НАЗИДАНИЕ ДУШИ

 ----картинка линии разделения----

 

Назидание души, чем более умножается, тем более крепкою делает душу, принимающую его. 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

----картинка линии разделения----

О назидании души добродетелями 

Всякий человек, говорит Великий Василий, прежде всего, имеет нужду в терпении, как земля в дожде, для того, чтобы, по слову апостола, положить на нем основание (Евр. 6:7), то есть веру, и мало-помалу рассуждение, как искусный домостроитель, созидает дом души: постоянно кладет известь из земли смирения, чтобы соединить камень с камнем, то есть добродетель с добродетелью, пока не положится кровля, то есть совершенная любовь. И так входит Владыка дома и обитает в душе, если она имеет хороших привратников, всегда держащих оружие, то есть светлые мысли, подобающие Богу, и делания боголепные, которые могут успокоить Царя, а не жену привратницу с рукодельем в руках, как говорит святой Нил, толкуя историю Ветхого Завета, потому, говорит, и не поставил патриарх Авраам жену привратницею, но некоторый мужественный и жестокий помысел, имеющий оружие, как говорит апостол, вместе с прочими и «меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф. 6:17), чтобы приходящих к нему или убивать, или отгонять. Ибо он не дремлет, но стоит, убивая чуждые помыслы противоположным им деланием и противоречащим словом: все, входящее в сердце вопреки намерению Божию, он отражает презрением и отвержением, чтобы просвещенный (благодатью) ум никак не был праздным от ведения о Боге и Божественных мыслей. Но сказанное мною, говорит, есть дело безмолвия. Как и в другом месте находим, что святой Нил приводит Божественное Писание, изъясняя, что суетные заботы наводят помрачение ума. Да и поистине так. Если бы ум не был отовсюду удерживаем, как вода в трубе, то не могла бы мысль сосредоточиться в себе, для того, чтобы возвыситься к Богу, а, не возвысившись умом и не вкусив нечто из горнего, как возможет кто-либо легко презирать дольнее? Итак, верою должны мы «тещи», по слову апостола (Евр. 12:1), с терпением, имея своим делом то самое, чтобы благодарить Бога. И со временем хорошо «текущие» могут отчасти познать это и постигнуть, а потом и все в будущем, «разрешившимся зерцалом» (1 Кор. 13:12) этой тленной жизни, где душа уже не похотствует на плоть, и плоть на дух (Гал.5:17), и леность не может более нанести забвения, а забвение – неведения, чем многие из нас ныне страдают, так что надобно и писать для напоминания.

Много раз бывало со мною, что самодвижно приходила мысль и я записывал ее для памяти, а потом во время брани имел от нее помощь, или облегчение, или была она поводом к благодарению, когда была засвидетельствована Божественным Писанием. А если бы я вознерадел об этом, мысли не было бы, когда я имел в ней нужду, и я лишился бы пользы ее, по всезлобнейшему забвению. Потому и должны мы делом научиться добродетелям, чтобы привычкою к ним сохранялась память о благом, а не словом только, «не в словеси бо», говорит апостол, «Царствие Божие, но в силе» (1 Кор. 4:20). Кто ищет делом, тот знает потерю и приобретение в деле, которое он проходит, говорит святой Исаак, и такой может дать и другим совет, как много раз пострадавший и познавший на опыте. Ибо есть, говорит, вещи, которые кажутся хорошими, но имеют сокрытую в себе, неизбежную потерю, и есть другие, кажущиеся лукавыми, но внутри себя заключают они величайшее приобретение, потому, говорит (святой Исаак), не всякий человек достаточен дать совет ищущим, но получивший от Бога дарование рассуждения и от долговременного пребывания в подвижничестве приобретший ум проницательный, как говорит святой Максим. И то надобно с большим смирением советовать не всем, но добровольно ищущим и не принужденно вопрошающим его, и говорить как бы сам еще учился, чтобы чрез смирение и добровольное прошение вопрошающего слово напечатлелось в душе слушающего, и согрет был он верою, видя благого советника, как чудного Того

Советника, о Котором сказал пророк Исаия: «Бога крепкаго, властителя» и проч. (Ис. 9:6), говорю же, Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего к тому злоречившему: «кто Мя постави судию или делителя над вами» (Лк. 12:14), хотя, говорит, и «весь суд даде Сынови Отец» (Ин. 5:22), но, показывая нам как во всем, так и в этом путь спасения святым Своим смирением, что Он не принуждает, но говорит: «аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и последует Ми» (Мф. 16:24), то есть пусть вовсе не имеет заботы о своей жизни, но как Я делаю и терплю чувственную и добровольную смерть за всех, так и тот делом и словом да последует Мне, подобно апостолам и мученикам, если же не так, то хотя по произволению да потерпит смерть.

И опять к богатому тому сказал: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое» и проч. (Мф. 19:21), о котором Великий Василий говорит, что он солгал, сказав, что сохранил заповеди, ибо если бы сохранял их, то не приобрел бы большого имения, когда закон говорит, во-первых: «возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея» (Втор.6:5). Но изречение «от всея души» не дозволяет любящему Бога любить что-либо иное, и кто печалится о чем-либо ином, тот уже отвергает оное (изречение). Опять сказано: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе» (Мф. 22:39), то есть всякого человека. Может ли быть исполнителем сего тот, кто имеет многое имение, тогда как многие другие нуждаются в дневной пище, особенно же имеет пристрастно, если бы он имел их, как Авраам, Иов и прочие праведники, как достояние Божие, то не отошел бы со скорбью. Подобно этому и святой Златоуст говорит: поверил, что сказанное ему Господом есть истина, потому и отошел скорбя, не в силах, будучи исполнить. Ибо много есть таких, которые веруют словам Писания, но изнемогают в исполнении написанного. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Назидание души, чем более умножается, тем более крепкою делает душу, принимающую его.

 

 

(Училище благочестия или примеры христианских добродетелей избранное из жития святых)

О назидании души

Когда хочет кто строить дом, то собирает разные к тому потребности: так и человек должен взять от всех добродетелей по некоторой части, чтобы соорудить в себе дом духовный.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru