СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПАТРИАРХ

----картинка линии разделения----

 

СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПАТРИАРХ

 

Мы веруем, что Бог Слово безстрастно воплотился, и веруем благочестиво: ибо это — основание нашего спасения. Но мы и любим Того, Который ради нас принял зрак раба, не потерпев применения естества и не сделав приложения в Троице. Посему всякий христианин, не богатый верою, надеждою и любовью, не есть то, чем называется, и хотя бы он, по-видимому, часто порабощал тело свое, и свободен был от страстей душевных; однако, при одной нравственной добродетели, он не удостоится венцов победы, как не достигший чрез богословие до Того, Кто есть раздаятель венцов. 

И так Вера, глава всех добродетелей, как сказал я прежде, да соблюдается неподдельною, да не принимает никакого прилога от человеческих мудрований, да не омрачается никакими языческими суесловиями, но да пребывает в пределах Евангельских и Апостольских, так чтобы никто не дерзал посягать на ту Веру, чрез которую мы спасены и которую при крещении мы языком, как бы рукописанием, засвидетельствовали. Ибо высота Веры отревает всякое дерзновенное на нее посягательство не только от людей, но и от безплотных существ, как говорит блаженный Павел: “но если даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1:8). Ибо Ангел назначен не к учению, а к служению, и опасно не оставаться всякому в том чине, в каком кто поставлен, а браться за то, что выше его природы. Но если бы даже кто, и опираясь на свою природу, дерзнул вводить что-нибудь, то никакое нововведение учение да не приемлется.

«Послание к армянам о вере»

 

----картинка линии разделения----

 

Дни памяти: 3 декабря

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПРОКЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Свя­ти­тель Про­кл, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, с юных лет все свое вре­мя от­да­вал мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Гос­подь удо­сто­ил его ве­ли­ко­го сча­стья быть уче­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста († 407, па­мять 13 но­яб­ря), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его сна­ча­ла в сан диа­ко­на, а за­тем в сан пре­сви­те­ра. Свя­той Про­кл был сви­де­те­лем яв­ле­ния апо­сто­ла Пав­ла свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту. От сво­е­го учи­те­ля свя­той Про­кл по­лу­чил глу­бо­кие зна­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, на­учил­ся в со­вер­шен­ной фор­ме из­ла­гать мыс­ли.

По­сле из­гна­ния и смер­ти свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста свя­той Про­кл был ру­ко­по­ло­жен свя­тым пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Си­си­ни­ем (426–427) в сан епи­ско­па го­ро­да Ки­зи­ка, но под вли­я­ни­ем ере­ти­ков-несто­ри­ан паства из­гна­ла сво­е­го свя­ти­те­ля. То­гда свя­той Про­кл вер­нул­ся в сто­ли­цу и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в хра­мах Кон­стан­ти­но­по­ля, укреп­ляя слу­ша­те­лей в пра­во­слав­ной ве­ре, об­ли­чая зло­че­сти­вых ере­ти­ков. По смер­ти свя­ти­те­ля пат­ри­ар­ха Си­си­ния, свя­ти­тель Про­кл был воз­ве­ден во ар­хи­епи­ско­па. Став пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, управ­лял Цер­ко­вью в те­че­ние две­на­дца­ти лет (434–447). Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Прок­ла при свя­том ца­ре Фе­о­до­сии II (408–450) из Ко­ман в Кон­стан­ти­но­поль бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.

Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Прок­ла им­пе­рию по­стиг­ло раз­ру­ши­тель­ное зем­ле­тря­се­ние, про­дол­жав­ше­е­ся несколь­ко ме­ся­цев. В Вифи­нии, Гел­лес­пон­те, Фри­гии ру­ши­лись го­ро­да, ис­че­за­ли с ли­ца зем­ли ре­ки, в без­вод­ных преж­де ме­стах воз­ни­ка­ли гу­би­тель­ные на­вод­не­ния. Кон­стан­ти­но­поль­цы во гла­ве с пат­ри­ар­хом и им­пе­ра­то­ром вы­хо­ди­ли из го­ро­да и со­вер­ша­ли мо­леб­ны о пре­кра­ще­нии неви­дан­но­го по си­ле бед­ствия. Во вре­мя од­но­го мо­леб­на из тол­пы был неви­ди­мой си­лой под­нят в воз­дух маль­чик и уне­сен на та­кую вы­со­ту, где че­ло­ве­че­ский взгляд уже не мог его ви­деть. За­тем це­лым и невре­ди­мым от­рок был опу­щен на зем­лю и рас­ска­зал, что там, в вы­шине, он слы­шал и ви­дел, как Ан­ге­лы, сла­вя Бо­га, по­ют: «Свя­тый Бо­же, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный». Весь на­род за­пел Три­свя­тую мо­лит­ву, при­со­еди­нив к ней: «по­ми­луй нас» – и зем­ле­тря­се­ние пре­кра­ти­лось. Эту мо­лит­ву Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­ет за бо­го­слу­же­ни­ем и до се­го дня.

Кон­стан­ти­но­поль­ская паства лю­би­ла сво­е­го пат­ри­ар­ха за его по­движ­ни­че­скую жизнь, за его за­бо­ту об обез­до­лен­ных и за его про­по­ве­ди. До на­ших дней до­шли мно­гие тво­ре­ния свя­ти­те­ля. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся на­прав­лен­ные про­тив несто­ри­ан два Сло­ва свя­ти­те­ля в по­хва­лу Бо­жи­ей Ма­те­ри и че­ты­ре Сло­ва на Рож­де­ство Хри­сто­во, из­ла­га­ю­щие пра­во­слав­ное уче­ние о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. Все­об­щее ува­же­ние снис­ка­ла де­я­тель­ность свя­то­го пат­ри­ар­ха по устрой­ству бла­го­чи­ния во всех цер­ков­ных де­лах. Окру­жен­ный лю­бо­вью и по­че­том, Про­кл ото­шел ко Гос­по­ду в пре­клон­ном воз­расте († 446–447).

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru