ЦЕЛЬ ЛЮБВИ

 ----картинка линии разделения----

 

Пусть у нас над всеми заповедями господствует цель любви к Богу от искренней совести и чистого расположения души. 

Святой Макарий Великий

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

----картинка линии разделения----

Мы должны приводиться в созвучие любовью, простотой, добротой и радостью

Являясь членами друг друга, управляемые единым Духом и питаемые единым живым Словом Истины, мы должны для обретения общего покоя приводиться в созвучие любовью, простотой, добротой и радостью. Ведь для этого мы и созданы, по словам: «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). И если мы поступаем таким образом, то Бог радуется добровольному произволению каждого, приемля дело, совершаемое только ради Его одного. Ибо, когда соблюдается простота душевного расположения друг к другу, то избыток духовных даров у настойчиво подвизающихся в молитвах восполняет недостаток их у служащих и работающих для успокоения братий, и, наоборот, избыток этих даров у служащих и труждающихся восполняет недостаток их у посвящающих себя целиком молитвам. Таким образом, и возникает, по словам Апостола, равенство, как написано: «Кто собрал много, не имел лишнего, а кто мало, не имел недостатка» (2 Кор. 8:14-15; Исх. 16:18). Только бы среди братий незыблемо зиждились простота, любовь, смирение и непритязательность, и каждый бы, по мере своих сил, шел с радостью по избранному поприщу добра, подвизаясь в добром борении, чтобы, шествуя прямым путем благочестия, каждый ежедневно, по мере своей веры, любви и труда, достигал преуспеяния и удостоился бы Царства Небесного.

Такова подлинно ангельская жизнь на земле. Ее и обозначают слова: «Да будет воля Твоя, яко на иебеси и на земли» (Мф. 6:10). Живя так, мы не превозносимся друг перед другом, но с непритязательностью, независтливостью, простотой, любовью, миром и радостью соединяемся друг с другом, считая преуспеяние ближнего своим собственным прибытком, а его немощь, слабость и скорбь - собственным ущербом. Ибо сказано: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о ближнем» (Флп. 2:4). И, таким образом, сострадая друг другу и неся бремя друг друга, особенно сильные — бремя слабых, а крепкие — бремя немощных, мы сможем исполнить закон Христов по увещанию Апостола Павла (Гал. 6:2). Живя вместе, таким образом, мы действительно сможем «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк. 10:19), благодаря единомыслию и благодати Христовой разбивая главы духовных змиев, наступая на аспида и василиска и попирая льва и змия (Пс. 90:13). Ибо когда братия, как было сказано выше, пребывают друг с другом в любви, простоте и чистоте, тогда достигший высоких ступеней духовного преуспеяния и предающийся постоянно молитве достигает еще большего преуспеяния и (духовного) возрастания благодаря содействию и согласию братий. Равным образом и стоящий на более низких ступенях, с любовью поощряемый более совершенными, ежедневно преуспеяет, утруждаясь с радостью, и продвигается к большему совершенству. А если вы не так расположены друг к другу, но между вами пробуждаются ропот, упреки, клевета и превозношение друг перед другом, то и те, которые кажутся посвящающими себя молитвам и постам, не могут, вследствие несогласия и вредности своих товарищей, а также по причине собственного превозношения, стать лучше, а те, которые служат телесному покою (братий), не могут обрести благодать в своем служении вследствие ропота на подвизающихся в молитве и ненависти между братиями. Когда же в Теле Церкви наблюдается раскол, то невозможно нам получить духовного назидания и воля Божия не может совершиться в нас.

Апостол, сводя раздаяние многих духовных дарований в единое и созвучное целое, подобное единству членов одного тела, говорит: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры, имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна» (Рим. 12:6-9) и далее. Также: «У каждого из вас есть псалом... есть откровение», есть ведение, есть пророчество: «все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26), то есть каждый пусть взаимно получает от дарований другого через единомыслие и согласие друг с другом. Так и вы, братия, в монастырях предавшие себя Господу и друг другу, сильные телом или разумением «носите бремена» (Гал. 6:2) немощных при помощи блаженного упования на Христа. И то благо, которое каждый имеет в природе своей, — силу, разумение, мужество и какое-либо доброе намерение или усердие — должен он целиком отдавать другому. Если мы сподобились, по благодати Христовой, духовных дарований, то станем общниками друг другу во всех благах для назидания и пользы, как самих себя, так и своих ближних и вообще всех людей. Исполняя, таким образом, закон Христов (Гал. 6:2), мы станем достойными вечной жизни.

