CВЯТИТЕЛЬ ФОТИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

----картинка линии разделения----

 

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

 

----картинка линии разделения----

 

Неизреченная и глубочайшая причина того, о чем ты спрашиваешь, да будет сокрыта в Боге, а мы скажем лишь то, что дано разуметь уму человеческому. Праведный Авель умер прежде Адама согрешившего и принявшего приговор смертный, – для того, во-первых, чтобы виновный отец, познавши в своем невинном сыне весь ужас и неизбежность смерти, сильнее восчувствовал спасительную скорбь и обнаружил большее раскаяние, и таким образом сам отошел из сей жизни с меньшим долгом за преступление. Далее, – для того, чтобы могущество смерти, восхитив первым невинно-сраженного праведника, стало от того само слабее. Ибо, как в том случае, если бы она взяла себе первым виновного ей чрез то подставлено было-бы прочное основание, так теперь, поспешив восхитить праведника, она, по неведению, соделала для себя зыбкое и удоборазрушимое основание.

Но смотри еще, как чрез это предуготовляется и предуказывается наше общее воскресение. В самом деле, если Бог благ и правосуден, или лучше, если Он есть источник всякой благости и правды, то, конечно, Он не допустил бы преждевременно умереть Авелю, праведному, без награды: – что я говорю – без награды? Он не допустил бы, по правосудию своему, быть убитым тому, кто оказался боголюбезным, если бы не было другого мира, другой жизни, где Он, по неизреченному богатству промысла, уготовил и хранит награды и воздаяния за дела наши. Перестань же, после сего, еще недоумевать и изумляться, – для чего Авель, первый друг правды, первый принес жертву смерти. А если при сем вспомнишь об Енохе, который также был одним из первых праведников, то еще лучше уразумеешь, зачем владычество смерти обнаруживается прежде над невинными, а не над виновными: ибо и здесь Слово Божие опять открывает нам (как бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнения), что не по другому чему, как по особенному попущению и особенной любви Божией праведник, первый, уловляется сетями смерти и испытывает на себе действие ее тирании. 

Письмо Феодору игумену, недоумевавшему о том, зачем смерть, этот оброк греха, прежде сразила праведника – Авеля, а не Адама – первого между людьми грешника.

 

----картинка линии разделения----

 

День памяти: 6(19) февраля

 

ЖИТИЕ

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока.

В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...».

 В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение, признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Главное сочинение патриарха Фотия — «Библиотека». Содержит реферативные обзоры и извлечения (иногда весьма протяжённые) из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых и др. Почти полностью отсутствуют рефераты поэтических сочинений древних, а также Платон и Аристотель. Особую ценность представляют извлечения из исторических сочинений, так как Фотий располагал документами, которые впоследствии были утеряны.

Сочинения патриарха Фотия Константинопольского собраны в Patrologia Graeca (Тома: 101, 102, 103, 104).

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com