БЛУДНЫЕ ПОМЫСЛЫ

----картинка линии разделения----

 

Нечистые и постыдные помышления обыкновенно рождаются в сердце от беса блуда, сего сердце обольстителя. 

Преподобный Иоанн Лествичник

 

О БЛУДНЫХ ПОМЫСЛАХ 

Взаимодействие души, тела и духа

Каким образом происходит взаимодействие души и тела при блудном помысле и следующее за ним телесное разжжение?

Душа взаимодействует с телом в форме условного рефлекса, основой которого является инстинктивный безусловный рефлекс. Так, при блудной страсти вырабатывается определенный условный рефлекс на образы или реально видимые, или на образы, исходящие из сердца, через память, или на образы, подаваемые врагом. При всем этом происходит вот что: мозг является принимающим центром независимо от исходящих источников и передает сигналы о возбуждении для подготовки к исполнению условного рефлекса половой системы и ее органов. Чем чаще подаются такие сигналы, тем сильнее сила условного рефлекса, и тем чаще организм возбуждается. Так же происходит и с помыслами. Сердце заполнено множеством образов и впечатлений от них, и они не контролируются человеком.

Если сигнал поступает через зрение, то мозг реагирует, и это - в рамках естественного проявления. Поэтому подвиг подвижника состоит в том, чтобы обезопасить себя от подобных сигналов, и тем погасить условный рефлекс, исходящий от зрения.

Если сигнал приходит от воображения, то образ предстоит перед внутренним взором души и внутренний человек на него реагирует. При этом энергия души действует на мозг, и он также посылает сигнал половой системе. Сила такого влечения не очень велика, и человек может своими силами, данными ему Богом, т.е. через покаяние и самопротивление устоять против своей памяти и воображения, и, конечно, необходима и помощь Божия. Таким же образом действует и враг, представляя пред внутренним взором души подобные образы.

Иоанн Лествичник (Слово 15): «Нечистые и постыдные помышления обыкновенно рождаются в сердце от беса блуда, сего сердце обольстителя».

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.19): «Демон принимает на себя лицо женское, чтобы привлечь душу к соединению с ним. Бесплотный демон принимает на себя облик образа, чтобы непотребным помыслом ввести в блуд душу». Вражье действие может победить только сила Божия. Поэтому святые, распознав такой помысел, сразу же отвергают его и зовут на помощь Господа. Вообще, при блудных помыслах соединяется блуд телесный и блуд духовный.

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.19): «Разумей же, что два отдельные рода блуда бывают совокуплены вместе, блуд телесный и блуд духовный. Когда блудный помысел соединяется с духом твоим, тогда душа твоя сродняется с обольстительным в ней отпечатлением».

Некоторые виды блудных помыслов

Блудные образы и представления могут иметь несколько характерных особенностей. Хотя мне и стыдно даже указывать их, но сделаю это для пользы познания. Одни бывают откровенно развратного и грязного характера, при которых, один человек издевается или унижает другого человека противоположного пола путем извращения. Они отличаются жестокостью, ненавистью, злым сладострастным чувством, при которых человек ощущает себя своеобразным повелителем, которому все должны повиноваться. В таких фантазиях скрыта гордыня души и совершенная извращенность силы любви и человек становится на одну ступень с бесами.

Другие образы не имеют злого характера, а более напоминают сцены любовных отношений. Это своеобразное стремление души к плотской любви, которая включает в себя элемент телесного сладострастия. Такие мечтания могут быть от привычного навыка получать только телесное удовольствие. А могут быть от понятия о любви ветхого человека, который не понимает, как можно любить без телесных проявлений. Такого рода блудные помыслы выражаются в эмоциональном наслаждении души, что ее любят, и душа, создавая такие «фильмы», создает иллюзию любви и в такие моменты этот самообман принимает за правду.

Но такие фантазии могут быть не совсем блудного характера, а только с его элементами, и это происходит от одиночества души, которая ищет идеал и чувствует потребность в ком-то, кто ее утешит и кому она нужна. В общем же, это поиск любви и счастья, при котором человек пытается найти его в подобном себе человеке, а не в Боге – своей первой Любви. Такие помыслы – признак ветхости человека, у которого забота, внимание выражаются через ощутимые или видимые стороны.

Следующий вид блудных помыслов – это бесстыдство, представляющее собой желание показать себя другим в непристойном виде. Т.е. это те мечтания, которые на деле стали проявлять себя, например, в стриптизе. Эти фантазии говорят о стремлении бесов, приучивших к этому душу, надругаться над добродетелью целомудрия и скромности. Существуют и другие виды блудных помыслов, о которых стыдно перечислять.

Развитие блудного помыла

Перед тем, как разобрать развитие блудного помысла, необходимо напомнить, что все шаги развития мысли происходят очень быстро, почти мгновенно, особенно это относится к человеку, который даже никогда не пробовал наблюдать за собою, а констатирует блудный помысел, когда подходит к последним стадиям страстного помысла.

 

ПОМЫСЛЫ БЛУДНЫЕ

 

ПРИРАЖЕНИЕ 

Действие приражения может происходить от нескольких причин.

1. Приражение невольное

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – блудные помыслы…): «Бывают помыслы о блуде невольные, у иных только минутные. Они требуют исповедания пред духовным отцом, но еще не вменяются в вину». Следует обратить внимание, что, во-первых, это блудные помыслы от невольных приражений, т.е. как действия памяти и воображения, которые проявляют себя как низшие силы и поэтому могут воспроизводить или то, что человек увидел, или то, что было уже в сердце, но сам человек их не вызывает. В этом случае отцы говорят:

Феофан Затворник (письмо 475): «Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная». Такие образы могут появляться и не задерживаться надолго, а могут по услаждению ими приводить к разжжению плоти.

Феофан Затворник (там же): «…Но когда к сему прилежит сочувствие и услаждение, сласть похотная, не отгоняемая, а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего». Поэтому нельзя думать, что если они являются несамовластно производимыми, а также самоуходящими, то не надо на них обращать внимания. Необходимо тут же отрекаться от них, понимая, что это нечистые ум и сердце воспроизводят их, и быть внимательными, чтобы не остановить на них внутреннее внимание и не усладиться ими хотя бы на одну секунду. Об этом более подробно будет рассмотрено ниже в разделах о внимании.

2. Приражение может происходить как работа памяти и воображения, особенно так происходит при блуждании и рассеянии мыслей, когда память и воображение подают все подряд, что в них хранится. В данном случае грех изначально заключается в не трезвении и не хранении ума и это присуще людям, которые не следят за своими мыслями и не молящимися постоянно. Об этом будет подробно сказано в темах о внешнем наблюдении и блуждании мыслей.

3. Приражение может происходить от воспоминаний людей противоположного пола, даже без блудной направленности. О таких, казалось бы, невинных и даже благочестивых воспоминаниях отцы говорят:

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору,.., кн.6, гл.13): «Первым и главным действием хранения чистоты сердца да будет у нас то, чтоб, когда по тонкой подсаде диавольской злокозненности, прокрадется в ум наш воспоминание о каком-либо лице женского пола, хотя бы то матери, сестер, родных и даже святых жен, мы, как можно скорее, спешили изгнать его из наших мыслей. Дабы, если долго промедлим в таких помышлениях, враг, наш обольститель, от этих жен не перевел заметно ума нашего и к таким, чрез которых мог бы всеять душевредные мысли. Почему, стараясь исполнить заповедь: «Всяким хранением блюди свое сердце» (т.е. внутренним и внешним зрением, - от сост.), мы должны, по первоначальному Божию повелению, заботливо «блюсти ядоносную главу змия» (Быт. 3), т.е., начатки злых помышлений, чрез которые диавол покушается вползти в нашу душу, чтоб, если глава его, по нашему небрежению, проникнет в наше сердце, не вползло туда и все тело его, т.е., не породилось из нечистых помышлений и согласие на греховное услаждение. Когда же враг будет впущен внутрь, то, пленив душу, всеконечно убьет ее ядовитым угрызением своим».

Что же является причиной того, что человек, не желая вначале никакого блуда, может затем им увлечься? Это наше сердце с пристрастием к людям, определенные эмоциональные переживания в отношении людей, это наша человеческая любовь, которая создает себе идолов и которая имеет более плотской характер, а не духовный. В течение жизни человек привыкает к человеческим отношениям и они прочно пребывают в его сердце. И если человек захочет отдать свое сердце Богу, то для него будет большим трудом очистить свое сердце от всего того, что ниже любви к Господу.

Иоанн Кассиан (там же): «Возникающих «на земле нашей грешников», т.е. плотские чувства, также должны мы «с раннего утра истреблять» их рождения (Пс. 100:8) и «разбивать о камень» сынов Вавилона, пока еще они младенцы (Пс. 136:9). Ибо, если не будут они избиты, пока еще нежны и слабы, то, выросши по нашему потворству, они с большею силою восстанут на нас, и или погубят нас, или, если будут побеждены, то, конечно, не без больших воздыханий и трудов, ибо «когда крепкий», то есть, дух наш, «вооружився хранит дом свой», то есть, охраняет покои сердца нашего страхом Божиим, тогда «в мире суть имения его» (Лк. 11:21), то есть, плоды трудов его и добродетели, долгим временем стяжанные».

Так, храня в своем сердце воспоминания о родных или любимых людях, человек лелеет эти мысли и чувства и получает от этого определенные удовольствия. Хотя эти удовольствия и составляют естественные чувства, но если такие воспоминания становятся постоянными и долговременными, так, что человек забывает о Боге, то в этот момент он все же отдает свое сердце человеку, а не Богу. И тогда приходит враг и внушает свои различные блудные помыслы и мы, увлекаясь ими, предаемся греху.

Игнатий Брянчанинов (из сборника «Сокровищница духовной мудрости. Блуд): «Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающие его неспособным к общению с Богом». При данном приражении отцы советуют одно, независимо от степени целомудрия – как только возник образ противоположного пола, нельзя начинать о нем думать.

Нил Синайский (О восьми лукавых духах, о блуде, гл.6): «Когда воспоминание о женщине станет бесстрастно, тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. Когда же представляемый тобою образ ее за душу тебя берет, тогда знай, что ты еще чужд этой добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом, потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка».Этот вопрос будет еще отмечен в абзаце о «сочетании».

4. Приражение может происходить от воспоминаний прошлых блудных дел. 

При этом человек не только вспоминает события, но в нем пробуждаются и бывшие ощущения.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – блудные помыслы…): «Бывают блудные помыслы или представления, как воспоминание прежних падений. И эти помыслы тоже не составляют вины, если только человек не услаждается ими, если с первого раза отвергает их, стыдясь себя и испуская вздох самоосуждения пред Богом. Но когда кто останавливается приятным воспоминанием на них, например, как он первоначально познал сласть плотского совокупления с другим полом или как впоследствии допускал тот же грех или как недавно, несколько лишь дней или часов назад, согрешил: это самое показывает, что он не от врага - дьявола, а «…искушается увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14). Тут две вины: и повод от себя, по прежней своей жизни, к плотским помыслам, и согласие с ними (а иначе, т. е. если бы они не нравились, то нечего было бы и останавливаться на них). Тогда человек может дойти или до нового падения или до падения только духом».

К такому виду приражения, как это ни странно, можно отнести воспоминание на исповеди, когда человек подробно исповедует подобную страсть.

Иоанн Лествичник (Слово 15): «Между страстными бывает один страстнее другого и некоторые самые скверны свои исповедуют со сладострастием и услаждением». Поэтому блудные действия и мечтания не следует подробно рассказывать на исповеди, т.к. сам человек соблазняется и священника также соблазняет этой нечистотой. На что стоит еще обратить внимание? Многие читали, что отцы советуют рассказывать другому человеку о своих блудных помыслах, но не все правильно понимают этот совет.

Нравственное Богословие (там же): «И вообще худые помыслы полезно выводить из себя наружу пред другими, притом - не пред духовным только отцом, которого иногда не близко или не легко увидать, но и пред мирянами, только бы известными строгою жизнью. А особенно с блудными-то помыслами нечего таиться пред искренним и благочестивым человеком. Святые подвижники, обыкновенно, спешили открывать их опытным старцам, а медлительные терпели вред (Патер.гл.5,сказ.17). С другой стороны, те, пред которыми кто-либо открывает свою борьбу с блудными помыслами, как и с самою телесною похотью, те должны иметь осторожность, чтобы не пренебречь этим человеком, будто бы человеком нехорошей жизни».

Необходимо понимать, что когда ты рассказываешь кому-то о таком действии, то тем ты соблазняешь человека, который может быть не окреп и в своей брани с этой страстью. И из этого нельзя сделать вывод, что совет, приведенный выше – неверный. Нет. Просто сейчас, к великому сожалению, время, когда мало истинных подвижников, а значит и чистоты, и поэтому лучше будет, если блудные помыслы будут исповедоваться, как было указано выше, т.е. без подробностей, и, причем как можно скорее, вплоть до того, что каждый день. Но при этом необходимо не просто исповедоваться, а каждый раз бороться все сильнее и сильнее, а без этого такое исповедание не будет служить очищению, а большему осуждению.

5. Приражение может быть по причине того, что блудный образ намеренно припоминается самим человеком.

Нравственное Богословие (там же): «Бывают, наконец, такие блудные помыслы, которые человек сам намеренно возбуждает в себе и подолгу питает в своей душе, приобретая к ним любимую привычку: это любострастная фантазия, распутство мыслей… Действительно, в таком случае бывает прямое желание плотского греха, но только нет возможности совершить грех по каким-либо обстоятельствам, это значит зажигать огонь в своем теле. Евангельский закон решительно осуждает подобные помыслы как блуд, преследуя зло в самом корне, а не запрещая одно лишь внешнее прелюбодеяние, как запрещалось более в Ветхом Завете: «уже прелюбодействует с нею в сердце своем», сказано в Ев. от Матф.5,28».

Ефрем Сирин (В подражание притчам): «Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно противься демону блуда, никак не соглашайся увлечься таким помыслом, потому что от искры много будет угольев и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминания о них паче зловония тинного».

6. Приражение может происходить и от врага. 

Третий вид плотского движения происходит под действием злых духов, которое проявляется как подача уму через воображение и память страстных блудных образов, и затем происходит сильное разжжение тела. Приведем цитаты из учения отцов:

Иоанн Кассиан (Собеседования аввы Серена, гл.21): «Известно, что (демоны) очень услаждаются блудною нечистотою, которую, без сомнения, они лучше желали бы производить сами собою, нежели чрез людей, если бы это как-нибудь могла исполниться».

Нил Синайский (О различных лукавых духах, гл.16): «Но иногда этот вселукавый касается и плоти, доводит ее до неразумного воспламенения, примышляет тысячи и других ухищрений, которые нет нужды делать известными и предавать письменам. Но против таких помыслов весьма действительно и возбужденное против демона воскипение раздражительности, демон наипаче боится сей раздражительности, когда приводится кто в возмущение помыслами и расстраивает его умышления. Сие-то и значат слова: «Гневайтеся, и не согрешайте» (Пс. 4:5)». 

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.19): «Демон принимает на себя лице женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния». 

Ефрем Сирин (Поучительные слова к египетским монахам, п.37): «Когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет и напишет в уме твоем красоту женщины, некогда виденной тобою, введи внутрь страх Божий и вспомни о спящих во грехах, помысли о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом, представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат нерадевшие о правде и несоблюдшие заповедей Христовых: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41), представь и червя неусыпающего и муку нескончаемую. О сем помышляй и припоминай, — и рассеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут постоять против страха Божия».

Но несмотря на то, что отцы отмечают, что так может действовать враг, необходимо помнить, что было сказано ранее о том, что в детстве враг помогает ребенку создавать блудные мечтания, а затем они самовластно воспроизводятся человеком. Поэтому когда человек приходит к осознанной жизни во Христе, он должен путем самопротивления и молитвы не позволять растлевать свое тело и душу.

Ефрем Сирин (Добротол. т.2, ст.120): «Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении: многократно выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя, и храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака».

7. Также христианское учение говорит о безвинных приражениях, к которым относятся:

Нравственное Богословие (там же): «…нападение такими-то помыслами, вместе с огненным распалением плоти, со стороны врага - дьявола, и этому подвергаются люди благочестивые и святые». 

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.22): «Демон непотребства на ревностного борца подвижнического нападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжение огня светоносного, исходящего из подвижнических трудов его, а к тому, кто от обольстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, мало-помалу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху». И для подвижников отцы дают советы, которые отличаются от советов для блудников, которые сами ищут подов к сладострастному разжжению.

Максим Исповедник (Сотница 2-я, гл.18): «Когда демоны, отторгнув ум твой от целомудрия, окружают его блудными помыслами, тогда со слезами воззови к Владыке: «изгонящии мя ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс. 16:11; 31:7) и избавишься.
Тяжел демон блуда и сильно налегает на подвизающихся против сей страсти, наипаче при небрежении об умеренности в пище, и при встречах и беседах с женским полом. Он сначала незаметно уловляет ум поползновенностью на сласть похотную, а потом дверью памяти привходит к безмолвствующему и как тело разжигает, так и представляет уму различные срамные образы и тем вызывает его к соизволению на грех. Если не хочешь, чтоб сие длилось в тебе, восприими пост, труд, бдение и доброе безмолвие с прилежною молитвою».

Авва Евагрий (Добротол. т.1, О различных порочных помыслах): «Когда кто приобретет некое бесстрастие в похотной части и срамные помыслы сделаются у него холодноватыми, тогда (дух блуда) вводит (в мысли его) мужчин и жен и представляет их играющими между собою, а отшельника делает зрителем их срамных дел и телодвижений. Но это искушение не из числа закосневающих (в уме), потому что внимательная молитва и крайне стеснительная диета с бдением и упражнением в духовных созерцаниях прогоняют его, как безводное облако. Но бывает, что этот лукавый касается даже и плоти, возбуждая в ней неразумное распаление, и строит тысячи других козней, которые нет нужды обнародовать и предавать письменности. Многопомощно против таких помыслов воскипение гнева, устремленное на демона их, который крайне боится этого гнева, когда он воскипает по поводу помыслов, потому что он этим расстраивает все его замыслы».


Вывод

Для того, чтобы разумно и действенно начать бороться, человек должен проанализировать, каких приражений у него больше, т.е. выявить первую причину образования блудного помысла. Когда причины обозначены, тогда легче вести борьбу путем внимания за своими действиями до того, как может начать действовать страсть. Например, необходимо начать бороться с любыми воспоминаниями, особенно если человек склонен постоянно держать их в уме, или учиться трезвению мысли путем постоянной молитвы и внутреннего внимания к тому, о чем он думает. Поэтому неверно ведет борьбу тот, кто старается бороться с блудными помыслами, когда они уже появились, а не занимается постоянно очищением своего ума от воспоминаний и мечтаний.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.7): «Не преставай воображать и воспоминать: бездну темного огня, немилостивых служителей, Судию немилосердого и неумолимого, бесконечную глубину преисподнего пламени, тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти и другое сему подобное, чтобы страхом, рождающимся от сих воспоминаний, ты мог удалить от себя ощущение блуда, соединиться с нетленною чистотою и принять в душе своей сияние невещественного света, который блистательнее всех огней».

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.2): «Препобеждение этой страсти условливается совершенным очищением сердца, из которого, по слову Господа, источается яд и этой болезни. «От сердца бо, — говорит Он, — исходят помышления злая... прелюбодеяния, любодеяния и проч.» (Мф. 15:19).

Итак, прежде надо очистить то, откуда исходит источник жизни и смерти, как говорит Соломон: «Всяким хранением блюди свое сердце: потому что из него источники жизни» (Прит. 4,23), ибо плоть покорствует его произволению и власти. Закону постнического скуднопитания всеконечно должно следовать со всем усердием, чтоб обилием яств насыщенная плоть, воспротивясь велениям души, в буйстве не низвергла долу правителя своего, духа. Но, если мы всю суть сего дела совместим в одном измождении тела, не постничествуя в то же время душою от прочих страстей, и, не занимая ее ни поучением в божественном, ни другими духовными деланиями, никак не возможем востечь на самый верх истинной чистоты, потому что в таком случае то, что в нас есть господственное, будет осквернять наше тело, хотя бы оно было чисто. Итак, нам должно по указанию Господа, «прежде очистить внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто» (Мф. 23:26)».

Ефрем Сирин (О том, что надо избегать всяких вредных свиданий…): «Желающему исправиться и утвердиться в чистоте надобно крепко взяться за целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами, и непрестанным памятованием о Боге очистить мысль от всего худого и срамного. Чрез сие ум наш исполняется благодатию, обитающая же в уме и обладающая им благодать Божия заграждает злокозненным врагам доступ к нему, когда они покушаются войти».

Прилог

Прилог при блудном помысле - это появление перед внутренним взором блудного образа, который уже хорошо знаком или совершенно новый.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – блудные помыслы…): «Человеку, например, живо представляются любовные целования с лицом другого пола, к которому есть влечение, воображается нагота иного пола (видит, например, он женщину, как она ходит, и представляет ее себе нагою), собственная обнаженность, рисуются в уме все телесные движения к совершению плотского греха…»Также это может быть образ человека, к которому мы пристрастны, и без явных блудных видов. Но как уже было указано раньше, он может постепенно привести к блудным мечтаниям.

Внимание начальное

Следующим шагом в развитии блудного помысла является внимание. После того, как образ появился в воображении, внутреннее око души обращает на него внимание. Внимание может проявлять себя в двух ступенях: первая более относится к ступени прилог, т.к. увидеть можно тогда, когда обращается внимание. Оно может быть сродни мгновенному взгляду, при котором ум только отмечает, что образ появился, при этом образ почти не движется, а как бы стоит. Подвижник тут же начинает молиться к Господу о помиловании от таких образов: «Господи, помилуй меня, грешного!». И такое действие отцы определяют как остановку помысла на прилоге.

Иоанн Лествичник (сл.15): «Отгоняющий сладострастного пса молитвою подобен борющемуся со львом, кто низлагает его сопротивлением, тот подобен обратившему врага своего в бегство и преследующему его, кто же стал совершенно свободен от самого прилога, однажды навсегда сделав для него невозможным всякий доступ к себе, тот хотя и пребывает во плоти, но уже воскрес из гроба». Следует сказать, что некоторые подвижники по причине еще малого ведения и опыта считают, что они останавливают прилог, в то время как они уже прошли три или четыре ступени развития помысла. Да избавит Господь нас от неведения и подаст разумения и силы!

Внимание задержанное

Вторая ступень внимания наступает, если не производится вышеупомянутой остановки. Тогда внимание останавливается на дольше и сродни тому, как человек пристально останавливает свой взгляд на ком-то. При этом образ из неподвижной картинки постепенно перерастает в определенный «немой» фильм, т.е. начинает происходить некое действие без какой-либо мысли, и при этом еще больше приковывает око ума с тем, чтобы заинтересовать посмотреть, что будет дальше. Также при этом человек еще или не чувствует никаких телесных ощущений (это свойственно тем людям, которые уже ведут брань с помыслами), или уже ощущает движения плоти (это свойственно грешнику, у которого нет навыка борьбы). На этой ступени человек еще не определил, нравится ему развивающийся сюжет или нет.

И на этом этапе можно остановить блудные представления, так же как и на первом, только с еще большим усилием и большим сокрушением, т.к. ум прилепился уже к образу и последовал за ним. Выше было отмечено, что необходимо усилием воли заменить блудный образ другими представлениями.

Феофан Затворник (письмо 624): «Главное – помыслов пресечение. Когда помыслы улеглись… прочее теряет силу. Как только появится движение дурное, сейчас мысли установите на какой-либо священный предмет из Евангельских событий – преображение, страдание Господа, распятие, воскресение, вознесение и другие. Этим все дурное отбросится назад. Или… приведите на мысль… Смерть, суд и следствия того. Вслед за этим, установив мысль на присутствии Господа, воззывайте к Нему, - как говорите с кем-либо лицом к лицу, - и поверьте Ему уврачевание, говоря: «Видишь, Господи, что у меня… Ничего подобного не хочу я… помоги и отвей приражения эти, - и подобное и начинайте творить молитву Иисусову… повторяя ее с верою… И ею одною ограничив все содержание головы и сердца».

Также это могут быть слова типа: «Душа моя, предстанут эти мерзкие образы перед тобою на страшном Суде как тайные грехи сердца и пойдешь с ними в ад. Прости меня, Господи, и огради от всякого зла». Так, воспоминания и представления Страшного Суда переключают внутреннее внимание, и при этом появляется сокрушение и страх, которые не позволяют образам тиранствовать. Можно переключать и внешнее зрение на какой-то или нейтральный предмет, например, на дерево или на икону, и лучше не закрывать глаза, чтобы не поддерживать творческое воображение. Следует отметить, что молиться к Господу необходимо до тех пор, пока образы не исчезнут из воображения. Когда брань окончена, необходимо поблагодарить Господа за освобождение от этого помысла.

Собеседование, или сочетание

Итак, до этой ступени появившийся образ не сопровождался словом, а значит, око ума пока наблюдало за образом. На этой же стадии появляется мысль. Мысль может сразу же сопровождать представление, как бы озвучивает его, и вступает в предлагаемую игру воображения и руководит действиями образа, т.е. начинается мечтание. Это свойственно грешнику, у которого это приобрело форму мгновенного условного рефлекса.

Но в случае, если в воображении возник только образ, с маловыраженным блудным характером, человек может начать беседовать с этим образом, например, о своей любви, о том, что он скучает и т.п. В этом случае отцы советуют не увлекаться подобными воображаемыми разговорами, а пресекать их до того, как они приобретут блудный характер.

Нил Синайский (О восьми лукавых духах, о блуде, гл.6): «Не беседуй долго с представившимся тебе лицом, чтоб оно не зажгло в тебе пламени сластолюбия и не запалило гумна души твоей… Как искра, надолго оставленная в соломе, производит пламень, так продолжительное памятование о женщине возжигает похоть».И тем, и другим образом ум вступает с блудным представлением в собеседование и образуется помысел.

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.22): «Не приучай помысла входить в собеседование со сластями похоти, потому что в сонме страстных мыслей и движений разгорается огнь». (Пс. 105:18)

Сосложение, или услаждение, и пленение

В случае, если мысль не была остановлена, т.е. «фильм» не исчез из воображения, то наступает следующий шаг: сюжет «фильма» развивается дальше, а к уму подключается сердце, т.е. «фильм» начинает нам нравиться. При этом человек испытывает определенные приятные эмоции и в области сердца возникает чувственное ощущение, похожее на теплоту, т.е. можно сказать, что сердце загорается. Такое состояние является прелюбодействием души.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех – блудные помыслы…): «когда рисуются греховные сцены, то одно лишь тело остается не оскверненным, а душа уже вся в блуде».

Феофан Затворник (письмо 637): «Воспоминание о сласти иногда тотчас приводит в движение сласть. Если тотчас отбить ее, всему конец… враг одолен… и за это венец. Но если промелькнет желание продления сласти, и затем допустится продление… то тут было злое произволение… и дается оседлость сласти, и чем дольше и чаще это позволяется, тем труднее отгнание. И целую жизнь придется пробиться. Так и есть закон неотложный: как только показалась сласть – бить ее и гнать. А чтобы не показывалась, хранить мысль от всего, что может напомнить о ней. Боритесь! Господь буди вам помощник!» На этом этапе борьба с помыслом еще труднее, т.к. к уму подключилось и сердце, поэтому и молитва бывает продолжительнее и требует больших усилий – и это своеобразное пленение, когда блудный помысел увел за собою ум и сердце. Так, человек молится, а помысел не отступает, или исчезает на доли секунды, но опять возвращается.

Иоанн Лествичник (сл.28): «Пса сего (блудного беса), когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы и, сколько бы он ни продолжал бесстыдствовать, не уступай ему». Сила блудного помысла зависит от того, насколько в человеке силен навык брани. Некоторые борющиеся сдаются на втором появлении, а иные стоят до тех пор, пока образ не исчезнет.

Желание, или разжжение

Если нет навыка вышеописанной борьбы или подвижник сдается на первых шагах, то, конечно же, вслед за умом и сердцем подключается тело, т.е. появляется разжжение. Необходимо отметить, что у закоренелого грешника разжжение может появляться в форме условного рефлекса уже на прилоге, и нарастать все с большей силою за доли секунды. У того же человека, у которого условный рефлекс менее сильный, приятные ощущения в теле появляются позже. Сила условного рефлекса зависит от того, насколько часто происходит возбуждение половой системы, как от страстных помыслов, так и от половых отношений. О том, как бороться на этой стадии, блудной страсти будет говориться в главе о естественных ощущениях.

Согласие

Увлекаясь мечтательным «фильмом», чувствуя все большее и большее возбуждение половой системы, грешный человек не отвергает их, и тем выражает свое согласие на такого рода удовольствия. Такое согласие может происходить как сознательное соглашение на грех, при котором даже может появляться мысль: «Ну, что же мне, грешному, делать? Я немощен». Это грех лукавства, который осуждается Господом более, чем грех неведения, при котором согласие проходит неосознанно, т.к. человек даже и не задумывается над тем, что он совершает грех, т.к. по греховной простоте ума принимает это за естественную потребность.

Нил Синайский (К Евлогию монаху, сл.1, гл.22): «Помыслы, разгоряча тебя, заставят думать, что трудно удержать огнь естества, что не в силах ты далее делать насилие естеству и что, хотя сегодня согрешишь по нужде, но завтра покаешься по заповеди, ибо закон (христианский) человеколюбив, — легко прощает грех кающимся. При этом представят тебе в пример, как некоторые после воздержания пали и снова покаялись, придавая вероятность обольстительному совету своему, чтоб, сокрушив твердость сопротивоборства этою надеждою легкого снова обращения чрез покаяние, храм целомудрия сделать домом блуда».

Решительность и дело

Феофан Затворник (письмо 475): «…если кто сам и удерживает сию сласть и разжигает, тут уже вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение». На этой ступени человек находится в сильном возбуждении и ему необходимо довести это услаждение до конца, и он принимает решение, каким способом это сделать. Это может быть рукоблудие, особенно такой способ присущ мужчинам, у женщины же бывают другие способы, как осязательного характера, так и способ внутреннего сокращения мышц. При этом происходят истечения как у женщин, так и у мужчин, и это момент чувственного сладострастия, которым страсть прекращает свое действие. Заканчивая тему о блудных помыслах, следует отметить что, во-первых, необходимо постоянно бороться с блудной страстью и это всем понятно, но мало кто истинно борется. Иногда человек и желает избавиться от этой страсти, но желает избавления без своих трудов и обращается за молитвой к другим людям. Но отцы так говорят об этом.

"Отечник" Игнатия Брянчанинова: «Некоторого брата беспокоил дух любодеяния. Он пошел к весьма опытному старцу просить его молитв, старец согласился. Брат часто приходил с этой просьбой. Господь открыл старцу, что этот монах объят недугом нерадения и услаждается плотскими вожделениями сердца. Увидел старец, что монах этот сидит, а дух любодеяния играет перед ним, принимая различные женские образы, и монах услаждается ими. Ангел же Господень приходил в негодование от такого нерадения, а монах все более услаждался. Когда этот монах снова пришел к старцу, старец сказал: «Ты сам виноват в этой брани, потому что услаждаешься скверными помышлениями. Невозможно отступить от тебя нечистому духу любодеяния по молитве других, молящихся Богу о тебе, если ты сам не возложишь на себя подвига постов, молитв, многих бдений, молясь с плачем, чтобы Господь... послал тебе в помощь благодать Свою, при содействии которой возможно будет тебе противиться греховным помыслам». Молитвы святых не могут принести пользы тем, которые пребывают в нерадении и расслаблении, не помышляя о спасении души. Брат умилился и, по наставлению старца, стал совершать различные подвиги, чем привлек к себе милость Божию, и дух нечистой страсти отступил от него».

Во-вторых, следует помнить, что брань с блудными помыслами и телесными разжжениями, может продолжаться всю жизнь, но пусть это не пугает христиан, т.к. Богу все возможно и очень многие достигали целомудренной чистоты в продолжение короткого времени, но всю жизнь были внимательны к тому, чтобы не подавать повода к искушению. О том, как боролись подвижники и как Господь спасал их от этой страсти, можно прочесть в "Отечнике" Игнатия Брянчанинова.

 

----картинка линии разделения----

 

ИЗ ЖИТИЯ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

(Мария покинула своих родителей и ушла из Египта в Александрию. Там она лишилась своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию, но затем покаялась и после долгих молитв отправилась в путь за Иордан, в пустыню, где она провела 47 лет, и Господь простил ей грехи ее.)

 

 ----картинка линии разделения----

 

 БЛАЖЕННЫЙ АВВА ЗОСИМА (ПАЛЕСТИНСКИЙ)

Авва Зосима 

----картинка линии разделения----

... Опять спросил авва Зосима: "Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?" - "Верь мне, авва Зосима, - отвечала преподобная, - 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

 

Зосима и Мария Египетская

Зосима причащает Марию Египетскую  

Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе?

Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.

Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною".

 

МОЛИТВЫ

 

Молитва преподобной Марии Египетской 

О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым – исцеление, падшим – возстание, заблуждшым – укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам – заступление и отшедшим от сего жития – вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва Господу

Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.


Иная молитва о том же, прп. старца Макария Оптинского

О Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь. 

  

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com