А о том, что дело молитвы и слова, совершаемое надлежащим образом, предпочтительнее всякой добродетели и всякой заповеди, свидетельствует Сам Господь. Ибо когда Он пришел в дом Марфы и Марии и Марфа занялась служением, а Мария, сидя у ног Господа, питала душу спасительным учением, тогда Марфа, упрекая сестру за то, что она не помогает ей, сказала Господу: «Господи! скажи сестре, чтобы она пришла помочь мне, потому что она одну меня оставила». А Господь, сочтя внимание Марии первым и главнейшим, ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно, Мария же избрала благую часть» (Лк. 10:38-42). Сказав так, Господь указал на дело наипервейшее, которое лучше дела добродетелей. Однако и дело служения Он не считал ничтожным. Ибо если бы Он считал его таковым, то почему принял на Себя служение Марфы и Сам совершил ее дело, умыв ноги ученикам? И, увещевая их, научал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны... делать то, что Я сделал вам» (Ин. 13:14-15). Также Он говорил: «И кто хочет быть первым между вами, да будет служителем и рабом всем. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:43-45). И еще: «Так как вы сделали это одному из сих... то сделали Мне» (Мф. 25:40). Однако апостолы, как повествуется в «Деяниях», занятые делом телесного служения при трапезах, сочли лучшим для себя дело молитвы и слова. Ведь они сказали: «Не праведно нам, оставив слово Божие, пещисъ о столах. Но, избрав мужей, исполненных Святого Духа, поставим их па эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2-4).

Видишь, как первое предпочитается второму, хотя и то, и другое суть побеги одного благого корня. Поэтому пусть молитва привлекает ваше усердие, ценится выше прочих заповедей и предпочитается им. Только бы все делалось по любви к Богу и определялось бы целью достичь, с помощью благодати Божией, бесстрастной чистоты. Не будем делать этого по телесной привычке, как придется и безразлично, не внешними только выражениями молитвы, псалмопения, поста или служения, совершаемыми не ради одного Бога, и не другими внешними достижениями будем осуществлять Саму Истину, которая есть любовь к Богу, взыскуемая Им во внутреннем человеке и приводимая в действие Святым Духом, чтобы нам, по неведению, не скрыть эту Истину от самих себя, уповая на одни только телесные оправдания. Наоборот, пусть у нас над всеми заповедями господствует цель любви к Богу от искренней совести и чистого расположения души. Ибо когда эта цель всегда указывает нам путь, когда она подготавливается и осуществляется в нас Духом Святым, действующим при помощи нашего великого желания, тогда внутренняя молитва свершается в полном соответствии с внешним коленопреклонением, служение исполняется богоугодно и делание всех заповедей может осуществляться нами, через содействие Духа, чисто и непорочно.

Цель христиан заключается в том, чтобы стать сынами Света…

Ведь цель и упование христиан заключается в том, чтобы стать сынами Света, удостоиться быть чадами и наследниками Божиими, оказаться сонаследниками Христа, стать сынами Небесного Брачного Чертога и именоваться, по благодати Божией, братьями Христовыми согласно неизреченным обетованиям богодухновенных и святых Писаний. А достичь этого можно не какими-либо иными (духовными) свершениями и не иным образом жития, но лишь теми, о которых мы говорили, приведя многочисленные свидетельства Писания. Поэтому, узнав из этих свидетельств о высшей и совершенной цели благочестивого жития, с любовью, надеждой и рвением во всякой добродетели веруя неложному Богу, что Он удостоит нас, по благоволению и благости Своей, тех обетовании, которые превышают нашу природу и силу, а также ежедневно возрастая в Господе и являя всем наше преуспеяние по Господу, мы, возможно, получим Духа усыновления, целиком и полностью уповая на Бога в несомненности веры нашей. Лишь через Него мы можем избавиться от страстей бесчестия, явных или тайных, от осуществляемых на деле грехов и исполняемых злых помыслов; лишь благодаря Ему мы можем удостоиться стяжания чистого сердца, согласно одному из блаженств Господних (Мф. 5:8). И добровольно принимая на себя труд борения так, как об этом было сказано, сподобившись стать, благодаря сопребыванию и смешению со Святым Духом, чадами Божиими, сынами Царства и братьями Христовыми, мы, обретя упокоение, будем соцарствовать с Ним на бесконечные века.

Однако, некоторые, побуждаемые неведением, обвиняют нас, руководствующихся обозначенной выше целью, в том, что произносим мы надутое пустословие (2 Пет. 2:18), уповая на невозможное и превышающее человеческие силы. Мы же, ставя такую цель, опирались на Богодухновенные Писания и, говоря о возникающей в верующих чистоте, не осмеливались изрекать что-либо бездоказательно. По их же словам, человеку невозможно стать таким, каким увещевают его быть Писания, идет ли речь о совершенной чистоте и избавлении от страстей или о причастии Святому Духу и наполнении Им. Тогда, если следовать (мнению возражающих нам), Господь только для устрашения людей изрекал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). И еще: «Сказано древним: «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28); «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39); «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44), «благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6:27) и «молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28), а также все остальное, что изрек Господь в Священных Писаниях. По словам же возражающих нам, в Царство Небесное войдет не только тот, кто станет таковым и исполнит эти заповеди, но войти в это Царство способны и другие, поскольку достичь названных мер совершенства невозможно для человеческой природы. Поэтому необходимо в немногих словах представить свидетельства о них владыке, чтобы показать, какой вред и ущерб наносят те, которые убеждают себя не верить Божественным Писаниям, суетно удовлетворяясь предвзятым мнением собственного ума. Следует также показать, каких мер преуспеяния достигают и какую духовную пользу получают те, которые верят научениям Духа, а потому обретают полноту удостоверенности. Ибо всякое изречение, всякое слово и всякая заповедь, сказанные неложным и Святым Духом истинно и в совершенстве предавшим себя Богу и обретшим чрез веру причастие Святого Духа, могут привести к преуспеянию и духовному свершению, если воспринимается благодать благодаря непрестанному борению произволения.

Ведь те, которые тщательно исследуют христианство, прежде всего стараются познать совершенную волю Божию, для исполнения заповедей Господних они, с верою и упованием на блаженную цель, прилагают много усердия, трудов и усилий, подвизаясь великим борением, они надеются достичь и обрести вожделенное упокоение, в вере и благодати Христовой стремятся они развить свою склонность к добродетели, побуждаемые к совершенству словами Господа и апостолов. Таковые подвижники приносят духовный плод и стяжают духовную прибыль тремя вещами, получая назидание и пользу душевную тремя способами. Во-первых, они, как верные рабы, считают слова Господа и апостолов за подлинные глаголы Божии. Во-вторых, они, устремляя взор свой к цели христианства и сознавая высоту своего призвания, усиливаются быть мужественными и благородными, твердо, постоянно и непрестанно они трудятся, состязаются и борются, устремляясь к блаженному упованию любви и совершенства, не позволяют они себе расслабляться, зная о том, что цель их возвышенна. В-третьих, они, имея пред очами цель совершенства и веруя в истинность глаголов Господних, надеются на то, что, искренне посвящающий себя служению Богу, может достигнуть великой степени бесстрастия и свободы. Ибо к такому блаженству звания христианского призывает Господь следующих по стопам Его, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), — этими словами Он научает относительно того, что мы должны стать обителью совершенной чистоты. Этой чистотой обладала душа, сотворенная вначале по образу и подобию Божиему (Быт. 1:26), и она же созидается ныне в верующей душе действием Святого Духа, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12). И Господь, показывая восстановление тех, которые поспешают к совершенным степеням христианской жизни, и молясь о них, сказал: «Отче! освяти их во имя Твое» (Ин. 17:11, 17), еще Он изрек: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17:24). Также Апостол говорит: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол. 1:28), и: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Поэтому они, подвизаясь всячески, непрестанно состязаясь на ристалище благих нравов и всегда утруждаясь в добродетелях, совсем не считают себя преуспевшими в чем-либо великом, поскольку не достигли еще достославной меры. Наоборот, они, будучи подвижниками испытанными и уважаемыми, искренне признают себя неиспытанными, несчастными и покинутыми Богом, ведая о преизобильном призвании духовного богатства. Смиряясь, таким образом, они стремятся избегать всякого зла, превозношения, вялости и праздности, со многим усердием, непоколебимостью в борениях и желанием поспешают они к великой мере праведности, даже если не могут еще достичь совершенства, поскольку неизмеримо духовное богатство, завещанное им.

Покой христиан есть вселение Святого Духа в чистое сердце

Блаженный Павел, поддерживая и укрепляя своих учеников… говорит: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12). Под «отступлением» же от Бога он подразумевает не отказ от имени Господа, но неверие обетованиям Его. Поэтому, аллегорически толкуя прообразы иудеев в их соотносительности с христианской Истиной, он присовокупляет: «Ибо некоторые из слышавших возроптали, но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:16-19). И еще добавляет: Смотрите, «чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем, но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие» (Евр. 4:1-3). Покой же истинных христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце. Поэтому Апостол говорит также: «Постараемся войти в покой оный», то есть он подразумевает, что подвизающиеся во всех добродетелях и заповедях и верующие в освящение Духа могут удостоиться этого покоя, «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:11). Поэтому, побуждая и возжигая произволение их к вере, он изрекает: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16); и еще: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести» (Евр. 10:22); также: «Кольми паче Кровь Христова... очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Прочитав прочие свидетельства Священных Писаний, вы найдете, что многие из них также сказаны относительно этой высокой цели христианства.

Итак, всё сказанное выше достаточно показывает благоразумно верующим в глаголы Духа, что человек, искренне приходящий к Богу, от всего сердца доверяющий обетованиям Его, изо всех сил подвизающийся в заповедях Его и ежедневно обновляющий ум свой, должен ощущать в себе благодать духовного преуспеяния. И это для того, чтобы могли мы достичь истинного упокоения в совершенном освящении, то есть чтобы нам постоянно устремляться к совершенной любви усыновления достопоклоняемым Духом, благодаря Которому мы способны стяжать полное избавление от страстей. А поэтому, целиком освященные и душой и телом, незапятнанные и неукоризненные, умиротворенные Духом, приобретшие во всей удостоверенности небесное сокровище совершенной благодати в глиняные сосуды наших тел и ставшие чистым жилищем Бога, мы в будущий день Воскресения сопрославимся с Христом в Царстве Небесном и, удостоившись стать подобными образу Тела Славы Его, упокоимся в неизреченном покое вместе с Ним на беспредельные века вечные.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу

Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви.

Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Максим Исповедник

 Преподобный Максим Исповедник

----картинка линии разделения----

Цель Божия Промысла - соединить в духовной любви

По существу благ Един Бог, по настроению же души один Богу подражатель, ибо главная у него цель злых совокупить с благим по существу, чтобы и они сделались добрыми. Для сего будучи поносим благословляет, гонимый, терпит, хулимый, утешает, убиваемый, молится за убивающих (1 Кор. 4:12,13). Все делает он, чтобы не отпасть от главной цели своей – любви.

Цель Божия Промысла есть, разнообразно разорванных злом, соединить опять посредством правой веры и духовной любви. Спаситель и пострадал для того, да чада Божия расточенная соберет во едино (Ин. 11:52). Итак, кто не хочет случайностей тяжелых подъять, печальных перенести, болезненных перетерпеть, тот шествует вне Божией любви и цели провидения.

Если любовь домотерпит и милосердует (1 Кор. 13:4), то малодушествующий при печальных приключениях, злобствующий на опечаливших его, и отсекающий себя от любви к ним, не отступает ли от цели Божия Промысла?

Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом, и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви.

Не неради о заповеди любви, ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Веруй, надейся, люби Бога больше всего, а всякого ближнего, как себя

Братья! какая цель нашей (христианской) жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в таинствах, нам опочить по смерти в Боге – покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу раба Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28), – говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?

Чтобы не раболепствовать ежедневно страстям и диаволу, надо задать себе цель, постоянно иметь ее в виду и стремиться к ней, побеждая именем Господним все препятствия. Какая же это цель? Небесное Царство, божественный чертог славы, уготованный верующим от сложения мира. Но как цель достигается известными средствами, то необходимо иметь в своем распоряжении и эти средства. Какие же это средства? Вера, надежда и любовь, особенно же любовь. Веруй, надейся, люби, особенно люби, несмотря ни на какие препятствия, Бога больше всего, а всякого ближнего, как себя. Нет сил у тебя сохранить в сердце эти бесценные сокровища духа человеческого, припадай чаще к Богу любви, проси, ищи, толцы: приимешь, обретешь, отверзется (Мф.7:7,8), – верен Обещавший. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь, во всякое время, молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще, как следует, с жаром и постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се начах.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com