СИЛА КРЕСТА

----картинка линии разделения----

 

Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те, так же как она жи­ла не­пос­ти­жимым об­ра­зом в том ков­че­ге, ко­торо­му На­род пок­ло­нял­ся с ве­ликим бла­гого­вени­ем и стра­хом, - жи­ла, со­вер­шая в нем чу­деса и страш­ные зна­мения... 

Преподобный Исаак Сирин 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1Кор.1:18-20).

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те

В ка­ком смыс­ле и чей об­раз яв­ля­ет нам фор­ма Крес­та, ко­торый со­дер­жится у нас в та­кой чес­ти и ко­торо­му ра­дос­тно, с лю­бовью и не­насы­тимым же­лани­ем пок­ло­ня­ем­ся, ис­то­рия ко­торо­го как бы всей тва­ри из­вес­тна и пов­то­ря­ема ею? Но как бо­жес­твен­ная си­ла та­инс­твен­но жи­вет в нем, - точ­но так же, как Бог име­ет обык­но­вение дей­ство­вать во вся­ком по­коле­нии, по­казы­вая чу­до си­лы Сво­ей в том, что на ма­тери­аль­ных пред­ме­тах во все вре­мена по­меща­ет Он страш­ным об­ра­зом Свое чес­тное имя и яв­ля­ет в них ми­ру чу­деса и ве­личие и пос­редс­твом их ока­зыва­ет ве­ликие бла­годе­яния че­лове­чес­тву, - все это мы опи­шем, нас­коль­ко воз­можно, прос­тым сло­вом о си­ле дос­тослав­ной и веч­ной, ко­торая пре­быва­ет в Крес­те, так что­бы ста­ло по­нят­но, что Он есть Бог, Ко­торый со­вер­ша­ет и дей­ству­ет все во всем - как сре­ди древ­них, так и сре­ди лю­дей не­дав­не­го вре­мени, и во ве­ки. Мы не го­ворим о си­ле в Крес­те от­личной от той, бла­года­ря ко­торой ми­ры приш­ли в бы­тие, си­лы веч­ной и без­на­чаль­ной, ве­дущей тво­рение во все вре­мена и неп­ре­рыв­но, бо­жес­твен­но и пре­выше вся­кого зна­ния, в со­от­ветс­твии с во­лей Бо­жес­тва Его. 

Что же? Не­ог­ра­ничен­ная си­ла Бо­жия жи­вет в Крес­те, так же как она жи­ла не­пос­ти­жимым об­ра­зом в том ков­че­ге, ко­торо­му На­род пок­ло­нял­ся с ве­ликим бла­гого­вени­ем и стра­хом, - жи­ла, со­вер­шая в нем чу­деса и страш­ные зна­мения сре­ди тех, кто не сты­дил­ся на­зывать его да­же Бо­гом, то есть, кто смот­рел на не­го в стра­хе, как бы на са­мого Бо­га, ибо честь дос­то­чес­тно­го име­ни Бо­жия бы­ла на нем. Не толь­ко На­род по­читал Его под этим име­нем, но и иные вра­жес­кие на­роды: Го­ре нам, ибо Бог На­рода при­шел се­год­ня в стан. Та са­мая си­ла, что бы­ла в ков­че­ге, жи­вет, как мы ве­ру­ем, в этом пок­ло­ня­емом об­ра­зе Крес­та, ко­торый по­чита­ет­ся на­ми в ве­ликом соз­на­нии при­сутс­твия Бо­жия. Что же бы­ло в этом ков­че­ге, де­лав­шее его столь страш­ным и ис­полнен­ным вся­ких сил и зна­мений, по­мимо со­суда с ман­ной, скри­жалей За­вета, на­чер­танных Мо­исе­ем, и проц­ветше­го жез­ла А­аро­нова? Не по­вер­га­лись ли Мо­исей и на­род пе­ред ков­че­гом в ве­ликом стра­хе и тре­пете? Не ле­жал ли И­исус сын На­вин пе­ред ним с ут­ра до ве­чера, прос­тершись на ли­це? Не бы­ли ли страш­ные от­кро­вения Бо­жии яв­ле­ны в нем, вы­зывав­шие по­чита­ние его? Ибо Ше­хина Бо­жия жи­ла в нем - та са­мая, что жи­вет те­перь в Крес­те: она уш­ла от­ту­да и та­инс­твен­но все­лилась в Крест. 

Не в мень­шей сте­пени яв­ле­на си­ла этой Ше­хины в зна­мени­ях и си­лах Крес­та, чем в тех пред­ме­тах, но да­же в боль­шей сте­пени. Не бы­ли ли все чу­деса, опи­сан­ные в Де­яни­ях, со­вер­шавши­еся ру­ками апос­то­лов, бо­лее ве­лики­ми, чем те, что со­вер­ша­лись в древ­ности? Кто не при­нима­ет пос­ледних, тот не по­верит и в пер­вые. Ибо мно­гие си­лою Крес­та ук­ро­щали ди­ких зве­рей, по­казы­вали дер­зно­вение пе­ред ли­цом ог­ня, хо­дили по во­дам, вос­кре­шали мер­твых, ос­та­нав­ли­вали чу­му, зас­тавля­ли ис­точни­ки течь в ис­сохшей и ди­кой мес­тнос­ти, по­лага­ли гра­ницы мо­рям, при­казы­вали по­токам ве­ликих рек течь в об­ратную сто­рону, об­ра­щали ре­ки вспять. Да что го­ворить об этом? Да­же сам са­тана со всей его властью стра­шит­ся об­ра­за Крес­та, ког­да он на­чер­ты­ва­ет­ся на­ми про­тив не­го. Но и о том, что важ­нее этих ве­щей, пос­лу­шай. Пред­ме­ты, ко­торые име­ли мес­то в том слу­жении, со все­ми зна­мени­ями и си­лами, про­ис­хо­див­ши­ми в их при­сутс­твии, не мог­ли ис­ко­ренить да­же ма­лый вид гре­ха, тог­да как в слу­жении Крес­та грех сде­лал­ся по­добен па­ути­не, на ко­торой ви­сит неч­то тя­желое, не мо­гущее удер­жать­ся на ней. И ес­ли смерть бы­ла столь страш­на для че­лове­чес­ко­го ес­тес­тва, то сей­час да­же жен­щи­ны и де­ти сме­ют­ся над ней. Смерть, ко­торая царс­тву­ет над всем, не толь­ко ока­залась те­перь лег­че для чад ве­ры, но и у языч­ни­ков весь­ма умень­шил­ся страх пе­ред ней по срав­не­нию с тем, что бы­ло преж­де. 

По­чита­ем Тот, Кто от­ме­нил Свой при­говор нам че­рез при­мире­ние, со­вер­шенное Им ра­ди нас. Бла­гос­ло­вен Тот, Кто вос­хо­тел от­кры­то явить в на­ши вре­мена веч­ную лю­бовь Свою, ко­торую име­ет Он по от­но­шению к тва­ри. Ибо пе­ред той де­ревян­ной конс­трук­ци­ей, о ко­торой го­ворит­ся, что в ней жи­ла Ше­хина Бо­жия, пок­ло­нение, пол­ное ужа­са, бы­ло пос­то­ян­но воз­да­ва­емо Бо­гу Мо­исе­ем и всем На­родом. Как это так, что Бог ска­зал в За­коне На­роду че­рез Мо­исея: Не пок­ло­няй­тесь из­де­лию рук че­лове­чес­ких или ка­кому-ли­бо об­ра­зу или по­добию, - и од­на­ко же ков­чег ру­кою плот­ни­ков был пос­тро­ен, и эти скри­жали бы­ли вы­сече­ны ру­ками Мо­исея из го­ры и его пер­стом над­пи­саны? Но пос­коль­ку лю­ди упот­ребля­ли имя идо­лов по от­но­шению к тем пред­ме­там, они по­луча­ли на­каза­ние, тог­да как в слу­чае этих ве­щей, пос­коль­ку слав­ное и пок­ло­ня­емое имя Бо­жие бы­ло по­меще­но на них, си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на в них от­кры­то. По­мощь и спа­сение че­рез них по­луча­ли лю­ди, и страш­ные зна­мения со­вер­ша­лись в них сверхъ­ес­тес­твен­но. Та­кими же свой­ства­ми об­ла­да­ет Крест. Ибо сра­зу, как толь­ко этот об­раз изоб­ра­жа­ет­ся на сте­не или на дос­ке, или из­го­тов­ля­ет­ся из ка­ких-ли­бо ви­дов зо­лота или се­реб­ра или то­му по­доб­но­го, или вы­реза­ет­ся из де­рева, тот­час он об­ле­ка­ет­ся в бо­жес­твен­ную си­лу, ко­торая не­ког­да оби­тала там, и на­пол­ня­ет­ся ею и ста­новит­ся мес­том бо­жес­твен­ной Ше­хины - да­же в боль­шей сте­пени, чем ков­чег. Как слу­жение Но­вого За­вета бо­лее дос­то­чес­тно пе­ред Бо­гом, чем то, что име­ло мес­то в Вет­хом За­вете, и как есть раз­ни­ца меж­ду Мо­исе­ем и Хрис­том, и как слу­жение, ко­торое по­лучил И­исус, луч­ше то­го, ко­торое бы­ло да­но че­рез Мо­исея, и как сла­ва че­лове­ка бо­лее ве­лика и бо­лее прек­расна в тво­рении, чем сла­ва бес­сло­вес­ных пред­ме­тов, так же и этот об­раз, ко­торый те­перь су­щес­тву­ет, нам­но­го бо­лее дос­точтим по при­чине чес­ти То­го Че­лове­ка, Ко­торо­го от нас взя­ло Бо­жес­тво в жи­лище Се­бе, и по при­чине то­го бо­жес­твен­но­го бла­гово­ления, ко­торое есть в этом Че­лове­ке, став­шем пол­ностью хра­мом Его, - бла­гово­ления, от­лично­го от то­го про­об­ра­зова­тель­но­го бла­гово­ления, ко­торое в древ­ности бы­ло в бес­сло­вес­ных пред­ме­тах, про­об­ра­зовав­ших, слов­но тень, бу­дущие бла­га во Хрис­те. 

По­доб­ным об­ра­зом ес­ли бы мы упот­ре­били дру­гое имя по от­но­шению к из­го­тов­ле­нию этой фор­мы, мы по­луча­ли бы на­каза­ние, ког­да бы ни пок­ло­нялись ему, как те, ко­торые тог­да под­ме­нили пок­ло­нение Бо­гу идо­лопок­лонс­твом. Ны­не же, пос­коль­ку это - во имя Че­лове­ка, в Ко­тором жи­вет Бо­жес­тво, о Ко­тором пос­то­ян­но го­ворит­ся в Вет­хом За­вете, Ко­торо­го ис­полне­ние на­де­ют­ся уви­деть на­ши две­над­цать ко­лен, усер­дно слу­жа Бо­гу день и ночь, мы по­нима­ем все эти ве­щи. Ког­да мы смот­рим на Крест во вре­мя мо­лит­вы или пок­ло­ня­ем­ся его изоб­ра­жению, ко­торое есть об­раз то­го Че­лове­ка, что был рас­пят на нем, бо­жес­твен­ную си­лу по­луча­ем мы че­рез не­го и по­мощи, спа­сения и не­из­ре­чен­ных благ в этом ми­ре и в ми­ре гря­дущем удос­та­ива­ем­ся - и все это че­рез Крест. Ибо и на крыш­ку, ко­торая бы­ла там по­меще­на по­верх ков­че­га, ко­торая бы­ла из­го­тов­ле­на из зо­лота и в ко­торой си­ла Бо­жия бы­ла яв­ле­на от­кры­то, не дер­зал свя­щен­ник, ког­да толь­ко вхо­дил ту­да, под­нять гла­за свои и рас­смат­ри­вать ее, так как страш­ная Ше­хина Бо­жес­тва бы­ла на ней, и бо­лее страш­ным и дос­то­чес­тным был вид у нее, чем у всех про­чих пред­ме­тов, сос­тавляв­ших часть это­го слу­жения. Ибо го­ворят пра­вос­лавные От­цы, что тай­ну че­лове­чес­тва Гос­по­да на­шего изоб­ра­жала эта крыш­ка. Ес­ли же об­раз был так стра­шен, нас­коль­ко бо­лее страш­но ис­полне­ние этих об­ра­зов и тот са­мый Пер­во­об­раз, Ко­торо­му при­над­ле­жат тай­ны и об­ра­зы. Но там бы­ли стро­гость и ве­ликий страх, ко­торые тре­бова­лись в том слу­жении, здесь же - ми­лость. Ибо там вся­кий, кто про­яв­лял дер­зно­вение, дей­ствуя бес­печно по от­но­шению к тем тай­нам, об­ра­зам и сим­во­лам, не­мед­ленно по­лучал на­каза­ние, по­доб­но тем, ко­торые бы­ли сож­же­ны ог­нем сво­их ка­диль­ниц.  

Но пос­коль­ку здесь из­ли­лась бла­годать без ме­ры, стро­гость бы­ла пог­ло­щена ми­лостью, и по­яви­лось дер­зно­вение и ро­дилась не­кая бес­печность - не нас­то­ящая, ко­неч­но же! - но пре­из­бы­ток дер­зно­вения, а дер­зно­вение обыч­но про­гоня­ет страх, бла­года­ря ве­ликой ми­лос­ти Бо­жи­ей, ко­торая из­ли­ва­ет­ся на нас во все вре­мена. Для ис­тинно ве­ру­ющих зре­ние Крес­та - не ма­лая вещь, ибо все тай­ны по­нима­ют­ся че­рез не­го. Но вся­кий раз, ког­да они под­ни­ма­ют гла­за и смот­рят на не­го, они как бы вгля­дыва­ют­ся в лик Хрис­та и так вы­ража­ют они поч­те­ние к не­му: ви­дение его дра­гоцен­но для них и страш­но, и в то же вре­мя вож­де­лен­но. И пос­коль­ку они так­же яв­ля­ют­ся деть­ми, они име­ют еще боль­ше дер­зно­вения к Не­му, как де­ти обыч­но име­ют дер­зно­вение к сво­им ро­дите­лем по при­чине до­вер­чи­вой люб­ви. И вся­кий раз, ког­да приб­ли­жа­ем­ся мы к Крес­ту, мы как бы к те­лу Хрис­то­ву приб­ли­жа­ем­ся: так это пред­став­ля­ет­ся нам по ве­ре в Не­го. И че­рез на­ше приб­ли­жение к Не­му и всмат­ри­вание в Не­го мы сра­зу соз­на­тель­но вос­хо­дим умом сво­им на не­бо. Как бы бла­года­ря не­ко­ему не­види­мому и свер­хчувс­твен­но­му ви­дению и поч­те­нию по от­но­шению к че­лове­чес­тву Гос­по­да на­шего пог­ло­щено сок­ро­вен­ное ви­дение на­ше не­ким со­зер­ца­ни­ем та­инс­тва ве­ры. По­это­му мы не сты­дим­ся на­зывать Его так­же Гос­по­дом, Спа­сите­лем и да­же Бо­гом, ибо дол­жны мы при­носить мо­лит­ву Ему как Соз­да­телю. 

Все это, как мы ве­ру­ем, при­над­ле­жит то­му Че­лове­ку, чей Крест бла­гого­вей­но по­чита­ет­ся на­ми во имя Его и из-за Не­го; и все, что от­но­сит­ся к Крес­ту, го­ворит­ся о Нем. Мы так­же без опа­сения на­зыва­ем че­лове­чес­тво Гос­по­да на­шего, Ко­торый по­ис­ти­не есть Че­ловек, Бо­гом, Соз­да­телем и Гос­по­дом, и сло­ва о том, что Его ру­ками бы­ли ус­тро­ены ми­ры и все бы­ло сот­во­рено, мы бо­жес­твен­ным об­ра­зом от­но­сим к Не­му. Ибо Тот, Ко­му при­над­ле­жит все это, доб­ро­воль­но все­лил­ся в Не­го и дал Ему честь Сво­его Бо­жес­тва и власть над всем, по при­чине бла­годе­яний, ко­торые тварь че­рез Не­го дол­жна бы­ла по­лучить и на­чало ко­торым бы­ло по­ложе­но на Крес­те. Так­же и ан­ге­лам при­казал Он слу­жить Ему, по сло­вам бла­жен­но­го Пав­ла: Вво­дя Пер­во­род­но­го во все­лен­ную, Он ска­зал: И да пок­ло­нят­ся Ему все ан­ге­лы Бо­жии. Ибо Он да­ровал Ему быть пок­ло­ня­емым вмес­те с Со­бою без раз­ли­чения, еди­ным пок­ло­нени­ем: Ему - Че­лове­ку, Ко­торый стал Гос­по­дом, и Бо­жес­тву рав­ным об­ра­зом. Хо­тя ес­тес­тва сох­ра­ня­ют­ся с их свой­ства­ми, нет ни­како­го раз­ли­чия в чес­ти.Ибо мы ве­ру­ем, что все, что от­но­сит­ся к Не­му, под­ня­то до То­го, Кто при­нима­ет это на Се­бя, воз­же­лав, что­бы Он учас­тво­вал в этой сла­ве. Че­рез Крест ста­ло из­вес­тным для нас все это, и точ­ное зна­ние о Соз­да­теле по­лучи­ли мы че­рез этот пред­мет, ко­торый столь през­ренным счи­та­ют не­веру­ющие. Во Хрис­те по­ис­ти­не удос­то­ены люб­ви Соз­да­теля и люб­ви друг к дру­гу все сло­вес­ные су­щес­тва - ан­ге­лы и лю­ди рав­ным об­ра­зом, ра­ди еди­ного ис­по­веда­ния еди­ного Бо­га, Гос­по­да все­го. 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Крест — всемогущая сила

Крест — всемогущая сила, невидимая стрела, невещественное врачевство, прекращающий огорчения источник, непостыдная слава, так что, хотя бы я говорил о Христе и иное многое, хотя бы я привел в изумление слушателя, повествуя о бесчисленных чудесах, я не в такой степени гордился бы по причине этого, как горжусь по причине Креста.

Крест — надежда христиан, крест — восстание мертвых, крест — путеводитель слепых, крест — надежда потерявших надежду, крест — путь заблудившихся, крест — мститель за обижаемых, крест — посох хромых, крест — утешение бедных, крест — удило для богатых, крест низложение горделивых, крест — покаяние распутных, крест — трофей против демонов, крест — победа над диаволом, крест — учитель детей, крест — изобилие для недостаточных, крест — кормчий плавающих, крест — гавань обуреваемых, крест — стена для тех, на кого нападают неприятели, крест — отец сирот, крест — защитник вдов, крест — судья неправедных, крест — столп праведных, крест — успокоение страдающих, крест — страж детей, крест — глава мужей, крест — конец старцев, крест — свет сидящим во тьме, крест — великолепие царей, крест — человеколюбие варваров, крест — свобода рабов, крест — мудрость необразованных, крест — закон беззаконных, крест — проповедь пророков, крест — возвещение апостолов, крест — похвала мучеников, крест — подвижничество монахов, крест — целомудрие дев, крест — радость иереев, крест — основание Церкви, крест — безопасность вселенной, крест — низложение <языческих> храмов, крест — ниспровержение <языческих> алтарей, крест — удаление тука жертвоприношений, крест — соблазн иудеев, крест — погибель нечестивых, крест — сила бессильных, крест — врач болящих, крест — очищение прокаженных, крест — укрепление расслабленных, крест — хлеб алчущих, крест — источник жаждущих, крест — одежда нагих... говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным.

Крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия, крест — изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение Ангелов, утверждение Церкви, похвала <апостола> Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды.

Если бесы боялись Креста, а не силы Распятого, то говорящим так заграждают уста два разбойника <от их крестов не происходило чудес>.

Одна и та же сила совершала чудеса и прежде Креста, и после Креста

Одна и та же сила совершала чудеса и прежде Креста, и после Креста, только прежде Креста через Самого (Христа), а после — через учеников Его.

Все у нас совершается чрез него <крест>: надлежит ли возродиться, является крест, нужно ли питаться тою таинственною пищею, быть рукоположенным или сделать что-либо другое, всюду у нас знак креста. Поэтому с большой ревностью мы начертываем его на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это — знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня. Потому он и назван печатью, что им, как бы некоторою царскою печатью и перстнем, запечатлеваем все Божии залоги, какие бы мы ни получили, и уже ничто злое не дерзает приблизиться.

Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение Креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти. Всякий раз, как ограждаешь себя тем знамением, преисполни свое чело великим дерзновением, грудь, очи и всякий член представь в качестве благоугодной Богу жертвы. В этом и состоит разумное служение Богу.

Благодаря <кресту> демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование.

Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества: или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней, — он часто и похищается... ворами, а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение.

Крест выше бесчисленных диадем. Диадема украшает голову, а крест ограждает душу.

Познай, как велика сила креста

Если ты любишь твоего Владыку, умри Его смертью: познай, как велика сила креста, какие благотворные производил он и производить действия, какое он прибежище в жизни. Им совершается все: крещение – крестом (так как должно принять печать), рукоположение – крестом, и вообще бываем ли на пути, или дома, или в другом каком месте, – крест великое благо, спасительное оружие, непреодолимый щит, неприязненный дьяволу. Итак, когда ты ратуешь против него, то уже несешь крест, но просто напечатлевая (на себе знамение креста), но претерпевая страдания креста. Христос крестом обыкновенно называет страдания, когда говорит: "Возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24), т. е., если кто не готов на смерть. А люди чувственные, любящие жизнь и плоть, являются врагами креста, да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста, которым Павел хвалится, который объемлет и с которым он старается тесно соединиться, как это видно из слов его: "Для меня мир распят, и я для мира". "Теперь даже", – говорит, – "со слезами говорю". Почему? Потому что зло усилилось, потому что таковые (люди) достойны слез. В самом деле достойны слез т, которые проводят жизнь в удовольствиях, которые одежду своей души, т. е. тело, утучняют, а вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни. Вот ты живешь в удовольствии, вот упиваешься сегодня и завтра, и десять, и двадцать, и тридцать, и пятьдесят, и сто лет, – это невозможно, однако ж допустим, если угодно. Какой же конец? Какая польза? Никакой. А потому не достойна ли слез и плача такая жизнь? Бог поставил нас на это поприще, чтобы увенчать нас, а мы сходим с него, не сделавши ничего доблестного. Итак, Павел плачет о том, чему другие смеются, чем другие услаждаются: столько-то он сострадателен, так-то он заботится о всех людях! "Их", – говорит, – "бог – чрево". Потому бог у них – "Станем есть и пить" (1 Кор. 15:32).

Видишь ли, как худо удовольствию? У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? "И слава их", – говорит, – "в сраме". Некоторые говорят, что этими словами указывается на обрезание, а я говорю совсем другое, именно вот что значат эти слова: они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит (апостол) в другом месте: "Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь" (Рим. 6:21)? Делать постыдное – тяжкий грех, грех наполовину уменьшается, если делающий стыдится, а когда кто еще хвалится постыдным, то это верх бесчувствия. Но об них ли одних сказано это? Не подлежит ли кто из присутствующих здесь с нами тому же обвинению? Или никто из вас не заслуживаете его? Никто не почитает чрева богом? Не поставляете славы своей в студе? Желаю, сильно желаю, чтобы подобного ничего нельзя было приложить к нам, желал бы даже не знать такого, кому бы сказанное можно было поставить в упреке, но боюсь, не к нам ли более, нежели к своим современникам, говорит (апостол). Ведь если кто всю жизнь тратить на то, чтобы пить и есть, нищим уделяет мало, а больше издерживает на чрево, – то не прилично ли к такому отнести сказанное?

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Крепость врага сокрушена силою Честного Креста Спасителя 

Крепость врага сокрушена силою Честного Креста Спасителя нашего Иисуса Христа.

Христос победил смерть, когда возведен был на Крест.

Иисус умер для мира, чтобы никто не жил для мира, и находился в теле, прибитом ко Кресту... чтобы никто не держал в роскоши (своего) тела.

  

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Иоанн Кронштадтский 

----картинка линии разделения----

Где крест или крестное знамение, там Христос и сила Его

Отчего мы чествуем Крест таким великим благоговением, что в молитвах упоминаем о силе его после заступления Пресвятой Богородицы и Небесных Сил, прежде всех святых, а иногда даже после Божией Матери, прежде Сил Небесных? Потому, что после страданий Спасителя Крест сделался знамением Сына человеческого, то есть Крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На Кресте Христос принес Себя в жертву Богу Отцу за наши грехи, на нем и им Он спас нас от работы вражией, а потому мы и почитаем его таким великим благоговением! Потому-то он всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов.

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь, в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас.

С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос как живой и животворящий всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему верой в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

Где крест или крестное знамение, там Христос и сила Его и спасение Его, только с верой изображай его или поклоняйся ему.

У всякого есть свой крест. У кого нет своей немощи душевной или телесной? У кого нет скорби или болезни, или врагов видимых и невидимых, тайных и явных? Молись, переноси все неприятное, горестное, тяжкое без ропота: вот твой крест. Но взяв свой крест, иди вслед за Господом, то есть неси его терпеливо, безропотно, постоянно, до конца, держись правды до конца и ненавидь неправду до конца, обличай неправду, борись за правду до конца – и тебе дастся венец правды от Судии праведного.

Невольно умиляешься сердцем, когда читаешь, какими похвалами величали они (святые) Крест Животворящий, они называли его четвероконечной силой, крестом всесильным, славой апостолов, крепостью мучеников, твердыней мужей преподобных, немощных здравием, воскресением мертвых, исправлением падающих, умерщвлением страстей, отгнанием помыслов нечистых, основанием благочестия, губителем бесов, погибелью людей нечестивых, посрамлением врагов в страшный день суда. Как живому говорили они ему: кресте! будь для меня сила, крепость и держава, избавитель и передовой воитель на борющих меня врагов, щит и охранитель, победа и твердыня моя, всегда соблюдая и покрывая меня.

Вообще они называли образ Креста неописанным по его силе, освящением вод, очищением воздуха, освящением и просвещением для всякого верного христианина, знаком мужества и Христовым скипетром, попирающим в землю противников. Не зная, как достойно прославить его силу, они взывают: кто перечислит все твои действия, Крест, миру любезный, силы и чудеса, и восстание от твоей силы мертвецов? Ты вознес с собой и весь мир, то есть избранных христиан, Сам вознесшись к Богу.

Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше. Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию нашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан, верных ему и ныне своей верой и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. О, кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение к Кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие невнимательны к кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение к кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом с крестом и во имя креста служителя Христова, другие не хотят как должно изображать на своем грешном теле знамения креста или пренебрегают священническим благословением; иногда это делают по невниманию, а иногда – о ужас! – от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдишься, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и тебя постыдится Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Крест — сила и слава всех от века святых

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом (Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл.31).

Крест твой изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, — когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение, благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он — поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение (Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия).

 

 

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки и приглашал ее принять участие в мученичестве: «Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтобы не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои» (Четьи-Минеи, 3 мая).

Крест — сила и слава всех от века святых.

Крест — целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Не сознающиеся и не кающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Когда бы нам даровал Господь… понять и ощутить силу креста

Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорит св. Апостол Павел (Гал. 6:14). Как это св. Апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот, однако ж Апостол Павел хвалится им, вместе с ним хвалились, конечно, и все Апостолы, а за ними и все другие крестоносцы. Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем, вместо тесноты, широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились им, как хвалится иной великолепным каким украшением и отличием.

О, когда бы нам даровал Господь такой смысл и расположение, чтобы понять и ощутить силу креста и начать хвалиться им!

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com