ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак. Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, по­тому что бесчеловечнее.

Святитель Иоанн Златоуст

 

ЕВАНГЕЛИЕ

 

 Апостол Лука

Апостол Лука 

---картинка линии разделения---

Предостережение перед любостяжанием

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:13-15).

  

---картинка линии разделения текста---

 

  Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

---картинка линии разделения---

Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть к Богу.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

---картинка линии разделения---

Кто связан любостяжательностию, тот раб страстей

Когда человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль переселение из сей жизни, – и всегдашнее прилагает он попечение о приготовлении к тому, – бегает всякого покоя, помысел о пренебрежении мiра животрепещет в уме его, крепкое стяжает он сердце для встречи опасностей без страха, не боится смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор, скорби, если встретятся, принимает с веселием и радованием, зная, что они доставляют венцы. Если же случится ему приобрести что-либо преходящее, то в сей же самый час в душе его начинает пробуждаться любовь к телу, возникают помыслы о плотском покое, и о способах достать все служащее к тому, от сего далее отъемлется у него та твердость сердца, какую имел он, когда в своей нестяжательности был выше мiра, и душу его начинают обуревать мысли, наводящие страх за жизнь, потому отходит от него крепкое упование на Бога.

Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век

Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя.

Как с корнем вырываются деревья сильным и постоян­ным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник

 ---картинка линии разделения---

Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий, любостяжательный же за иглу готов состя­заться до смерти.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

---картинка линии разделения---

В чем состоит любостяжание?

Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливается, тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений.

Самый худший род любостяжательности — не уделять нуждающимся и того, что может повредиться.

Ад не скажет: довлеет (Притч. 30:16), и любостяжательный никогда не говорит: «довольно».

Море знает свои пределы, ночь не преступает издревле положенных ей границ, но любостяжательный не уважает времени: не знает предела... все захватывает, все пожира­ет.

В чем состоит любостяжание? Когда преступает кто предел закона. А сие по Ветхому Завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Мучительство любостяжательности 

Мучительство любостяжательности не превосходит ли меру всякой жестокости? Поработив бедную душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджегою к пожеланию большего.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

---картинка линии разделения---

Любостяжание есть злая матерь всех зол. Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

---картинка линии разделения---

Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не соделался горьким плач наш там (по смерти)! Пренебрегая здесь любовию Божией и Царством Божиим, мы предпочли землю и все, что на ней.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

---картинка линии разделения---

Ничто столько не подвергает нас власти диавола, как желание большего и любостяжание

Не так море воздымается волнами, как такая душа объятая любостяжанием обуревается помыслами и стра­стями и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь.

И в настоящей жизни это дело (т.е. любостяжание) не может доставить никакого удовольствия, а сопровож­дается ежедневными тревогами и неприятностями.

Если кто из любостяжательных лишится хотя не­которой части своего богатства, вот тогда-то именно уви­дишь, что жизнь для них становится невыносимой.

Любостяжательным мы называем того, кто хочет при­своить чужое и не довольствуется своим.

Любовь к богатству противна любви к поучениям.

Представь любостяжание, когда бываешь чужд этой страсти. Нет ничего гнуснее, ничего отвратительнее хи­щения и любостяжания.

Любовь к богатству — страсть неестественная. Есте­ственные пожелания вложены в нас с самого начала, а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? От тщеславия и крайней беспечности.

Если приятною представится тебе любостяжательность, тогда подумай, что на это не соизволяет Христос, и она тотчас же покажется тебе противною.

Если мы не удержим рук от любостяжания и не пре­рвем этого нечистого потока, то, хотя бы стали давать и милостыню, все будет напрасно.

Любостяжание в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего. Так бывает и с имуществом: когда мы хотим собрать его больше и больше, то, сами не замечая, питаем в себе дикого зверя, имея многое, нуж­даемся во многом, навлекаем на себя бесчисленные заботы и представляем диаволу множество поводов.

Если бы ты и мало погряз в море этого безумия <любостяжания>, с трудом можешь выйти из него и, как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (стремления воды), так и еще гораздо хуже, впавши в бездну этой страсти, погубишь себя со всем своим иму­ществом.

Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак.

Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, по­тому что бесчеловечнее. Вор не настолько, по крайней мере, дерзок, он таится и налагает руку ночью, как бы стыдясь и боясь греха, напротив, любостяжатель, поправ всякий стыд, с открытым лицом среди площади грабит всех, будучи в одно и то же время и вором, и мучителем. Он не подкапывает стен, не гасит светильника, не откры­вает сундука, не разламывает печатей. Но что? Он посту­пает более дерзко, нежели те: на глазах обижаемых он выкидывает все вон, с дерзостью открывает все и за­ставляет их самих выкладывать свое имущество. Это верх насилия! Он тем гнуснее воров и разбойников, чем бес­стыднее и бесчеловечнее. Потерявший что-нибудь вслед­ствие обмана хотя и скорбит, но немало утешается тем, что обидевший его, по крайней мере, боится его самого, а тот не только претерпел зло, но еще подвергся презрению, не имея возможности противиться наглости, так как воз­будил бы только больший смех.

Порок любостяжания, как бы охватывая нашу душу своими, так сказать, бесстыдными руками и крепко держа ее, даже против нашей воли влечет и удаляет ее <любовь> оттуда.

Любостяжание хуже всякой грязи, оно оскверняет не тело, но душу, так что трудно бывает очистить ее.

Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугаси­мая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит тот вечный неуга­симый огонь, что это изнурение рождает того ядовитого червя?

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Исидор Пелусиот

Преподобный Исидор Пелусиот

---картинка линии разделения---

Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности, не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол

Посему будем отражать ее от себя, наипаче в самом начале, потому что, возобладав, сделает­ся неодолимою.

Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрело­сти, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собою приходит к концу: но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможно­сти пресыщения, и веселие ей неизвестно, и конца она не терпит, но всегда... усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и уси­ливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость, потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и ума­лением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой от­ветственности.

Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства.

Страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает, потому что в действительности найдет весьма великий ущерб. Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26). Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие.

Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи, к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся.

Поелику впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надле­жит сделать все, чтобы не быть уловлену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя.

 

---картинка линии разделения текста---

     

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский 

---картинка линии разделения---

Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит 

---картинка линии разделения---

Будучи отягощаем печалью о вещественных стяжа­ниях, страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

---картинка линии разделения---

Где налицо это холодное слово «мое», там, как гово­рят божественные отцы, нет союза любви и Христос из­гнан, те, которыми овладела эта страсть (собственничест­ва), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребро­любие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru