ПОРОК

 ----картинка линии разделения----

 

Удовольствия порока кратковременны, а скорбь постоянна; от добродетели же, напротив, радость нескончаемая, а труд — только временный.

Святитель Иоанн Златоуст  

 

----картинка линии разделения----

 

Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда (Сир.20:24). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

БОГ

Бог (Отец) 

----картинка линии разделения----

Запрещение жертв с пороком

Не приноси в жертву Господу Богу твоему вола или овцы на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа Бога твоего (Втор.17:1).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Станем праздновать не с закваскою порока...

Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:7,8).

Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Мiр страждет недугом порока и не знает того

Есть нечистый огнь, который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются и соуслаждаются, внутренне, в сердце, совершают блуд, а когда зло, таким образом, найдет себе пищу, впадают и в явный блуд. То же разумей и о сребролюбии, о тщеславии, о надменности, о ревности, о раздражительности. Как если позван кто на обед и предложено ему множество снедей, так и грех внушает отведать всего, и тогда услаждающаяся душа обременяется.

Может ли кто бы то ни было сказать: «я пощусь, веду странническую жизнь, расточаю имение свое, следовательно, уже свят»? Ибо воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змея, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна, итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую, бывшую в тебе нечистоту. Все любомудрствующие, и закон и Апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение. Всякий человек, и Иудей и Эллин, любит чистоту, но не может сделаться чистым. Поэтому надобно доискаться, как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно это, как с помощью Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живой и небесный хлеб. Без этой истины никому невозможно познать истину и спастись. Поэтому, как в рассуждении внешнего человека и вещей видимых отрекся ты от всего и роздал имение свое, так если имеешь знание и силу слова и в мiрской мудрости должен все от себя отринуть, все вменить ни во что, тогда только будешь в состоянии назидать себя в буйстве проповеди, которая есть истинная мудрость, состоящая не в красоте слов, но в силе, действующей святым крестом.

Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собою. 

А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое. Как если юноша, хитростью обольстив девицу, растлит ее, то мерзкою она делается жениху своему за любодейство, так и бесплотная душа, вступающая в общение с живущим внутри змием, лукавым духом, блудодействует пред Богом. И написано, «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети, уже любодействова в сердце своем» (Мф.5:28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающий в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и, прелюбодействуя с дьяволом, делается уже неблагопотребною для небесного Жениха.

Неоднократно приводили мы притчу о земледельце, который, потрудившись и вложив семена в землю, должен еще ждать свыше дождя. А если не явится облаков и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего. Примени это и к духовному. Если человек ограничится только собственным своим и не примет необычайного для своей природы, то не может принести достойных плодов Господу. В чем же состоит делание самого человека? В том, чтобы отречься, удалиться от мiра, пребывать в молитвах, в бдении, любить Бога и братьев, пребывать во всем этом есть собственное его дело. Но если ограничится он своим деланием и не будет надеяться принять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святого, не явится небесное облако, не упадёт с неба дождь, и не оросит душу, то человек не может принести достойных плодов Господу.

Порок ласкает и манит душевную волю

Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком, то обвиняешь в несправедливости Бога.

Части порока так же между собой связаны, как на доброй стороне связаны между собой и одни от других зависят добродетели.

Привыкшие к обольщениям порока, когда слышат о Боге, как бы обеспокоенные неприятной беседой, огорчаются в уме.

Смерть диаволу, если порок не приведен в исполнение и бездейственен.

Порок ласкает и манит душевную волю мирскими пожеланиями и плотскими удовольствиями.

Душа, сподобившаяся вместить в себе силу свыше и оный Божественный огнь, имея в членах своих срастворенную любовь небесного благого Духа, совершенно отрешается от уз порока.

Хотя порок пребывает в самом естестве, однако же, преобладает там только, где находит себе пажить.

Когда дар Божий и благодать приумножаются в человеке и богатеет он в Господа, тогда порок, хотя отчасти и остается в человеке, не может вредить ему и не имеет никакой над ним силы, или никакой в нем доли. 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей

Что гореть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей. 

Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Как свежая рана удобно излечивается, так противное сему бывает с многовременными душевными язвами, которые неудобно врачуются, хотя и врачуются.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Порок есть не что иное, как оскудение добродетели

Порок — это лукавое и противное Христовой заповеди употребление того, что дано нам Богом для доброй цели.

Душа, как скоро привыкнет к отступничеству, наполняется сильной невоздержностию, любостяжательностию, ненасытностию, лживостию и всяким злонравием, и, наконец, погружаясь в крайнее зло, низвергается в бездну порока.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Для порочных худая жизнь есть смерть

Порок есть дело удобно возбуждающее к соревнованию и без труда исполняемое... всего легче сделаться порочным, хотя бы никто нас в том не руководствовал.

Порок... есть нечто неподводимое под правила, и у человека нет средств делать злых добрыми.

Избегать порочной жизни могут и худые люди, потому что открытый порок для многих ненавистен.

Добродетельному стыдно быть защитником порочных; это почти то же, что собственною ногою стать на стезю порока.

Человек не вдруг умирает с голода, но для порочных худая жизнь есть смерть.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Расположенность к пороку приносит погибель любящему зло

Все, происшедшее от скотского бессловесия и взятое в отдельности, при худом употреблении ума стало пороком, как и наоборот, если рассудок восприимет власть над таковыми движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность, ненависть — отвращение от порока, сила любви — вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями, и образ мыслей сохраняет непорабощенным злу. Такой вид возношения духа похваляет и великий Апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3:2). Так можно найти, что всякое таковое движение, возносимое возвышенностью мысли, сообразуется с красотою того, что по образу Божию. Но поелику есть какая-то тяжелая и вниз стремящаяся наклонность греха, то чаще бывает иное, ибо тяжестью бессловесного естества более увлекается вниз владычественное души, нежели сколько тяжелое и перстное возносится вверх возвышенностью мысли. Посему нередко окаянство наше делает, что не узнаем Божия дара, потому что плотские страсти налагаются, подобно гнусной личине, на красоту того, что по образу Божьему.

Не имел бы и силы порок, не прикрашенный ничем хорошим, привлекающим обольщаемого к пожеланию.

Порок не столько могуществен, чтобы превозмогать ему добрую силу, и безрассудство естества нашего не выше и не тверже Божественной премудрости. Да и невозможно превратному и изменяемому быть сильнее и постояннее того, что всегда то же и водружено в добре. Совет же Божий всегда и непременно непреложен, а нашей природы превратность нетверда даже и во зле.

Так как порок не простирается в беспредельность, но ограничен необходимыми пределами, то по сему самому за пределом зла следует преемство добра, а таким образом... всегдашняя подвижность нашей природы опять, наконец, возвращается на добрый путь, припамятованием прежних несчастий уцеломудреваемая не отдаваться снова в плен подобным бедствиям. Поэтому нам снова будет возможно течение на поприще добра, потому что порок по природе своей ограничен необходимыми пределами.

Быть в Сущем значит быть действительно, но если что отпало от Сущего, то оно уже и не в бытии, потому что быть в пороке не значит в собственном смысле быть.

Вот верх благ, венец надежд, предел всякого блаженства — естеству не возмущаться более пороком.

Как добродетель оставляет замечательные черты в жизни и в разумении, так и порок усматривается в том и другом.

Порок не остается навсегда хранимым сам собою, но всякий раз бывает порождаем иным, когда благородное, бодрое, скорое и высоковыйное в нашем естестве поползается в вожделение сочетания с безгласным и бессловесным.

Порочность не состоятельна сама по себе, но составляется лишением добра. А доброе всегда одинаково, и постоянно пребывает, и составляется без всякого предварительного лишения чего-нибудь. Умопредставляемое же противоположным доброму, в сущности, не существует. Ибо что не существует само по себе, то вовсе не существует. И порочность есть лишение Сущего, а не бытие.

Если же, по твоему мнению, рачение о добром трудно, то сравни с противоположной жизнью и найдешь, сколько труднее порок, если примешь во внимание не настоящее, но что будет после. Ибо кто услышал о геенне, тот уже не с трудом каким и усилием будет удаляться от греховных удовольствий, а напротив того, и одного страха, овладевшего помыслами, достаточно ему, чтобы изгнать из себя страсти.

Если в жизни добродетельной напечатлеваются черты самого Божества, то явно, что жизнь порочная делается образом и лицом противника.

По искоренении порока на его место вводится добродетель, а по преуспеянии в этом, мудрование плоти не восстает уже против духа, и не может восстать, потому что умерщвлена его сила противиться, но делается готовым ко всякому надлежащему служению, пребывая благопокорным и послушным владычеству духа. Ибо когда прогнан воитель — защитник порока, а на место его вошел ратоборец добродетели, облекшийся в броню правды и вооруженный мечом духовным, оградившийся защитительным вооружением — шлемом спасения, щитом веры, имеющий на себе всякое духовное вооружение (Еф. 6:14-17); тогда раб — тело боится своего господина и с готовностью принимает повеления преобладающего, по которым при служении тела преспевает добродетель.

Невозможно представить иного происхождения пороку, кроме отсутствия добродетели. Как за отнятием света последует мрак, а при свете его нет, так, пока в естестве добро, порок сам по себе неосуществим; удаление же лучшего делается происхождением противоположного.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения---

Желаешь ли преодолеть в себе порок — преодолеешь смирением

Как порог в реке обращает в другую сторону стремление вод, так порок отвращает ведение от сердца.

Не трудно дойти до порока, но страшно и тяжело пребывать в том же пороке.

Порок, когда следуют за ним, чернит своих делателей, а добродетель, когда упражняются в ней, преуспевших делает светлыми.

Порок ослепляет разум, а покаяние, возжегши светильник, издали указует ему Бога.

Если осуждается порок в нас, полезно это нашей душе. Если же осужден будет в других, принесет эту пользу членам нашим. И подавлен он будет и здесь, и там... Если никто не преследует порока, то растет его наглость, и у всякого он уже во вратах. 

Не живи вместе и не советуйся с людьми худыми, чтобы порок не помрачил твоей непорочности, чтоб лукавство не превозмогло в тебе над добротою, и зависть не одержала верх над твоим бесстрастием.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения---

Будем заботиться о добродетели и избегать порока

Господь внедрил в нас такое расположение к добродетели и такое отвращение от порока, что ее одобряют все и непричастные к ней, а порок осуждают и отвращающиеся от него и предающиеся ему.

Зараженный... каким-нибудь пороком очень скоро отстанет от него и исцелится, если всегда будет ходить в церковь и постоянно слушать поучения; но кто прервал связь с этим собранием, уклонился от отеческого наставления и убежал из врачебницы, тот, хотя и кажется здоровым, скоро подвергнется болезни.

Будем заботиться о добродетели и избегать порока, потому что первая приносит пользу и живым, и отшедшим, а последний вредит с обеих сторон, подвергая их позору и уводя к вечным наказаниям.

Неправое учение обыкновенно ведет за собой дурную жизнь, так и развратная жизнь часто производит неправые учения.

От порочного и развратного (человека) все отвращаются и ненавидят, хотя бы он приобрел многий достаток.

Вся порочность происходит от нашего легкомыслия, от того, что мы не с начала и не с первого возраста руководим детей к благочестию.

Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению и, как пленники, влекутся туда, куда направляет их диавол. Он, наконец, управляет ими и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея в виду только настоящее услаждение и не думая о скорбях в будущем.

Так обыкновенно действует порок: всегда враждуя против добродетели, он свои преступления старается ей приписывать.

Порок доставляет кратковременное удовольствие и продолжительную скорбь, а добродетель — кратковременный труд и продолжительную пользу, а вместе удовольствие.

Как гной, скопившийся в светлом зрачке глаза, ослепляет и помрачает свет его, так и ум, занятый пороками, помрачается и ослепляется в душе нашей.

Нет ничего хуже человека, преданного порокам, хотя бы он был царем; и напротив, нет ничего выше человека, стяжавшего добродетель, хотя бы он был узником.

Как гнилые раны очищаются горькими лекарствами, прижиганиями и отсечениями, так и пороки останавливаются наказанием.

Нет ничего бессильнее человека порочного; он побеждается собственным своим оружием; как железо гибнет от ржавчины и мех от моли, так и грешник от порока.

Нет ничего ничтожнее и бессильнее порока, хотя бы он был окружен бесчисленным богатством, хотя бы имел великую внешнюю власть.

Что может быть несчастнее человека, живущего порочно, который, кроме того, что раболепствует имуществу, еще оскорбляется достоинствами других, славу других считает собственным наказанием, призывает суд сам на себя, терзается своей совестью, мучится в своей душе, становится палачом для самого себя?

В самом пороке уже заключается наказание; ты сам, еще прежде наказания, причиняешь себе наказание, рождая зло в самом себе.

Порок заключает в себе самом мучение еще прежде наказания

Как добродетель заключает в себе самой награду еще прежде венцов, так порок заключает в себе самом мучение еще прежде наказания.

Пусть никто не осуждает нас, что мы назвали человека порочного худшим дикого зверя. Зверь хотя не имеет кротости от природы, но легко может быть обманут и проявить себя тем, что он есть; а от человека, замышляющего зло и принимающего на себя различные виды, остеречься гораздо труднее, нежели от дикого зверя; часто он одевается шкурой овцы, а внутри скрывает волка, поэтому многие неосторожные и впадают в его сети.

Если кратковременный порок есть тяжкое зло, то какое прощение, какое оправдание могут иметь те, которые постоянно упражняются в нем и никогда не насыщаются?

Порочным пожеланиям не нужно дозволять рождаться, а зарождающиеся подавлять внутри и иссушать в самом корне.

Природа сама в себе не заключает порока, но принимает его по свободному произволению души, увлекаясь беспечностью.

Непорочный есть тот, кто свободен от всякого преступления, скверны и нечистоты, не имеет никакого порока, беззакония и греха, он же и блаженный, потому что по отшествии из здешней жизни удостоится истинного блаженства, просветится светом Боговедения и вселится в покое и наслаждении вечной жизни, т. е. Царства Небесного.

Таков порок: он часто, еще не слыша обличения, тяготится самим присутствием людей, живущих честно.

Человек, предавшийся неправым действиям, хотя бы был окружен тысячью стен, ничем не отличается от безоружного и незащищенного.

Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, то представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет.

Памятование о таковых словах <о геенне>, как бы некоторое лекарство горькое, может истребить всякий порок, если оно будет постоянно жить в нашей душе.

Удовольствия порока кратковременны, а скорбь постоянна; от добродетели же, напротив, радость нескончаемая, а труд — только временный.

Если... бояться Бога значит иметь мудрость (Притч. 1:7), а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех.

Кто порочен по жизни, тот не может ни отказаться от развращенного учения, ни пребывать в здравой вере, не принимает все это по большой необходимости.

Порочная жизнь унижает догматы о воскресении, о бессмертии души, о суде и принимает много противного: судьбу, необходимость, неверие в Промысл. Душа, погрязшая в многочисленных пороках, старается изобретать для себя подобного рода утешения, чтобы не скорбеть при мысли, что есть Суд и что нас ожидает воздаяние за добро и зло. Такая жизнь производит бесчисленное множество зол, делает людей зверями и даже бессмысленнее зверей, что есть в каждой породе зверей порознь, то она часто соединяет в одном человеке и низвращает все.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Кассиан Римлянин

Преподобный Кассиан Римлянин

----картинка линии разделения----

Невозможно кому-либо совершенно очиститься от плотских пороков

Некоторые пороки возникают без всякого предшествующего повода от природы, а по произволу одной развращенной злой воли, как то: зависть и самое сребролюбие, которые, не имея в нас никакого основания со стороны природного инстинкта, снискиваются отвне. Впрочем, сколь легко предостеречься и удобно уклониться от них, столь же жалкой делают душу, когда займут и овладеют ею, и едва допустят употребить лекарства для исцеления ее, потому что или не заслуживают того, чтобы исцелиться скорым врачеванием те, которые уязвлены тем, чего могли не знать... или, по крайней мере, потому, что, имея худое основание, неспособны строение добродетелей возводить до верха совершенства.

Отцы говорят, что невозможно кому-либо совершенно очиститься от плотских пороков, если не сознает, что весь труд и старание его не могут быть достаточны для достижения такого совершенства, и если не убедится, будучи научен не столько наставлением преподающего, сколько расположением, усилием и опытом собственным, что достигнет его не иначе, как по милосердию и при помощи Божией. Ибо для получения столь величественной и столь превосходной награды за чистоту и непорочность, каков бы ни был употреблен труд поста, бдения, чтения, уединения, отшельничества, не может быть достоин того, чтобы получить ее по заслугам своего старания, или труда. Ибо собственный труд, или человеческое старание никогда не заменит Божественного дара, если он, по милосердию Божию, не будет сообщен желающему.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исидор Пилусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот

----картинка линии разделения----

Надлежит порока избегать, а добродетели держаться неослабно

Что порок везде невыгоден, в настоящем — худой сожитель, а в будущем — сильный обличитель — это подтвердят тебе многие.

Земледельцы с корнем выдергивают вырастающие вместе с пшеницей плевелы, чтобы чистый плод иметь под руками во время жатвы. Посему и тебе надлежит отсекать помрачающие ум пороки, чтобы здравая и непричастная никакой страсти совесть возделывала брашно, пребывающее в живот (Ин. 6:27).

Порок имеет приятность пагубную, а добродетель — трудную и славную, потому что добрая слава с приятностью орошается потом. Посему надлежит порока избегать, а добродетели держаться неослабно.

Порок отлучил людей от Бога и разлучил между собой, посему со всей стремительностью надлежит бежать от порока и идти вслед добродетели, которая приводит нас к Богу и связует нас друг с другом.

Не нападая через меру на людей и не клевеща на разумный род, но с великой пощадой Священное Писание изрекло: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48:12). Ибо если исследуем в точности, то мы в опасности уподобляться не только скотам, но и неукротимым зверям; лучше же сказать, любитель гнусных страстей и их превосходит. И подлинно удивительно и странно то, что каждый зверь порабощен одному недостатку, а почитаемый человеком, совместив в себе все в совокупности недостатки, простирается далее их неразумия. И чтобы слова сии не показались тебе преувеличением, рассмотрим дело беспристрастно. Когда скачет кто, как вол, бьет ногами, как осел, ржет на женщин, как женонеистовый конь, предается обжорству, как медведь, утучняет тело, как меск, помнит зло, как верблюд, гневлив, как лев, хищен, как волк, язвит, как скорпион, хитр, как змея, соблюдает яд лукавства, как ехидна, собирает деньги, или, лучше сказать, грехи, как мухи едкую пыль; тогда возможно ли кому сего зверонравного причислить к людям, не усматривая в нем черт естества кроткого, но примечая смрад какой-то, по языческому баснословию, скиллы, химеры и гидры. Если же спросишь: поэтому что же надобно делать? — то отвечу тебе: должно непрестанно иметь в руках духовное зеркало, разумею Божественные Писания, в которых заключаются и история мужей добрых, и постановленные Богом спасительные законы. Ибо это зеркало не показывает только безобразие, но и прелагает оное, если пожелаем, в неизобразимую красоту.

Хотя язва тяжела и готовит бессмертную смерть, однако же, если призовешь Божию помощь, препобеждающую страдания и всякий порок, то не останется и следа сей язвы.

Порок и без другого наказания сам есть наказание, а добродетель и без венцов — венец.

Гораздо хуже и больше заслуживает наказания — хвалить погрешающих, нежели погрешать... Кто, погрешив, осуждает грех, тот возможет со временем исправиться, имея в осуждении греха весьма великую помощь к тому, чтобы раскаяться, а кто хвалит порок, тот лишает себя помощи покаяния... поелику соизволение есть приговор развращенного сердца и души неисцелимо больной, то похваляющий грех справедливо называется гораздо более беззаконным, нежели погрешающий, ибо один весьма скоро удалится от греха, а другой вовсе не удалится, хотя и превозможет тот или другой приговор.

Лучше не даваться в плен пороку, а плененному — знать, что пленен, и скорее отрезвляться, как бы от некоего опьянения. Ибо кто пленен, а не думает о своем плене, тот неисцельно болен.

Бегайте... порока, он силен на то, чтобы любителей своих приводить в неистовство и делать неразумными.

Порок, когда неудержимо неистовствует и не допускает уцеломудрения, обыкновенно одним только наказанием может быть остановлен.

Злоухищрение порока велико и многосложно, но ты преоборай его добродетелью.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это — демонский блещущий над нами меч. Кто не ожидает, что даст отчет в сделанном им, тот, конечно, будет держаться всякого порока.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Марк Подвижник

Преподобный Марк Подвижник   

----картинка линии разделения----

Причина всякого порока есть тщеславие и сласть

Всякий порок оканчивается непозволенным наслаждением.

Должно возненавидеть сребролюбие, тщеславие и сласть, как матерей пороков и мачех добродетелей.

Допустив в себе начало порока, не говори: он не победит меня. Ибо насколько ты предался ему, настолько уже побежден им.

Самомнение и гордость суть причины хулы, сребролюбие же и тщеславие — немилосердия и лицемерия.

Как добродетель обыкновенно рождается от скорбей и бесчестия, так и порок от сластей и тщеславия.

Страх Божий понуждает нас вести борьбу с пороком, и, когда мы боремся, Господь истребляет его.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

----картинка линии разделения----

Не желай знать пороков ближнего твоего

Через упражнение в пороке мы принимаем некоторый чуждый и противный естеству навык, т. е. приходим в навык некоего губительного недуга, так что, если даже пожелаем, не можем исцелиться без многой помощи, без многих молитв и многих слез, которые могли бы преклонить к нам милосердие Христово.

Не желай знать пороков ближнего твоего и не принимай на него подозрений, внушаемых тебе врагом, если же они и возникают в тебе, по греховности нашей, то старайся обращать их в добрые помышления.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Памфутий

Авва Пафнутий

----картинка линии разделения----

Со всем постоянством должно нам заботиться о том, чтобы и внутренний наш человек отверг и расточил все собранное им в прежнем состоянии богатство пороков, кои, внутренне сроднившись с телом и душой, составляют неотъемлемую нашу собственность, так что и по исходе не перестанут сопровождать нас, если не будут отсечены и отвергнуты, пока еще пребываем в теле сем.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Евагрий Понтийский

Авва Евагрий Понтийский

----картинка линии разделения---

Скорченность назад есть порок разумной природы, по которому она становится непреклонною на добродетель и Боговедение.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения---

Горе нам, что диавол уловляет нас сластолюбием, болезнями, нуждами и всеми кознями своими, однако мы не хотим оставить своих пороков.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Афанасий Великий

Святитель Афанасий Великий 

----картинка линии разделения----

Хотя все пороки имеют между собой связь, выходя из одного и того же сердца, однако же, при оправдании в преступлении, не имеют они между собой ничего общего.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Даниил

Авва Даниил 

----картинка линии разделения----

Более гибельны и труднее для уврачевания те пороки, которые проявляются под личиной добродетелей и под образом духовных предметов, нежели те, которые совершаются явно для плотского удовольствия. Ибо этим, как явные, открытые недуги, скорее обличают и врачуются. А те, как прикрывающиеся видом добродетелей, то остаются неисцельными и всех, обольщенных ими, делают опасно и отчаянно больными.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Серапион

Авва Серапион

----картинка линии разделения----

Добродетели не могут вместе с пороками ужиться

Когда у тебя благополучно кончится брань с плотскими пороками и увидишь, что ты избавился от нечистоты их и от жизни мирской, то, надмившись успехом брани и победы, не приписывай этого своей силе и мудрости, думая, что победу над духовными непотребствами и плотскими пороками ты одержал своими трудами, старанием и свободным произволением. Ты, без сомнения, вовсе не можешь преодолеть их ни в чем, если Господь не сообщит тебе помощи и не будет покровительствовать тебе.

Всякий порок в нашем сердце имеет свое место, которое занимая в нашей душе, вытесняет... созерцание высших святых предметов и непрестанно противится им. Ибо добродетели не могут вместе с пороками ужиться... Некогда пороки будут побеждены... добродетелями, воюющими против них, то место, которое занимал в нашем сердце дух похоти или блуда, потом займет целомудрие; какое захватила ярость, то присвоит терпение; какое занимала скорбь, причиняющая смерть, тем возобладает спасительная печаль, полная радости; какое попирала гордость, то почиет смирение, и таким образом по изгнании каждого порока места их займут противоположные расположения — добродетели, которые справедливо называются... душами, видящими Бога; по изгнании из сердца всех страстей они займут не чужие владения, а собственные возвратят.

Сильнее бесноватых удручаются те, которые хотя по телу по видимому не бывают одержимы бесами, но по душе гибельнее бывают обладаемы именно предающиеся их порокам и удовольствиям. Ибо, по изречению Апостола, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2:19). Разве в том безнадежнее болезнь бесноватых, что они, будучи рабами бесов, не сознают того, что они терпят от них нападение и подверглись господству их. Впрочем, мы знаем, что и святые мужи за какие-нибудь самые легкие погрешности были предаваемы по телу сатане или большим недугам, поелику милосердие Божие не допускает, чтобы оказалось в них и самое малое пятно греховное в день Страшного Суда или нечистота в сердце их, — Бог очищает их в настоящей жизни, чтобы переселились в вечность, как золото или серебро, очищенное огнем, не имея нужды ни в каком очищении посредством наказания.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Фалласий

Авва Фалассий

----картинка линии разделения----

Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставя Его, раболепствует плотским сластям. 

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаак

----картинка линии разделения----

Если мы не будем чисты от всех пороков и трезвенны от упоения всех страстей, то и без употребления пьянственного вина, и без роскошных пиршеств сердце наше отягчится пьянством и объядением, еще более вредным.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Херемон

----картинка линии разделения----

Вера страхом будущего Суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу, т. е. побуждают воздерживаться от всего запрещенного, но степенями своего превосходства много различаются между собой. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним, третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие.

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждой будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков, и между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви Божественной, — кто обладает благом чистоты единственно по любви к святости и делает все, не обращая уже внимания на обещанную в будущем награду или наказание, но услаждаясь сознанием настоящего доброго дела своего. В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем к греху и не может увлечься самыми сокровенными обольстительными помыслами, ибо, питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего. Поистине иное дело иметь ненависть к порокам и плотским сквернам по чувству удовольствия, получаемого от совершения доброго дела, иное — обуздывать беззаконные похоти, имея в виду будущую награду; иное опять бояться настоящего вреда, и иное — страшиться будущего наказания. Наконец, гораздо более значит не хотеть ради самого добра отстать от добра, нежели из боязни зла не соглашаться на зло. Ибо в первом случае добродетель является свободной, а в последнем, как бы принужденной, как бы против воли, насильно исторгнутой страхом наказания или желанием награды. Ибо, кто по побуждению страха уклоняется от обольщений пороков, тот, по отнятии страхом полагаемого препятствия, снова обратится к тому, что любит, и потому не всегда будет тверд в своей добродетели и... не будет иметь твердого и непрерывного мира внутренней чистоты.

Очевидный... признак души, не очищенной еще от скверны пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Нестерой

----картинка линии разделения----

Истребить в собственной плоти нечистое вожделение — это есть большее чудо, нежели изгнать нечистых духов из чужих тел; силой терпения укротить мятежные движения гнева — это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе (Еф. 2:2; 6:12); избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния — это гораздо важнее, нежели исцелить телесные немощи и болезни другого; вообще врачевать болезни собственной души есть славнейшая добродетель и высшее совершенство, нежели врачевать болезни чужого тела. Ибо чем душа выше тела, тем важнее ее здравие, и чем существо ее драгоценнее и превосходнее, тем тягче и гибельнее ее падение.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Феона

----картинка линии разделения----

Нам надобно знать, что не потому только мы должны очищаться от всякого порока, что он возмущает наше чувство, но потому, что он не довольствуется тем, чтобы господствовать одному без соучастия других, а, введши свирепую толпу всех страстей, разнообразным пленом опустошает покоренный ему дух.

Сребролюбие, тщеславие, гордость и множество всяких пороков соединяются нераздельным союзом. Таким образом, если и один какой-нибудь порок начнет усиливаться в нас, то он будет доставлять приращение и прочим.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Авраам

----картинка линии разделения----

Всех пороков один источник и начало, а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений.

Так как все мудрецы различают в душе тричастную потребность, то и недугом каким-нибудь повреждается или разумная, или раздражительная, или вожделевательная часть. Когда какой-нибудь из этих способностей овладеет вредная страсть, то от причин ее дается имя и пороку. Ибо если разумную часть поразит язва пороков, то произведет пороки тщеславия, возношения, зависти, гордости, предрассудков, спорливости, ересей. Если поранит раздражительную способность, то породит ярость, нетерпеливость, печаль, уныние, малодушие, жестокость. Если повредит вожделевательную часть, то произведет чревобесие, блуд, сребролюбие, скупость и другие вредные земные пожелания.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com