ЛЕЧЕНИЕ ДУШЕВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 

 ----картинка линии разделения----

 

Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их. 

Преподобный Иоанн Кронштадский

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Он дал им ле­карс­тво, под­хо­дящее для каж­до­го - по­ка­яние

Что Бог из­вечно не­из­ме­нен во всем, чем об­ла­да­ет Он по ес­тес­тву, и что не из­ме­ня­ет­ся Он по при­чине то­го, что про­ис­хо­дит в тво­рении - я ду­маю, что ник­то из ра­зум­ных не бу­дет ос­па­ривать это. Каж­до­му, кто об­ла­да­ет ра­зум­ным мыш­ле­ни­ем, из­вес­тно, что да­же ес­ли в нас про­ис­хо­дит из­ме­нение, ког­да взи­ра­ем мы соз­на­ни­ем на каж­дое из ра­зум­ных су­ществ и на из­ме­нения, про­ис­хо­дящие в их по­веде­нии, то в соз­на­нии Соз­да­теля су­щес­тву­ет еди­ный рав­ный взгляд на все ра­зум­ные су­щес­тва, и на все тво­рение из­ли­ва­ет­ся от Не­го еди­ная лю­бовь и ми­лость, ко­торые не­из­менны, внев­ре­мен­ны и веч­ны. Так­же не мо­жем мы ска­зать, что умень­ши­лась лю­бовь Соз­да­теля к тем ра­зум­ным су­щес­твам, ко­торые ста­ли де­мона­ми по при­чине сво­его де­мониз­ма, и что она мень­ше, чем пол­но­та люб­ви, ко­торую Он име­ет по от­но­шению к тем, кто пре­быва­ет в ан­гель­ском сос­то­янии, или что лю­бовь Его к греш­ни­кам мень­ше, чем к тем, кто спра­вед­ли­во на­зыва­ет­ся пра­вед­ни­ками. Это по­тому, что на то Ес­тес­тво не воз­дей­ству­ет ни про­ис­хо­дящее, ни про­тиво­полож­ное Ему, и внут­ри Не­го не воз­ни­ка­ет ка­кое-ли­бо слу­чай­ное дви­жение, ко­торое име­ло бы свою при­чину в тво­рении, а не на­ходи­лось в Нем от веч­ности, и лю­бовь, ко­торой Он об­ла­да­ет, не есть ре­зуль­тат дей­ствий, со­вер­шенных во вре­мени. Нап­ро­тив, в соз­на­нии Его вся­кий име­ет свое единс­твен­ное мес­то в чи­не люб­ви, со­от­ветс­твен­но об­ра­зу, ко­торый Он уз­рел в них преж­де, чем соз­дал их и все ос­таль­ные твар­ные су­щес­тва, преж­де чем за­мыс­лил Он сот­во­рение ми­ра. Он, Чья лю­бовь не име­ет на­чала, из­на­чаль­но об­ла­дал на­чаль­ным по­буж­де­ни­ем к сот­во­рению ми­ра. У Не­го еди­ный чин со­вер­шенной бесс­трас­тной люб­ви ко всем им, и у Не­го еди­ный Про­мысл как о тех, кто пал, так и о тех, кто не пал. 

Ведь из­вес­тно, что в тот мо­мент, ког­да они па­да­ют, Он не ос­тавля­ет их, и та­ким об­ра­зом, ни де­моны не ос­та­нут­ся в сво­ем де­мони­чес­ком сос­то­янии, ни греш­ни­ки - в гре­хах сво­их, но к еди­ному рав­но­му сос­то­янию со­вер­шенс­тва по от­но­шению к Сво­ему собс­твен­но­му Бы­тию на­мере­ва­ет­ся Он при­вес­ти их - к сос­то­янию, в ко­тором свя­тые ан­ге­лы на­ходят­ся сей­час, в со­вер­шенс­тво люб­ви и бесс­трас­тно­го соз­на­ния. В ту доб­ро­детель во­ли на­мере­ва­ет­ся Он воз­вести их, ког­да уже ни в узах они не бу­дут, ни в сво­боде, и не бу­дут они тог­да воз­бужда­емы про­тив­ни­ком, но бу­дут они в доб­ро­дете­ли зна­ния, с мыш­ле­ни­ем пов­зрос­левшим бла­года­ря дви­жени­ям, ко­торые они по­лучи­ли от бо­жес­твен­но­го из­ли­яния, уго­тов­ля­емо­го бла­жен­ным Соз­да­телем по бла­года­ти Его, они бу­дут усо­вер­шенс­тво­ваны в люб­ви к Не­му, с со­вер­шенным соз­на­ни­ем, ко­торое сде­лалось пре­выше ка­кого-ли­бо ук­ло­нения во всех сво­их дви­жени­ях. Мо­жет быть, они бу­дут воз­вы­шены да­же до боль­ше­го со­вер­шенс­тва, чем то, в ко­тором ан­ге­лы су­щес­тву­ют сей­час, ибо все они в еди­ной люб­ви, еди­ном соз­на­нии, еди­ной во­ле, еди­ном со­вер­шенс­тве зна­ния бу­дут су­щес­тво­вать, на Бо­га бу­дут они взи­рать с лю­бов­ным вож­де­лени­ем, ко­торое не­насы­тимо, да­же ес­ли не­кое до­мос­тро­итель­ство мо­жет вре­мен­но дей­ство­вать по при­чинам, из­вес­тным од­но­му Бо­гу, в со­от­ветс­твии с оп­ре­делен­ным вре­мен­ным от­резком, ус­та­нов­ленным Им сог­ласно во­ле Его пре­муд­рости. Кто мо­жет ска­зать или пред­по­ложить, что лю­бовь Соз­да­теля не пер­вична по от­но­шению к ус­та­нов­ле­нию это­го дей­ствия, ко­торое Он ис­полня­ет по при­чине поль­зы, про­ис­хо­дящей от не­го? Это из­вес­тно толь­ко Ему од­но­му, но впос­ледс­твии для всех со­дела­ет Он это из­вес­тным. 

Бог не упус­тит ни од­ной час­ти, при­над­ле­жащей ка­кому-ли­бо из ра­зум­ных су­ществ, при под­го­тов­ке к то­му выс­ше­му Царс­тву, ко­торое уго­това­но для всех ми­ров. По при­чине той бла­гос­ти ес­тес­тва Его, бла­года­ря ко­торой при­вел Он в бы­тие всю все­лен­ную, под­держи­ва­ет и ве­дет ее, и за­ботит­ся обо всех ми­рах и тва­рях в Сво­ем без­мерном сос­тра­дании, Он за­думал ус­тро­ить Царс­тво Не­бес­ное для всей об­щи­ны ра­зум­ных су­ществ, хо­тя не­кий пе­реход­ный пе­ри­од вре­мени ос­тавлен для то­го, что­бы все под­ня­лись на тот же са­мый уро­вень. Это на­ше мне­ние сог­ла­су­ет­ся с учи­тель­ством Пи­сания. Тем не ме­нее, она страш­на, да­же ес­ли она так ог­ра­ниче­на в сво­ей про­дол­жи­тель­нос­ти: кто мо­жет вы­нес­ти ее? По этой при­чине ан­ге­лы на не­бесах ра­ду­ют­ся об од­ном греш­ни­ке ка­ющем­ся. Пос­коль­ку знал Бог Сво­им ми­лосер­дным зна­ни­ем, что ес­ли бы аб­со­лют­ная пра­вед­ность тре­бова­лась от лю­дей, тог­да толь­ко один из де­сяти ты­сяч на­шел­ся бы, кто мог бы вой­ти в Царс­тво Не­бес­ное, Он дал им ле­карс­тво, под­хо­дящее для каж­до­го, а имен­но, по­ка­яние, так, что­бы каж­дый день и на вся­кий миг бы­ло для них дос­тупное средс­тво ис­прав­ле­ния пос­редс­твом си­лы это­го ле­карс­тва, и что­бы че­рез сок­ру­шение они омы­вали се­бя во вся­кое вре­мя от вся­кого ос­квер­не­ния, ко­торое мо­жет прик­лю­чить­ся, и об­новля­лись каж­дый день че­рез по­ка­яние. Ве­лико это средс­тво, ко­торое сос­тра­датель­ный Тво­рец, по пре­муд­рости Бо­жес­тва Сво­его, уго­товал ра­ди на­шей веч­ной жиз­ни, ибо Он же­ла­ет, что­бы мы ежед­невно об­новля­лись и пред­ста­вали в доб­ро­детель­ном из­ме­нении во­ли и об­новле­нии ра­зума. 

