МИР НЕСОВЕРШЕННЫЙ И СОВЕРШЕННЫЙ

 ----картинка линии разделения----

 

Есть мир несовершенный, и есть мир совершенный. Мир несовершенный и преходящий обладает многими видами, подобными видам мира совершенного и вечного. 

Святой Макарий Великий 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Мир несовершенный и мир совершенный

Есть мир несовершенный, и есть мир совершенный. Мир несовершенный и преходящий обладает многими видами, подобными видам мира совершенного и вечного. Здесь есть дворец и обитающий в нем царь, облаченный в порфиру и увенчанный короной из драгоценных камней, есть его служители и телохранители: одни пребывают во дворце, другие суть комиты и множество прочих, имеющих различные чины, — все они также облачены в одежды светлые и ценные. На небе тоже есть дворец и Царь-Христос, облаченный в царскую порфиру. Там несут службу придворные, есть комиты и другие чиновные лица, величавые и увенчанные венцами из драгоценных камней: ибо    положил еси на главе его венец от камене честна (Пс. 20:4). 

На этой земле есть воины и полководцы, прошедшие через множество сражений, победившие тьму врагов и воздвигшие бесчисленные памятники победы над ними. Здесь также имеется множество храбрых мужей и бранников, одолевших диавола и ангелов его (Мф. 25:41) и продвинувшихся в духовном преуспеянии. В зримом дворце ромеев есть мужи знатные, удалившиеся от всяких споров и суеты, никем не принуждаемые носить оружия или становиться воинами. Они называются царскими евнухами, почитаемы всяким человеком и возлюблены самим царем; одним из них вверена порфира, и они несут ее, другие же несут диадему, а третьи — прочие знаки царского достоинства. И на небесах также есть мужи, почтенные Царем Небесным, — истинные скопцы, оскопившие сами себя (Мф. 19:12) и очистившиеся от брани с грехом. Им вверены благословенные отчизны, преисполненные мира и покоя, они назначены начальниками над царской порфирой и небесными сокровищами, они полностью освобождены от тягот войны, проводя свою жизнь в беззаботности. Есть там умельцы и мудрецы. И здесь есть мудрецы, умудренные духовной мудростью от всемудрого Христа: они облачены в светозарные одежды и обладают непреходящим духовным богатством. Поэтому дело христиан — более почтенно, чем всякое плотское изобретение или мирское занятие. Ибо творят они дело Божественное, о котором не ведает мир.   

Один ум отличается от другого, и один человек бывает более достоин почтения, чем другой. Все зримые вещи кажутся мне противоположными и чуждыми вещам умосозерцаемым. Ибо есть ум, шествующий и устремляющийся к небу, идущий путем чистых помыслов своих и через этот путь достигающий тропинок и стезей, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползающий по земле и валяющийся в грязи путей похоти. Поэтому есть ум плотский и ум духовный, и один многим отличается от другого. Ибо как птицы, возносимые легкими крыльями, рассекают воздух с помощью их и самим воздухом поднимаются, ведь, махая крыльями, они словно привлекают к себе некий ветер, поддерживающий их и содействующий полету, а бескрылые живые существа, привязанные к земле, даже если в них и возникает желание воспарить, не в силах сделать это, — так и очистившийся и стяжавший духовные крылья ум, с помощью своего горячего стремления к горнему, воспаряет на небо, принимаемый воздухом Божества. А ум звероподобный, дикий и вещественный коснеет в грязи и ползает по земле, ища для себя пустынные места, не в силах постигнуть ум, устремляющийся к горнему.

Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие деревья, которые обнажаются и сбрасывают свою листву зимой. Этот пример подходит к христианам, ибо они в Писании называются «деревьями» (Мф. 7:17,12:33) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев (Пс. 1:3): даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс. 1:3). Но есть и другие христиане, ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и злых ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, по причине обволакивающей их немощи.

Духовные и плотские люди

Духовные люди, по своему внутреннему устроению, суть враги людей плотских. Живые существа, обитающие и питающиеся в воде, не переносят жизни на суше, но гибнут, извлеченные из воды, а существа, населяющие землю, избегают пребывания в воде, ибо им противна жизнь в водной глубине. Подобным же образом и христиане, озабоченные и вовлеченные в дела века сего, удручаются ими и кажутся, в некотором роде, придушенными. А люди плотские, удаляясь от материальных забот и вынужденные прилагать старания к духовному, испытывают головокружение, стеснение и удушье. Поэтому весьма редки истинные мужи, терпеливо доводящие до конца (Евр. 3:14) дело свое. Они нуждаются в великом дерзновении и духовной устремленности для того, чтобы обращаться с молитвенным прошением к Богу в настоящее время (Рим. 3:26). Ибо, как наиболее стремительные из птиц, благодаря легкости своих крыльев, оказываются над западнями, посмеиваясь над уловками охотников, так и человек с умом проницательным и стремительным избегает силков и ловушек диавола. Ведь, много духов злобы теснят душу и влекут к себе все пресмыкающееся по земле, занимают и кружат ум. Поэтому христианин должен быть подобен атлету и борцу.

Когда чужеземец неопытный в делах общественных, прибывает в некий город наполненный толпами неспокойного народа, то он не доверяется своей неопытности и немощи, а обращается к помощи какого-либо простата, опытного и могущего защитить от насилия толпы. Если он без стеснения сразу припадет к ногам этого влиятельного лица, то благополучно завершит свой путь. Но если закруженный толпой, он придет в смущение и удалится, то будет лишен помощи. Но и в таком случае, если он все же приложит старание, презрит трудности и, препоясав чресла (Еф. 6:14) силою, разорвет сжимающие объятия толпы и дойдет до простата, то удостоится его поддержки. Так обстоит дело и с душами людей, которые именуются градом Божиим (Мф. 5:14; Откр. 3:12); на площадях их ныне толпятся темные духи, а улицы ума и сердца заполнены массой помыслов, но они обращают взоры к Владыке и Покровителю своему, Иисусу Христу, благоразумному Даятелю великих почестей. Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянности, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Один мир преходит, другой пребывает вечно

В двух мирах рождается человек, две носят его утробы — матернее чрево и гроб; матернее чрево рождает его на труд и болезнь, а гроб — на суд и воздаяние. И один мир преходит, другой пребывает вечно. Блажен, кто умудрился!

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru