НЕЗЛОБИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем и избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему. 

Блаженный авва Фалассий

 

----картинка линии разделения----

 

Царь (Пророк) Соломон

Пророк (Царь) Соломон

----картинка линии разделения----

Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его, осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет" (Прем.2:19-20).

 

 ----картинка линии разделения----

                        

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий 

----картинка линии разделения----

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен

Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к себе и каждый из вас мог с радостью сказать: мене же за незлобие приял, и утвердил мя оси пред Тобою в веки (Пс. 40:13).

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

---картинка линии разделения---

Бог ничего так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности

Бог ничего так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое добро в нас, в нашей природе и нашей жизни происходит от Него одного как Источника всякого блага, и что от нас самих не может произойти ничего истинно доброго - ни помысел добрый, ни доброе дело. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник

----картинка линии разделения----

Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения

Кто предал себя простоте и добровольному незлобию, в том лукавый уже не находит себе места ни на мгновение. Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнью души. Середина — пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, — принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый, да возмогает второй, блажен о Господе, и да ликует третий. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

---картинка линии разделения---

За кротостью следует и незлобие

За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость — основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей — любовь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Незлобие есть мать всякого добра

Велика и прекрасна добродетель незлобия; не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но простирается и на ближних, как говорит Премудрый: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12). Итак, прекрасно незлобие, — это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спокойствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды, — одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ведает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно, как царица, превозносится над всеми добродетелями.

Проведшие жизнь без грехов, жившие в правде — в чем и заключается незлобие — не лишатся благ, получат соответствующие венцы.

Если по незлобию кто даже и согрешит, то Бог исправляет последствия незлобия.

Пусть... гневающийся говорит, что он причинил нам тысячу зол, а сам ничего не потерпел от нас, пусть говорит, что если он и еще поругается над нами, так же не потерпит ничего. Если бы он захотел хвалить нас, то не иначе стал бы проповедовать о нашей добродетели, не иные стал бы употреблять слова, как именно эти, которыми он думает унизить нас. О, если бы все говорили обо мне, что «это — человек холодный и жалкий, все оскорбляют его, а он терпит, все нападают на него, а он не мстит за себя!». О, если бы прибавили еще, что «он даже и не может сделать этого, хотя бы и хотел», — мне похвала была бы от Бога, а не от людей! Пусть говорят, что мы не мстим по трусости. Это нисколько не вредит нам, Бог видит и уготовляет нам большее сокровище. Если бы мы стали смотреть на тех людей, то лишились бы всего. Будем же смотреть не на то, что о нас говорят, а на то, что нам должно делать.

Нет ничего безопаснее, как щадить врагов, равно как нет ничего ненадежнее, как желать отплатить и отмстить за себя.

 

---картинка линии разделения текста---

     

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

---картинка линии разделения---

Если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя... конечно, получишь помощь, когда искушает и начинает преодолевать тебя диавол.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Преподобный Иоанн Карпафский

 

Преподобный Иоанн Карпафский

---картинка линии разделения---

Иного Бог спасает разумностью, а иного простотою и незлобием, ибо ведать тебе надлежит, что Бог не отринет незлобивого.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Фалласий

Блаженный авва Фалассий

---картинка линии разделения---

Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем и избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему.

 

----картинка линии разделения----

 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Отечник

Однажды обкрадывали авву Евпрения: он помогал ворам выносить из келлии то, что там находилось. Воры вынесли все и, забрав вынесенное, пошли. Только жезл старца остался в келлии. Старец, увидев это, опечалился. Взяв жезл, он пошел за ворами и отдавал его им, но они не хотели принять его по подозрению в действии старца какого-нибудь умысла против них. Старец, встретившись с людьми, шедшими по той же дороге, упросил их взять жезл и передать его ворам. 

----картинка линии разделения----

Сказывали о некотором старце, что при нем жил юноша. Старец, увидев однажды, что юноша делает что-то неполезное для своей души, сказал ему:  “Не делай этого”.  Юноша не послушался. Старец, видя это, отложил попечение о нем, предоставив ему свой суд над собой. Как-то юноша запер двери келлии, в которой были хлебы, и оставил старца без пищи в течение трех дней. И не спросил старец, где он, что делает вне келлии. У старца был сосед, который, узнав, что юноша ушел, сделал немного кашицы и подал старцу через стену, прося, чтобы старец вкусил, и говоря: “Что юноша делает так долго вне келлии?” Старец отвечал: “Когда он удосужится, то возвратится”. 

----картинка линии разделения----

Некие философы захотели однажды испытать монахов. Увидев монаха в мантии и хорошо одетого, они сказали ему:  “Ты! Пойди сюда.”  Монах оскорбился грубым обращением и отвечал им жестко.  Потом случилось проходить мимо них старцу-монаху, мужу великому, из простолюдинов. Они сказали ему:  “Ты, монах, злой старец, пойди сюда.”  Он подбежал к ним.  Они ударили его по щеке, он подставил другую. Тотчас философы встали, поклонились ему и сказали:  “Ты — истинный монах.” Они посадили его посреди себя и сказали:  “Что делаете вы более нас в этой пустыне? Вы поститесь, и мы постимся, вы обуздываете ваше тело подвигами, и мы обуздываем. Что же еще делаете вы, живя в пустыне, в отличие от нас?” Старец отвечал: “Мы пребываем в уповании на благодать Божию и храним наш ум.” Они сказали: “Мы этого не можем.” И отпустили его, получив назидание от его слов. 

----картинка линии разделения----

Поведали братия об авве Геласии. Имел он в пергаментном переплете книгу — весь Ветхий и Новый Заветы, стоившую восемнадцать златниц. Книга положена была в церкви, чтобы все братия, кому бы из них ни пожелалось, могли читать ее. Пришел некий странный брат посетить старца и, увидев книгу, прельстился ею, украл ее и удалился. Старец хотя и узнал о случившемся, но не пошел вслед за ним, чтобы остановить его и взять похищенное.  Брат пришел в город и искал кому продать книгу. Найдя покупателя, он назначил ей цену шестнадцать златниц. Покупатель, желая удостовериться, сказал ему: “Сперва дай мне ее, я покажу кому-либо из знающих и тогда отдам деньги.” Брат отдал книгу. Покупатель, взяв ее, отнес к авве Геласию, чтоб он рассмотрел, хороша ли она и стоит ли назначенной за нее цены. При этом он сказал и о количестве денег, требуемых продавцом.  Старец отвечал: “Купи ее, книга хорошая и стоит просимых за нее денег.”  Покупатель, возвратясь к продавцу, иначе передал ему слова старца. “Вот, — говорил покупатель, — я показал книгу авве Геласию, и он сказал мне, что книга не стоит назначенной тобой цены.” Услышав это, брат спросил: “Не сказал ли тебе старец еще чего-либо?” “Ничего,” — отвечал покупатель. Тогда брат сказал ему: “Я уже не хочу продавать эту книгу.” Умилившись сердцем, он пошел к старцу и просил его взять книгу обратно, раскаиваясь в своем поступке и прося прощения, но старец не хотел принять книгу. Тогда брат сказал ему: “Если ты не примешь книгу, то мне не обрести спокойствия совести во всю свою жизнь.” На это старец отвечал: “Если ты не можешь успокоиться иначе как, когда я возьму книгу, то я беру ее.”  Брат, получив назидание терпением старца, пребыл при нем до своей кончины.  

----картинка линии разделения----

Рассказывают также о смирении блаженного Спиридона - как он, будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец бессловесных и сам ходил за ними.  Однажды ночью воры проникли в загон, похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров, так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком положении, против воли, до утра.   На рассвете святой пришёл к овцам и, увидев воров, связанных силою Божией по рукам и ногам, своей молитвой развязал их и дал им наставление о том, чтобы не желали чужого, а питались трудом рук своих; потом он дал им одного барана, чтобы, как он сам сказал, "не пропал даром их труд и бессонная ночь", и отпустил их с миром.

Скитский патерик

Один брат, обиженный другим, пришел к авве Сисою и говорит ему: "Такой-то брат обидел меня! Хочу отмстить за себя". Старец увещевал его и говорил: "Не мсти ему, сын мой, а лучше предоставь Богу дело отмщения". Брат сказал: "Не успокоюсь, пока не отомщу за себя". Тогда старец сказал: "Помолимся, брат!". Вставши, он так молился: "Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас: мы сами хотим мстить за себя". Брат, услышав сие, пал к ногам старца и сказал: "Не хочу более судиться с братом; прости меня, авва!".

Авва Иоанн  сидел однажды против церкви; братия окружили его и спрашивали о своих помыслах.  Один из старцев увидел это и, искушаемый завистью, говорит ему: "Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда". "Да, авва, – отвечает ему Иоанн, – и ты сказал это, видя одну только наружность, а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность".

Древний патерик

Авва Макарий застал человека, прибывшего с мулом и грабящего его келлию. Макарий как бы странник, встав в воротах, навьючивал вместе с ним мула, затем он отпустил его от себя, говоря: “Мы ничего не принесли в мир (1 Тим. 6:7). Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1:21). Благословен Господь во всем!” 

Пришли некогда разбойники в монастырь к некоему старцу и сказали ему: “Мы пришли взять все, что есть в твоей келлии.” Он же сказал: “Что вам угодно, чада, то и берите”.  Итак, они взяли все, что нашли в келлии, и отошли. Но они забыли кошелек, который там был скрыт. Взяв его, старец погнался за ними, стал кричать: “Чада! Возьмите то, что вы забыли в келлии”.  Удивившись долготерпению старца, разбойники возвратили все в келлию и раскаялись, говоря друг другу: “Человек этот Божий!

Некий старец в скиту застал разбойников, грабящих его келлию, и сказал им: “Поспешите, прежде чем придут братия и помешают мне исполнить заповедь Христа, говорящего: “От взявшего твое не требуй назад” (Лк. 6:30). 

Говорили о брате-соседе великому старцу, что он, приходя к нему, крал, если что находилось в его келлии. Старец же видел его и не обличал, но еще более работал, говоря: “Может быть, брат этот имеет нужду”. И великую скорбь имел старец, когда так трудился и, однако, находил свой хлеб в оскудении.  Когда же старцу приспела кончина, то окружили его братия. Видя того, кто крал, старец попросил: “Приблизься ко мне!” И, поцеловав его руки, сказал: “Братие! Я благодарен этим рукам, потому что через них иду в Царство Небесное”.  Брат, умилившись и раскаявшись, сделался и сам искусным монахом от дел, которые видел у великого старца. 

Достопамятные сказания

В отсутствие  аввы Макария  вошел к нему в келлию разбойник. Макарий, возвратившись, застал разбойника, который навьючивал на своего верблюда его вещи. Макарии вошел в келлию, взял еще несколько вещей и стал вместе с разбойником укладывать их на верблюда. Когда же они навьючили, разбойник начал бить верблюда, побуждая встать, но верблюд не поднимался. Авва Макарии, видя, что верблюд не встает, вошел в свою келлию, нашел там маленький земледельческий инструмент, вынес его и, кладя на верблюда, сказал: “Брат, вот чего дожидался верблюд!”  Потом, ударив верблюда ногой, сказал: “Встань!” Верблюд по слову святого тотчас встал и немного отошел, но потом опять лег и уже не вставал до тех пор, пока не сняли с него все вещи. Тогда он пошел.

Троицкий патерик

Некто Феодор поступил в число братий, но спустя несколько времени враг человеческий внушил ему такую зависть к святому Кириллу Белоезерскому, что он не только не мог видеть его, но даже слышать его голос. Смущаемый помыслами, пришел он к строгому старцу Игнатию-молчальнику исповедовать ему тяжкое состояние своего духа и то, что он по ненависти к Кириллу хочет оставить обитель. Игнатий несколько его утешил и укрепил молитвой, убедив остаться на испытание еще один год. Но год миновал, а ненависть не угасала. Феодор решил открыть свой тайный помысл самому Кириллу. Войдя в его келлию, он устыдился его седин и ничего не мог выговорить. Он уже хотел выйти из келлии, когда прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему Феодор. Терзаемый совестью, инок припал к его ногам и молил простить ему согрешение, но святой с кротостью отвечал: “Не скорби, брат мой. Все обо мне соблазнились, ты один познал истину и все мое недостоинство, ибо кто я, грешный и непотребный?” Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападет на него такое искушение, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви у великого аввы. 

 

----картинка линии разделения----

     

Авва Даниил

Авва Даниил

В Вавилоне у одного знатного человека была дочь, одержимая бесом

Отец ее любил одного монаха.  Тот сказал ему: "Никто не может исцелить дочь твою, кроме пустынников, которых я знаю, но если ты будешь просить их, они не захотят этого сделать по своему смирению. А вот что мы сделаем: когда они придут на рынок, вы притворитесь, будто хотите купить у них корзины, и как придут получать деньги за них, то мы скажем им, чтобы они сотворили молитву, и надеюсь, что дочь твоя выздоровеет".  И так они пошли на рынок, и нашли одного из учеников сих старцев, который сидел и продавал их корзины. Взяли его с корзинами к себе, будто для того, чтобы отдать ему деньги за них. 

Когда монах вошел в дом, пришла бесноватая и дала ему пощечину. Монах, по заповеди Господа, обратил и другую ланиту. Демон, мучимый сим, вскричал: "Какая сила! Заповедь Иисуса изгоняет меня".  Девица тотчас исцелилась. Когда же пришли старцы, им рассказали о случившемся. Они прославили Бога и говорили: "Гордость диавола обыкновенно низлагается смирением, по заповеди Христовой"".

 

    ----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com