ЗАРАЖЕНИЕ ГРЕХОМ

 

 

Естество наше заражено грехом — уже естественно ему рождать из себя противоестественный грех. Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им.  

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Ни один член души и тела не свободен от греха

Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Мы еще не стали поклоняться Богу духом и истиной потому, что в мертвенном теле нашем царствует грех. 


----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра. 


 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Грех совершает насилие над природой

Так, вместо довольства природа предается ненасытности, вместо утоления жажды – пьянству, вместо брака – блуду, вместо правосудия – бесчеловечию, вместо любви – распутству, вместо страннолюбия – неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего. Ибо Спаситель сказал, что лучше хромому войти в Царствие (Мф. 18:8). Конечно, Он повелел не члены отсекать, которые Сам сотворил, – Он учит нас не делать природу виновницей греха.

Всякий нераскаянный грех – это грех к смерти

Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению. Возвратись с пути своего, грешник, не делай на нем ни шага вперед, потому что широк и пространен путь погибели. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя

----картинка линии разделения----

С таковыми не обращайся, дабы не заразиться ядом их

Простота и смиренное о себе мнение очищает сердце от зла. Кто обращается с братом своим лукаво, тот не избежит печали сердечной. Кто имеет одно в сердце, другое на языке по лукавству, того молитва суетна. С таковыми людьми не обращайся, дабы не заразиться ядом их, а обращайся с незлобивыми и святыми мужами, чтобы соделаться участником их добродетели и чистоты. Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны. Да будет сердце твое пред всеми чисто и ко всем благосклонно, чтобы обрести в себе мир Божий. Как если кто ужален будет скорпионом, то яд разливается по всему его телу и повреждает самое сердце, так и злоба в сердце на ближнего уязвляет душу и отравляет зараженного ею. И так кто желает, чтобы труды и дела его не погибли, тот скоро должен отражать от себя сего скорпиона, т. е. лукавство и злобу. От каковой заразы да избавит нас милость Господа нашего Иисуса Христа, Ему слава и поклонение во веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович) 

----картинка линии разделения----

Зараженный страстями человек не видит в брате своем Христа

Страсти. В начале душа не может войти вся ни в одну страсть. Всегда намного больше остается, нежели входит. А когда человек всю свою волю предает страстям, когда его воля соединяется со страстями, тогда первая страсть приводит, привлекает и семь прочих страстей, горших себя (Мф.12:43–45). Иуда: бес, сатана вошел в него. Путь слияния человека со страстями долгий, ибо нелегко овладеть богоподобной душой. Покаяние отсекает правую руку, если она соблазняет, и вырывает правый глаз, если соблазняет он. Без покаяния все тело заражается от зараженного члена и бывает брошено в преисподнюю. Ад для полностью опороченных, предавших себя страстям. Между началом и концом зла есть много ступеней, остановок, оттенков, переходов. Всякое зло возрастает до своего первобытного зла – дьявола. Сладострастие возрастает в демона сладострастия, сребролюбие – в демона сребролюбия. Зараженный страстями человек не видит в брате своем Христа, Слово, богоподобное, Божие: например, (Мф.25:24–28) не видит и не признает ничего Божиего в мире вокруг себя.

Заражение мысли дьяволом (зло и мысль)

Когда человеческая мысль отринется от Бога – она обезумеет. Забыть Бога мыслью – обезуметь. Когда мысль «гуманизируется» – она утрачивает разум. В действительности, первообразная мысленная, мыслящая сила человеческой мысли исходит от Бога. Дьявол – полное отчуждение духа от Бога. Ни в чем не желаю Бога, не желаю быть подобным Богу – в этом весь дьявол. Процесс превращения человека в беса показан на примере ленивого раба, который один талант («Божие») полностью скрывает и зарывает в своей чувственной, эмпирической жизни.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

----картинка линии разделения----

От родоначальника, зараженного грехом и… смертное потомство

Почему не одни первые человеки умерли, но и все умирают? Потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Естество наше заражено грехом

Грех, в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или его вечная смерть, объемлет всех людей без исключения... каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Естество наше заражено грехом — уже естественно ему рождать из себя противоестественный грех. Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им.    

Тщеславие, общее всему монастырю, должно заразить и каждого члена

Основывая жительство на евангельских заповедях, вместе с тем должно избрать в местопребывание себе монастырь, наиболее удаленный от соблазнов. Мы немощны и повреждены грехом. Соблазн, находясь пред нами или вблизи нас, по необходимости найдет сочувствие себе в нашем греховном повреждении и произведет на нас впечатление. Впечатление это сначала может быть и непримеченным, но когда оно разовьется и усилится в человеке, тогда возобладает им и может поставить на край погибели. Иногда впечатление соблазна действует и весьма быстро, не дав, так сказать, опомниться или одуматься искушаемому: мгновенно омрачает ум, изменяет расположение сердца, ввергает инока в падение и падения. Преподобный Пимен Великий говорил: «Хорошо убегать причин греха. Человек, находящийся близ повода к греху, подобен стоящему на краю глубокой пропасти, и враг всегда, когда бы ни захотел, удобно ввергает его в пропасть. Но если мы по телу удалены от поводов ко греху, то бываем подобны далеко отстоящему от пропасти; враг, хотя бы и повлек нас в пропасть, но в то время, когда подвергнемся влечению, можем оказать сопротивление, Бог поможет нам». Причины (вины) греха, поводы к нему, соблазны суть нижеследующие: вино, жены, богатство, здравие (излишнее) тела, власть и почести. «Это, — говорит святой Исаак Сирский, — не суть собственно грехи, но наше естество по причине их удобно преклоняется ко греху, почему человек должен тщательно охраняться от них». Отцы воспрещают избирать в место жительства славный монастырь во мнении мирских людей: тщеславие, общее всему монастырю, необходимо должно заразить и каждого члена. Опыт показывает, что все братство может заразиться духом тщеславия не только по причине вещественных преимуществ своего монастыря, но и по причине высокого мнения мирян о особенном благочестии его устава. Рождающееся отсюда презорство к братиям других обителей, в чем именно и заключается гордость, отнимает возможность иноческого преуспеяния, основанного на любви к ближним и на смирении пред ними.

В пример того, каким образом соблазн, действуя мало-помалу на инока, как бы неприметно и нечувствительно может, наконец возобладать им и ввергнуть его в страшное падение, приводим следующую повесть: «В египетском ските был некоторый старец, впадший в тяжкую болезнь и принимавший услужение от братии. Видя, что братия трудятся ради его, он задумал переместиться ближе к селениям, чтоб не утруждать братию. Авва Моисей (вероятно тот, которого преподобный Кассиан называет рассудительнейшим между отцами скита, вообще отличавшимися обилием духовных дарований) сказал ему: «Не перемещайся в соседство селений, чтоб не впасть в блуд». Старца удивили и огорчили эти слова; он отвечал: «У меня умерло тело, и об этом ли ты говоришь?» Он не послушал аввы Моисея и поместился в соседстве мирского селения. Жители, узнав о нем, начали приходить к нему во множестве. Пришла послужить ему ради Бога и некоторая девица. Он исцелил ее — видится: девица имела какой-нибудь недуг, а старец имел дар чудотворения, — потом, по прошествии некоторого времени, пал с нею, и она сделалась беременною. Поселяне спрашивали ее: «От кого она беременна?» Она отвечала: «От старца». Ей не верили. Старец говорил: «Я сделал это, но сохраните дитя, которое должно родиться». Дитя родилось, и было вскормлено грудию. Тогда, в один из праздников скита, пришел туда старец с дитятею за плечами, и вошел в церковь при собрании всего братства. Братство, увидев его, восплакалось. Он сказал братии: «Видите дитя: это — сын преслушания». После этого старец пошел в прежнюю келлию свою, и начал приносить покаяние Богу». Такова сила соблазна, когда пред ним встанет инок лицом к лицу. Дар исцелений не остановил от впадения в блуд, тело, умерщвленное для греха старостию, недугом и продолжительным иноческим подвигом, снова ожило, будучи подвергнуто непрестанному или частому действию соблазна.

В пример того, как вина греха может мгновенно подействовать на инока, омрачить его ум, превратить сердечное расположение и ввергнуть в грех, приведем опять церковную повесть: «Епископ некоторого города впал в болезнь, по причине которой все отчаялись в его жизни. Там был женский монастырь. Игумения, узнав, что епископ отчаянно болен, посетила его, взяв с собою двух сестер. В то время как она беседовала с епископом, одна из учениц ее, стоявшая у ног епископа, прикоснулась рукою к ноге его. От этого прикосновения возгорелась в болящем лютая брань блудная. Страсти лукавы. Он начал просить игумению, чтоб она оставила сестру при нем для услужения ему, приводя в причину такой просьбы недостаток в собственной прислуге. Игумения, ничего не подозревая, оставила сестру. По действу диавола епископ ощутил восстановление сил и впал в грех с инокинею, которая сделалась беременною. Епископ оставил кафедру и удалился в монастырь, где окончил жизнь в покаянии, принятие которого Бог засвидетельствовал дарованием покаявшемуся силы чудотворений».

Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов! Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности и охранять себя от влияния на нас соблазнов. Страсти в иноках голодны: они, если будут оставлены без хранения, то кидаются с неистовством на предметы похотения, подобно хищным зверям, спущенным с цепей.

Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами.

 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com