ОГРАДА ХРИСТОВА

 ----картинка линии разделения----

 

Вне Церкви стоит диавол, он не смеет войти в эту священную ограду, потому что где стадо Христово, там волк не показывается, но, боясь Пастыря, стоит вне. 

Святитель Иоанн Златоуст 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее

Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18,19).  

Я дверь овцам

Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники, но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин. 10:7-18).

 

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною

 

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно (Ин.10:27-30).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Церковь есть Тело Христово и невеста Христова

Как в вечных обителях Бог каждому святому дает подобающую ему часть... так и в теле Церкви каждый причитается в такой член Христов, каким быть достоин.

Поелику же Церковь есть Тело Христово и невеста Христова, и мир вышний, и храм Божий, члены же тела сего суть все святые, а между тем они не все еще родились и благоугодными показали себя, то явно, что Тело Христово еще не есть целое вполне, что не наполнился еще и вышний мир, т. е. не весь еще сонм людей вошел в Церковь Божию. Но и доныне есть еще в мире много неверующих, которые имеют уверовать во Христа, есть много грешников, которые имеют покаяться, есть много непокоривых, которые имеют покориться Христу; многие еще имеют родиться и благоугодить Богу, прежде чем вострубит последняя труба. Итак, надлежит родиться всем предуведанным от Бога и наполниться превысшему сего мира миру Церкви первородных, Иерусалиму Небесному; и тогда совершится полнота Тела Христова, приняв в себя всех предопределенных от Бога быть сообразными образу Сына Его, кои суть сыны света и дня. Таковые все суть предопределенные, и преднаписанные, и в число спасенных включенные и имеют соединиться и сочетаться с Телом Христовым, которое тогда сделается всецело полным и совершенным Телом Христовым, и не будет уже у него ни одного недоставать члена.

Как мысленные чины Небесных Сил освещаются Богом по порядку, так что Божественное светолитие проникает из первого чиноначалия во второе, из этого в третье и так во все, так и святые, будучи освещаемы святыми Ангелами, связуемы и соединяемы союзом Святаго Духа, делаются равночестными с ними и подобными им. Затем святые, которые являются из рода в род, от времени до времени, после святых, предшествовавших им, посредством исполнения заповедей Божиих прицепляются к ним — к тем прежним и, получая благодать Божию, осияваются подобно им, — все же последовательно составляют, таким образом, некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви, — цепь, которая, утверждаясь в Боге, неудоборазрываема есть.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Сыны невесты Христовой

Как кости собственною твердостью ограждают мягкость плоти, так и в Церкви есть члены, которые по своей твердости могут носить на себе недостатки немощных. И как кости соединяются между собою в состав сросшимися жилами и связями, так и союз любви и мира может производить в Церкви Божией какое-то сращение и соединение костей духовных. Те, которые соделались равночестными отцам и подвижничеством добродетели, приобрели над всеми превосходство, суть сыны невесты Христовой <Церкви>, и матерью своею поставляются князи по всей земли (Пс. 44:17).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

----картинка линии разделения----  

Церковь есть ограда… нет ничего в мире сильнее ее

Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а сели выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое Спасение…

 

Церковь есть ограда

 

Тело Церкви

Тело Церкви подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша, скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает.

Не то одно удивительно, что Он <Господь> во всей вселенной устроил Свою Церковь, но и то, что сделал ее непреодолимою, и непреодолимою тогда, как она испытывает столько враждебных нападений.

Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия, а они <апостолы> устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и устроили не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней. Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию.

Твердость Церкви

Твердость ее <Церкви> зависит не от мира с царями, но от силы Божией.

Как ковчег спасал среди моря бывших внутри его, так и Церковь спасает всех блуждающих, но ковчег только спасал, а Церковь делает нечто большее, например, ковчег принял в себя бессловесных, — и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных людей и не только спасает их, но и преобразует; ковчег принял ворона и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает его голубем; принимает волка, а выпускает его овцой.

Церковь — не зрелище, чтобы в ней слушать нам для одного удовольствия; из нее выходить должно с назиданием, с каким-нибудь важным приобретением... Напрасно и попусту приходим сюда, если только на время, получив наставление, выйдем без всякой от него пользы.

В Церкви нет раба и свободного, но рабом Писание признает того, кто предан греху, ибо творий грех — говорит оно — раб есть греха (Ин. 8:34), — и того признает свободным, кто освобожден Божественною благодатию.

Вне Церкви

Вне Церкви стоит диавол, он не смеет войти в эту священную ограду, потому что где стадо Христово, там волк не показывается, но, боясь Пастыря, стоит вне.

Ты имеешь Церковь, приносящую жертвы, молитвы отцов, помощь Святаго Духа, службы в память мучеников, сонм святых и многое такое, что может воззвать тебя от греха к праведности.

Если грешен, не оставляй Церкви, и если праведен, также не оставляй ее, чтобы, имея всегда в памяти своей ведение Писаний, ты оставался праведным, помня о Царстве Небесном и тех благах, которые уготовал Бог любящим Его.

Здесь <в Церкви> нет никаких волнений, нет никакого смятения, но благословение, молитвы, духовное собеседование, преселение на небо, отсюда вышел бы ты, получив залог Царства Небесного.

Быв часто разрушаема за имя Христово, она <Церковь> опять была восстановляема силою Христовою, потому что не апостольские только руки основали ее, но и изречение Владыки апостолов оградило ее новым и необыкновенным способом ограждения.

Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он <Христос> не уничтожил волнения, но избавил ее среди волнения, не утишил море, но обезопасил корабль, так как везде восставали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину.

Непрестанные гонения не только не потопили Церкви, но сами сокрушились о Церковь.

Достоинство Церкви поддерживается тем, когда составляющие ее соблюдают между собою связь (какая должна быть между членами) тела.

Церковь, не связанная крепкими и нерасторжимыми узами любви, испытывает множество войн, усиливает гнев Божий и подает повод ко многим искушениям.

Церковное училище есть дивная лечебница, лечебница не для тел, но для души. Она духовна и исцеляет не раны телесные, но грехи душевные, а для этих ран, грехов, врачевство — слово.

Церковь — не стена и кровля, но — вера и жизнь

Церковью я называю не только место, но и нравы, не стены Церкви, но законы Церкви. Когда ты ищешь убежища в Церкви, то ищи его не в стенах, но в расположении души, потому что Церковь — не стена и кровля, но — вера и жизнь.

Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны — и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима.

Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое спасение — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет.

Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф. 24:35). И весьма справедливо, потому что для Бога Церковь вожделеннее неба. Небесного тела не принял Он, а плоть Церкви принял. Небо для Церкви, а не Церковь для неба.

Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих. Вот сколько твердых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!

Нет ничего сильнее Церкви Христовой

Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно что ополчиться войной против неба.

Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, а Церковь победить никакая сила не может. Церковь — Божия, а Бог всего сильнее.

Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком.

По Слову Божиему Церковь непоколебима: врата ада не одолеют ей (Мф. 16:18). Кто нападает на нее, тот губит самого себя, а Церковь является сильнейшею; кто нападает на нее, тот разрушает собственные силы.

Благодать Духа возделывает Церковь, поэтому последняя неразрушима.

Для Бога весьма вожделенна Церковь, не стенами охраняемая, но ограждаемая верою. Ради этой Церкви утверждено небо, излилось море, распростерт воздух, основана земля, насажден рай, дан закон, посылались пророки, совершались чудеса, разделялось и соединялось море... падала манна и внезапно приготовлялась трапеза.

Церковь есть духовная лечебница

Этот дом <Церковь> есть духовная лечебница, устроенная для того, чтобы в ней врачевали мы те раны, которые получаем отвне (в мире), а не для того, чтобы выходить отсюда с новыми ранами.

Входя в церковь, никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвратиться отсюда домой с достойною за труды наградою.

Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда.

Церковь есть духовное торжище

Церковь Божия есть духовное торжище и вместе врачебница душ, следовательно, мы должны, подобно пришедшим на торжище, собрать в ней много добра и с ним-то возвратиться домой; должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства и с ними уже выйти отсюда.

Молитва Церкви так сильна, что, если бы мы были безгласнее даже камней, она сделает язык наш легче всякого пера.

В этом собрании <в Церкви> участвуем не мы одни, но и пророки, и апостолы, а что всего важнее — среди нас находится Сам Владыка всего — Иисус (Мф. 18:20).

Внутри Церкви

Внутри ее <Церкви> находится только тот, кто имеет расположение духа, достойное пребывания здесь, а тот, кто приходит в это священное собрание с развращенными нравами, хотя и входит сюда телом, извержен (отсюда).

Хотя церквей по числу и много, но по существу они составляют одну

Церковь называется святою

Церковь, которая и называется святою, как тело Святого во святых.

Ничто так не делает нашей жизни радостною, как веселие в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение для утружденных.

Церковь есть море благочестия, не волнами изобилующее, но исполненное веры.

У нас ладья учения не подвергается кораблекрушению, не разбивается, не тревожится, не обуревается, но, как в тихую пристань, стремится в души любящих Господа.

Как от бездействия рождается леность, так и от упражнения появляется усердие. Поэтому, хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов, хотя бы ты был нечист, — не убегай от здешнего собрания <церковного>.

Но что же, скажешь, если я слушаю, но не исполняю? Не малое приобретение и это — признать себя достойным сожаления. Небесполезен этот страх, небесплодна и эта боязнь. Если только будешь сокрушаться о том, что, слушая, не исполняешь, то непременно придешь когда-нибудь и к исполнению. Кто беседует с Богом и слушает беседу Божию, тому невозможно не получить никакой пользы.

Разделение подрывает Церковь

Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением, а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред.

Разделение всего более подрывает Церковь, это — диавольское оружие, им все ниспровергается. Пока единение соблюдается в теле (Церкви), до тех пор диавол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? От учений, противных учению (апостолов). Откуда же такие учения? От служения чреву и прочим страстям.

Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия. Так и находящиеся в различных местах, когда имеют не различных господ, а только одного, от мест не теряют согласия, потому что один Господь соединяет их.

Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание (1 Кор. 11:17,18).

Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое, хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело.

Если же скажешь, что членов много и они различны, то знай, что это самое и удивительно и составляет особенность тела, а именно, что в нем многое и различное составляет одно, а если бы не было множества, то не было бы так удивительно и чудно, что тело одно, или, лучше, тогда не было бы и тела.

В Церкви должно жить, как в одном доме

В Церкви должно жить, как в одном доме, как составляющие одно тело, — все должны быть расположены друг к другу, поскольку и Крещение одно, и Трапеза одна, и источник один, и творение одно, и Отец один.

Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание... Исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого. Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же в таком случае его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Церковь святых есть образ рая

Вся Церковь есть Церковь кающихся, как нетрудно видеть имеющему разум, вся она есть Церковь погибающих, как постигает сие глубокий ум мудрых.

Духовный рай есть Церковь, в ней древо жизни святый жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец, и все единогласно взывайте: хвата Благому, Который по любви Своей раздробил нам Тело Свое, чтобы насладились мы им!

Ты, Господи, основал на земле Святую Церковь по образу горнего Царства.

Ты создал ее любовию, насадил щедротами, с нею обручился духовно, стяжал ее страданием Своим. Но ненавистник человечества, по бесстыдной дерзости своей, нападает на нее в лице своих служителей.

Церковь святых есть образ рая, в ней ежедневно собирается всеоживляющий плод и для пития влагается в точило грозд, исполненный животворного врачевства.

Церковь... есть соль, осоляющая всю землю, предохраняющая ее от гнилости.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Киприан, епископ карфагенский

Священномученик Киприан Карфагенский 

----картинка линии разделения----

Вне Церкви нет жизни

Вне ее <Церкви> нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви.

Церковь Кафолическая одна, — она не должна быть ни рассекаема, ни разделяема, но должна быть совершенно сплочена и скреплена связью священников, взаимно к себе привязанных.

Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом.

Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева.

Тот не может уже иметь отцем Бога, кто не имеет матерью Церковь.

Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви.

Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви.

Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий 

----картинка линии разделения----

В делах... церковных нужны не отборные слова, но Апостольские правила и старание не соблазнить даже единого от малых (Мф. 18: 6; Лк. 17:2).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пилусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот

----картинка линии разделения----

Церковь составляется из непорочных душ

Вратами адовыми Слово Божие (Мф. 16:18) назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противовосстав, Божия Церковь с одними борется, а другими не преодолевается.

Церковь есть собрание святых, совокупленное правою верою и доблестным житием. Церковь составляется из непорочных душ.

Церковь была воюема, но не одолеваема, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи досточестнейшими.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Духовная невеста

Господь имел опочить человеческою смертию на Кресте, чтобы из святого Его ребра, прободенного копьем и источившего кровь и воду, была создана духовная невеста Его, т. е. Вселенская Церковь. Церковь с помощию веры расширяет крут своих умозрений и Божественных понятий.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит

Тело Христово мы есмы и уди от части

Говорит божественный Апостол: тело Христово мы есмы и уди от части (1 Кор. 12:27); и опять: едино тело, един дух есте (Еф. 4:4). Как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвившийся страстьми через небрежение о заповедях по крещении бывает бездействен, как не просвещаемый Святым Духом и благодатию Христовою: ибо хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Он в нем бездействен и недвижим по душевной мертвости. Душа у нас одна, а членов тела много, но она все их держит, животворит и движет, — те, однако же, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо случайной немощи иссохли, как мертвые и неподвижные, хотя держит в себе, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, весь во всех членах Христовых пребывая, те из них, кои могут быть причастны жизни, движет и животворит, но и те, кои неспособны к сему по немощности, человеколюбно удерживает, как собственные. Таким образом, всякий верный, хотя по вере причастен сыноположения духовного, бывает, однако же, бездействен и непросвещен по причине нерадения и неверия, лишаясь света и жизни Иисусовой, так что хотя всякий верный, как член Христов, имеет Духа Христова, но иной остается бездейственным и недвижимым, как неспособный к причастию благодати.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Все истинные христиане принадлежат единой истинной Церкви

Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире духовном и вечном. Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое проплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его.

Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему.

В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие, единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви.

Духовный чертог, в котором хранится и из которого неоскудно преподается духовное сокровище — истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь.

В недре Ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения — в недре Новозаветной Церкви обильно и преизобильно преподается самое спасение.

Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Церковь есть дом спасения

Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых. Церковь — двор спасаемых: все верующие — одно тело с одним духом. Ревнуй же всею ревностию о том, чтобы пребыть в единении с Церковью — и себя подвесть под один с нею дух.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

В ограде Святой Церкви Христовой

Двадцатое столетие застает образованное общество на пути к широкому отступничеству от поклонения истинному Богу. Это один из признаков назревающей катастрофы. Не подлежит ли исследованию вопрос: откуда пошло это зло и нет ли средств замедлить его среди наших детей?

Св. Апостол Павел предупреждает христиан, интересующихся вопросом о втором пришествии Христовом, что день тот не прийдет, доколе не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фес. 2:3). Что такое отступление? Конечно, это есть начало богоотступления. Апостол в последующих словах того же послания говорит: "Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2 Фес. 2:15). Из этого ясно, что отступлением апостол считает если не полное отвержение Евангелия, то пренебрежение к апостольскому устному или письменному наставлению, так как то и другое предание, идущее от Св. апостолов, есть основание к руководству в правильном разумении Св. Писания и к охране таинств и церковного их установления. Если отважимся отвергать, например, говорит Св. Василий Великий, неписаные христианские обычаи, как не имеющие важности, то дойдем до того, что от проповеди апостольской оставим пустое имя. Упразднение того, что заповедано Св. апостолами устной проповедью ради правильного совершения таинств, церковных обрядов и установлений, поведет к отступлению от истинного разумения Св. Писания, догматов веры и правил жизни христианской в ограде Св. Церкви Христовой, а затем и к полному богоотступлению.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

----картинка линии разделения----

Кто не входит во двор овчий дверью, тот вор и разбойник

… Сегодня буду говорить вам о том, что слышали вы из уст Христовых вчера на всенощной и что услышите сейчас на молебне: я разъясню вам 10-ю главу Евангелия от Иоанна: "Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник, а входяй дверьми пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени и изгонит их. И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит, и овцы по нем идут, яко ведят глас его. По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждого гласа" (Ин. 10:1-5).

Какой это двор овчий, о котором говорит Спаситель? Это Церковь, Новозаветная Церковь, ибо овцами Христовыми называются только христиане, о них, следовательно, речь. Господь Иисус Христос говорит, что кто не входит во двор овчий дверью, тот вор и разбойник.

Овец в древнее время загоняли на ночь в ненастье в особые дворы огороженные, или пещеры в горах; при входе ставили младших из пастырей, чтобы сторожили. Кто же это те, о которых говорит Христос, что они не дверью входят во двор овчий, а "прелазят инуде" – где-нибудь в другом месте перелазят как воры и разбойники? Надо вам заметить, что эта притча Христова была сказана непосредственно после того, как Он исцелил слепорожденного, и когда обличал фарисеев и книжников в их слепоте. Они возмутились: Как! Мы слепы?! – Да, да, вы слепы. Слепы, хоть считаете себя зрячими, а на самом деле слепы. К ним в первую очередь была обращена та речь Христова, которую начал я читать Вам, которую Вы только что слышали.

Их Господь назвал ворами и разбойниками. Кого их? Прежде всего, тех учителей иудейских, которые мнили себя вождями религиозными народа израильского. Они считались вождями, на них смотрели, как на вождей, а Господь Иисус Христос назвал их ворами и разбойниками.

Что же это, почему это так? Потому что во двор овчий входили они не дверью, овец не называли по имени, как делают это истинные добрые пастыри, дающие имя каждой овце своей. И овцы не слушали их гласа, потому что не слушают чуждого гласа: они знают глас своего пастыря, а за чужим не идут.

"Сию притчу рече им, они же не разумеша что бяше, яже глаголаше им. Рече же паки им Иисус: Аминь, аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам. Вси, елико их прииде прежде мене, татие и разбойницы, но не послушаша их овцы".

Он, Он, Господь наш Иисус Христос, есть дверь для овец, и все добрые пастыри, все те, кто входит во двор овчий не самовольно, не по своему желанию, а кто поставлен на это дело Господом Иисусом Христом, – только те суть добрые пастыри, а все остальные, а все "прелазящае инуде", а не входящие дверью, все приходившие до Него – это воры и разбойники. Кто эти приходившие до Него? Конечно же, не святые пророки, которые пролагали пути для пришествия Христова, для Царства Божия. Речь не о них, а о лжепророках, речь о книжниках и фарисеях, которые не признали Господа Иисуса Христа за Сына Божия, даже за пророка не считали, поносили Его, злыми словами хулили Его, не веровали в Него.

Эти заслужили название воров и разбойников, ибо только дверью, которая есть Христос, можно входить во двор овчий: "Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется; и внидет и изыдет, и пажить обрящет". Только Он, Иисус Христос – Единый Пастырь, только Он есть дверь овцам. Только входящие этой дверью с глубокой верой в Господа Иисуса Христа, с горячей любовью к Нему, с решимостью идти по пути, на который зовет Он, только те пажить обрящут, только те найду все то, что необходимо им, как овцам необходима пажить. Только те найдут пажить в Царстве Божием – только они одни войдут во двор овчий. Запомните, что вам, овцам Христовым, один путь, одна дверь в Царство Божие.

Эта дверь – Сам Господь наш Иисус Христос. Ни в какую больше дверь не входите, всегда чуждайтесь ограды чуждой, живите в ограде Христовой, в ограде Его любви, Его попечения. На Него все надейтесь – и войдете, и выйдете, и пажить обрящете.

"Тать не приходит, разве украдет и убиет и погубит. Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы".

Разве не знаете, разве не веруете всей душой, что Он, Господь наш Иисус Христос пострадал за нас всех, окаянных грешников, что Он Своею Кровью, Своей крестной смертью спас нас? Ведь это основа веры нашей, ведь это все то, что должны мы помнить и вспоминать каждый день. Мы должны помнить, что Он совершил спасение рода нашего, тягчайшей ценой совершил, ценой ужаснейших страданий крестных, ценой Крови Своей Богочеловеческой. И после Него много, чрезвычайно много было добрых пастырей, которые за овец положили душу свою.

Разве мало было священномучеников – епископов и пресвитеров, претерпевших жесточайшие мучения и мученическую смерть за имя Христово. Как было много, как много этих истинных, добрых пастырей, Самим Христом призванных пасти стадо Его. О, как много было и мучеников из не имевших священного сана, но жизнь свою отдавших за веру во Христа, за проповедь о Нем. Он, Он есть дверь овцам, Он есть Пастырь Добрый, положивший душу свою за овцы Своя.

"А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя. Видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы. А наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах".

Знаете, знаете вы все окаянных наемников, знаете лжепастырей, которые пасут себя, злых пастырей, нерадящих об овцах, оставляющих их при первой опасности, оставляющих на растерзание волкам. О таких лжепастырях говорит Христос: "Аз есмь Пастырь Добрый и знаю Моя, и знают Мя Моя. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Свою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести: и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един Пастырь".

Есть, есть у Господа Иисуса Христа, была и в древние времена задача не только тех, кто был в Церкви Ветхозаветной, а потом стал членом Церкви Новозаветной, не только их надо было привести к жизни вечной, – есть много, много овец не от двора Его, есть множество язычников, не ведавших об Истинном Пастыре – и их надо было привести. И привел Господь, привел чрез апостолов Своих, все народы тогдашнего мира привел к вере в Него, Спасителя нашего. И нам надо приводить все народы, надо новых звать отовсюду: приидите, приидите во двор овчий!

И заметьте, что находятся такие, на которых сильное воздействие оказывает этот призыв, знаю, что прежде не веровавшие становятся на путь Христов, и пополняется малое стадо Христово. Вот то, что слышали вы, эта притча Христова читается в дни памяти всех великих святителей, Божиих архиереев. Читалась она и на вчерашней всенощной в память Василия Великого, ибо не было, или мало было подобных ему. Был он величайшим пастырем христианским, пастырем всей Церкви, не только одной Кесарии Каппадокийской. Это был один из самых пламенных и горячо любивших Христа пастырей стада Христова. О нем говорится все, что слышали о добром пастыре. А о наемниках, о лжепророках сказал чрезвычайно сильное слово св. пророк Иезекииль.

Послушайте это слово и увидите точный портрет некоторых недостойных пастырей, которые, к сожалению, всегда были и всегда есть. "Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли".

По милости Божией, в епархии Крымской я не знаю ни одного пастыря, к которому были бы приложимы эти страшные слова пророка Иезекииля. Пороки есть у многих, вероятно, у всех; недостатков много, как у всех людей. Но неверных пастырей, пастырей, которые пасут сами себя, а об овцах нерадят, как наемники – таких я не знаю. Но всем нам, несовершенным пастырям, далеким от полноты достоинства, да будет великим примером величайший праведный Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, ему же вознесем сейчас молебное пение и прославим его. Аминь.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru