ПОЗНАНИЕ 

----картинка линии разделения----

 

Все познания, касающиеся веры, да будут для тебя всегда как бы новыми, т. е. всегда имеющими одинаковую свою важность, святость и занимательность. 

Преподобный Иоанн Кронштадский

 

 ---картинка линии разделения текста---

 

 Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов 

---картинка линии разделения---

Познанная часть мира несравненно меньше непознанной

Есть три формы познания:

1) Эмпирическое (из опыта, чувств),

2) Рациональное (рассудок),

3) Идеальное.

Эмпиризм – мировоззрение, по которому единственным орудием познания должен быть признан опыт или чувственные наблюдения. Мистики учат, что ни природа, и ни разум, а внутреннее чувство есть созерцающее Божество.

Сенсуализм – учение, что все действия и стремления имеют чувственное основание и что удовлетворение их является высшим благом, последней целью всякой деятельности, даже нравственной. Сенсуализм во всем определяет чувственное основание.

Интеллектуализм источником истинного и достоверного знания считает один' разум. Рационализм все подчиняет разуму.

Письмена на хартии, голос, выражают «внутренний разум» и являются «словом воплощенным». Для рационалиста все это психо-физиологический процесс, а для свято-отеческого символизма – это таинственное отображение боговоплощения.

Познание дает понятия о предметах сверхчувственных – Бог, истина, добро, бесконечность, которые называют идеями умосозерцаемыми.

Традиционализм – передача предания от первоисточника к поколению.

Религия есть область бесконечного, невыразимого, сверхъестественного, потустороннего, т. е. абсолютного и трансцендентного. Отцы представляли себе весь мир, как символическое отображение иного мира, указывая в них непреходящую реальность божественного, сокровенную сущность и тайну Божественной любви, когда космология становится антропоцентричной, а антропология – христоцентричной.

Познай сам себя, какая в тебе тайна естества, как ум твой все обходит, как в себе все управляется волею, что такое сохранение воспринятого – память, что такое возобновление утратившегося – припоминание, как слово есть порождение ума, и рождает слово в уме другого, как словом передается мысль, как гнев приводит в ярость и стыд – в краску.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Евагрий Понтийский

 Авва Евагрий Понтийский 

---картинка линии разделения---

 

Познай смыслы и законы обстоятельств, образов жизни и занятий людей, приходящих к тебе, дабы ты смог легко говорить каждому из них полезное для него 

Тебе надлежит всегда иметь материал для объяснения того, что сказано в Священном Писании, а также постигать умом все вещи, даже если они частично ускользают от тебя. Ибо только Ангелу свойственно такое познание, когда не ускользает от него ничего из того, что есть на земле. 

Также надлежит познать определения вещей, прежде всего - определения добродетелей и пороков. Ибо это есть источник ведения и неведения, Царства Небесного и царства вечных мук. 

Относительно аллегорических и буквальных мест Священного Писания следует провести исследование, дабы знать, принадлежат ли они к области духовного делания, естественного созерцания или богословия. Если они относятся к духовному деланию, то следует исследовать, идет ли в них речь о яростном начале души и о порождениях его, о начале ли желательном и его следствиях, или же об уме и его движениях. Если относятся к естественному созерцанию, то следует рассмотреть, позволяют ли они познать какое-либо из учений, касающихся природы, и какое именно. А если аллегорическое место касается богословия, то должно исследовать, говорится ли в нем о Святой Троице и рассматривается ли Она как Троица, или как Единица. Однако если нет ничего этого, то перед нами, либо простое созерцание, либо нужно понимать это как пророчество. 

Хорошо также знать характерные выражения, присущие Священному Писанию, и насколько возможно представлять их посредством примеров. 

Следует еще знать, что какая-нибудь фраза Священного Писания, относящаяся к нравственному любомудрию, не обязательно предполагает нравственное созерцание, так же как фраза, относящаяся к природе, не обязательно предполагает созерцание природы. Наоборот, места Священного Писания, относящиеся к нравственному любомудрию, иногда содержат естественное созерцание и даже богословие. Например, то, что говорится о блудодеяниях и прелюбодеяниях Иерусалима (Иез.16:15-34); о животных, живущих на суше и в воде, и о птицах, чистых и нечистых (Лев.11:2-19); о солнце, которое восходит и заходит и спешит к месту своему (Еккл.1:5), - все это относится, во-первых, к богословию, во-вторых, к нравственному учению, а в-третьих, к естественному любомудрию. Или: первое место соотносится с нравственным учением, а два других - с естественным любомудрием. 

Слова людей, достойных порицания, не делай предметом аллегорического толкования и не ищи в них духовный смысл, за исключением тех случаев, когда Бог действовал ради Домостроительства, как было с Валаамом (Числ.22:17-19) и Каиафой (Ин.11:49-51), дабы один пророчески предсказал о рождении Спасителя нашего, а другой - о смерти Его.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

---картинка линии разделения---

Познание веры

Все познания, касающиеся веры, да будут для тебя всегда как бы новыми, т. е. всегда имеющими одинаковую свою важность, святость и занимательность.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru