НАГОТА ДУШИ

 

Вот – нагота твоя, душа моя! Куда ты пойдешь? В рай? Но ведь ты сделала – и продолжаешь делать! – куда больше первозданного Адама, чтобы затворить перед собой райские двери, и одежда твоя тебя обличает, яко несть брачна... 

Схолии на полях Великого канона

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Теперь, эта  нагота души не будет видна вполне, она будет видна там...

Многие женщины носят шелковые одежды и, поистине, обнажены от одежд добродетели! Таких пусть одевают мужья. Но они не принимают этих одежд <добродетели>, а хотят тех? Сделай сначала так: возбуди в них желание этих одежд, покажи, что они наги, беседуй о будущем Суде, скажи, что там нужны будут нам другие одежды, а не те шелковые... Нагой во время стужи цепенеет, дрожит, стоит скорчившись и поджавши руки, а во время жары не делает этого... и богатые мужи, и богатые жены тем более бывают наги, чем более одеваются... Скажи мне: когда мы рассуждаем о геенне и тех мучениях, не больше ли цепенеют и дрожат эти, нежели те – нагие? Не вздыхают ли они тяжко и не осуждают ли самих себя? Когда они приходят к кому-нибудь и говорят: помолись обо мне, не то же ли самое говорят они, что и те? Впрочем, теперь, что бы мы ни говорили, эта нагота души не будет видна вполне, она будет видна там... Когда эти шелковые одежды и драгоценные камни погибнут и в одних только одеждах добродетели и порока мнятся все, когда бедные будут обличены великою славою, и богатые в наготе и безобразии будут влечены на мучения.

Какая польза от драгоценных одежд?

Доколе мы будем пристрастны к этому украшению? Будем одеваться славою Христовою, будем облекаться тою красотою, чтобы нам и здесь получить похвалу, и там сподобиться вечных благ... 

А что нагота души? Порок.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Инокентий арх. Херсонский

Святитель Инокентий арх. Херсонский   

----картинка линии разделения----

Кто покроет наготу души моей? 

Все давно зовет меня к Тебе, и я готов идти на Божественную вечерю Твою, но как явиться пред светлое лице Твое с моей тьмой и наготой, с моими рубищами и язвами греховными? Была у меня одежда невинности в Едеме, украшал меня там самый драгоценный образ Твой, но явился лукавый змий, похитил у меня эту одежду: и оттоле лежу наг и стыждуся. Было у меня потом и другое царское облачение от Тебя – бесценная одежда заслуг Сына Твоего, в которую облекла меня при крещении Святая Церковь, но пришли с летами нечистые помыслы, злые пожелания и страсти, совлекли с меня нешвенный хитон оправдания благодатного, – оттоле лежу наг и стыждуся. Омывался и после я не раз в таинственной купели покаяния, убелялся паче снега причащением святых и животворящих Тайн: но вскоре снова, безумный, возвращался к благу мирских забав и утех, погружался еще глубже в тину невоздержания и сладострастия. Что мне теперь делать? Куда обратиться? Кто снимет мрак и язвы с моей совести? Кто покроет наготу души моей? 

 

 

(Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. Песнь 2)

Вот – нагота твоя, душа моя!

…В чем согрешили прародители? Только ли в том, что послушали совет лукавого змия? Нет – в том, что они последовали ему, что они добровольно, без всякого принуждения, из одного только любопытства приняли его в себя и сделали злую волю искусителя как бы своей волей. Так и ты, душа моя, – сколько советов нечестивых принимаешь в себя, чтобы сделать их как бы своими! Но знай: «Принявши этот гибельный совет, ты не только попрала данный от Бога закон и нарушила заповедь, и до такой дошла несытости, что не удовольствовалась столь многочисленными плодами, но еще дерзнула вкусить и от того одного дерева, которого Владыка повелел не касаться, поверила словам змия, сочла совет его более достойным доверия, чем данную Создателем заповедь». С каждым так принятым советом ты раздираешь те остатки первозданной одежды, которые у тебя еще остались, – попирая добровольно образ и подобие Божии, которые еще сохранены в тебе! Вот – нагота твоя, душа моя! Лишенная образа и подобия, что представляешь ты собой? Прах земной, из которого ты взята? персть? «сень и соние»?

Вот – нагота твоя, душа моя! Куда ты пойдешь? В рай? Но ведь ты сделала – и продолжаешь делать! – куда больше первозданного Адама, чтобы затворить перед собой райские двери, и одежда твоя тебя обличает, яко несть брачна... В ад?.. Но там – есть ли место покаянию? «Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?» (Пс.87:11,12).


«Егда душа от тела имать нуждею восхититися страшными ангелы, всех забывает сродников и знаемых, и печется о будущих судилищей стоянии, яже суеты, и многотрудныя плоти разрешении»...

 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com