БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

 ----картинка линии разделения----

 

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 

Апостол Иоанн Богослов

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов

----картинка линии разделения----

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин.4:7-21).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

----картинка линии разделения----

Бог неописуем и необъемлем

Бог неописуем и необъемлем, являет Себя всюду – и на горах, и в море, и внизу бездны, не переходя с одного места на другое, подобно как Ангелы сходят с неба на землю, Он и на небе, Он и здесь. Если ищешь Господа в глубине, то найдешь, что Он творит там знамения. Если ищешь Его во рве, то найдешь, что там среди двух львов охраняет Он праведного Даниила. Если ищешь Его в огне, то найдешь, что там помогает Он рабам Своим. Если ищешь Его на горе, то найдешь что там Он – с Илиею и Моисеем. Господь – повсюду, и под землею, и превыше небес, и в нас, и везде. Как в видимом мiре, кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей, и родные от своих, если они обнажены, и дети, увидя отца обнаженным, отвратили взоры свои, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, подошли, «вспять зряще», и покрыли его, отвращая взоры свои (Быт. 9:23), так и Бог отвращается от душ, которые не облечены с полным удостоверением в ризу Духа, в силе и истине не облеклись в Господа Иисуса Христа.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Любовь есть Царство

Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, - где блаженный Павел напитался преестественною пищею, и как скоро вкусил там плода с древа жизни, воскликнул, сказав: Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Плоды древа сего возбранены Адаму по умышлению диавольскому. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам, и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят, едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено есть первозданному по падении его. Пока не приобретем любви, делание наше на земле терний, и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, - и сеем и пожинаем мы среди терний, и ежечасно уязвляемся ими, и что ни делали б к своему оправданию, живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться небесным хлебом и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный хлеб есть Христос, сшедший с небесе и даяй живот миру (Ин.6:33). Это есть пища ангельская.

Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным, ибо сказано: ...кто снесть от хлеба сего, егоже Аз дам ему, смерти не узрит во веки (Ин.6:51). Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: Бог любы есть (1Ин.4:8). Наконец, живущий в любви плодоприносит жизнь от Бога и в этом еще мире, в ощущаемом здесь обоняет оный воздух воскресения. Сим воздухом насладятся праведные по воскресении. Любовь есть Царство, о ней Господь таинственно обетовал апостолам, что вкусят ее в Царстве Его. Ибо сказанное: да ясте и пиете на трапезе Царствия Моего (Лк.22:30) - что иное означает, как не любовь? Любви достаточно к тому, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот виновеселящее сердце человека (Пс.103:15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные - и устыдились; испили грешники - и забыли пути преткновений; испили пьяницы - и стали постниками; испили богатые - и возжелали нищеты; испили убогие - и обогатились надеждою; испили больные - и стали сильны; испили невежды - и умудрились.

И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога

Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если сии гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх - его кормчий, любовь же - Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь. К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой. Ему слава и держава! И нас страхом Своим да соделает достойными славы и любви Его! Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Любовь Боготворящая, которая есть Бог

Святая любовь, проникая всех от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит, и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одною и тою же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми, и первые, как последние. О, любовь Боготворящая, которая есть Бог — дар, таинственно подаваемый достойным, она — нечто изумительное и вещь нелегко обретаемая.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Любовь есть Бог (1 Ин. 4:8), а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Диадох Фотикийский

 Блаженный Диадох Фотикийский 

----картинка линии разделения----

Любовь самую душу через добродетели сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

----картинка линии разделения----

Бог любы есть

Желающий сказать что-либо о любви дерзает говорить о Боге, по слову Иоанна Богослова, который говорит: Бог любы есть и пребываяй в любви, в Бозе пребывает (1 Ин. 4:8,16). О чудо! Эта главнейшая из всех добродетелей естественна. Почему и закон, во-первых, сказал о ней: возлюбиши Господа Бога твоего... от всея души твоея и проч. (Втор. 6:5). Услышав: от всея души, я пришел в изумление, и не нужны были мне остальные слова. Ибо изречение: от всея души, обнимает и разумную, и раздражительную, и вожделевательную части, ибо душа состоит из этих трех сил. И ум (разумная часть) ее всегда размышляет о Божественном, вожделевательная сила одного только Божественного желает непрестанно и отнюдь ничего иного, ибо закон сказал: от всея души, и раздражительность естественно действует против препятствующих такому желанию, и не иначе. И так хорошо сказано, что Бог любы есть (1 Ин. 4:8), и если Он увидит, что эти три силы души к Нему единому стремятся, как Он заповедал, всячески и Он Сам как благий, не только возлюбит, но и вселится и походит в таковой душе, как сказал Он (2 Кор. 6:16), наитием Духа. А тело поневоле и нехотя, как бессловесное, покорится разуму, и плоть не будет более похотствовать на дух, как говорит апостол (Гал. 5:17). Но как солнце и луна, водимые повелением Божиим, освещают мир, хотя они и бездушны, так и тело, по воле души, будет совершать дела света. И как солнце, переходя ежедневно от востока к западу, совершает один день, и без него бывает ночь, так и каждая добродетель, которую исполняет человек, просвещает его душу, и без нее бывают страсть и тьма, пока он снова не приобретет добродетели, и так приходит свет. И как солнце, начиная от края востока до другого края его, понемногу изменяя лучи свои, совершает год, так и человек, начиная добродетели и понемногу преуспевая в них, делается бесстрастным. И как луна делается полною и уменьшается каждый месяц, так и человек в каждой добродетели ежедневно успевает или ослабевает, пока не придет в навык подлежащей добродетели. И иногда скорбит о Боге, иногда же веселится благодаря Бога, и считая себя недостойным приобретения добродетелей.

И опять, иногда просветляется, иногда же помрачается, пока не окончится путь, и одно бывает за возношение, другое же для предохранения от отчаяния, по действию промысла Божия. Как в нынешнем веке солнце имеет изменения и луна увеличивается и уменьшается, в будущем же всегда свет для праведных и тьма – увы! – для подобных мне грешников, так и ныне, прежде совершенной любви и Божественного ведения, в душе бывают перемежающиеся между собою различные изменения, и в уме помрачения вместе с добродетелями и познаниями, пока человек не удостоится делания будущего века ради совершенной любви, для приобретения которой и весь труд предпринимается. Ибо ради любви покоряется заповеданиям тот, кто находится в повиновении, и ради нее богатый и свободный делается нестяжательным и рабом, дабы попустить желающим иметь то, что принадлежит ему и его самого. Подобно сему и постящийся постится для того, чтобы иные могли питаться тем из его имения, что он употребил бы на себя самого. И просто: всякое делание исполняется из любви к Богу или ближнему. Упомянутое нами и тому подобное бывает ради любви к ближнему, а бдение, псалмопение и таковые делания, из любви к Богу, Которому слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Бог любы есть, и пребывали в любви в Бозе пребывает

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. Бог любы есть, и пребывали, в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится, потому что любовь вон изгоняет страх (1 Ин. 4:18). В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым, напротив того, сам для всех бывает отребьем, вся покрывает, вся терпит (1 Кор. 13:7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестью, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо Сам Благий Владыка наш сказал: о сем разумеют еси, яко Мои ученицы ее те, аще любите друг друга (Ин. 13:34,35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое», но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор. 13:4-7). 

Блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу 

Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу, потому что Бог знает Своих и примет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем  Ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снизшел на землю. Любовью отверст нам рай и всем показан вход в Небо. Любовью примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что Бог любы есть, и пребывали в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:16).

О безмерная сила любви!

Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она — божественная любовь — есть возглавление добродетелей, любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона... Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовью составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовью отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей, она укрепляла мучеников, она пустыни преобразовала в общежития, она горы и вертепы наполнила псалмопениями, она мужей и жен научила идти узким и тесным путем... О блаженная любовь, подательница всех благ! Кто приобрел... любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получит Небесное Царство.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Господь твой есть Любовь, люби Его и в Нем всех чад Его

Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), а мы по образу Его сотворены, и в человеке – христианине Бог пребывает. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2Кор. 13:5). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16). Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды, исчисленные апостолом, радость в Духе Святом, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, ибо в любви, как в семени, заключаются все добродетели, ибо, где любовь, там Бог, всесовершенное совершенство, источная доброта, бесконечная благость, бесконечное всемогущество. Кто имеет горячую любовь к Богу, тот имеет и веру такую, что горы может переставлять, как сказал Господь: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).

Господь твой есть Любовь, люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огонь, не будь холоден сердцем, но гори верой и любовью. Господь твой есть Свет, не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот, будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славой вечной.

Бог есть Любовь, прещедрое, премудрое и всемогущее Существо. Потому молящиеся да веруют, что все благопотребное Владыка подаст как Любовь и как Щедрый – щедро, как Премудрый – мудро, как Всемогущий подаст там и тогда, где и когда не ожидали.

Любовь есть Сам Бог, Существо препростое

Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему, как истинный христианин, усиливающийся стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви. Не радуйся, когда тебе оказывают ласку и любовь, считая себя по справедливости недостойным того, но радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог, Существо препростое. Помни, что Он все пути твои назирает, видит все помышления и движения сердца твоего. Любовь – Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает, и ты в Боге (1Ин.4:16). Злоба – диавол. На мгновение озлобишься на ближнего – и бес в тебе, зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой, так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая ее бесовской мечтой. Бог есть Любовь, прещедрое, премудрое и всемогущее Существо. Потому молящиеся да веруют, что все благопотребное Владыка подаст, как Любовь и как Щедрый - щедро, как Премудрый - мудро, как Всемогущий подаст там и тогда, где и когда не ожидали.

Имя Господа есть Сам Господь…

Молящийся! имя Господа, или Богоматери, или Ангела, или святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого, близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святого. - Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и все наполняющий, имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя Ангела - Ангел, святого - святой. - Как это? Не понимаешь? - Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое - ты сам с душою и телом, - так и святые: призови их имя, ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом ее, - а сам человек, сущность человека, или внутренний человек его, есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. И так имя Бога и святого есть Сам Бог и святой Его. Но как Бог есть Дух препростой и вездесущий, а святые все в Боге почивают, то сообщение молитвою веры со всеми святыми, самое удобное дело, - легче сообщения с людьми, с нами живущими, ибо при сношении с людьми иногда языка нет, или стесняешься как сказать, чтобы не осудили нашей речи, а там слышат и простой безыскусственный голос сердца верующего и любящего, там и немотствование языка понимают, там без языка видят душу и ее состояние, ее желания.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Затворник Георгий Задонский

Затворник Георгий Задонский 

----картинка линии разделения----

Бог именуется любовью!

Кто сеет в плоть, тот пожнет истление, а рожденный от Духа дух есть, и, пребывая в любви, в Боге пребывает. Бог именуется любовью! Любящие Бога презирают мир и плоть и предаются Богу. Родные в плоти не могут так мирно жить, как рожденные по духу. Здесь никакого нет сравнения. О любовь святая! Ты составляешь в нас любезнейшее родство, и благоприятно соединяешь нас воедино. Все благоугодившие Господу научают презирать плоть, и всякое попечение иметь о душе бессмертной. По наружности нашей мы разделены и сидим в разных покоях, но духом и мыслью в сию минуту вместе: и кто же может разделить нас, когда мы мыслью и сердцем соединены в Боге? Как зажженные свечки одна другой сообщают свет, так и душа душе сообщает мысль, и бывает един свет и одна душа. Покойтесь о Господе!

***

Христос посреди нас! А Он весь есть любовь, весь сладость, весь радость, и веселие, и утешение неизреченное!!! И нет ничего такого ни на земле, ни на небеси, чего бы не превосходила любовь! Нет такой горести, которая бы при появлении любви не пременилась в сладость, нет такой скорби, которая бы при появлении любви не пременилась в великое утешение. Нет ничего столь великого, что бы могло сравняться со всепревосходящею и всеобъемлющею любовью... Любовь есть Бог, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Новую заповедь даю вам, да любите друг друга Господь сие изрек ученикам Своим (Ин. 13:34)... Но многими скорбьми подобает внити в сию вечную любовь...

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

(Отечник)

Смирение привлекает к… Самому Богу, потому что Бог есть любовь

Насколько человек погрузится в смирение, настолько преуспеет и вознесется. Гордость, если бы приблизилась к небу, то низводится даже до ада: так напротив смирение, если бы низошло до ада, — оттуда возводится даже до неба.

Подвиг без смирения суетен. Смирение — предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу: так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь.

Некоторый брат спросил у старца: что есть смирение? Старец отвечал: древо жизни, возрастающее до небес.

Некоторого старца спросили: каким образом душа может стяжать смирение? Он отвечал: если она будет смотреть только на свои грехи. Этот старец говорил: совершенство человека — смирение.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Осипов Алексей Ильич

Осипов Алексей Ильич 

Доктор богословия. Профессор МДА

----картинка линии разделения----

Бог – Любовь

Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть Любовь (Ин.3:16; 1 Ин.4:8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому такие «чувства» Божии, как гнев, наказание, месть и т. д., о которых нередко говорят книги Священного Писания и святые отцы, – суть не что иное, как обычные антропоморфизмы, употребляемые с целью дать максимально широкому кругу людей в наиболее доступной форме представление о промысле Божием в мире. Поэтому, говорит св. Иоанн Златоуст, «когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Другие религии совершенно не знают, что Бог есть Любовь и их даже высшие нравственные представления о Боге не выходят за границы понимания Его как справедливого (греческая богиня правосудия – Дика) и в лучшем случае милосердного («всемилостивый и милосердный Аллах») Судьи. Поэтому во внехристианском представлении Божество действительно может и гневаться, и наказывать, и мстить. Подобное же находим и в ветхозаветной религии, в которой главенствующим является т.н. юридическое понимание Бога. Таким же оно стало и в западных церквах после раскола (католицизме, протестантизме). Поэтому Ю.Ф. Самарин и определял католицизм как иудаизм в христианстве. В то же время святые отцы, широко использующие в своих наставлениях различные антропоморфизмы, вполне определенно говорят, по какой причине они это делают и как следует их понимать.

Преподобный Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божьими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения» (наставления святого Антония Великого. Добротолюбие. Т. 1, п.150).

Святитель Григорий Нисский: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх.33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость... (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. Ч.VI, кн.2, М.,1864, с.428-429).

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» (Беседа на Псалом 6, 2. См. Т. 3, с. 100 на Первое послание Коринфянам 31). «...Потому Он и геену уготовал, что благ» (Толкование на послание к Филимону. Твор. Т. 2, кн. 1. с. 905).

Святой Иоанн Кассиан Римлянин: Бог «не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей...» (Собеседование 11, П. 6).

Священное Писание о Боге: «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:39).

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных» (Мф.5:45).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

«В искушении никто не говори: «Бог меня искушает», потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1:13-14).

«Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18-19).

Бог как Любовь. Понимание гнева Божия и Страшного Суда

Только христианство открыло, что Бог есть любовь и только любовь. Именно христианство открыло, что Бог – это не просто правда, не просто судия, который может миловать и карать. Нет, Он – только Любовь.

Если открыть наши учебники, то можно увидеть, что у Бога два свойства – Правда и Любовь. И вот бедный Бог поступает то по правде, то по любви, и если по любви, то не по правде, а если по правде, то не по любви. И вот приходит Страшный Суд, и Бог говорит – вот, голубчики, Я все терпел по любви столько тысяч лет, а теперь – извольте, все будет по правде. Ошибка не в том, что Бог – это высшая правда, а в том, что правда и любовь ставятся как два свойства, между которыми Бог совершает свои поступки.

Если говорим о любви – что это означает в человеческом обществе? – когда я люблю, я прощаю человеку недостатки, проступки, за что можно было и наказать. И эта любовь – несправедливая, в ней нет правды, в этом мы убеждаемся постоянно. Божественная же любовь – праведная, она истинная. Например, заболел человек аппендицитом – а это значит не таблетки давать, а ложись на стол, будем оперировать, и только это тебя спасет от смерти. И правда Божия – это та истина, которая направлена на полезность человеку. Правда там, где есть полезность. И любовь Божия ищет пользы того, кого я люблю, а не по головке погладить и конфетку сладкую дать.Вот в чем истинная любовь. И на Страшном Суде – точно то же самое будет.

Исаак Сирин – не для того Бог сотворил разумное творение, чтобы предать его бесконечным мучениям. Все, что творит Бог и промышляет о нас, есть благо, и сама геенна является одним из промыслительных действий Божиих. Это не покарание, не месть – а опять оказание любви к свободе человека. Всемогущий Бог не может коснуться человеческой свободы. Человеку предоставляется свобода быть там, где это наиболее соответствует его духовному состоянию. Человека нельзя за шкирку взять и в рай сунуть, загнать силой в Царство Небесное. Когда человек хочет быть вне Бога – он – тьма кромешная. Сама геенна – это состояние, когда человек убеждается, что он сам есть тьма без Бога.Поэтому у отцов встречаем мысль, которая выражена у И.Сирина: хотя геенна и будет ограничена, остережемся в душах наших, ибо знаем, какие страдания придется претерпеть там.

Итак, Страшный суд говорит не то, что Бог перестает быть Любовью, а о том, что эта Любовь – праведна. И непонимание того, что Бог есть праведная Любовь, привело к тому, что все западное христианство стало на почву В.З. и языческого понимания Бога. Недаром Ю.Ф.Самарин определял католицизм как иудаизм в христианстве. «И раскаялся Господь, что создал человека на земли, и восскорбел в сердце Своем». Или: «Он воздаст противникам Своим в ярости, врагам Своим в мести» - и из Библии можно привести бесчисленное количество таких цитат.Все эти высказывания Св. Писания и море высказываний святых отцов – о том, что Бог гневается, Бог мстит, наказывает и т.д. – как это все совместить с тем, что Бог есть Любовь? Что Он «дождит на праведные и неправедные», неблагодарных и злых? Попробуем разобраться.

Позиция, когда Бог есть Правда, и Бог есть Любовь – рассмотрим отдельно – не выдерживает никакой критики. Исаак Сирин: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих, человек, делах»… Если бы Бог был правосуден, то мы и мгновения бы не смогли просуществовать, и были бы наказаны. Это очевидно. Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто признает благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, но как Он о добрых радуется, от злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются – не отвращается от них – то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо бы было сказать, что Божеству было бы худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, а пребывает всегда одинаковым. А мы – когда бываем добры – вступаем в общение с Богом по сходству с ним, а когда становимся злыми – отделяемся по несходству… Грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, а с демонами мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем разрешения в грехах – то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но то, что посредством таких действий мы переменили сущее в нас зло и соделываемся способными вкушать Божию благость. Так что сказать, что Бог отвращается от злых – все равно что сказать, что солнце отвращается от лишенных зрения».

Поэтому не Бог нас наказывает и награждает, а мы сами себя наказываем, соединяясь с демонами-мучителями. А Божия благость – непрерывно, как солнечные лучи, направлены на нас, а мы от нее или отворачиваемся, или же соделываемся способными вкушать Божию благость. Бог постоянен в Своей любви к нам, а мы только непостоянны. Григорий Нисский – «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти или удовольствия, милости или гнева – этого никто не будет отрицать… Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах своих и гневается яростию на падший народ… но в каждом из таковых изречений слово учит нас, что посредством наших свойств Провидение Божие приспосабливается к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху под страхом наказания удерживались от совершения его…»

Это Божественная педагогика – приспособление к нашим немощам, как к детям. Иоанн Златоуст – «Когда ты слышишь слова ярость и гнев в отношении к Богу – то не разумей под ними ничего человеческого. Это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобному. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет разумения для людей более грубых». И. Кассиан Римлянин – «ибо один Бог творит все благое. Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных. Поскольку не может быть огорчен обидами и беззакониями людей как вечно не изменяемая благость. некоторые …покушаются умалить свою непотребность при помощи непотребнейшего толкования Писания – говоря – не беда, что гневаемся на братию, ведь и Сам Бог гневается - … и не разумеют они, как вместе с тем, действуя на пагубу себе… и Богу нечестиво приписывают нечистую страсть».

Исаак Сирин – «Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая д.произойти от Его действий». Правда, отцы говорят, что у человека есть три духовных состояния - 1) когда человек живет под страхом наказания, 2) когда человек действует, ожидая награды. Эти два состояния – подготовительные к третьему: 3) когда человек живет по любви, а не по страху и не по награде. Он боится оскорбить любящего его Бога, потому что сам любит Его. И воздаяние бывает тоже понятно в каком смысле – что мы сами себе воздаем. Ап. Иаков – в искушении никто не говори: Бог меня искушает… но каждый искушается, обольщаясь собственной похотью. А если же мы встанем на т.зрения «справедливости» - что праведник за неправедных страдает – то мы ничего не поймем. Как это – я украл, а он за меня идет в тюрьму, сидит за мое воровство, и только после этого он сможет меня простить, когда отсидит? – это что за справедливость? А ведь именно такова по своей сути трактовка искупления в западном христианстве.

Мы говорили, что христианство имеет подтверждение своего неземного, Божественного происхождения. И вот одно из таких подтверждений - из какой религии могли взять апостолы, когда так писали о Боге – что Он есть Любовь – из какой религии? – пусть найдут такую религию. Откуда неграмотные рыбаки могли взять такую истину? Такой религии больше нет. Это серьезнейший вопрос. Ни в каких религиях этого не было, и все это противоречит нашему ощущению, внутреннему ветхому человеку. Как переполошились все, когда Христос говорит – трудно богатому войти в Царствие Божие – а как же тогда спастись? Ведь ветхозаветное понимание – если богатый – то добродетельный, а если слепой родился – то кто согрешил, он или родители его? – вот какое было понимание любви Божией и добродетели.

И ниоткуда это апостолы не могли взять и сами придумать, а только Бож. откровение могло им это дать, то, что принес Христос. Это мировоззрение не соответствовало и самим их собственным первоначальным убеждениям. Это первый аргумент, свидетельствующий об истинности христианства, и это объективный аргумент, т.е.не зависимый от наших убеждений. И все прочие христианские истины (что Бог есть Любовь – это первая истина) – все они обладают такими же объективными свойствами.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru