ЗАКОН ЛЮБВИ

----картинка линии разделения----

 

Любовь есть исполнение закона и превосходнее веры и надежды. 

Святитель Кирилл Александрийский 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Закон любви

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:43-48). 

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:15-17). 

Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое...

Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам...  кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих, слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца (Ин.14:19-24).  

 

----картинка линии разделения----

 

 

Апостол Лука

Притча о милосердном самарянине

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же  (Лк.10:25-37). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Марк

Апостол Марк 

----картинка линии разделения----

Наибольшая заповедь 

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый  и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет (Мк.12:28-31).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

 Закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?

Любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей, любовь — исполнение закона, любовь — верное спасение.

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и подчиняет влиянию одной возлюбленной, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?

Апостол Павел так пламенел духом, так горел любовью к Богу, что, выражаясь достойными своей души словами, сказал: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8:35).

Наша любовь ко Христу

Наша любовь ко Христу будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним.

Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал: сотворивши единому сих братий Моих меньших, Мне сотвори (Мф. 25:40).

Удостоиться любить Христа искренно и как должно, это — Царство Небесное, это — вкушение блаженства, в этом — блага неисчислимые.

Кто любит Христа так, как должно любить, тот, конечно, старается уже и заповеди Его соблюдать, потому что если кто искренно расположен к кому, то старается все делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного.

Если любить Бога — значит любить ближнего, так как Спаситель сказал Петру: Если ты любишь Меня, паси овец Моих (Ин. 21:16), а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:40).

Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, — это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям.

Много людей, которые говорят, что они боятся Бога и любят Его, а делами показывают противное. Но Бог требует любви, являемой в делах (Ин. 14:15).

Любовь ко Христу удерживает от постыдных дел

Если и людской страх удерживает от постыдных дел, то тем более — любовь ко Христу.

Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика поистине сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее будет казаться нам тенью, все — только призраком и сном. Тогда и мы скажем: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8:35).

Любить Христа... значит не быть наемником, не смотреть (на благочестивую жизнь) как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу.

Возлюбим Христа, сколько и должно любить: в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение, и слава, и честь, в этом свет, неисчислимое блаженство, которого не может ни слово выразить, ни ум постигнуть.

Если бы кто стал угрожать мне будущею нескончаемою смертию, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я не согласился бы.

Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души не носят названия человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью и к ближнему, не есть любовь, и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью.

Любовь ко Христу… изгоняет и истребляет все виды грехов

Как любовь ко Христу, когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им.

Если мы любим Христа, как должно любить Его, то сами себя будем наказывать за грехи свои.

Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем в любви у Бога.

Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему.

Возлюбим Господа по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых.

Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами.

Кто воодушевлен и горит любовью ко Господу, тот знает силу уз: он предпочтет лучше быть узником ради Христа, нежели обитать на Небесах. Это, пожалуй, даже славней, чем сидеть одесную Его, это почетнее и блаженнее, чем сидеть на двенадцати престолах... Если бы мне предложили быть с теми Силами, которые окружают  престол Божий, или сделали таким же узником, <как апостол Павел>, я предпочел бы скорее стать таким узником, потому что нет ничего лучше, как потерпеть какое-нибудь страдание ради Христа.

Если бы мы любили Христа, как любить следует…

Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого, а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу.

Если мы окажемся любящими Христа

Для получения Царства Небесного ничто не может сравниться с тем, как если мы окажемся любящими Христа так, как должно любить Его.

Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как забота о братьях и заботливость об их спасении.

Любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей, любовь — исполнение закона, любовь — верное спасение.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Кирилл Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский 

----картинка линии разделения----

Любовь есть исполнение закона и превосходнее веры и надежды.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Осипов Алексей Ильич

Осипов Алексей Ильич 

Доктор богословия. Профессор МДА

----картинка линии разделения----

Христианство заявило: основа бытия - закон любви

Уже древние мыслители бились над вопросом: что является основой бытия, человеческого существования? И чего только не предлагали: одни называли огонь, другие - число, третьи считали - разум... Христианство заявило: основа бытия - закон любви, ибо Бог не просто разум, верховный судия, миродержитель, его сущность - любовь. Попробуйте нарушить закон природы - скажем, всемирного тяготения... Точно так же нерушим закон любви. Христос говорил: поднявший меч от меча и погибнет, зло наказывает самого злодея.

Этим великим законом христианство раскрыло и сущность человеческих отношений, заявив, что человечество - не просто совокупность индивидуумов и народов, которые могут жить независимо друг от друга. Ведь мы - единый организм, средоточием которого всегда является нечто чистое, истинное, святое. А это святое - люди, осуществившие в себе древний идеал истины, добра и красоты.

Христианство заявило: основа бытия - закон любви. Он нерушим, как закон природы. Поднявший меч от меча и погибнет, зло наказывает самого злодея.

- Можно возразить - мало ли на свете религиозных учений...

Во-первых, идеал христианства - любовь - прекрасен, и странно было бы его отрицать. А поскольку все мы – единый организм, то не должны мучить и убивать друг друга, потому что тем самым мучаем и убиваем себя.

Во-вторых, у христианства в отличие от других учений есть объективные аргументы, подтверждающие его неземное происхождение. Откуда взялся источник христианского вероучения - Евангелия, кто его написал? Простые рыбаки, малообразованные люди, далекие от философского мышления - и вдруг они проповедуют идеи, которые подчас только в тумане маячили самым выдающимся умам древности.

Иудеи учили: возлюби ближнего и возненавидь врага твоего. А что говорит апостол Павел о любви? Совершенно непривычные вещи: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...

И вот уже две тысячи лет мы празднуем Рождество Того, Кто открыл совершенно новое понимание самого человека и цели человеческой жизни.

- В чем же эта цель?

Христианство говорит: человек всем своим существом стремится к тому, что мы называем благом, раем, или Царством Божиим. В это Царство, которое находится внутри нас, человек входит единством своего духа с духом Божественным. То есть подлинного блага, или спасения, человек удостаивается только тогда, когда уподобляется Богу в его любви.

В Евангелии есть и такие слова: любите ненавидящих вас... Но есть ли примеры подобной любви? Среди христиан - сколько угодно. Например, Серафима Саровского, нашего великого святого, однажды избили до полусмерти трое крестьян. Издевались над ним страшно... Их поймали и хотели наказать по всей строгости закона, хотя они и покаялись. Но сам потерпевший не просто простил крестьян, но и решительно заявил, что если их не простят, то он покинет монастырь. Это была очень серьезная угроза.

Закон любви, зло наказывает злодея...

С тех пор как были провозглашены эти идеи, прошло две тысячи лет. И каков результат? До торжества праведников по-прежнему далеко, зато многие грешники вполне довольны жизнью. Довольны? Видимо, надо напомнить, в чем видят смысл человеческой жизни христианство и атеизм.

Что чувствует человек, потерявший кошелек? Зависит от того, сколько было в кошельке. А если теряется все в жизни? Мы все должны подойти к последней ее точке, и сознание этого для многих ужасно. Кто захотел бы такого личного счастья, которое в любой момент будет отнято? Почитайте, например, книгу исследователя Роулингса «За порогом смерти». Рассказывают люди, пережившие клиническую смерть. Одни говорят о благе, которое там переживают, о прекрасном мире. А иной кричит и умоляет: доктор, не прекращайте усилий, спасите меня, я в аду... Но кто может помочь ему?

Если есть жизнь за гробом, вечная жизнь, о которой говорит христианство (а это уже бесспорная научная истина, поскольку накоплено множество установленных фактов на этот счет), то, что он теряет, не веря в Бога и не готовясь должным образом войти в нее? Вовсе не из невежества Дерсу Узала, герой книги Арсеньева «В дебрях Уссурийского края», просит прощения у убитого медведя. Да, человек поставлен над природой и вынужден, когда есть необходимость, действовать в своих интересах, здесь нет нарушения заповеди. Но так, как сделал когда-то Ленин - поехал на остров, где в половодье спасались зайцы, и настрелял столько, что лодка просела... Человек - хозяин природы, если хотите - отец, но не злодей. За каждое злое дело человек пострадает, и потому как любящий родитель предостерегает ребенка, так и христианство взывает к человеку жить по заповедям, по правде.

О посмертном воздаянии слышали все, да верят немногие. Увы, христианство у нас сильно перемешано и с язычеством, и еще Бог знает с чем. Отсюда примитивизация. Зло торжествует? Избави Бог от такого торжества. Человек, ведущий христианский образ жизни, достигает такого блага, по сравнению с которым все земные преимущества просто ничего не значат. Арсений Великий, например, был вельможей, царедворцем - но он оставил все это. Каждый, кто идет по пути праведности, получает внутри себя соответствующие плоды. Среди невероятных страданий Бог давал людям такое утешение, такую радость, которую обычные люди не могут себе и представить. Великомученик Евстратий, когда с него сдирали кожу, воскликнул: эти мучения - радость рабам Твоим! Такому человеку ничего не страшно. А митрополит Филипп, например, обличал самого Ивана Грозного, не побоялся.

- И что с ним стало потом?

Не в этом вопрос. Жизнь каждого человека - искорка, которая вспыхнула и угасла. Это, к сожалению, забывается. Но если есть вечная жизнь, то можно себе представить, какая слава будет тому, кто не убоялся сказать истину в лицо зверю, и какие страдания ожидают последнего. Очень много замечательных примеров того, как чувствовали себя праведники здесь, в этой жизни. Вот строки из письма Льва Толстого от 1902 г., написанного в самый разгар его антицерковной деятельности. «В Оптиной пустыни в продолжении более 30 лет лежал на полу разбитый параличом монах, владевший только левой рукой. Доктор говорил, что он должен был сильно страдать, но он не только не жаловался на свое положение, но, постоянно крестясь, глядя на иконы, улыбаясь, выражал свою благодарность Богу и радость за ту искру жизни, которая теплилась в нем. Десятки тысяч посетителей бывали у него, и трудно представить себе то добро, которое распространилось на мир от этого лишенного возможности деятельности человека. Наверное, этот человек сделал больше добра, чем тысячи и тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру».

Мне рассказывал один священник, который в тридцатые годы был в лагерях. Он говорил: сколько раз, находясь там, я смотрел на откормленных охранников, начальство и спрашивал себя: захотел бы я поменяться с ними? Ведь у них сытость, власть, а я никто. И каждый раз отвечал: нет! И напротив. Можно бы привести множество примеров, когда люди, ни в чем, казалось бы, не нуждающиеся, на самом деле тяжело страдают. Самоубийства и наркотики не редкость даже среди очень богатых, потому что не богатство приносит счастье. Внешнее благоденствие без чистоты совести, без веры в вечную жизнь и Бога не может дать человеку того блага, к которому он стремится.

- Но святость - удел единиц, а не общая рекомендация. Многим хотелось бы избавиться даже не от грехов, а хотя бы от дурных привычек. Не получается... Что посоветуете?

Есть великий евангельский принцип: верный в малом над многим будет поставлен. Если я хочу избавиться от какой-то страсти, то должно начать с того небольшого добра, которое еще в силах сделать. Понуждение себя к его совершению и воздержание от того недолжного, что еще в моих силах, очень укрепляет дух, волю человека. Постепенно он становится хозяином над собой, а не страсти. (Очень помогает при этом молитва - в этом преимущество верующего человека.) Именно таким методом воспитывают чемпионов в спорте. Кстати, слово «аскетика» происходит от греческого слова «аскео», что значит «тренируюсь», и аскет можно  перевести как спортсмен.

Вот путь, на котором мы можем укреплять свои духовные силы, спасаться, то есть становиться человеколюбивее, чище, богоподобнее. Это и есть духовная жизнь.

- От чего же мы должны спасаться?

Видите ли, христианство утверждает не очень приятную вещь: что настоящее состояние человека ненормальное, глубоко болезненное, и потому он очень уязвим, подвержен почти непрерывным страданиям. Стоит лишь уколоть его самолюбие, задеть материальные интересы... Посмотрите, как мучают человека зависть и стяжательство, разврат и наркотики. И чем сильнее страсть, тем большие страдания.

- Мучают и вполне достойные чувства - например, тоска, любовь. Недаром же поэт заметил, что грусть всегда соседствует с любовью. Что же, долой и саму любовь?

Не надо путать влюбленность с христианской любовью. Конечно, можно подавить все чувства и превратиться в каменный столб (кстати, апатия - идеал древнегреческих стоиков, язычников). Но идеал христианства совсем в другом - в победе над страстями, прежде всего, над эгоизмом и гордостью. Задача в том, чтобы убить в себе зло. В конечном счете, есть всего одна заповедь - любовь и один грех - ее нарушение. В больнице никто не осуждает друг друга за болезни. То же происходит и при правильной духовной жизни. Когда человек начинает жить по-христиански, то убеждается, насколько он болен, и с сочувствием относится и к другим. Сосед лгун? А я лентяй. Он обжора? А я пьяница... Это самое первое проявление нормального, человеческого отношения к другому человеку. Не осуждение, неприязнь, а сочувствие, великодушие, желание добра другому человеку - вот основа христианской любви. Эта любовь не сентиментальная, не сладкие слюни, а мудрая, богоподобная, во всем видящая пользу ближнего, пользу       общества, пользу страны. И тогда происходит не просто исцеление человека, а реальное единение его духа с духом Божиим - то, что мы называем приобщением к благодати.

- Выходит, потусторонний мир связан с нашим?

Такая связь есть, но к ней надо относиться осторожно. Церковь настойчиво предупреждает, что только при строгом соблюдении законов духовной жизни человек может безболезненно для себя вступать в общение с тем миром. Нарушая эти законы, можно жестоко пострадать. В Евангелии есть хорошие слова: пастырь проходит дверями, а кто перелезает через забор - тот вор и разбойник, с которыми известно как поступают. Кто занимается спиритизмом, гаданиями, колдовством, экстрасенсорикой и прочими подобными вещами, как правило, кончает плохо. Нередки самоубийства, многие сходят с ума. Связь с духами - опасное дело.

Но совсем иная ситуация, когда это происходит независимо от желания человека. Например, убийцам во сне часто являются их жертвы (а бывают и дневные кошмары, когда речь идет о призраках). Здесь - промысел Божий, который ставит человека перед реальностью: смотри, что ты сделал и какие последствия, а дальше выбирай сам. Таких явлений много, но происходят они не со всеми злодеями, а лишь с теми, у которых еще теплится струйка жизни и есть надежда, что человек покается.

- Современная наука всерьез изучает психику человека, в том числе измененные состояния сознания, стараясь заглянуть за горизонт. А религия говорит: нельзя. Противостояние продолжается?

О таких вещах нельзя говорить в общем. Нужно разобраться, что и почему чему религия запрещает, а что поощряет. Она призывает человека вести правильную духовную жизнь, при которой на определенной ступени развития он будет способен без вреда для себя к общению с миром невидимым. Один из великих святых писал, что человек, достигший высокого духовного развития, начинает видеть то, что выше его (потусторонний мир), что равно ему (души других людей), и то, что ниже (сущность самой Природы). Но к этому нужно идти законным духовным путем, как и в любых исследованиях: попробуйте-ка бездумно экспериментировать с атомом, генами, психикой... Ведь что такое заповеди Божии? Это предупреждения не делать того, что нам повредит. И никакого противостояния науки и религии здесь нет. Когда наука начинает слишком вольно обращаться с вещами, которые грозят человечеству гибелью, то религия выступает против этого, становясь неким нравственным ограждением. У одного из святых есть такие слова: «Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть». Для нашего времени это должно бы стать девизом научных исследований.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com