ГРЕХ ВОЛИ

 ----картинка линии разделения----

 

Душа наших прародителей умерла прежде тела, ибо непослушание – это грех не тела, но воли, а воля свойственна душе, от которой и началось все опустошение нашего естества. 

Святитель Григорий Нисский

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Грех бывает и по воле человека, и не по воле его

Грех совершается и по воле нашей, и не по нашей воле. Ибо грех всегда является пред нами только как некая обманчивая приманка. Но как только душа человека наклонится мысленно ко греху, тотчас подскакивает к ней тиран и насилователь душ, который всегда стоит позади ее и зорко смотрит за движениями ее, подскакивает и тащит ее на совершение греха делом, так что очевидно, что грех бывает и по воле человека, и не по воле его: бывает по воле его потому, что ум сам склоняется на грех, бывает не по воле его потому, что когда слагается он совершить грех делом, то на это бывает влеком и нудим диаволом. Посему-то Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, подсекает самые корни и зачатки грехов, когда заповедует во Святом Евангелии Своем, чтобы никто не допускал порочных пожеланий, и даже очами не воззревал с похотением, потому что когда душа дойдет до вожделения греха, то неудобь ворочается назад, неудобь удержаться ей от дела, по причине толкания на него от демонов, совершающих это быстрее мгновения ока. Таким образом душе всячески надо стараться не допускать приближаться к себе демонам, а этого достигать не может она никаким другим способом, как только тем, чтобы не склоняться на похотения греха, во Христе Иисусе, Коему слава во веки. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович) 

----картинка линии разделения----

Непослушание – это грех не тела, но воли

У наших прародителей духовная смерть наступила сразу же по грехопадении, а телесная – впоследствии. «Но хотя Адам и Ева прожили много лет после вкушения от плода с дерева познания добра и зла, – говорит св. Иоанн Златоуст, – это не значит, что не исполнились слова Божии: «В оньже аще день снесте от него, смертию у́мрете» (Быт.2:17). Ибо с того момента, когда они услышали: «Земля еси, и в землю отидеши» (Быт.3:19), – они получили смертный приговор, стали смертными и, можно сказать, умерли». «В действительности, – рассуждает свт. Григорий Нисский, – душа наших прародителей умерла прежде тела, ибо непослушание – это грех не тела, но воли, а воля свойственна душе, от которой и началось все опустошение нашего естества. Грех – это не что иное как удаление от Бога, Который истинен и Который только и является Жизнью. Первый человек жил много лет после своего непослушания, греха, что не означает, что Бог солгал, когда сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию у́мрете». Ибо самым удалением человека от истинной жизни смертный приговор против него был подтвержден в тот же день». Пагубное и опустошительное изменение, наступившее после греха во всей духовной жизни прародителей, охватило все силы души и отразилось на них в своей богоборческой отвратительности. Греховная поврежденность духовного человеческого естества проявилась прежде всего в помрачении разума – ока души. Разум через грехопадение утратил прежнюю мудрость, проницательность, прозорливость, размах и богустремленность, в нем помрачилось и само сознание о вездесущии Божием, что очевидно из попытки падших прародителей сокрыться от Всевидящего и Всеведущего Бога (Быт.3:8) и ложно представить свое участие в грехе (Быт.3:12-13).

 

----картинка линии разделения----

 

Грех поработил волю человека, так что человек сделался рабом греха

В Новом Завете, осуществившем обетования и чаяния Ветхого в Иисусе Христе, понятие искупления получает чисто нравственный и всеобщий характер. Искупление определяется здесь как «отпущение грехов» (Еф. 1:7; Кол. 1:14). В грехе заключается рабство человека, он причина всех других, мучащих человека, уз и бедствий. Грех сделал весь мир виновным пред Богом (Рим. 3:19), он навлек на человечество проклятие закона (Гал. 3:13; 1 Кор. 15:56); грех поработил волю человека, так что человек сделался рабом греха (Иоан. 8:34; Рим. 6:16 и др.) и продан под грех (Римл. 7:14). Грех — причина всеобщей смертности (Римл. 5:12 и 6:23) и связанной с ней суетности твари (Римл. 7:24; 8:21). Грех сделал сатану князем этого мира и подчинил его власти человека (Иоав. 12:31; 14:30; 16:11; Кол. 1:13). Все эти узы разрешил Христос, отдав Свою кровь (Римл. 3:25, Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12) или Свою жизнь, Свою душу (Мф. 20:28; Марк. 10:45) как выкуп за нас (Мф. 20:28; 1 T. 2:6), чем мы освобождены от вины, смерти и власти диавола. Поэтому говорится, что мы куплены или выкуплены Христом (1 Кор. 6:20; 7:23; 2 Петра 2:1; Откр. 5:9; Гал. 3:13; 4:5). Действенность этого искупления простирается на все времена (Евр. 9:12,) и на всех людей (1 Т. 2:6). Плод его — свобода славы детей Божиих (Римл. 8:21), и только эта свобода может быть названа истинною свободою (Иоан. 8:36), так как она, спасая человека от осуждения Божия (Римл. 8:1) и от проклятия закона, дает ему право быть сыном Божиим (Гал. 3:26; Римл. 8:15), освобожденным от рабства греху (Римл. 6:14-23), от страха смерти (Евр. 2:15), от самой смерти (Римл. 6:23) и от имущаго державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14). Эта свобода, как внутренняя свобода духа (Римл. 8:2), осуществляется в этом мире не вполне, так как грех хотя и лишен своей порабощающей власти, всё же живет во плоти человека (Римл. 7:18) и стремится снова получить господство (Евр. 12:1), так как телесная смерть еще не уничтожена, так как суета твари и рабство тлению еще существует (Римл. 8:18) и так как сатана хотя и осужден (Иоан. 16:11), но еще не связан и не брошен в бездну (Откр. 20:3), а, как рыкающий лев, ищет кого поглотить (1 Петр. 5:8). Поэтому Св. Писание иногда говорит об искуплении, как о будущем факте (Лук. 21:28; Римл. 8:23), имеющем произойти при втором пришествии Искупителя, которое дополнит дело первого, присоединив к нравственному искуплению телесное и свободу от всяких уз (Кол. 3:2). Таково библейское учение об искуплении.

Сергей Викторович Троицкий, 
преподаватель С.-Петербургского 
Александро-Невского духовного училища.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1075. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com