые отбегают, будто прах, взметаемый ветром. K Ней воззовем в мольбе, дабы прогнала врага от нас, дабы умолила Бога дух правый обновить во внутренности нашей (Пс. 50:12).

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух, — говорит Господь (Ин. 3:6). Kак плоть, сочетаясь с плотью, рождает плоть, так правый и истинный разум, соединяясь в познании всех вещей с разумом Божиим, зачинает начало духа и после некоторого времени ожидания, всегда пребывая в подвигах, водимых разумом Божиим, рождает дух. Ибо ради страха, — говорит пророк, — Божия, мы зачали во чреве, и носили, и родили дух спасения Господней благодати и Его Божественной любви. Не имеющий же правого разума никогда этого не получит.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru