ГНЕВ ЛЮБВИ 

 ----картинка линии разделения----

 

Гнев Божий — это гнев Любви, которая направлена не на разрушение и уничтожение, а которая даже в гневе хочет спасти того, кого она любит. 

Уильям Баркли

 

----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Гнев Христа на продающих и покупающих в храме Божием

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано:

 

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих

 

«дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников (Лк.19:34-46). 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Лю­бовь бо­жес­твен­но­го Ес­тес­тва в на­чале и в кон­це тво­рения 

Что Бог из­вечно не­из­ме­нен во всем, чем об­ла­да­ет Он по ес­тес­тву, и что не из­ме­ня­ет­ся Он по при­чине то­го, что про­ис­хо­дит в тво­рении - я ду­маю, что ник­то из ра­зум­ных не бу­дет ос­па­ривать это. Каж­до­му, кто об­ла­да­ет ра­зум­ным мыш­ле­ни­ем, из­вес­тно, что да­же ес­ли в нас про­ис­хо­дит из­ме­нение, ког­да взи­ра­ем мы соз­на­ни­ем на каж­дое из ра­зум­ных су­ществ и на из­ме­нения, про­ис­хо­дящие в их по­веде­нии, то в соз­на­нии Соз­да­теля су­щес­тву­ет еди­ный рав­ный взгляд на все ра­зум­ные су­щес­тва, и на все тво­рение из­ли­ва­ет­ся от Не­го еди­ная лю­бовь и ми­лость, ко­торые не­из­менны, внев­ре­мен­ны и веч­ны. Так­же не мо­жем мы ска­зать, что умень­ши­лась лю­бовь Соз­да­теля к тем ра­зум­ным су­щес­твам, ко­торые ста­ли де­мона­ми по при­чине сво­его де­мониз­ма, и что она мень­ше, чем пол­но­та люб­ви, ко­торую Он име­ет по от­но­шению к тем, кто пре­быва­ет в ан­гель­ском сос­то­янии, или что лю­бовь Его к греш­ни­кам мень­ше, чем к тем, кто спра­вед­ли­во на­зыва­ет­ся пра­вед­ни­ками. Это по­тому, что на то Ес­тес­тво не воз­дей­ству­ет ни про­ис­хо­дящее, ни про­тиво­полож­ное Ему, и внут­ри Не­го не воз­ни­ка­ет ка­кое-ли­бо слу­чай­ное дви­жение, ко­торое име­ло бы свою при­чину в тво­рении, а не на­ходи­лось в Нем от веч­ности, и лю­бовь, ко­торой Он об­ла­да­ет, не есть ре­зуль­тат дей­ствий, со­вер­шенных во вре­мени. Нап­ро­тив, в соз­на­нии Его вся­кий име­ет свое единс­твен­ное мес­то в чи­не люб­ви, со­от­ветс­твен­но об­ра­зу, ко­торый Он уз­рел в них преж­де, чем соз­дал их и все ос­таль­ные твар­ные су­щес­тва, преж­де, чем за­мыс­лил Он сот­во­рение ми­ра. Он, Чья лю­бовь не име­ет на­чала, из­на­чаль­но об­ла­дал на­чаль­ным по­буж­де­ни­ем к сот­во­рению ми­ра. У Не­го еди­ный чин со­вер­шенной бесс­трас­тной люб­ви ко всем им, и у Не­го еди­ный Про­мысл как о тех, кто пал, так и о тех, кто не пал. 

Ведь из­вес­тно, что в тот мо­мент, ког­да они па­да­ют, Он не ос­тавля­ет их, и та­ким об­ра­зом, ни де­моны не ос­та­нут­ся в сво­ем де­мони­чес­ком сос­то­янии, ни греш­ни­ки - в гре­хах сво­их, но к еди­ному рав­но­му сос­то­янию со­вер­шенс­тва по от­но­шению к Сво­ему собс­твен­но­му Бы­тию на­мере­ва­ет­ся Он при­вес­ти их - к сос­то­янию, в ко­тором свя­тые ан­ге­лы на­ходят­ся сей­час, в со­вер­шенс­тво люб­ви и бесс­трас­тно­го соз­на­ния. В ту доб­ро­детель во­ли на­мере­ва­ет­ся Он воз­вести их, ког­да уже ни в узах они не бу­дут, ни в сво­боде, и не бу­дут они тог­да воз­бужда­емы про­тив­ни­ком, но бу­дут они в доб­ро­дете­ли зна­ния, с мыш­ле­ни­ем, пов­зрос­левшим бла­года­ря дви­жени­ям, ко­торые они по­лучи­ли от бо­жес­твен­но­го из­ли­яния, уго­тов­ля­емо­го бла­жен­ным Соз­да­телем по бла­года­ти Его, они бу­дут усо­вер­шенс­тво­ваны в люб­ви к Не­му, с со­вер­шенным соз­на­ни­ем, ко­торое сде­лалось пре­выше ка­кого-ли­бо ук­ло­нения во всех сво­их дви­жени­ях. Мо­жет быть, они бу­дут воз­вы­шены да­же до боль­ше­го со­вер­шенс­тва, чем то, в ко­тором ан­ге­лы су­щес­тву­ют сей­час, ибо все они в еди­ной люб­ви, еди­ном соз­на­нии, еди­ной во­ле, еди­ном со­вер­шенс­тве зна­ния бу­дут су­щес­тво­вать, на Бо­га бу­дут они взи­рать с лю­бов­ным вож­де­лени­ем, ко­торое не­насы­тимо, да­же ес­ли не­кое до­мос­тро­итель­ство мо­жет вре­мен­но дей­ство­вать по при­чинам, из­вес­тным од­но­му Бо­гу, в со­от­ветс­твии с оп­ре­делен­ным вре­мен­ным от­резком, ус­та­нов­ленным Им сог­ласно во­ле Его пре­муд­рости. Кто мо­жет ска­зать или пред­по­ложить, что лю­бовь Соз­да­теля не пер­вична по от­но­шению к ус­та­нов­ле­нию это­го дей­ствия, ко­торое Он ис­полня­ет по при­чине поль­зы, про­ис­хо­дящей от не­го? Это из­вес­тно толь­ко Ему од­но­му, но впос­ледс­твии для всех со­дела­ет Он это из­вес­тным. 

Бог не упус­тит ни од­ной час­ти, при­над­ле­жащей ка­кому-ли­бо из ра­зум­ных су­ществ, при под­го­тов­ке к то­му выс­ше­му Царс­тву, ко­торое уго­това­но для всех ми­ров. По при­чине той бла­гос­ти ес­тес­тва Его, бла­года­ря ко­торой при­вел Он в бы­тие всю все­лен­ную, под­держи­ва­ет и ве­дет ее, и за­ботит­ся обо всех ми­рах и тва­рях в Сво­ем без­мерном сос­тра­дании, Он за­думал ус­тро­ить Царс­тво Не­бес­ное для всей об­щи­ны ра­зум­ных су­ществ, хо­тя не­кий пе­реход­ный пе­ри­од вре­мени ос­тавлен для то­го, что­бы все под­ня­лись на тот же са­мый уро­вень. Это на­ше мне­ние сог­ла­су­ет­ся с учи­тель­ством Пи­сания. Тем не ме­нее, она страш­на, да­же ес­ли она так ог­ра­ниче­на в сво­ей про­дол­жи­тель­нос­ти: кто мо­жет вы­нес­ти ее? По этой при­чине ан­ге­лы на не­бесах ра­ду­ют­ся об од­ном греш­ни­ке ка­ющем­ся. Пос­коль­ку знал Бог Сво­им ми­лосер­дным зна­ни­ем, что ес­ли бы аб­со­лют­ная пра­вед­ность тре­бова­лась от лю­дей, тог­да толь­ко один из де­сяти ты­сяч на­шел­ся бы, кто мог бы вой­ти в Царс­тво Не­бес­ное, Он дал им ле­карс­тво, под­хо­дящее для каж­до­го, а имен­но, по­ка­яние, так, что­бы каж­дый день и на вся­кий миг бы­ло для них дос­тупное средс­тво ис­прав­ле­ния пос­редс­твом си­лы это­го ле­карс­тва, и что­бы че­рез сок­ру­шение они омы­вали се­бя во вся­кое вре­мя от вся­кого ос­квер­не­ния, ко­торое мо­жет прик­лю­чить­ся, и об­новля­лись каж­дый день че­рез по­ка­яние. Ве­лико это средс­тво, ко­торое сос­тра­датель­ный Тво­рец, по пре­муд­рости Бо­жес­тва Сво­его, уго­товал ра­ди на­шей веч­ной жиз­ни, ибо Он же­ла­ет, что­бы мы ежед­невно об­новля­лись и пред­ста­вали в доб­ро­детель­ном из­ме­нении во­ли и об­новле­нии ра­зума. 

Вот что оз­на­ча­ет ска­зан­ное: Он не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. По этой при­чине Он за­мыс­лил для нас лег­кое средс­тво, бла­года­ря ко­торо­му мы мо­жем ис­пра­вить­ся без вся­кого тру­да. Ибо Он не хо­чет, что­бы по­гиба­ли лю­ди из-за сво­их гре­хов. Итак, ког­да бы та­кое ни слу­чилось, - по не­мощи ли и не­совер­шенс­тву ес­тес­тва, в ко­торое они об­ле­чены, или из-за бо­рений, яв­ля­ющих­ся следс­тви­ями это­го, или по ка­кой бы то ни бы­ло ес­тес­твен­ной для них при­чине, спо­собс­тву­ющей то­му, что­бы они вос­поль­зо­вались слу­ча­ем к со­вер­ше­нию гре­ха, па­ли и бы­ли по­беж­де­ны тем или иным гре­хом в мыс­лях или сло­вах или дей­стви­ях, а по­том стра­дали, му­чались и ка­ялись в нем, - Он тот­час прос­тит их, без вся­кого сом­не­ния. Пре­муд­ро ус­та­нов­ле­но это средс­тво Спа­сите­лем на­шим, Ко­торый, пос­коль­ку Он благ по ес­тес­тву, вся­кого че­лове­ка хо­чет спас­ти та­кими средс­тва­ми. По это­му за­мыс­лу бла­года­ти, боль­шинс­тво лю­дей вой­дет в Царс­тво Не­бес­ное без опы­та ге­ен­ны. Но не те, кто, из-за ожес­то­чения сер­дца и со­вер­шенно­го ук­ло­нения в лу­кавс­тво и по­хоти, не стра­да­ет и не сок­ру­ша­ет­ся о сво­их ошиб­ках и гре­хах, пос­коль­ку эти лю­ди не бы­ли на­казы­ва­емы. Ибо свя­тое Ес­тес­тво столь бла­го и ми­лосер­дно, что оно пос­то­ян­но ищет пусть са­мую ма­лую при­чину для на­шего оп­равда­ния и для то­го, что­бы прос­тить лю­дям гре­хи их - как в слу­чае с мы­тарем, ко­торый был оп­равдан бла­года­ря сво­ей сок­ру­шен­ной мо­лит­ве, или с жен­щи­ной и ее дву­мя леп­та­ми, или с раз­бой­ни­ком, по­лучив­шим про­щение на крес­те. Ибо спа­сения на­шего Он ищет, а не при­чин для то­го, что­бы му­чить нас.  Пос­коль­ку же ли­цо Его на вся­кий миг об­ра­щено к про­щению, Он, поль­зу­ясь нез­на­читель­ны­ми и ма­лыми, поч­ти нич­тожны­ми средс­тва­ми, сно­ва и сно­ва пос­редс­твом ка­жущих­ся слу­чай­нос­тей и неп­редви­ден­ных об­сто­ятель­ств из­ли­ва­ет на нас обиль­ную бла­годать, ко­торая, по­доб­но оке­ану, не зна­ет ме­ры. И то­му, кто по­казы­ва­ет хо­тя бы ма­лое стра­дание и во­лю к сок­ру­шению о про­ис­шедшем, Он сра­зу, в тот же час, без про­мед­ле­ния, да­ру­ет про­щение гре­хов. Кто спо­собен уви­деть все эти бла­годе­яния, ко­торые со­вер­ше­ны Хрис­том, Гос­по­дом на­шим, для ми­ра? Ког­да вся со­вокуп­ность тво­рения ос­та­вила и за­была Бо­га, усо­вер­шенс­тво­вав­шись во вся­ком лу­кавс­тве, по Сво­ей собс­твен­ной во­ле и без прось­бы со сто­роны лю­дей со­шел Он до их жи­лищ и жил сре­ди них в их те­ле, как один из них, и с лю­бовью, ко­торая пре­выше зна­ния и сло­ва всех тва­рей, Он умо­лял их об­ра­тить­ся к Не­му и по­казы­вал им то, что от­но­сит­ся к прес­лавно­му сот­во­рению ми­ра гря­дуще­го, - Он, Ко­торый еще преж­де сот­во­рения ми­ров на­мере­вал­ся да­ровать тва­ри та­кие бла­га! Он прос­тил им все гре­хи, ко­торые они рань­ше сот­во­рили, и под­твер­дил ис­ти­ну это­го при­мире­ния пос­редс­твом убе­дитель­ных зна­ков и чу­дес и от­кро­вений им о Его тай­нах; пос­ле все­го это­го Он снис­хо­дит до та­кого снис­хожде­ния, что хо­чет, что­бы От­цом на­зыва­ло Его греш­ное ес­тес­тво - прах от зем­ли, през­ренные лю­ди, плоть и кровь. Без ве­ликой люб­ви мог­ло ли это про­изой­ти? 

Кто же, ви­дя и слы­ша по­доб­ные ве­щи, под­вигнет­ся к вос­по­мина­нию о собс­твен­ных гре­хах, ко­торые ввер­гнут его в сом­не­ние та­кого ро­да: "Прос­тит ли мне Бог, ес­ли я про­шу Его, те гре­хи, о ко­торых я бо­лез­ную и от вос­по­мина­ния о ко­торых му­ча­юсь, из-за ко­торых, хо­тя я гну­ша­юсь ими, я па­даю, но пос­ле то­го, как они слу­чились, при­чиня­емая ими боль бы­ва­ет силь­нее, чем да­же жа­ло скор­пи­она, и хо­тя я не­нави­жу их, я ос­та­юсь пос­ре­ди них, и хо­тя ка­юсь в них со стра­дани­ем, сно­ва жа­лос­тным об­ра­зом воз­вра­ща­юсь к ним". 

Вот как, на­вер­ное, мно­гие бо­гобо­яз­ненные лю­ди ду­ма­ют - те, ко­торые за­ботят­ся о доб­ро­дете­ли, но бы­ва­ют одо­лева­емы страс­тя­ми, ко­торые пла­чут о гре­хе, и, однако, по при­чине собс­твен­ной не­ус­той­чи­вос­ти пос­то­ян­но па­да­ют: они все вре­мя жи­вут меж­ду гре­хом и по­ка­яни­ем. Не бу­дем сом­не­вать­ся в на­деж­де на на­ше спа­сение, о лю­ди, ибо Тот, Кто пре­тер­пел стра­дания ра­ди нас, вся­чес­ки за­ботит­ся о жиз­ни на­шей, ми­лосер­дие Его пре­вос­хо­дит соз­на­ние на­ше, бла­годать Его боль­ше, чем то, о чем мы про­сим Его. Ибо дес­ни­ца Гос­по­да на­шего прос­терта ночью и днем, и Он сле­дит за тем, что­бы под­держать, ус­по­ко­ить и по­ощ­рить каж­до­го, осо­бен­но ес­ли Он об­ре­та­ет тех, кто пе­рено­сит да­же ма­лое стра­дание и пе­чаль о том, что­бы гре­хи их бы­ли про­щены и кто опе­чален ма­лой сте­пенью сво­ей пра­веднос­ти, ко­торая по­хища­ет­ся у них вре­мя от вре­мени при борь­бе со страс­тя­ми и с гре­хом. Поль­зу­ясь да­же та­кими ма­лыми средс­тва­ми, как эти, хо­чет Он сде­лать их нас­ледни­ками Царс­тва Не­бес­но­го и при­вес­ти их бес­пре­пятс­твен­но в ра­дость Его. Ибо Бо­гу, Спа­сите­лю на­шему, сла­ва во Хрис­те И­ису­се, Упо­вании на­шем, вмес­те с пок­ло­нени­ем и честью в обо­их ми­рах, ко­торые Он сот­во­рил для на­шего уп­ражне­ния и нас­лажде­ния, во ве­ки ве­ков. Аминь. 

Хо­тя ге­ен­на и под­ле­жит ог­ра­ниче­нию, весь­ма стра­шен вкус пре­быва­ния в ней 

Ос­те­режем­ся в ду­шах на­ших, воз­люблен­ные, и пой­мем, что, хо­тя ге­ен­на и под­ле­жит ог­ра­ниче­нию, весь­ма стра­шен вкус пре­быва­ния в ней, и за пре­дела­ми на­шего поз­на­ния - сте­пень стра­дания в ней. Тем бо­лее ус­тре­мим­ся к то­му, что­бы вку­шать лю­бовь Бо­жию че­рез пос­то­ян­ную мысль о Нем и из­бе­жать опы­та ге­ен­ны, ко­торый про­ис­хо­дит от неб­ре­жения. Ос­те­режем­ся рас­тра­чива­ния се­бя на мно­гое и праз­днос­ти в на­шем сос­ре­дото­чен­ном об­ра­зе жиз­ни, что­бы, из­бе­гая как пус­тых тай­ных бе­сед, так и яв­ной праз­днос­ти, мы по­лучи­ли ощу­щение тех ми­лос­тей в са­мих се­бе. О бо­гатс­тве хо­рошо, что­бы го­ворил бо­гатый, и о чи­не сво­боды дол­жен го­ворить тот, кто ей об­ла­да­ет, о Бо­ге же дол­жен го­ворить тот, кто удос­то­ил­ся Бо­га бла­года­ря сво­ей доб­ро­дете­ли. Но то­му, чьи дей­ствия яв­ля­ют­ся об­ви­ните­лями про­тив не­го са­мого и чья со­весть об­ли­ча­ет его са­мого, не­навис­тно да­же и го­ворить о бла­ге - осо­бен­но ес­ли он го­ворит не в об­ли­чение са­мому се­бе, а как уве­рен­ный в собс­твен­ной пра­вед­ности. Хо­рошо и при­лич­но рас­суждать о ве­личии бла­гос­ти Бо­жи­ей, о тай­нах Его ми­лос­тей, яв­ля­емых дей­стви­ями Его, - ми­лос­тей, хо­тя и сок­ро­вен­ных, од­на­ко же рас­кры­ва­ющих­ся бла­года­ря их внеш­ним про­яв­ле­ни­ям в ми­ре, - но для лю­дей низ­менных и по­вин­ных стыд­но да­же дер­зать го­ворить на эти те­мы. Для каж­до­го хо­рошо, ког­да он го­ворит. Кра­сота ис­ти­ны под­хо­дит к прек­расным ус­там. "Свя­тое со­от­ветс­тву­ет свя­тому в пол­но­те их; огонь ожи­да­ет ог­ня, и бла­гого­вей­но­му сер­дцу - хра­нить в свя­тос­ти кра­соты Бо­жии". Что же до нас, низ­менных, то как дер­знем мы уве­рен­но го­ворить о со­бесе­дова­ни­ях, от­но­сящих­ся к чи­ну де­тей? Да­же ког­да мы бу­дем под­хо­дить к это­му с ми­лостью, на­ше греш­ное сер­дце мо­жет на­пол­нить­ся проз­ре­ни­ем, но так­же и сты­дом. Огонь свя­тили­ща не мог вы­нес­ти тех, кто не при­над­ле­жал к ко­лену свя­щен­ни­ков. 

Ук­ра­шай се­бя доб­ро­детелью, о че­ловек сла­бый, да­бы поз­во­лено бы­ло те­бе свя­щен­но­дей­ство­вать Бо­гу в до­ме та­инств и да­бы ты был по­мазан Ду­хом во ос­вя­щение бла­года­ря оби­лию чис­то­ты, ко­торой ты ук­ра­шен в слу­жении сво­их внеш­них чле­нов и в сок­ро­вен­ности сер­дца сво­его. Изоб­ра­зи в ду­ше сво­ей об­раз про­об­ра­зова­тель­ной ски­нии - вов­не и внут­ри. В чувс­твах сво­их со­бери соб­ра­ния доб­ро­дете­ли, и в сер­дце сво­ем свя­щен­но­дей­ствуй Бо­гу чис­тую жер­тву, со­вер­ши при­мири­тель­ную жер­тву о гре­хах тех, кто вов­не, по при­чине их при­вязан­ности к то­му, из-за че­го впа­да­ют они в заб­лужде­ние. И вмес­то зо­лотой крыш­ки по­верх Ков­че­га по­мес­ти в сер­дце со­зер­ца­ние тайн Спа­сите­ля сво­его, ибо че­рез это от­кро­ет­ся те­бе Бог в от­кро­вени­ях див­ных - да­же боль­ше, чем пос­редс­твом то­го, что бы­ло лишь про­об­ра­зом нас­то­ящих тайн. Ибо там Он от­кры­вал тай­ну пер­восвя­щен­ни­ку пос­редс­твом сло­ва и ви­дения, и от­кро­вение ка­салось нас­то­яще­го и вре­мен­но­го. Здесь же, в мол­ча­нии от­кро­вения и без­видном вспо­мощес­тво­вании да­ет­ся это­му пер­восвя­щен­ни­ку во внут­реннем свя­тили­ще сер­дца от­кро­вение о тай­не ...поз­на­ния Его, и от­кро­вение о но­вом ве­ке воз­бужда­ет ощу­щение  сом­не­вать­ся в них. Итак, кра­сота та­инс­твен­ное раз­мышле­ние, так что нас не об­ли­ча­ет со­весть на­ша, ког­да мы го­ворим об этих ве­щах. Да удос­то­им­ся мы уве­рен­ности де­тей, по бла­года­ти Гос­по­да на­шего И­ису­са Хрис­та, Ко­торо­му сла­ва вмес­те с Его От­цом и Свя­тым Ду­хом, ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь. 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых

Причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелью и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, воcчувствовав которую он отлагает суетное надмение сердца.

Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое (пресечение) бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему, и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей.

 

----картинка линии разделения----

 

Блаженный Диадох Фотикийский

Блаженный Диадох Фотикийский 

----картинка линии разделения----

Попущение Божие обучительное и наказательное

Попущение наказательное (обучительное) никак не лишает душу Божественного света, бывает же при сем только то, что благодать... скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечью бесовскою подвигнуть душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Бога, испытывая в себе злое действие врага. Так мать дитя свое, бесчинствующее по нехотению подчиняться уставам млекопитания, на краткое время спускает его из объятий своих, чтоб оно, убоявшись окружающих его... чужих людей или зверей каких-либо, в страхе великом и слезах, в матернии опять потянулось возвратиться объятия. По отвращению же Божию бывающее попущение душу, не хотящую иметь Бога в себе, предаст бесам как бы связанною. Но мы — не подметные чада, но, как веруем, есмы истинные детища Божией благодати, редкими попущениями и частыми утешениями ею млекопитаемые, да под действием таковой ее к нам благостыни поспеем прийти в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). 

Попущение Божие обучительное сначала поражает душу великою скорбью, чувством унижения и некоторою мерою безнадежия, чтоб подавить в ней тщеславие и желание изумлять собою и привести ее в подобающее смирение. Но тотчас потом наводит оно в сердце умиленный страх Божий и слезную исповедь, и великое желание добрейшего молчания. А оставление, по отвращению Божию бывающее, оставляет душу самой себе, и она исполняется отчаянием и неверием, надмением и гневом. Надлежит нам, зная то и другое попущение и оставление, во время их приступать к Богу сообразно со свойствами каждого из них: там благодарения и обеты должны мы приносить Ему, яко милостиво паказующему необузданность нашего нрава лишением утешения, чтоб отечески научить нас здраво различать доброе от худого, а здесь непрестанное исповедание грехов, непрерывные слезы и большее уединение, да, хотя таким приложением трудов, возможем умолить и преклонить Бога призреть, как прежде, на сердца наши. Ведать, впрочем, должно, что когда, при обучительном попущении, бывает у души с сатаною борьба в схватке лицом к лицу, тогда благодать, хотя скрывает себя, но неведомым помоганием содействует душе, чтобы показать врагам ее, что победа над ними есть дело одной души. 

Сам Господь говорит, что сатана спал с неба (Лк. 10:18), чтоб не видел безобразный сей обиталищ Святых Ангелов: как же он, не удостаиваемый общения с добрыми рабами Божиими, может иметь общим с Богом обиталищем ум человеческий? Если и скажут, что это бывает по попущению, то этим не представят ничего доказательного. Ибо попущение обучительное никак не лишает душу божественного света, бывает же при сем только то, что благодать, как я уже говорил, скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечью бесовской подвигнут душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Бога, испытывая в себе злое действие врага. Так мать дитя свое, бесчинствующее по нехотению подчинятся уставам млекопитания, на краткое время спускает из объятий своих, чтоб оно, убоявшись окружающих его безобразных чужих людей, или зверей каких-либо, в страхе великом и слезах, в матерние опять потянулось возвратиться объятия. По отвращению же Божию бывающее попущение душу, не хотящую иметь Бога в себе, предает бесам, как бы связанной. Но мы – не подметные чада, но как веруем, есьмы истинные детища Божией благодати, редкими попущениями и частыми утешеньями ею млекопитаемые, да под действием таковой ее к нам благостыни доспеем придти в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13).

 

----картинка линии разделения----

 

Осипов Алексей Ильич

Осипов Алексей Ильич 

----картинка линии разделения----

Бог как Любовь. Понимание гнева Божия 

Только христианство открыло, что Бог есть любовь и только любовь. Именно христианство открыло, что Бог – это не просто правда, не просто судия, который может миловать и карать. Нет, Он – только Любовь.

Если открыть наши учебники, то можно увидеть, что у Бога два свойства – Правда и Любовь. И вот бедный Бог поступает то по правде, то по любви, и если по любви, то не по правде, а если по правде, то не по любви. И вот приходит Страшный Суд, и Бог говорит – вот, голубчики, Я все терпел по любви столько тысяч лет, а теперь – извольте, все будет по правде.

Ошибка не в том, что Бог – это высшая правда, а в том, что правда и любовь ставятся как два свойства, между которыми Бог совершает свои поступки.

Если говорим о любви – что это означает в человеческом обществе? – когда я люблю, я прощаю человеку недостатки, проступки, за что можно было и наказать. И эта любовь – несправедливая, в ней нет правды, в этом мы убеждаемся постоянно. Божественная же любовь – праведная, она истинная. Например, заболел человек аппендицитом – а это значит не таблетки давать, а ложись на стол, будем оперировать, и только это тебя спасет от смерти.

И правда Божия – это та истина, которая направлена на полезность человеку. Правда там, где есть полезность. И любовь Божия ищет пользы того, кого я люблю, а не по головке погладить и конфетку сладкую дать.

Вот в чем истинная любовь. И на Страшном Суде – точно то же самое будет.

Исаак Сирин – не для того Бог сотворил разумное творение, чтобы предать его бесконечным мучениям. Все, что творит Бог и промышляет о нас, есть благо, и сама геенна является одним из промыслительных действий Божиих.

Это не покарание, не месть – а опять оказание любви к свободе человека. Всемогущий Бог не может коснуться человеческой свободы. Человеку предоставляется свобода быть там, где это наиболее соответствует его духовному состоянию.

Человека нельзя за шкирку взять и в рай сунуть, загнать силой в Царство Небесное. Когда человек хочет быть вне Бога – он – тьма кромешная. Сама геенна – это состояние, когда человек убеждается, что он сам есть тьма без Бога.

Поэтому у отцов встречаем мысль, которая выражена у И.Сирина: хотя геенна и будет ограничена, остережемся в душах наших, ибо знаем, какие страдания придется претерпеть там.

Итак, Страшный суд говорит не то, что Бог перестает быть Любовью, а о том, что эта Любовь – праведна.

И непонимание того, что Бог есть праведная Любовь, привело к тому, что все западное христианство стало на почву Ветхого Завета и языческого понимания Бога. Недаром Ю.Ф.Самарин определял католицизм как иудаизм в христианстве.

«И раскаялся Господь, что создал человека на земли, и восскорбел в сердце Своем». Или: «Он воздаст противникам Своим в ярости, врагам Своим в мести» - и из Библии можно привести бесчисленное количество таких цитат.

Все эти высказывания Св. Писания и море высказываний св.отцов – о том, что Бог гневается, Бог мстит, наказывает и т.д. – как это все совместить с тем, что Бог есть Любовь? Что Он «дождит на праведные и неправедные», неблагодарных и злых?

Попробуем разобраться.

Позиция, когда Бог есть Правда, и Бог есть Любовь – рассматривать отдельно – не выдерживает никакой критики.

Исаак Сирин: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих, человек, делах»… Если бы Бог был правосуден, то мы и мгновения бы не смогли просуществовать, и были бы наказаны. Это очевидно.

Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто признавает благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, но как Он о добрых радуется, от злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются – не отвращается от них – то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо бы было сказать, что Божеству было бы худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, а пребывает всегда одинаковым. А мы – когда бываем добры – вступаем в общение с Богом по сходству с ним, а когда становимся злыми – отделяемся по несходству…

Грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, а с демонами мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем разрешения в грехах – то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но то, что посредством таких действий мы переменили сущее в нас зло и соделываемся способными вкушать  Божию благость. Так что сказать, что Бог отвращается от злых – все равно что сказать, что солнце отвращается от лишенных зрения».

Поэтому не Бог нас наказывает и награждает, а мы сами себя наказываем, соединяясь с демонами-мучителями. А Божия благость – непрерывно, как солнечные лучи, направлены на нас, а мы от нее или отворачиваемся, или же соделываемся способными вкушать Божию благость. Бог постоянен в Своей любви к нам, а мы только непостоянны.

Григорий Нисский – «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти или удовольствия, милости или гнева – этого никто не будет отрицать… Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах своих и гневается яростию на падший народ… но в каждом из таковых изречений слово учит нас, что посредством наших свойств Провидение Божие приспосабливается к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху под страхом наказания удерживались от совершения его…»

Это Божественная педагогика – приспособление к нашим немощам, как к детям.

Иоанн Златоуст – «Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобному. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых».

И. Кассиан Римлянин – «ибо один Бог творит все благое. Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных. Поскольку не может быть огорчен обидами и беззакониями людей как вечно не изменяемая благость. некоторые …покушаются умалить свою непотребность при помощи непотребнейшего толкования Писания – говоря – не беда, что гневаемся на братию, ведь и Сам Бог гневается - … и не разумеют они, как вместе с тем, действуя на пагубу себе… и Богу нечестиво приписывают нечистую страсть».

Исаак Сирин – «Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий».

Правда, отцы говорят, что у человека есть три духовных состояния - 1) когда человек живет под страхом наказания, 2) когда человек действует, ожидая награды. Эти два состояния – подготовительные к третьему: 3) когда человек живет по любви, а не по страху и не по награде. Он боится оскорбить любящего его Бога, потому что сам любит Его.

И воздаяние бывает тоже понятно в каком смысле – что мы сами себе воздаем.

Апостол Иаков: в искушении никто не говори: Бог меня искушает… но каждый искушается, обольщаясь собственной похотью.

А если же мы встанем на точку зрения «справедливости» - что праведник за неправедных страдает – то мы ничего не поймем. Как это – я украл, а он за меня идет в тюрьму, сидит за мое воровство, и только после этого он сможет меня простить, когда отсидит? – это что за справедливость? А ведь именно такова по своей сути трактовка искупления в западном христианстве.

Мы говорили, что христианство имеет подтверждение своего неземного, Божественного происхождения. И вот одно из таких подтверждений - из какой религии могли взять апостолы, когда так писали о Боге – что Он есть Любовь – из какой религии? – пусть найдут такую религию. Откуда неграмотные рыбаки могли взять такую истину? Такой религии больше нет.

Это серьезнейший вопрос. Ни в каких религиях этого не было, и все это противоречит нашему ощущению, внутреннему ветхому человеку. Как переполошились все, когда Христос говорит – трудно богатому войти в Царствие Божие – а как же тогда спастись? Ведь ветхозаветное понимание – если богатый – то добродетельный, а если слепой родился – то кто согрешил, он или родители его? – вот какое было понимание любви Божией и добродетели.

И ниоткуда это апостолы не могли взять и сами придумать, а только Божественное откровение могло им это дать, то, что принес Христос. Это мировоззрение не соответствовало и самим их собственным первоначальным убеждениям.

Это первый аргумент, свидетельствующий об истинности христианства, и это объективный аргумент, т.е. не зависимый от наших убеждений.

И все прочие христианские истины (что Бог есть Любовь – это первая истина) – все они обладают такими же объективными свойствами.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Уильям Баркли

Уильям Баркли* 

----картинка линии разделения----

(Комментарии на Откровение Иоанна)

Гнев Божий — это гнев любви

Люди бегут от гнева Агнца. И в этом заключается парадокс. Мы готовы связывать с Агнцем скорее не гнев, а нежность и доброту. Но гнев Божий — это гнев любви, которая направлена не на разрушение и уничтожение, а которая даже в гневе хочет спасти того, кого она любит. 

 

Уильям Баркли — шотландский богослов. Профессор Университета Глазго в течение 28 лет, преподаватель кафедры изучения Нового Завета. Преподавал Новый Завет и древнегреческий язык. 

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru