ОБРЯДОВЕРИЕ

----картинка линии разделения----

 

Обрядове́рие – буквальное соблюдение церковного Устава без его осмысления и глубокой веры. При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расцениваются как ересь. Обрядоверие возникает из-за нарушение баланса между внешней и внутренней жизнью в Церкви – когда на первое место выходит внешняя жизнь, и забывается, что главное – это устремленность ко Христу, стяжание благодати Духа Святого через уподобление Спасителю в любви, смирении, милосердии. Внешне обрядоверие может выражаться в форме «просто» любви к внешним формам (Венчание ради пышности церемонии), дани традиции (пасхальные яйца утром Светлого праздника кушаем, а на службе не были), а то и откровенного суеверия (Крещение ради тайного имени от сглаза, Причастие исключительно для телесного здоровья). 

* Обряд

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Матфей

Апостол Матфей

----картинка линии разделения----

Сын Человеческий есть господин и субботы

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма, если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф.12:1-8).

Божии заповеди выше человеческих преданий

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать, и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою, таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Оставьте их: они – слепые вожди слепых…

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится, оставьте их: они – слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления это оскверняет человека, а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф.15:1-20).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

----картинка линии разделения----

Народ отвык от богослужений… лишь сохраняется обрядоверие

Со скорбью пишет архиепископ Лука Святейшему Патриарху Алексию о положении дел в селах епархии: "По воскресеньям и даже праздничным дням храмы и молитвенные дома почти пустуют. Народ отвык от богослужений и кое-как лишь сохраняется обрядоверие. О венчании браков, об отпевании умерших народ почти забыл. Очень много некрещеных детей. А между тем, по общему мнению священников, никак нельзя говорить о потере веры в народе. Причина отчуждения людей от Церкви, от богослужений и проповедей лежит в том, что верующие лишены возможности посещать богослужения, ибо в воскресные дни и даже в великие праздники в часы богослужений их принуждают исполнять колхозные работы или отвлекают от церкви приказом привести скот для ветеринарного осмотра, устройством так называемых "воскресников"... Это бедственное положение Церкви может быть изменено только решительными мероприятиями Центрального Правительства".

 

 ----картинка линии разделения----

 

Епископ Александр (Милеант)

Епископ Александр (Милеант)

----картинка линии разделения----

Христианский дух… стал постепенно угасать, уступая место обрядоверию

Многие не подозревают, что все современные ереси в современных христианских движениях, своим существованием обязаны римско-католической церкви. В то время, как Христианская Церковь на Востоке почти непрерывно подвергалась жестоким гонениям со стороны персов, арабов, турок и других восточных народностей, а также вынуждена была постоянно отражать натиск еретиков, западный мир жил сравнительно безбедно и в довольстве. Это привело к тому, что христианский дух Апостольской Церкви стал постепенно угасать, уступая место формализму и обрядоверию. Спасение перестало рассматриваться как путь духовного обновления, а уже понималось как награда за добрые дела. Римско-католическая церковь стала все больше походить на мирское учреждение с его властолюбием, карьеризмом и интригами. Внешние проявления вытесняли внутреннюю настроенность. Весь упор делался на обряды и дела: чем больше сделаешь «добрых дел», тем большую получишь награду... Святые угодники Божии якобы собрали так много добрых дел, что у них образовался избыток. Римско-католическая церковь начала проповедовать, что эти «сверхдолжные заслуги» находятся в ее сокровищнице, и что она может этим богатством распоряжаться и наделять им других своих членов... Так возникло уродливое учение об индульгенциях со всеми его печальными результатами для христианского мира. Для сбора средств в пользу церковной казны стали бойко продавать отпущения грехов – не только уже соделанных, но и будущих, на много лет вперед. Чем больше заплатишь, тем больше грехов тебе отпустится. Это чудовищное искажение Христианства вызвало реакцию в виде протестантского движения...

В пылу борьбы со злоупотреблениями католической церкви Лютер впал в противоположную крайность: «Никаких дел не надо: только верь – и ты спасен!» Однако самым трагичным для западного Христианства оказалось то, что ни Лютер, ни его последователи не смогли освободиться от главного заблуждения католичества – от формального понимания спасения. Замена добрых дел верой нисколько не решила проблемы, потому что деятельное обновление души – то главное, чему учил Христос, – осталось вне поля зрения. Ключ к пониманию Христианства, утерянный римско-католической церковью, так никогда и не был найден протестантскими богословами. Объявив одну веру достаточным условием для спасения, они одним росчерком пера отменили и все те благодатные средства, которыми Господь наделил Апостольскую Церковь для обновления и спасения верующих душ.. Многие вновь появляющиеся секты и культы идут еще дальше римско-католичества и протестантства по пути «потребительского» отношения к Христианству. Одни, как например, пятидесятники и подобные им «харизматики», главный упор делают на то, чтобы искусственно вызывать в себе состояние восторга и экстаза, или даже неудержимого смеха. Нелепые выкрики нечленораздельных звуков они богохульно именуют «даром языков», а медиумистические трансы – сошествием Святого Духа. Другие, метко прозванные «проповедниками of the gospel of greed» («евангелия наживы»), в Христианстве видят средство для достижения успехов в жизни. «Поверь, – взывают они, – и у тебя наладится бизнес, достигнешь успеха в любви, создашь прекрасную семью, всегда будешь здоровым, счастливым и полным сил». Получается, как в фешенебельном ресторане: каждый выбирает себе из меню Писания то, что больше всего ему по вкусу....

 

---картинка линии разделения текста---

 

СХИИГУМЕН ИОАНН (АЛЕКСЕЕВ)

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

---картинка линии разделения---

Корень фарисейства и обрядоверия

Человеку проще выполнять какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. В этом корень фарисейства и обрядоверия. Почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Церковнославянский словарь

* Обря́д – внешнее выражение внутреннего содержания богослужения, священнодействие, совершаемое по определенному чину, т.е. порядку, возглавляемое священнослужителем и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Обряды также являются внешними знаками совершения Церковных Таинств. Церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru