ДУХ МИРСКОЙ И ДУХ БОЖИЙ

 ----картинка линии разделения----

 

Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго... 

Апостол Павел 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха, а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно» (Ин.15:18-25).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор.2:11-16).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Откуда они,от духа мира или от духа Бога?

Сильно отличаются… души в лучшую сторону от остальных, живущих в мире, — как, можно сказать, свет от тьмы или живые от мертвых. И не столько они, но и услышавшие, и принявшие слово истины, и уверовавшие в великой простоте, и утвердившиеся на этой надежде в ожидании благодати, даже если они еще не получили самых даров, все-таки сильно отличаются от прочих людей верой и надеждой и всяческим упражнением в добродетелях, ведь они, так сказать, уже вступили в преддверие через надежду на Слово, воспринятое ими в водворившееся в них. Ибо, немалое и это дело, когда само высшее Слово истины воспринято нами и вселяется в нас и очищает все наше мысленное жилище, когда наша душа препоручает себя надежде на Бога и на Слово Его и борется с помощью Господа против духов злобы. Немалое это борение и немалый успех, если кто способен утвердиться в Слове Божием, надеяться всей надеждой на милосердие Господне и, борясь в согласии с благодатью, верить в спасение и уповать на победу над духами злобы и торжество над всеми страстями. Такие души тоже сильно отличаются от остальных, лишь бы только они до конца держались надежды и веры и пути и борения и цели (Евр. 6:11), чтобы, на самом опыте познав дары благодати и удаляясь от злых страстей, они достигли спасения вечного (Евр. 5:9).

Сыны дня (1 Фес. 5:5) совершают дневные труды, а чада ночи (то есть прелюбодеи и воры и ядосмесители) соответственно исполняют ночные дела, днем почивая, дело же свое, делая ночью. Так и у Адама, отпавшего от заповеди и преступившего закон, чада ночи (то есть духи злобы) сокрушили прекрасные и драгоценные члены души и сделали ее расслабленной и бессильной на благие дела, помрачив и неизлечимо повредив так, что никому из отцов или пророков уврачевать ее невозможно, кроме одного только Господа, ее создателя. Для того и было пришествие беспредельной Его благости с таким истощанием и смирением, чтобы восстановить падшую во зле душу: Восставлю, — говорит Пророк,  и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, восстановлю (Деян. 15:16; Амос. 9:11). И для души, обитающей в ночи и мраке, совершающей дела ночи, впавшей в злые страсти, Он возжег в ней святой день Света Своего, чтобы она, трезвея, шла впредь не спотыкаясь, совершала дневные и светлые дела жизни и стала достойна Царства Небесного. Ибо чем питается душа, в том она и пребывает, к тому и прилепляется, или к мирскому духу, или к Духу Божию (1 Кор. 2:12): от чего питается, тем и живет. И каждый, если хочет проверить себя и узнать, чем он питается и где пребывает его сердце, чтобы, поняв и приобретя рассуждение, отдать себя доброму порыву, — каждый, идя на молитву, следи за сердечными помышлениями и действиями разума, откуда они, от духа мира или от духа Бога (1 Кор. 2:12), и какую они преподносят пищу сердцу: свыше или от века сего. И ты, проверившая и познавшая себя душа, с великим усилием проси Господа питать сердце только небесной пищей, чтобы там она возрастала и там действовала и там жила всецело небесной духовной мыслию, откуда и доставляется ей небесное питание, по слову Апостола: Наше жительство — на небесах (Фил. 3:20), и чтобы по совершенном благоугождении, предстала достойной того небесного наследства, допущенная к вечным благам вовеки. Аминь.

О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом

Все люди выступают на словах за добрые нравы, и все боговдохновенные писания закона или пророков, и евангельские Господни, и апостольские поучения определили наказания против злодеев, а делающих прекрасные и благие дела хвалят и обещают им вечное Царство, да и внешние законы язычников и их начальники наказывают согрешивших на виду у всех для устрашения остальных, желая сдержать и пресечь злодейство, учителей же, и глашатаев злых дел днем с огнем не найдешь, все поют хвалу добрым делам, — но вот, как видим, зло большей частью берет верх и творится и царит в мире. Отсюда мыслящие и разумные могут понять на опыте, как и из Писания уже знают, что есть некая противоборствующая сила зла, скрытно пасущая и сбивающая род человеческий ко злу, и незримо обучающая сердце всякому нечестию. Так или иначе, всем случается против желания своей воли, исполнять скрытно рассеваемые в них внушения, притом большинство людей не знает, откуда сеются внушения, предполагая, что просто в некоем природном состоянии по привычке из сердца исходят противные естеству злые помышления. Разное разумение душевных помыслов даровано людям от Создателя. Как если бы кто имел великое богатство имущества и утвари, золота, серебра и всякого домашнего добра, другой владел бы самым ничтожнейшим из всех имуществом, а третий умеренным — так и души человеческие: между ними большое различие в незримом богатстве и распознании помыслов. Одни широки умом, другие ограничены.

Есть благая природа Света, разумная и духовная, то есть Бог, и есть природа от произволения темная, то есть духи заблуждения и князь века сего (1 Ин. 4:6; Ин. 12:31; 1 Кор. 2:6). И душа, имеющая малый состав ума и различения, равно как и душа, богатая мыслью, разумением и умным различением, пусть борется и ревнует и стремится и ищет того, чтобы удостоиться союза с природой Божественного небесного и умного света, чтобы он уберег ее от чумы страстей, обучил ее и руководил ею в добром исполнении всех святых заповедей, освященная Божией силой, она покажет себя святою и чистой. И опять же великая борьба и труд да будут в каждой душе, чтобы избавиться от власти лукавой тьмы (Кол. 1:13), от духов злобы и злых страстей, раз уж от преступления Адама душе сопутствует все это враждебное ей зло (Рим. 5:14). Словом, такая цель будет у всякого стремящегося удостоиться Царства, пребывает ли он в широте или ограниченности ума, чтобы отрешиться от зла страстей и удостоиться общения с духовной природой. Победа и поражение приходят здесь через решение свободной воли, прийти ли к врагам с повинной или состязаться и победить страсти и приобщиться к Духу душою освященной, соединившейся с благодатью и достойной принадлежать Господу, тогда она сподобится наследовать Царство. Ибо душу, в которой действует сила страстной тьмы и лукавство злых духов, которую на путях и тропах помышлений окружают и сопровождают невидимые духи заблуждения (1 Ин. 4:6), действующие через страсти и делающие ее своей сообщницей, при выходе ее из тела принимают духи заблуждения и злорадный князь, мироправитель тьмы, забирает и удерживает ее при себе как свою собственность и рабу, творившую волю его, и с ним во плоти до конца жившую. Наоборот, душу, приобщившуюся к природе вожделенной и неизреченной красоты Божьего духовного света, душу, которую на путях и тропах помышлений окружает и сопровождает благодать истины Христовой, так что она отныне удостаивается освящения сердца и вселения Христова, при выходе из тела принимают светлые духи святых и царь мира Христос (Евр. 7:2), радующийся добрым душам, и Он берет ее к Себе как свою невесту и как домашнюю Свою, одну Его волю творившую на земле.

Как бы то ни было, каждый человек, наблюдая свое сердце и следя за внутренними помыслами, должен тщательнейше следить, куда склоняется душа, куда ум и с кем они в общении, с духом Божиим или с духом мира, и к чему они привязаны, и где их любовь, в заповедях ли жизни и в воле Божией, в том ли, чтобы любить Его одного всем сердцем и душою (Мк. 12:30), по слову Писания, и ни на что другое не оглядываться, и на ни чем другом не успокаиваться, но только за Него любовью держаться и истинной радостью считать утешение духа (Деян. 9:31), — или же на земле и в веществе и в преступлении заповедей, и в тленных помышлениях века сего заключена и кружит, и находит свою любовь душа. И каждый рассмотрев в себе на чем он и как стоит, пусть раскается и плачет и вопиет к Господу день и ночь (Лк. 18:7), как Он Сам велел, — пока не увидит, что душа и ум и помыслы его хранимы в мире Христовом, и он неприступен для зла. Ибо все, что совершено от Бога через праотцев, пророков, патриархов, через законы, в последние же времена и через само Господне пришествие и воплощение, было совершено ради умной и мыслящей природы нашей драгоценной, по образу Его сотворенной души (Быт. 1:26-27) и ради исправления и исцеления ума и помыслов от великого падения, от болезни страстей, которою заразилась душа, когда попала в руки к духам злобы, начальствам, властям и мироправителям тьмы из-за первого преступления Адамова, из-за которого она облеклась в злые греховные страсти и по их вине стала чуждой Богу. Объясняя исцеление и избавление умной сущности души, апостол говорит: Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления во Христе (Фил. 4:7). В этом вот и заключается исцеление язв души и восстание падшего ума: прилепиться всем рассуждением и разумением и помыслами души ко Христу и сохранить и соблюсти природу души в небесном свете духа мира Его, спасая свои помыслы от духов тьмы, от лукавых и вещественных и суетных помышлений. В этом и состоит избавление Господне, и Его пришествие, и воплощение в роде человеческом, чтобы уже ныне восстановить умную и мыслящую и драгоценную природу души в благородстве свойственной ей изначальной чистоты, и чтобы ввести ее затем в общение со Своей духовной сущностью как благородную и царственную невесту Свою.

Зачем же драгоценную эту и умную сущность души, любви достойную и заслуживающую почитания больше всякой твари видимой и невидимой, через незнание и праздность и нерадение и забывчивость мы размениваем на зачумленные и жалкие материальные вещи, привязываясь к земле и к материи, и к миру, и к славе, и любя видимость, и держась преходящих вещей века сего, и вожделея всего этого, когда надо нам отшвырнув и отряхнув от себя все земные преходящие вещи и гибельные рассуждения вещества и плоти, к одному Христу привязаться любовью и о Нем одном томиться небесной страстью и лишь Его духовными чарами воспламеняться?! Ибо велико и многоценно и благородно и прекрасно достоинство умной и мыслящей природы души, за которую ведут борьбу Бог и ангелы и святые силы, через отцов и патриархов, через пророков, через Самого Господа, пришедшего вступиться за нее и обратить ее, через апостолов, через учителей, делателей истины, обращающих ее в волю Господню и старающихся приблизить ее к себе, чтобы рядом с собой иметь в жизни вечной, за которую равно ведут борьбу и войну и стараются и хлопочут сатана и начальства и власти и злые силы, которые через лжепророков, лжеапостолов, через обманчивых людей, через лукавых делателей и еретиков, наконец, и через самого Антихриста силятся окончательно присвоить себе душу, чтобы она не была отнята у них, но вовек была при них во тьме осуждения. Драгоценный образ Христов, душа, впавшая в бездну злых страстей, тьмы, лукавых духов, должна поэтому, решив своей волей прилепиться ко Христу, ныне, пока еще находится во плоти, измениться и преобразиться и стать иной и обновиться и претвориться следующим неким образом, по преданию Писаний: как если бы было место, полное великого зловония и грязи, кишащее грудами испражнений и изгаженное всякой нечистотой (Мф. 23:27) и гнилью и мерзостью, и пришел бы некий властный и богатый человек и велел бы очистить то место от великой его мерзости и скверны и со всяческим тщанием проделал бы очищение того зловоннейшего места и, наконец, построил бы на нем царский дворец и опочивальни с золотыми сводами, и блестящие ложи из мрамора, и различные сияющие покои и уготовал бы для жительства и успокоения царя, — великое бы началось там каждение и благовоние и чистота после того зловония и нечистоты. Или как если была бы земля пустынная и безводная и усеянная чертополохом и колючками, и пришел бы человек, хороший земледелец, и заботливо возделал бы ту пустующую землю и, вырвав чертополох и колючки, сжег бы их огнем и, вспахав и удобрив ее, провел бы туда воду в изобилии и насадил виноградники и сады, розы и всяческие цветы и всевозможные плодоносные растения, и стало бы там в конце концов место, радующее глаз, благоустроенное, плодоносное и водообильное и урожайное, — вот какое совершилось превращение и изменение, из какой дикости и пустыни в какое благоустройство и какую красоту переустроилось то место! Или как если была бы женщина просящая подаяние и нищая, над которой насмехаются и измываются все, кому не лень, прохожие, а ее полюбил бы некий славный царь и взял бы ее к себе и от той мерзости и блуда привел бы в честное разумение и подобающее благородным положение, и вместо тех зловонных рубищ одел бы ее в царские украшения и позолоченные расшитые драгоценными каменьями одежды, и увенчав ее царским венцом, удостоил бы стать своей подругой и честной царской невестой, — какое сделалось в ней изменение и преображение и из какой мерзости и нищеты в какое достоинство славы и в какое богатство перенеслась она.

Таким же образом ум и эта душа, впавшая с телом в злой грех и ввергнутая в сущую нищету тьмы лукавых страстей после преступления Адамова, и оскверненная и насилуемая блудом, и нечистотой и зловонием лукавых страстей, и обуянная дикостью, и опустошенная от лукавого и безобразного мирского духа, должна, уверовав и обратившись искренно всей волей и всем желанием к Господу в любви Духа Его, перемениться и отойти от прежней своей дикости и запущенности и отшатнуться от зловония прегрешений и от злых страстей и от безобразных и рваных одежд духов злобы и неверия, жадности, ненависти, порока, гордыни, коварства, безмыслия, злых желаний и всякой нечистоты, и обновиться и преобразиться и возгордиться ныне действием благодати. И вместо чертополоха и колючек лукавых помыслов и злых грехов, которые приносила в пору плодоношения земля сердца, в ней должны распускаться и плодоносить праведность и благочестие Божественного и небесного духа благости; вместо зловония и грязи и развалин и мерзостных свалок, которые духи злобы нагромоздили в невидимом поле души действием страстей, теперь должны быть построены палаты небесные и жительство и покои небесного Царя; вместо одежд скверных и грязных, которые носила душа, теперь она облекается в духовные божественные светлые одеяния веры, любви, доброты и всякой добродетели; а вместо чудовищного безобразия и блуда злых духов, с которыми душа блудила в своих лукавых помышлениях, теперь она идет к премудрости и освящению и чистоте и бракосочетанию с небесным Царем Христом, и увенчается в почете благодати небесным венцом духовной славы; и вместо духа мирского лукавства, совращающего и сбивающего с пути и берущего ум нашей души в плен к земному и к пороку и ко всякому злому рассеянию, теперь — дух благости Христа с небес, пленяющего ум нашей души несказанными тайнами Божиими и всеми святыми плодами духовного изобилия, среди которых пребывают ум и все помыслы души, так же плененные Божественными и небесными помыслами, как дух злых страстей против воли пленяет душу мирскими помыслами и вещественной тщетой. Недаром и Дух истинно глаголет через пророка: Как тьма ее, таков и свет ее (Пс. 138:12).

Так же должна перемениться душа, уверовавшая во Христа и искренне его любящая, так же должна она обновиться и преобразиться во всем, освященная Духом во всех самых тайных сердечных помыслах и при действовании благодатного Духа, являющего себя в добрых делах праведности, в истине и полноте достоверности, осязаемо и на деле, как и зло творится действованием духов темных страстей осязаемо и с полнотой достоверности в душе и в теле. Все ереси убеждают себя пустозвонными словами, видимостью правого рассуждения и тщеславным мнением о своей праведности, истинные же дети Церкви Христовой обнаруживают себя делами правды и веры и неким действованием, энергией Божественного Духа, посещающего и осеняющего душу, и тем, что благодать являет достойные плоды (Лк. 3:8) на деле и осязаемо и с достоверностью в обновлении ума (Рим. 12:2) и изменении, и новом и небывалом сотворении по внутреннему человеку, который в сердце (Рим. 7:22). Вот истинное христианство и воистину точное апостольское предание всего Священного Писания; вот Господне пришествие, избавление падшего во грехе человека, и вот надежда истинно верующих во Христа. Постараемся же и мы, не минуя ни одной добродетели, достичь в себе этой полноты достоверности, чтобы, удостоившись ожидаемого блага, то есть вселения Господа в нас, приобретя освящение Духа в свои сердца (2 Фес. 2:13), сложив небесное сокровище в сосудах своих (2 Кор. 4:7) и сделавшись через благодать безупречными во всех заповедях, мы сподобились насладиться вечными благами со Христом во веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Дух мирской есть плотоядный коршун – тотчас нападает

К внутреннему подвигу и труду всегда прилагаются скорби совне. «Вы не от мира, – говорит Господь, – Я избрал, отделил вас от него, сего ради ненавидит вас мир. В мире скорбни будете». И точно: многи скорби праведным. Кто бы ни был, сильный или бессильный, – стань только действовать по Богу, сейчас озлобления, скорби и нужды, когда действуют по чистой совести, без человекоугодия, имея в виду только славу Божию. Потому то все святые, особенно Исаак Сирианин, отличительными признаками и истинно добродетельного, и истинной добродетели поставляют скорби. Даже так: сделаешь ли истинное добро, – жди скорби. А тут и враг не дремлет. Он и внутреннее наше возгревает и затрудняет, и внешнее тяжелит и обставляет преградами. И сверх того, сам, то призраками, то явлениями, то особенно какими-то ужасающими навеяниями и нападениями внутри, как ветром провеет, или как огненной стрелой прожжет тебя, – говорят святые.

Таким образом, лишь только ступит кто на путь правый, – со всех сторон на него вражда, и изнутри и извне, и видимо и невидимо. Он – агнец посреди волков. Так ему и говорится вначале: многи скорби праведным (Пс. 33:20), многими скорбми подобает внити в Царствии (Деян. 14:22). Будет скорби, на сие бо и лежим (1 Сол. 3:3), внидите узкими враты (Мф. 7:13); Читай еще: Мф. 6:24; Ин. 15:20; 1 Пет. 4:12-13, Сир. 2:1; Мф. 5:10; Иак. 1:12; 2 Кор. 4:8. 17; 1 Пет. 4:1; Апок. 7:14; Мф. 7:13-17 и др.). Все мы во тьме и сени смертной, в руках врагов, злобных и хитрых, исход не может быть легким. И внешней свободы ищущие сколько труда и пота подъемлют, так здесь – сколько запинаний и поражений, боязни и страхов! Может быть, кто-нибудь спросит: а что же Господь? А то, что Он как бы намеренно устрояет такой скорбный путь, то для того, чтобы приобщить Своим скорбям, то для того, чтобы скрыть нас от нас самих в этом безотрадном состоянии. Господь лучше не может явить Своей любви ищущим Его, – говорит св. Исаак Сирианин – как подвергая их скорбям. Оттого-то это даже несомненный признак благоволения Божия, признак того, что Он обратил око Свое, избрал того, кто начинает страдать ради правды, ради имени Его. Такой человек поступает как бы в перечистку, как золото в горнило. Чуждые страдания, те, коим все льготно – прелюбодейчищи суть, по Апостолу. Труды, слезы, скорби – самая лучшая перечистка, как для белья колоченье.

Потому-то от начала мира доныне пересматривает Апостол праведных, и всех до одного видит страждущими, болезненными, утружденными. Патриархи страдают, Пророки страдают, Господь – подвигоположник больше всех, Апостолы – тоже, далее – мученики, подвижники и все святые, как видит Иоанн Богослов в Откровении. Откуда приидоша? от скорби великие (7:14); они те, как там говорится, кои не пощадили душ своих. Потому-то приступающему работать Господу, должно уготовать душу свою на искушения. Не покоя, не сластей, не льгот, а труженичества, озлоблений, лишений жди, и не только жди, но ищи. Надо знать твердо, что кто творит добродетели, но без труда, стоит в подвигах, но льготно, без болезненных понуждений, – тот на пути прелестном. Что-нибудь да не так здесь. Между людьми в правде нельзя стоять мирно. Дух мирской есть плотоядный коршун – тотчас нападает. Потому и надо быть готовым на все...

Св. отцы готовность эту определяют очень просто и немногословно. Именно: иди как на смерть, и такой завет положи в сердце твоем, что ты оброчник смерти, которая поминутно готовится тебе, не знать, как и откуда. Только тот, говорят, и устоит непоколебимым, кто пойдет путем истинной христианской жизни с такими расположениями. Ибо, коль скоро он умрет чувством и заветом сердца, то, что ни встретилось бы, будет уже слабее того, чего он ожидает, то есть слабее смерти. К этому они применяют притчу Спасителя о царе, рассчитывающем войско при наступлении войны, и о хозяине, начинающем строить дом. Рассчитывай, – говорят, – ожидающие скорби, и умри в помысле и чувстве, потому что только смерть составит достаточную сумму, такую должно иждивать на пути Христовом. Не может быть Моим учеником тот, – говорит Господь, – кто не возненавидит души своей. Быть готовым как на смерть, – это преимущественно полно выяснено и часто повторяется у св. Исаака Сирианина: Что ни встретится, – говорит он, – скажи, что умер, и полегчает, покой и упокоение есть дело самое ненавистное Богу.

Это нужно не одним отрекшимся от мира, живущим в мире еще нужнее такое расположение. Все это сретает истинных ревнителей благочестия, ложным – легко. К такому завету со своим сердцем должно еще приложить твердое и несомненное упование на Бога Вседержителя, нужно держать веру, что, несмотря на всю примрачность пути, ты – Божий, не отверженный, не презренный, а блюдомый Им, что Он с тобой, держит тебя в то самое время, как терзают тебя со всех сторон. Воображай себя держимым рукою Божиею, подобно замаранному плату, который треплют, чтоб очистить. Держи веру, что какое бы ни было искушение, внутреннее или внешнее, оно тебе под силу, потому что Господь не даст тебе искуситься более, нежели можешь. Он ведет и воспитывает премудро. Помни также, что помощь Его близ, что она тотчас готова, лишь только воззовешь, и что только с такой помощью ты возможешь одолеть и не пасть, а потому всякое одоление Ему приписывай. Перенесенное без воззвания к Богу, и не отнесенное к Нему по перенесении, неугодно Ему и бесплодно, ибо всегда оставляется кичение и память о себе.

Недолжно, однако ж, и ввергаться в скорби: отважная самонадеянность богопротивна, и всегда наказывается. Стой в готовности на все, хоть бы даже на смерть, – однако ж, ожидай сего в твердом уповании на Бога и предании себя Ему. Куда и как поведет, пусть ведет как угодно. Не поперечь, не желай того и того, ни льгот, ни скорбей. Пусть ведет, иди открытым лицем, ожидая всего скорбного, в уповании и предании себя Богу. Без такого расположения шагу не сделаешь на истинном пути. Все возвращающиеся вспять, возвращаются именно от не приготовления себя на подвиг и борьбу или от самонадеянности. Свой жар может помочь, но ненадолго. Он охлаждается естественно, – и человек остается не причем.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru