ПОМРАЧЕНИЕ ДУШИ

 ----картинка линии разделения----

 

Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот. 

Авва Исайя

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин

---картинка линии разделения---

Приписывай же это помрачение Промыслу Божию  

Взглянем, возлюбленные, в душу свою во время молитвы: есть ли в нас созерцание при чтении стихов, содержащих поучение и молитву? Оно бывает следствием истинного безмолвия. И в то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особливо если не в нас тому причина. Приписывай же это помрачение 

Промыслу Божию, действующему по причинам, известным единому Богу. Ибо в иное время душа наша томится и бывает как бы среди волн, - и читает ли человек Писание, или совершает службу, и во всяком деле, за какое ни примется, приемлет омрачение за омрачением. Таковый удаляется от мирного устроения, и часто не попускается ему даже приблизиться к оному, и вовсе не верит он, что получит изменение к лучшему, и что будет опять в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха. 

Претерпевшие искушение в этой волне часа сего по опыту знают, какое изменение последует при окончании его. Но Бог не оставляет души в таком состоянии на целый день, потому что она утратила бы надежду христианскую; напротив того, скоро творит ей и «избытие» (1Кор.10:13). Если же тревожное состояние этого омрачения продолжается более, то вскоре ожидай изменения жизни от среды ее (т.е. смерти). 

А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову свою мантиею твоею, и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей храмины. Сему искушению подвергаются наипаче желающие проводить житие умное и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим с силою хула, а иногда приходит на человека сомнение в воскресении, и иное нечто, о чем не должно нам и говорить. Все это многократно дознавали мы опытом, и к утешению многих описали борьбу сию. 

Пребывающие в делах телесных совершенно свободны от сих искушений. На них приходит иное уныние, известно всякому, и оно по своему действию отлично от сих и подобных сим искушений. Здравие и уврачевание страждущего им источаются безмолвием. Вот утешение для него! В общении же с другими никогда не приемлет он света утешения, и уныние сие беседами человеческими не врачуется, но усыпляется на время, а после сего восстает на человека с большею силою. И ему необходимо нужен человек просвещенный, имеющий опытность в этом, который бы просвещал его и укреплял при всяком случае во время нужды, но не всегда. Блажен, кто претерпит это, не выходя за дверь келии. Ибо после этого, как говорят Отцы, достигнет он великого покоя и силы. Впрочем, не в один час и не скоро оканчивается борьба сия, и благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно, и от нее рождается первое (т.е. утешение): временем искушение и временем утешение, и в таком состоянии человек пребывает до исхода своего. А чтоб совершенно стать чуждым сего и совершенно утешиться, не будем на это и надеяться здесь. Ибо Бог благоизволил, чтобы так устроялась жизнь наша здесь, и чтобы шествующие путем сим пребывали в этом (т.е. то в искушении, то в утешении). 

«Господи спаси меня от помрачения душевного» 

Бог поистине есть Отец словестных существ, которых родил Он Своим попечением, чтобы стали они наследниками Славы Его во время грядущее, дабы явить им богатство Его для их наслаждения нескончаемого. 

Пользоваться чувственной речью сначала от самого Создателя научились словесные естества, и первый раз была она использована для славословия принесенного Создателю тварями, как написано у Иова. Так же и мы люди от Создателя чувственного получили пользование звуками чувственной речи, и передается она нам от отцов к детям. Человек получает озарение в соответствии с тем, каков его образ жизни по отношению к Богу и по мере того как влечется он к знанию, он все более приближается к свободе души, а по мере приближения к свободе ума, он переходит от знания к более высокому знанию. Свет не умственный, тот, что принадлежит стихиям, в новом веке сияет новый Свет и нет там нужды в пользовании чем либо чувственным или относящимся к стихиям. Умственный Свет есть разум, озаренный Божественным знанием, которое без меры излилось в естественный мир, в Духовном мире – Духовный Свет. Как та тьма не подобна этой, так и тот Свет не подобен этому свету. После грехопадения Бог явил Себя людям как Судья, а в последующих откровениях как Господин, как в случае с Ноем, Авраамом и тех кто после него, которых Бог называл: раб Мой Авроам и раб Мой Моисей. От пришествия Христова и далее начались откровения, которые являли чин отцовства, что Он поистине Отец и не хочет действовать по отношению к нам как Господин или Судья. 

Свет созерцания происходит с постоянным безмолвием и отсутствием внешних впечатлений, ибо пока ум пуст он постоянно пребывает в ожидании, пока созерцание не воссияет в нем. Когда наступает время борений и помрачения, даже если мы рассеиваемся, будем проводить больше времени в молитве и коленопреклонении до земли. Если же это не постоянное борение или помрачение уныния, а обычная рассеянность, происходящее от натиска помыслов, тогда чтение более важно, чем продолжительное время в молитве. Впрочем, смешаем то и другое, примем лекарство от Писания, а затем приступим к молитве. 

Безмолвие состоит не в том, чтобы не знать страсти, но в том, чтобы не принимать страсти благодаря опьянению ума через славу души. Пусть следующая молитва не прекращается в сердце твоем ночью и днем: «Господи спаси меня от помрачения душевного», ибо в этом заключена всякая молитва, происходящая от знания. Помраченная душа – есть второй ад, а просветленный разум друг Серафимов. 

Господь Иисус Христос есть и Первородный и Единородный. Одно и другое не сосуществует в едином естестве, ибо первородный предполагает многих братьев, тогда как Единородный не предполагает какого-либо иного бытия, рожденного перед Ним, или после Него. Два эти имени подтверждаются в Боге и человеке объединенных в Боге в одно Лицо, причем свойство обоих естеств не смешиваются благодаря этому соединению. Слова: судьбы Твои – великая бездна имеют тот же самый смысл что и облако под ногами Его. Умственное облако есть ум пораженный изумлением перед духовным прозрением. Это изумление внезапно ниспадает в душу его и удерживает ум в том состоянии, когда все видимые вещи сокрыты от него в незнании и нечуствии цели размышлении о них, и разум остается покойным подобно облаку, которое обволакивает объекты и препятствует какому-либо телесному видению. 

Истинно кающийся есть живой мученик. Слезы по своим действиям превосходят кровь, и покаяние превосходит мученичество. Первые увечиваются раньше, чем вторые, ибо вторые увенчиваются вместе с прочими, а первые прежде прочих.  Таким образом, истинно кающийся видится получающим двойной венец. Хочешь ли ты украшать тело свое посредством утомительного стояния на псалмопении или, может быть, ты хочешь сделать душу свою угодной Богу; если второе, произнеси лишь пять слов с пониманием и будешь объят опьянением. Бытие святых Ангелов являет нам состояние будущего века когда, скажу с дерзновением, мы все станем богами по благодати Творца нашего, ибо Его целью с самого начала было привести всю тварь разумных естеств к единому равному состоянию, при котором не было бы различия между теми и другими, между существами двойными или простыми, притом, что естественное тело вовсе не будет уничтожено. 

Умервщление плоти означает, что человек должен быть чужд всем своим знакомым: своей семье, своим родственникам, уйти в чужую страну и избрать для себя спокойное место, которое спокойно от всякой суеты. И будет он жить там в телесной нужде, в бедности, лишенный общения с людьми, видимого собеседования с ними и утешения, в слезах и плаче, с болью сердечной. Умоляет он Бога преодолеть склонность к греху и отложить от себя члены ветхого, греховного человека, которые суть мирские поползновения. Это умервщление тела порождает в нас умервщление души. 

О Христос! Умерший ради нас по любви Твоей, сделай меня мертвым для греха и совлеки с меня этого ветхого человека, чтобы в новизне ума предстоял я пред Тобой на всякое время, словно в Новом  Веке. Бог, Которого Небо Небеса Небес не вмещают, Который избрал от нас разумный Храм для вселения в него, удостой меня стать вместилищем Любви Твоей. От ощущения, которые святые забыли самих себя и сделались безумными ради Тебя и во всякое время смешались с Тобою в опьянении влечения к Тебе, и никогда более не обернулись назад когда удостоились они этого сладкого источника возжаждав Любви Твоей, Ты опьянил их изумлением перед Таинствами Твоими. 

 

---картинка линии разделения текста---

     

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

---картинка линии разделения---

Печаль есть… помрачение души 

Печаль есть сожительница утрат, собеседница неудачи, предтеча страннической жизни, память родства, сообщница воздыхания, соученица уныния, жалоба на огорчение, памятник обиды, помрачение души, суровость нравов, опьянение благоразумия, усыпительное противоядие, облако на лице, червь во плоти, падение помыслов, толпа порабощения. Радость – пагуба печали, благодарность в бедствиях, молитвенное вИдение, радование в трудах, веселие благотворительности, отпрыск отречения от мира, приемник страннолюбия, прибежище надежд, пища подвижников, утешение плачущих, услаждение слез, помощь в скорби, воззвание любви, согласие великодушия.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Священноинок Дорофей

Священноинок Дорофей

---картинка линии разделения---

Поучение о помрачении души 

Во время помрачения души, умственной бури и мрака, когда наступает трудное время для отшельника, очень полезна для него – и польза эта крайне велика – непрестанная молитва Иисусова. А еще рукоделие какое-нибудь с молитвой большую помощь оказывает. Или поспи в это трудное время. Но не задумывайся и не печалься, только от наносящих вред отстранись.

Сильно нападают бесы на трудящегося в молитве Иисусовой. Ибо ничто так не досаждает бесам и не обжигает их, как молитва Иисусова. Крайне страшна бесам молитва Иисусова. Как огонь опаляет терние, так и молитва Иисусова опаляет бесов. И поэтому сильно стараются бесы, лукавые духи, отнять ее. В чем-либо остальном, слегка досадив, исчезают, словно дым. А если усерден в молитве Иисусовой – твердо готовься к борьбе с бесами и к тому, чтобы раны от них принимать. Словно дикие звери, нападут на тебя и изранят все тело твое.

Весьма досаждают бесы бодрствующему и усердному в молитве, ибо видят, что это оружие, разрушающее их усилия, боятся и трепещут. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя

----картинка линии разделения----

Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

---картинка линии разделения---

Тогда наносится душе помрачение на помрачение …

Однако преподобный, посоветовав руководствоваться в делании теми наставлениями, которые находятся в книгах святого Иоанна Лествичника и святого Симеона Нового Богослова, дает предостережение, заимствовав его от святого Исаака Сирского, чтоб не привести слабое тело в расстройство безмерным понуждением. «Тогда, — говорит он, — неполезно ратовать естество. Когда немощное тело будет понуждено на дела, превышающие его силу, тогда наносится душе помрачение на помрачение, — она приводится в смущение» (Слово 8). Впрочем, и при слабом телосложении и здравии некоторое понуждение, соразмерно силам, необходимо. Соразмерность эту легко можно усмотреть из немногих опытов. Немощные должны приводить себя к плачу и слезам наиболее внимательною молитвою и стараться о стяжании плача в духе, причем изливаются тихие слезы, и сердечная болезнь бывает не столь сильною. Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения.

 

ИЗ ОТЕЧНИКА

Помрачение души

Помрачение души происходит от неупорядоченного образа жизни, а мера и своевременность образа жизни просвещают разум и гонят прочь смятение страстей. Смятение в разуме и бесчиния привносят в душу помрачение или смешивают чистоту с мятежностью. А от чина происходит мир, от мира рождается в душе свет, а от света окна разума открываются навстречу чистейшему ветру. В той мере, в которой сердце приближается к премудрости, оно восприимчиво к благодати Божией.

Если ты пожелаешь приблизиться к Богу в своем сердце, прежде всего, покажи свое стремление в телесной области: в ограничении себя самым необходимым, в принятии только одного вида пищи и только в урочные часы, а также и в других подвигах и злостраданиях тела, совершающимся с рассуждением и по чину. Тогда и Господь положит основание твоего совершенства, как Сам Он начал со страданий в пустыне (Мф.4). Так ты поднимешься к большему и совершенному и умом при содействии благодати приблизишься к Богу.

Великая сила в умеренном постоянном образе жизни Она ломает даже самый твердый камень. Не думай, брат что внутренним помыслам можно помешать иначе, кроме как правильным и чинным управлением своим телом.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com