ПОМЫСЛОВ ОТКРОВЕНИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Открывай помыслы свои отцам твоим, чтобы благодать Божия покрыла тебя. 

Авва Исайя  

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Благоговейный

Преподобный Симеон Благоговейный

----картинка линии разделения----

Если вознерадим мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открыть их, впадем в ров нечаяния.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит 

----картинка линии разделения----

Обременение ума помыслами врачуется доверчивым исповеданием их.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения---

Не открывай своих помыслов перед всеми

Для демонов нет большей радости, как когда человек скрывает свои помыслы, лукавые ли они, или благие.

Не открывай своих помыслов перед всеми, дабы это не послужило ближнему претыканием.

Открывай помыслы свои отцам твоим, чтобы благодать Божия покрыла тебя.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Моисей

Авва Моисей

----картинка линии разделения----

Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека.

Ничто столько не вредит монахам <и христианам> и ничто столько не радует бесов, как утаивание своих помыслов от духовных отцов.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

----картинка линии разделения----

Знай, что кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом, или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т. е. подает помыслу силу более бороть и мучить его.

Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь.

Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не усиливающиеся усвояться в душе, не нуждаются в немедленной исповеди.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Лев Оптинский

Преподобный Лев Оптинский

----картинка линии разделения----

Не укосневай открывать от врага навеваемые помыслы

Почаще открывайте свои помыслы и внутренние действия в чувствах; мало-помалу объясняемые ваши язвы [не предуспеют] на горшия, но исцелеют благодатью Господа нашего Иисуса Христа... А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть с Божией помощью и за молитвы отец наших и матерей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней святого апостола Петра, но и тому было попущено впасть в малодушие и отрещися Иисуса Христа.

Матушке... не укосневай открывать все от врага навеваемые помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит...

А что вы принужденною находитесь других сестер очищать и помыслы принимать, хотя воистину не твоей меры сие дело, но только благонадежие, что сие принужденное продолжать за послушание, то, по Лествичникову изъяснению, сама в тину погрязшая, других предостерегай, дабы и они в таковую же топтину не погрязли, а к тому же, и другим объясняя словеса и увещевая к целомудренной жизни, и своих словес устыдившись, и сама положишь начало ко исправлению своей греховной жизни...

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

----картинка линии разделения----

Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния.

Надо говорить помыслы м. И., помыслы и ослабеют. А откуда они, от гордости.

Помыслы записывать каждый день. А когда пойдешь к м. И. (для откровения), то выпиши их вообще, например, сердилась и т. п.

Старцу все должно говорить; сказать, что осуждаю, и помыслы приносятся, а повторять их не надо. Это враг наносит. Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским. Если старец спросит: какие? тогда можно сказать.

Чужие дела не передавай

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

Батюшка строго приказывал чужих грехов не говорить матушке Игуменье, но себя винить.

Надо говорить: приходят помыслы хульные против вас и осуждающие. (Если бывают помыслы против старицы или старца).

Не рассказывать, где что делается.

Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего, а другой враз оцарапает тот и нужно говорить.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Анатолий Оптинский

Преподобный Анатолий Оптинский  

----картинка линии разделения----

Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись

Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся!

Ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай.

Открывать помыслы очень полезно. Старайся держаться этого пути...

Открывай, что можешь... Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело.

К Матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей и считай себя достойною скорбей.

А труды наши оценятся достойно и праведно в день общего Суда. Понуждай себя, сестра, ибо нудящих себя есть Царство Небесное. Помыслы нужно открывать те, которые особенно часто докучают.

Мне очень приятно, что ты приучаешься открывать свои помыслы. Если и впредь так будешь делать, то многих избегнешь бед и скорбей. Многие из-за этого едут за несколько сот верст, тратят последнюю трудовую копейку, с какими неприятностями, в стужу, постоялые дворы, нечего поесть и попить, а все для того, чтобы получить вразумление и облегчение. Прочти у Аввы Дорофея об откровении помыслов. Даже великие старцы ходили к более старшим и опытным отцам научаться духовной жизни. Великий Антоний, будучи 95 лет, ходил к Павлу Фивейскому, которому было 115 лет.

 «А все являемое, - по слову Божию, - свет есть» (Еф.5:13). И что диавол, как осиновый лист на ветру, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы. Пишешь: «сию мысль я долго в себе скрывала, и ничто так не трудно было говорить, как это». Да в том-то и искусство и коварство диавольское, что он страшит тем, что нам полезно. «Благо есть исповедатися Господеви» (Пс. 91:2). «Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость Его» (Пс. 135:1). А враг этим старается возбудить ложный страх, ложный стыд: только скажи, ну и пропала. Ан вот не пропала, я более полюбил тебя за откровенность.

Пока не выскажешь, ничто в свете тебе не поможет! А помилуй Бог смерть нагрянет! Смерть!

Что сделала, так и пиши, что сделала. Главное, не ври и не скрывай, хотя бы что было и нехорошо, ибо и аз человек зело грешный. А потому стыдиться некого.

На откровение ходить к матушке Игуменье дело доброе, помоги тебе Господи! Только ты должна знать, что бесы очень не любят таковых.

Ты не открываешь, матушка, помыслов вот враг и торжествует над тобою. И нам всем скорбь от этого. Одумайся, Г.! Ты девочка способная к монашеству, только не слушай врага, желающего погубить тебя. А если потерпишь, то Господь поможет тебе, и брань пройдет. Без этой брани никто не спасся. Даже и святые ее терпели.

Сестра Н. стыдится мне даже написать о помыслах. Вот какая она святая! А кто не считает себя святым, тот прямо так и говорит, что то-то и то-то сделал.

Помыслы не говори никому, кроме Матушки, а то потерпишь... стыд. Смотреть на мужчин оставь, а то такой брани наживешь, что и монашеской жизни будешь не рада. Ты и то уж иногда ропщешь, что пошла в монастырь. А это страшная глупость. Святитель Тихон Задонский, когда умирал, то особенно благодарил Бога, что Он сподобил его монашества.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф Оптинский

----картинка линии разделения----

Открывать помыслы духовным отцам имеет великую пользу

Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне грешному письмо, то, еще не получив ответа, ощущаешь мир душевный и радость. Таково свойство откровения. Так о сем написано и у преп. Аввы Дорофея.

Также и при рассеянности надобно труд и понуждение себя, и призывание помощи Божией, а случится поддаться, то скорее покаяние приносить, а не смущаться. Спрашиваешь, можно ли на некоторые вопросы спрашивать разъяснения у Матушки. А удобно ли это будет для вопрошающих? Если неудобства нет, то можешь при нужде и спросить. А если видишь, что иное и неудобно передавать Матушке, то отвечай сама, что Господь на сердце положит. Всегда молись Господу, чтобы просветил твою мысль сказать полезное вопрошающим. Когда приходят к тебе за советом, то двери непременно надо затворять и келейниц высылать. Видя это, приходящие к тебе откровеннее будут, а это к ихней пользе послужит. А чужие разговоры подслушивать даже и грешно.

Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Открывать надо все, что смущает, а одно открывать, а другое утаивать нет пользы. Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои, но больший вред, если хвалить тебя будут или считать за исправную.

Сестрам надо говорить, чтобы все про себя сказывали, а то одно говорить, а другое умышленно скрывать, то не получат пользы и в том, в чем открываются.

Пишешь, что уже не хотела писать ко мне грешному до тех пор, пока не научишься делом выполнять мой совет. Но как же это с делом-то согласить? Жизнь духовная требует от проходящих оную откровения, как замечает преподобный Авва Дорофей и другие святые отцы. А ты не хочешь писать о себе, значит, не хочешь иметь откровения. Не в том дело-то, чтобы быть исправной. Ибо пред Господом кто может быть исправен? И Господь не ищет от нас безгрешие, а ищет от нас покаяния, с сознанием своей греховности и с самоукорением. Итак, не пренебрегай откровением как весьма важным врачевством от заразы греховной.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион Оптинский 

----картинка линии разделения----

Отчего, когда сестры открываются, делается тебе ужасно тяжело и грустно? Оттого, что с тобою, как с купелью бывает, которая, счищая грехи, и сама сквернится; надо просить Бога, чтобы Он тебе помог.

Сомнение, которое помыслом у тебя было, почему я запрещаю без Матушкиного благословения принимать сестер на откровение и какие могут быть от этого скорби? Матушка может заподозрить тебя в том, что ты подбираешь себе сестер для того, чтоб иметь желание быть начальницею, да и, кроме того, может быть много козней бесовских, а когда с ее позволения, то этого быть не может. А так, если кто из сестер просит твоего совета, и ты знаешь, то не отказывайся сказать требующему. Вопрошенну же о деле только надо говорить...

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

Откровение тогда пользует, когда соединено с послушанием

Откровение устроено от святых отцев, чтобы не могли укрыться от неопытных вражии козни...

Для тебя все еще ново, и ты не знаешь, с чего начать, о чем вопрошать и в чем открываться матери; в короткое время ничему нельзя научиться, но многим временем, случаями и опытами упремудрит тебя Господь... Соображаясь, сколько можно, с возможностью и с своим устроением, открывайся в недоумениях, в страстных и гордых помыслах, в скорбных приключениях, в осуждении и тому подобных. Откровение, тоже и покаяние, врачует немощи наши и увядает злые помыслы... и сказанные тебе слова на твои недоумения принимай с верою, с каковою должна и идти на откровение.

Я потому тебе предлагал иметь откровение или совет, не доверяя своему разуму, дабы не принять того за истину, что есть ложь, и не прельститься, а когда не можешь сего сделать, то сама умудряйся и поучайся в том, что более приводит нас к смирению и показует гнусную гордость и от оной происходящий вред.

Когда В. не находит пользы в откровении, не надобно ее к этому и нудить; без веры и произволения какая уже будет польза? Когда с верою приходит, объясняет свои немощи и смиряется, Бог дарует и слово к пользе того, а ежели кто идет с сомнением и пренемоганием, когда что не по нем, то какая ж тут польза может быть?

Что было с тобою такое сильное волнение, то ты виновата тем, что не открываешься матери И., а о сем я тебе многократно писал и теперь повторяю: стыд твой происходит от гордости, не хочешь пред нею показаться такою немощною и смириться, и тем сама себе умножаешь брань.

К тебе особенно скажу несколько слов касательно откровения: не то только должно открывать, что пьешь, ешь и правил не исправляешь, но главные страсти, которыми ты или действуешь, или помыслом каким борима, надобно объявлять со смирением и самоосуждением, и принимать слова старицы, как Богом внушенные ей к твоей пользе. Главные же страсти суть: гордость, славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, гнев, ярость, злопомнение, ненависть, леность, тщеславие, распря, строгое суждение недостатков ближних, строгое взыскание со служащих, скверные мысли, зазрение ближних и подобные таковые; страстные помыслы или деяния должно говорить со смирением, а не скрывать их; явление свет, а не явление тьма. Одно воспоминание о том, что надобно сказать, удерживает нас от грехов.

Помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам сие; все заповеди запрещают делать зло, а оная и желать мысленно, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать.

Откровение тогда пользует, когда соединено с послушанием, тогда приносит плод смирения, а откровение с требованием, чтобы было так, как и чего ей хочется, нимало не принесет пользы.

Какой же толк в том откровении, когда оное не приносит успокоения? Ведь откровение не одно нужно, а при оном и послушание. Принимать, по откровении, совет и уже не самосмышлять и не верить своему разуму: от этого рождается смирение.

Для того-то и послушание и откровение, чтобы истребилась гордость, а водворилось смирение; открываться должно со свободою и смирением, а тебя запинает враг и не допускает до сего.

Ты думаешь довольствоваться только откровением. Этого одного мало. Если открыть свои раны, надобно и лекарство на них: укоризну, досаду, поношение, насмеяние и прочие неприятности для самолюбия и гордости, врачевства которых ты и не будешь иметь, а будешь обольщать себя, что живешь с откровением...

Когда тебе придет твой тяжелый нрав, вини себя, а не других, и понудь себя к откровению, что тебя смущает, хоть бы и на мать Н. что пришло; не бойся, но говори ей, получишь облегчение. Знай, что это враг тебе запинает и хочет тебе погибели, а после и в отчаяние влагает; всему этому корень есть гордость, а победа на оное смирение.

После же, в то ли время, а уж непременно по окончании дня, изъяснив друг другу свои смущения, которые имели, испросить прощение, и будете мирны, а когда не будете сего делать, но смущаться за помыслы и таить их, то они могут возрасти и худой плод принести.

Ты говоришь, что не знаю, в чем открываться, а когда что и есть, приду и забуду. Во избежание сего, как только заметишь приходящего волка, да украдет и погубит твое устроение какими бы то ни было страстными помыслами, тотчас запиши, чтобы не забыть, а, пришедши, и объяви их. О том не смущайся, что будто не так говоришь или не все сказала: это сеть вражия, дабы смутить тебя...

Помни о своем исправлении, которое не иначе может быть, как иметь совершенное откровение, а не одно говорить, а другое умалчивать; это значит закрывать, а не заживлять раны; и по откровении принимать советы с верою и смирением и стараться о исполнении...

Пишешь ты, N., что худо живешь и не имеешь откровения к старице. Оттого-то враг тебя и запинает, чтобы вести по его злой воле. Оттого тебя и страсти сильно обуревают и побеждаешься ими.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий Оптинский

----картинка линии разделения----

Вся жизнь инока есть борьба с помыслами, для этого-то и нужна молитва Иисусова... Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго вас не будут оставлять.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com