ЛУКАВЫЙ УМ

 ----картинка линии разделения----

 

Ум без веры лукав; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. 

Святитель Феофан Затворник 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Человеку… лукавому умом и бесстыдному, ничего не давай

Была у меня однажды еще беседа с сим благоразумным мужем, вкусившим плода с древа жизни за труды, понесенные им с ранней юности до вечера старости своей. И, преподав мне много уроков добродетели, говорил он еще так: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва  не имеет в себе души»,— и еще говорил мне: «Человеку любопрительному, который хочет поставить на своем слове, лукавому умом и бесстыдному в чувствах своих, ничего не давай, и у него вовсе ничего не бери, чтобы тебе не удалить от себя чистоту, приобретенную с великим трудом, и не наполнить сердца своего тьмою и смущением».

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Лукавство происходит и от превозношения и от гнева. Как облака закрывают солнце, так и лукавые помышления помрачают и погубляют ум.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Хроматий Аквилейский

----картинка линии разделения----

(На Евангелие от Матфея)

Худое око у тех, у кого лукавый ум

После многочисленных небесных поучений, которыми Господь и Спас наш наставлял Своих учеников, в нынешнем чтении Он сказал, как слышала ваша любовь: «Светильник, — сказал Он, — для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло, если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Под «светильником тела» имеются в виду восприятие ума и вера сердца. Если они будут в нас чисты и светлы, то, без всякого сомнения, осветят и все наше тело. Светильник же потому служит образом веры, что, как светильник освещает шаги идущих ночью, чтобы никто из них не наткнулся ни на яму, ни на какие-нибудь препятствия, — так и в этой ночи века сего сияние веры освещает все шаги нашей жизни, неся впереди свет Истины, чтобы мы не натолкнулись ни на яму грехов, ни на препятствия диавола. И действительно, Иуда Искариот, который не имел в сердце светильника веры, тотчас провалился в яму вечной смерти и за Господа жизни получил награду смерти.

Поэтому прибавлено: «Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Худое око у тех, у кого лукавый ум, либо искаженная вера; у тех, кто ходит не при свете, а впотьмах. О них говорит Иоанн в своем послании: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. А кто любит брата своего, тот пребывает в свете, потому что он в свете». Также мы можем понять под телесным оком, которое является самым драгоценным членом тела, предстоятеля Церкви. Если вера в нем чиста и образ жизни светел, то, без сомнения, он просветит все тело Церкви. Если же учитель будет лукавым или еретиком, ясно, что подобный учитель примером жизни и вероломства способен сделать темным все тело. Не может воссиять свет истины и веры в таком народе, в котором из-за мглы заблуждения наступила ночь вероломства. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник 

----картинка линии разделения----

Ум без веры – лукав и бесплоден

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Притч. 9:4). Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в святую Церковь. Всякую умность, надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне этого дома, вне святой Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя и станешь настоящим владыкой над собою. Ах, если бы мир уразумел эту премудрость! Но это скрыто от него. Не понимая премудрости Божией, он вопиет на нее и безумных разумников продолжает держать в ослеплении. 

Спаситель образцом веры и жизни ставит дитя (Мк. 9:36). Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый нравственный строй. Впустите сюда умствование – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел расстроит всю жизнь. Умничанье всегда кричит: «То не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по-новому, старое не годится, наскучило». Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать то нагородит неизвестно что, расстроит и нравственные, и религиозные, и житейские... порядки, все пойдет вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественной истиной! Это гнев Божий. О нем сказано: «О, если бы Ты... укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» (Иов. 14:13). В этом разгаре умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить в самонадеянности на борьбу с нею, так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь.

Лукавый ум ученых книжников

Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы, но лукавый ум ученых книжников говорит: «Он богохульствует» (Мф. 9:3). Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6),— и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно, потому, что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы (Мф. 9:1-8). Ум без веры лукав; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательного чуда. Но когда оно бывает дано, и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудесные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. Ему представляют и опытные, и умственные доказательства в достаточном числе и силе; он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления и увидишь, что все в них – одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство – одно и то же. В области веры апостол говорит: мы «мудры во Христе» (1 Кор. 4:10). Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительной чертой его стало лукавство.

Отечник

Если брату придет на сердце какая-либо мысль, а брат, стараясь понять ее своим умом, не сможет постичь мысли по причине высоты ее и не будет научен Богом, то приступают демоны и извращают значение мысли как хотят.   

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru