ПРЕДУСТАВЛЕНИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Спрашиваете: "как так: предуставленные уверовали?"... Мысль неверна, ибо дело бывает наоборот: предуставление от уверования, а непредуставление от неуверования.

Святитель Феофан Затворник 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил (Рим.8:28-30). 

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Господь содействует ко благу, соделавшегося по предуведению званным

Не легкое, а может быть, даже и невозможное дело — видимым в этой жизни приятностям предпочесть невидимое благо; и человеку без труда решиться на то, чтобы ему быть изгнанным из своего дома, или разлученным с супругою и детьми, с братьями и родителями, со сверстниками и со всем приятным в жизни, если Сам Господь не содействует ко благу соделавшегося по предуведению званным. Ибо кого предуведает, как говорит Апостол, того предуставляет, и призывает, и оправдывает, и прославляет (Рим. 8:28-31). Поелику душа посредством телесных чувств делается как-то привязанною к житейским приятностям, и посредством глаз услаждается благоцветностью вещества, и посредством слуха получает наклонность к тому, что приятно действует на слух, а посредством обоняния, вкуса и осязания приобретается расположение к тому, что обыкновенно имеет приятность для каждого из сих чувств, то как бы гвоздем каким, чувственною силою к житейским сладостям пригвожденная душа делается неразрывно привязанною к тому, к чему прилепилась, и, влача на себе все бремя жизни, подобно черепахам и улиткам, как бы связанная каким-то раковистым  покровом, бывает неповоротлива для таковых движений. Посему в таком состоянии удобно уловляется гонителями, при угрозе описанием имения или при утрате чего-либо иного, вожделенного в этой жизни, без сопротивления отдаваясь во власть и делаясь подручною преследующему. Но когда живо слово, как говорит Апостол, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4:12) проникает в истинно приявшего веру и рассекает сросшееся ко вреду вместе, и расторгает связи привычки, тогда верующий, как бы бремя какое, привязанное к душе, свергнув с рамен мирские удовольствия, подобно какому-то скороходу, легко и проворно проходит поприще подвигов, пользуясь в течении своем руководством Подвигоположника. Ибо взирает не на то, что оставил, но на то, к чему стремится; не на сладости, которые позади, обращает око, но вожделевает предлежащего ему блага; не скорбит об утрате земного, но восхищается приобретением небесного, а посему с готовностью приемлет всякий вид мучения, как повод и содействие к предлежащей радости; с готовностью приемлет огонь, как очищение от вещества; меч, как расторжение связей ума с вещественным и плотским, примышление всяких трудов и болезней, как противоядие от зловредной отравы удовольствиями.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

 

Божие предуставление и ожесточение

Спрашиваете: "как так: предуставленные уверовали?"... Стало быть, которые не уверовали, не предуставлены? Чем же они виноваты? Недоумение ваше стоит на мысли, что одни веруют, потому что предуставлены, а другие не веруют, потому что не предуставлены. Мысль неверна, ибо дело бывает наоборот: предуставление от уверования, а непредуставление от неуверования. Видит Бог наперед жизнь человека в целом... и решает: сему быть в числе верующих и спасенных, а сему не быть... Определение Божие есть вывод из всей жизни человека, сама же жизнь течет и по склонениям произволения, и по воздействию на нее Божеского Промышления и внутри и вовне... Бог все делает чтоб вразумить человека. Если после всех попечений о нем видит его не хотящим исправляться, то оставляет его, как бы говоря: ну, делать нечего, оставайся. Бог не хочет смерти грешника, но и произволения не насилует, и только все делает для склонения произволения на добро. Все такое Он предвидит о каждом, и как предвидит, так и определяет. Таким же образом решается и то, как Бог уши закрывает, чтобы не слышали... и еще - как ожесточает... Бог все употребляет, чтобы образумить человека: одно не смиряет его, другое делает для него, - другое безуспешно, - третье употребляет... так до конца. Кто покоряется, тот спасается, и кто не слушается, начиная с первого вразумления до последнего, тот все более и более ожестевает и, наконец, делается никуда негожим и неисправимым. Вот этот итог и означают словами: уши закрыл Бог, или ожесточил... Это образ Божия определения такого: больше нечего Мне для тебя сделать, чтобы ты услышал, - не услышишь больше ничего, оставайся, как глухой... То же и об ожесточении...

Возьмите себе за правило - в подобных недоумениях напомнить уму своему, что предопределения Божии, относительно ли отдельно каждого человека, или относительно целых народов, суть сокровенные советы Божии, для нас до ясности непостижимые. В том же, что непостижимо, тотчас надо заставлять ум свой подклоняться под иго веры, или прибегать под кров веры. Несомненно, что Промышления Божии от мыслей человеческих отстоят как небо от земли. Если не можем достать до неба рукою, чтобы осязать тамошние Божеские вещи, нечего и умом своим пялиться туда, чтобы осязательно познать, как что есть. Довольно знать, что так Бог сказал: "Божия никтоже весть, точию Дух Божий живущий в Нем". Нечего и браться за постижение того, что возвещается непостижимым. Ныне удержа нет от совопросничества. Все требуют доводить до ясного разумения. И слушать ничего не хотят... вынь да положь. Как Бог един и троичен? Как Бог Сын воплотился, будучи беспределен? Как Божия Матерь Приснодева? Как хлеб и вино - Тело и Кровь Господа?.. Да и все устроение нашей веры и Церкви таинственно... и все это подай и объясни... Умишко наш - комар, а все пищит! Спаситель сказал: Никто не знает, что есть Сын, токмо Отец; и никто не знает, что есть Отец, токмо Сын. То же и о Святом Духе разуметь должно. Зачем же и добиваться, как Бог един есть Отец, Сын и Святый Дух? Апостол говорит: Великая благочестия тайна - Бог явися во плоти. Зачем же сюда лезть со своим мудрованием? То же и о всем: надо смиренно подчиняться определениям веры исшедшим из уст Божиих, хотя то и непостижимо для ума. В чем поклонение ума Богу? - в покорном принятии глаголов Его, яко истиннейших.

Если бы вам кто сказал: упритесь-ка плечом в дом и спихните его под гору. Стали бы вы это делать? Конечно, нет, зная, что это невозможно. А если бы вы стали, не имели ли бы видящие это права подумать, что у вас голова не в порядке? Вот этого приговора заслуживают все, кои пытаются разгадать тайны Божии, о которых Сам Бог сказал, что они непостижимы. Ныне мы верою ходим, а не видением. Стараться приближать к нашему пониманию тайны Божии с покорностию вере нет греха, но блаженнее те, кои, не видя, веруют. Я думаю, что вы в таком состоите настроении.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com