ПРЕПОДОБНЫЙ ИАКОВ НИБИЗИЙСКИЙ 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иаков Нибизийский

 

----картинка линии разделения----

Смирение всегда прекрасно. Оно освобождает людей от всех мучительных забот. Плоды его изобильны, вожделенны. От него раждается простосердечие, коим Ной угодил Богу и получил спасение, так как написано: «Видех тя праведна предо Мною и проста в роде сем» (Быт 7:1). Какими похвалами украшается смирение! Писание говорит, что «кроткие наследят землю и вселятся в ней во веки веков». Также Господь говорит устами пророка Исаии: «В ком упокоюсь, или в ком вселюся, токмо в кротких и смиренных, и трепещущих словеси Моего»? И еще: «Лучше кроткодушен со смирением, нежели иже стяжавает град». Опять: «Смиренныя утверждает Господь в славе». И о Моисее муже верном написано: «Человек Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли». Смирение есть знак и выражение доброты и благочестия. Любящие добродетель сию получают чрез нее дары многочисленные. В смиренных открывается милосердие. Смирение есть жилище святости. Смиренные бывают опытны, и уста их изливают мудрость. Смирение даст смысл и разум, и сердце наполняет восторгом. Хощешь ли научиться воздержанию и терпению? Ищи образца для сего в смиренных. Они служат примером уединенной, подвижнической жизни. Смиренный любезен во всем, слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь, ибо они умеют ходить во свете ея. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякаго зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такия слова не вошли в его сердце. Мысль смиреннаго устремляется ко всему благому, а тщательность духа спешит осуществить благое. Он пьет Божественное учение, как воду, и мудрость, как елей, проникает внутренность его. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь на красоту неба. Он всегда опасается, чтобы как нибудь не слетело с языка мстительное слово в порицание кого нибудь. Смиренный привержен к закону Господню и в нем находит врачевство потребное для души своей. Он радуется о счастии ближняго своего, и заботится об нем как о себе самом. Встречается ли он с гордым? его кротость пленяет и связывает дух надменнаго. Смирение разрушает укрепленные замки, смягчает ярость, обезоруживает злобу… 

Прилепись, возлюбленный, к смирению, его и запах приятен и вкус сладок. Смиренный и на земле велик. Его сердце обитает в дольних странах, но любезно для жителей горних. Смиренный не смущается, если здесь встретится ему какая нибудь неприятность, ибо он привык быть довольным своим состоянием. Но как тяжело бывает надменному, неумеющему смирять себя, когда случится с ним какое нибудь несчастие! Много друзей у смиренного, но никто не спрашивает о его здоровье. Многие проповедуют его славу, но собственное смирение открывает ему только нечистоты грехов его. Что скрывается в его сердце, того он никому не сказывает. Он непоколебимо стоит на пути своем и углубляется в премудрость. Его ум занят предметами возвышенными, небесными. Надобно со вниманием слушать слово смиреннаго, ибо оно взвешено в мыслях его. Храм сердца его исполнен благих сокровищ, язык приносит плод приятный. Смирение есть источник мира, из него текут воды созидания. Ной любил смирение, и оно спасло его от потопа. К нему прилепился Авраам, и соделался наследником мира, ибо в смирении повергался пред Господом Богом, называя себя прахом и пеплом. В смирении воспитан был Исаак, и — ему служили цари, любили делать с ним договоры. Простодушный Иаков получил от отца благословение Исава брата своего. Все Праотцы наши были кротки, смиренны и миролюбивы, — и Всевышний превознес смиренных, уничижил и посрамил гордых. Любил смирение праведный Иов и его невинность засвидетельствована самим Господом. Его ненавидел лукавый сатана, но Иов посрамил врага и противника праведных. Господь превознес поборника правды, подтвердив собственным свидетельством его невинность. 

«Слово о смирении»

 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский

----картинка линии разделения----

Житие святого Иакова, епископа Низибийского

Память 13 января

Святой Иаков родился в городе Низибии, находившемся в пределах области, переходившей то в руки римлян то - персов, а во время рождения сего святого мужа принадлежавшей римлянам. Придя в возраст, святой Иаков удалился в пустыню и жил на высоких горах. Весну, лето и осень он проводил в лесах под открытым небом, на зиму же поселялся в одной пещере, в которой и укрывался от мороза. Пищей ему служило то, что земля рождала сама по себе, без какой либо обработки ее: он собирал плоды с лесных деревьев и съедобные коренья, подобные огородным и подкреплял ими свою слабую плоть лишь настолько, чтобы только быть живу. Умерщвляя, таким образом, тело, угодник Божий непрестанно насыщал в то же время свою душу пищей духовною; он приуготовлял чрез очищение, свой ум к боговидению, делая его зеркалом святого Духа, и, как говорит Святой апостол, открытым лицом взирая на славу Господню, преобразовался в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3:18). Чрез это у него постоянно увеличивалось молитвенное дерзновение к Богу, - и когда он просил у Бога чего либо, тотчас получал: он провидел пророчески будущее, и ему была дана от святого Духа благодать чудотворений. Из этих его чудес расскажем о некоторых немногих и откроем неведущим о сиявшей в нем божественной благодати. В то время неразумные люди покланялись идолам и воздавали божественную честь бездушным камням. Многие не только пренебрегали истинным богопочтением, но даже ненавидели тех, которые, будучи совершенными в добродетели, познали истину и, уклоняясь от идолослужения, смеялись над ничтожеством идолов и покланялись Творцу всего. Тогда Святой Иаков, оставив пустыню, отправился в Персию, чтобы посмотреть на новонасажденный сад святой веры и самому, насколько возможно, потрудиться над распространением истинной веры.

Однажды, когда он переходил чрез встретившийся по пути поток несколько девиц мывших одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а также посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого, черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились, изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз. При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы пришли в ужас и, придя в город, рассказали всем об этом.

Увидев чудо, граждане пошли к великому чудотворцу, святому Иакову, и стали усиленно просить его сжалиться над ними и возвратить им воду. Просьбы их тронули святого, он помолился Богу, и источник снова наполнился водою, и по-прежнему стал течь поток. Народ просил святого, чтобы он помиловал также девиц и, вместо преждевременной старости, снова возвратил им молодость. Святой готов был и это сделать, но когда спросил где девицы, то их не оказалось, ибо они не пришли к святому с раскаянием. За такую нераскаянность, он так и оставил их в наказании, чтобы они помнили о чудесной силе Божьей, и для того, чтобы и другие поучались из сего целомудрию и благопристойности. Таково было чудо этого нового Моисея, которое он совершил не ударом жезла, но знамением святого креста. И более чем чуду, следует удивляться его кротости, именно - тому, что он не послал подобно великому пророку Елисею (4Цар.2:24), медведиц для растерзания бесстыдных девиц, но, уча их благонравию и богобоязненности, ограничился только незначительным наказанием - уменьшением красоты их наружности. Говорим это отнюдь не в поношенье гневу пророка, а лишь - чтобы показать, что Святой Иаков имел ту же чудотворную силу, как и пророк, но обнаруживал он ее в духе благости Христовой и соответственно Новому Завету.

Однажды святой Иаков увидел, что персидский судья неправедно осудил невинного человека. Он опечалился и, обличая беззаконие судьи, повелел разбиться и рассыпаться в прах одному большому камню, находившемуся поблизости. Все, видевшие это, ужаснулись. Пришел в страх и сам неправедный судья, он раскаялся в своем грехе и переменил свое решение на другое - справедливое. И здесь чудотворец поступил так из подражания своему Господу. Христос желая показать, что Он добровольно идет на страдания, и что, если бы захотел Он легко мог бы погубить Своих убийц, однако, не погубил их, но обнаружил Свою силу тем что по одному его слову засохла смоковница (Мф.21:19). И Святой Иаков подражая милосердию Господа, не судью неправедного предал казни, но сокрушил камень и чрез то научил судью правосудию. Такие чудесные дела святого снискали ему славу и общее почтение, и он против своего желания, был избран в епископа жителями его родного города Низибии; сам он не искал такого высокого сана, даже уклонялся от него, уступив лишь усиленным просьбам верующих. Оставив свое уединенное, пустынное житие и поселившись с соотечественниками, Святой Иаков не переменил своей пищи и одежды; на новом месте он проводил прежний образ жизни и трудился даже больше прежнего. К посту, земным поклонам и ношению рубища прибавились теперь заботы о людях, - чтобы питать вдов и сирот, защищать притесняемых, всем помогать и всех учить добродетели. Но зачем подробно исчислять свойственные такому сану труды и заботы о людях? Об этом знают те, имеет на себя это иго, особенно же любящие и боящиеся Небесного Владыки, Который вручает им питание словесного стада. Чем больше трудился Святой Иаков в епископском сане, чем более совершал он добрых дел, тем более он собирал себе даров Святого Духа.

Однажды, когда Святой шел в некоторое селение, по дороге к нему подошли нищие и стали просить милостыни на погребение умершего. При этом они показывали на лежащего при дороге мертвеца, который на самом деле был жив и лишь притворялся мертвым. Эти нищие, издали увидев идущего епископа, велели одному из них притвориться мертвым чтобы, с помощью такого обмана, выпросить у епископа больше милостыни. Святитель подал им просимую милостыню и помолился об умершем, чтобы Бог простил ему грехи и упокоил душу его с праведными, и пошел своею дорогою. По уходе святого, друзья мнимого мертвеца стали говорить ему, чтобы он встал, но тот лежал недвижимым, ибо и на самом деле был мертв и бездыханен. Нищие, увидев, что их ложь обратилась в правду, побежали за святым и, припав к ногам его, каялись в своем грехе. Ссылаясь, в свое оправдание, на бедность, они умоляли простить их и воскресить умершего. Чудотворец, следуя примеру милосердного Господа, простил их и, по его молитве, умерший ожил. Это, как мы видим подобно чуду апостола Петра, который поразил внезапной смертью Ананию и Сапфиру, согласившихся солгать Святому Духу и утаивших из цены проданного имущества (Деян.5:1). И святой Иаков отнял жизнь у человека, утаившего дух свой и ложно притворившегося мертвым. Но Святой Петр предал смертной казни утаивших деньги, просвещаемый Духом Святым и, зная о краже, Иаков же отнял жизнь у этого нищего своею молитвою, не зная о хитрости, ибо он ложно притворился мертвым. Петр не воскресил из мертвых скончавшихся по его слову Ананию и Сапфиру, ибо начало спасительной проповеди требовало устрашенья нечестивцев, - чтобы прочие имели страх, Иаков же, имея апостольскую благодать, наказал смертью только временно, и потом утешил возвращением жизни. Вскоре после того Арий, этот древнейший хулитель единосущия с Отцом Сына Божьего и святого Духа, изощрил свой язык против Творца и смутил весь Египет. Тогда величайший из христианских государей Константин, освободивший, как бы второй Зоровавель, вселенную от языческого плена, воссоздавший ниспровергнутые на землю храмы Божии и возвысивший их, созвал первый Вселенский собор святых отцов в Никее. Среди святых отцов собора был и святитель Божий Иаков, епископ Низибийский, который участвовал в защите православия, и в отлучении Ария от Церкви.

Низибия, как мы сказали, была в то время под властью римских царей. По смерти же Константина Великого, персидский царь Сапор пришел со всем своим войском и, осадив город Низибию, теснил его в течение долгого времени. Но, по молитвам святого епископа Иакова, усилия его оставались напрасными, и он не мог взять города. Тогда Сапор запрудил выше города камнями и землею реку, которая протекала чрез город, и остановил, таким образом, ее течение. Когда же воды набралось много, он всю ее сразу вдруг пустил на город. От сильного напора воды стены города пали, часть города оказалась затопленною. Граждане города пришли в страх, персы же обрадовались, думая, что теперь город уже в их руках. Однако они не нападали в тот день на город потому, что препятствовало наводнение, и порешили на другой день утром сделать общий приступ. С наступлением же ночи, все население города, возбуждаемое и одушевляемое своим епископом, принялось за исправление городских стен и, с помощью его молитв стены были возобновлены настолько, что в город нельзя стало проникнуть ни конному, ни пешему без лестницы. Тем не менее, город легко мог быть взятым, если бы жители его не стали искать помощи свыше. Все стали умолять святого епископа Иакова, чтобы он взошел на городские стены и проклял вражеское войско. Святой Иаков взошел и, увидав бесчисленное множество персидских полков, стал молить Бога - послать на них комаров и песьих мух, дабы они познали силу Божью и сняли с города осаду. Бог услышал молитву раба Своего и тотчас навел на персидский стан целую тучу комаров и мух. Укусы настолько жестоки, что кони и слоны, будучи не в силах терпеть их, порвали поводья и узды и с неудержимой силой носились туда и сюда. Эти комары и мухи были нестерпимы не только для животных, но и для самих персов, - хуже, чем тьмы вооруженных воинов. Сам нечестивый царь, видя, что труды его оказались напрасными, и что войско его терпит поражение от комаров и мух, пришел в недоумение и великое смущение. Кроме того, он увидал на городских стенах сего божественного мужа, епископа Иакова, и принял его за царя, ибо ему казалось, что он одет в царскую порфиру, и что на голове у него сияет ослепительным блеском царский венец. Он разгневался на своих лазутчиков донесших ему, что в городе нет царя, и предал их смертной казни. Сняв осаду с города, он побежал в свою землю, гонимый мухами и комарами. Такое чудо сотворил Господь по молитвам Своего угодника, который просил не о том чтобы упал с неба огонь на врагов и попалил их, как некогда просил такого огня на пятидесятников пророк Илья (4Цар.4:10-12), и не о том чтобы земля, разверзши свои уста, поглотила их (Числ.16:31-33), но - только о том чтобы посланы были на них комары и мухи, и чтобы они познали Божью силу. И действительно, было явлено тогда великое чудо, ибо огромное персидское войско не могло устоять против ничтожных насекомых и, побежденное ими, бежало со стыдом. Так велика была благодать, какую имел от Бога Святой Иаков, и так велико было дерзновение веры!

Достигнув глубокой старости, Святой угодник почил о Господе. Спустя несколько времени после его смерти, город Низибия отошел под власть персов. Верующие, когда выходили из него, взяли с собой мощи своего заступника и вождя, святого Иакова, при жизни которого город никогда нее подпал бы под власть варваров, ибо его защищал от них великий угодник Божий непобедимою силою Христа Бога нашего, Которому с Отцом и Святым Духом слава во веки, аминь.

 

Примечания:

Низибия, или Низибида, - большой и многолюдный город в Провинции Мигдонии, в Месопотамии.

Никея - город в Вифинии, северо-западной провинции Малой Азии. Созванный императором Константином первый Вселенский собор состоялся в 325 году и ввел в церковное употребление Символ веры, впоследствии дополненный и законченный на втором Вселенском соборе, бывшем в Константинополе в 381 году.

Под "песьими" мухами разумеется род язвительных мух или насекомых будто бы особенно вредных для собак или вообще - особенно вредные насекомые. Песьи мухи были при Моисее четвертою казнью египтян.

Святой Иаков Низибийский, по множеству совершенных им чудес называется чудотворцем, а по высоте духовной мудрости назывался мудрым. Ныне известны 18 слов святого Иакова на Армянском языке, писанные им по просьбе святого Григория, просветителя Армении, Кроме догматической и нравственной важности своей, наставления святого Иакова важны, как образец верного толкования Священного Писания, естественно, без всякого искусства и усилия, древний учитель извлекает из Свящ. Писания и высоте догматы и назидание.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com