Вот что оз­на­ча­ет ска­зан­ное: Он не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. По этой при­чине Он за­мыс­лил для нас лег­кое средс­тво, бла­года­ря ко­торо­му мы мо­жем ис­пра­вить­ся без вся­кого тру­да. Ибо Он не хо­чет, что­бы по­гиба­ли лю­ди из-за сво­их гре­хов. Итак, ког­да бы та­кое ни слу­чилось, - по не­мощи ли и не­совер­шенс­тву ес­тес­тва, в ко­торое они об­ле­чены, или из-за бо­рений, яв­ля­ющих­ся следс­тви­ями это­го, или по ка­кой бы то ни бы­ло ес­тес­твен­ной для них при­чине, спо­собс­тву­ющей то­му, что­бы они вос­поль­зо­вались слу­ча­ем к со­вер­ше­нию гре­ха, па­ли и бы­ли по­беж­де­ны тем или иным гре­хом в мыс­лях или сло­вах или дей­стви­ях, а по­том стра­дали, му­чались и ка­ялись в нем, - Он тот­час прос­тит их, без вся­кого сом­не­ния. Пре­муд­ро ус­та­нов­ле­но это средс­тво Спа­сите­лем на­шим, Ко­торый, пос­коль­ку Он благ по ес­тес­тву, вся­кого че­лове­ка хо­чет спас­ти та­кими средс­тва­ми. По это­му за­мыс­лу бла­года­ти, боль­шинс­тво лю­дей вой­дет в Царс­тво Не­бес­ное без опы­та ге­ен­ны. Но не те, кто, из-за ожес­то­чения сер­дца и со­вер­шенно­го ук­ло­нения в лу­кавс­тво и по­хоти, не стра­да­ет и не сок­ру­ша­ет­ся о сво­их ошиб­ках и гре­хах, пос­коль­ку эти лю­ди не бы­ли на­казы­ва­емы. Ибо свя­тое Ес­тес­тво столь бла­го и ми­лосер­дно, что оно пос­то­ян­но ищет пусть са­мую ма­лую при­чину для на­шего оп­равда­ния и для то­го, что­бы прос­тить лю­дям гре­хи их - как в слу­чае с мы­тарем, ко­торый был оп­равдан бла­года­ря сво­ей сок­ру­шен­ной мо­лит­ве, или с жен­щи­ной и ее дву­мя леп­та­ми, или с раз­бой­ни­ком, по­лучив­шим про­щение на крес­те.

Без ве­ликой люб­ви мог­ло ли это про­изой­ти? 

Ибо спа­сения на­шего Он ищет, а не при­чин для то­го, что­бы му­чить нас.  Пос­коль­ку же ли­цо Его на вся­кий миг об­ра­щено к про­щению, Он, поль­зу­ясь нез­на­читель­ны­ми и ма­лыми, поч­ти нич­тожны­ми средс­тва­ми, сно­ва и сно­ва пос­редс­твом ка­жущих­ся слу­чай­нос­тей и неп­редви­ден­ных об­сто­ятель­ств из­ли­ва­ет на нас обиль­ную бла­годать, ко­торая, по­доб­но оке­ану, не зна­ет ме­ры. И то­му, кто по­казы­ва­ет хо­тя бы ма­лое стра­дание и во­лю к сок­ру­шению о про­ис­шедшем, Он сра­зу, в тот же час, без про­мед­ле­ния, да­ру­ет про­щение гре­хов. Кто спо­собен уви­деть все эти бла­годе­яния, ко­торые со­вер­ше­ны Хрис­том, Гос­по­дом на­шим, для ми­ра? Ког­да вся со­вокуп­ность тво­рения ос­та­вила и за­была Бо­га, усо­вер­шенс­тво­вав­шись во вся­ком лу­кавс­тве, по Сво­ей собс­твен­ной во­ле и без прось­бы со сто­роны лю­дей со­шел Он до их жи­лищ и жил сре­ди них в их те­ле, как один из них, и с лю­бовью, ко­торая пре­выше зна­ния и сло­ва всех тва­рей, Он умо­лял их об­ра­тить­ся к Не­му и по­казы­вал им то, что от­но­сит­ся к прес­лавно­му сот­во­рению ми­ра гря­дуще­го, - Он, Ко­торый еще преж­де сот­во­рения ми­ров на­мере­вал­ся да­ровать тва­ри та­кие бла­га! Он прос­тил им все гре­хи, ко­торые они рань­ше сот­во­рили, и под­твер­дил ис­ти­ну это­го при­мире­ния пос­редс­твом убе­дитель­ных зна­ков и чу­дес и от­кро­вений им о Его тай­нах; пос­ле все­го это­го Он снис­хо­дит до та­кого снис­хожде­ния, что хо­чет, что­бы От­цом на­зыва­ло Его греш­ное ес­тес­тво - прах от зем­ли, през­ренные лю­ди, плоть и кровь. Без ве­ликой люб­ви мог­ло ли это про­изой­ти? 

Кто же, ви­дя и слы­ша по­доб­ные ве­щи, под­вигнет­ся к вос­по­мина­нию о собс­твен­ных гре­хах, ко­торые ввер­гнут его в сом­не­ние та­кого ро­да: "Прос­тит ли мне Бог, ес­ли я про­шу Его, те гре­хи, о ко­торых я бо­лез­ную и от вос­по­мина­ния о ко­торых му­ча­юсь, из-за ко­торых, хо­тя я гну­ша­юсь ими, я па­даю, но пос­ле то­го, как они слу­чились, при­чиня­емая ими боль бы­ва­ет силь­нее, чем да­же жа­ло скор­пи­она, и хо­тя я не­нави­жу их, я ос­та­юсь пос­ре­ди них, и хо­тя ка­юсь в них со стра­дани­ем, сно­ва жа­лос­тным об­ра­зом воз­вра­ща­юсь к ним". Вот как, на­вер­ное, мно­гие бо­гобо­яз­ненные лю­ди ду­ма­ют - те, ко­торые за­ботят­ся о доб­ро­дете­ли, но бы­ва­ют одо­лева­емы страс­тя­ми, ко­торые пла­чут о гре­хе, и, однако, по при­чине собс­твен­ной не­ус­той­чи­вос­ти пос­то­ян­но па­да­ют: они все вре­мя жи­вут меж­ду гре­хом и по­ка­яни­ем. Не бу­дем сом­не­вать­ся в на­деж­де на на­ше спа­сение, о лю­ди, ибо Тот, Кто пре­тер­пел стра­дания ра­ди нас, вся­чес­ки за­ботит­ся о жиз­ни на­шей, ми­лосер­дие Его пре­вос­хо­дит соз­на­ние на­ше, бла­годать Его боль­ше, чем то, о чем мы про­сим Его. Ибо дес­ни­ца Гос­по­да на­шего прос­терта ночью и днем, и Он сле­дит за тем, что­бы под­держать, ус­по­ко­ить и по­ощ­рить каж­до­го, осо­бен­но ес­ли Он об­ре­та­ет тех, кто пе­рено­сит да­же ма­лое стра­дание и пе­чаль о том, что­бы гре­хи их бы­ли про­щены и кто опе­чален ма­лой сте­пенью сво­ей пра­веднос­ти, ко­торая по­хища­ет­ся у них вре­мя от вре­мени при борь­бе со страс­тя­ми и с гре­хом. Поль­зу­ясь да­же та­кими ма­лыми средс­тва­ми, как эти, хо­чет Он сде­лать их нас­ледни­ками Царс­тва Не­бес­но­го и при­вес­ти их бес­пре­пятс­твен­но в ра­дость Его. Ибо Бо­гу, Спа­сите­лю на­шему, сла­ва во Хрис­те И­ису­се, Упо­вании на­шем, вмес­те с пок­ло­нени­ем и честью в обо­их ми­рах, ко­торые Он сот­во­рил для на­шего уп­ражне­ния и нас­лажде­ния, во ве­ки ве­ков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Лечение душевных болезней

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь, - не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не ласкай ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее; делай совершенно противное тому, чего она просит; напала на тебя ненависть к ближнему, - скорей распни ее и тотчас возлюби ближнего; напала скупость, - скорей будь щедр; напала зависть, - скорее доброжелательствуй; напала гордость, - скорее смирись до земли; напало сребролюбие, - скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем; мучит дух вражды, - возлюби мир и любовь; одолевает чревоугодие, - скорее поревнуй о воздержании и посте. Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com