РАБЫ

----картинка линии разделения----

 

Рабом ли ты призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 

Апостол Павел 

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел 

ht

О рабах

Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья, но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай (1Тим.6:1,2).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

(Беседы на послание к Филимону)

Рабом ли ты призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся

Прежде всего, нужно сказать о поводе к написанию этого послания, а потом и о других вопросах. Какой же был повод? Некто Филимон, один из почтенных и благородных мужей, – а что он был муж почтенный, это видно из того, что весь дом его был верным и настолько верным, что называется даже церковью, как говорит Павел, когда пишет: "и домашней твоей церкви! (Флм. ст. 2), также свидетельствует о великом его послушании и о том, что им "успокоены сердца святых" (ст. 7), и заповедует в том же послании приготовить для себя гостинницу (ст. 22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых, – этот почтенный муж имел раба Онисима. Онисим, украв что-то у господина своего, убежал, а что он действительно украл, о том, послушай, как говорит Павел: "Если же он чем обидел тебя, или должен, я заплачу" (ст. 18:19). Потом, придя к Павлу в Рим, найдя его в темнице и будучи оглашен от него учением, он принял там крещение, а что он принял там дар крещения, видно из слов: "которого родил я в узах моих" (ст. 10). Поэтому Павел пишет послание, в котором препоручает его господину, чтобы тот во всем простил его и принял, как уже возрожденного.

Кто живет духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще все приносит пользу слушающим, и никакого не встречается к тому препятствия и затруднения. Впрочем, вам полезно узнать, что это послание касается предметов необходимых. Смотри же, сколько доброго в нем заключается. Во-первых мы научаемся, что нужно быть внимательным ко всему, потому что если Павел показывает столько заботливости о беглеце, разбойнике и воре, не отказывается и не стыдится отсылать его с такими похвалами, то тем более нам не следует быть небрежными в подобных случаях. Во-вторых, что не нужно считать сословие рабов отверженным, хотя бы дошли они до крайней степени зла, потому что если вор и беглец сделался настолько добродетельным, что Павел желал иметь с ним общение и писал: "дабы он вместо тебя послужил мне" (ст. 13), то тем более не следует отчаиваться в людях свободных. В-третьих, что не нужно рабов отнимать от господ, потому что если Павел, будучи так уверен в благорасположении к нему Филимона, не хотел без воли господина удержать при себе Онисима, который был так нужен и полезен ему, то тем более не должны делать этого мы. Если раб – человек добродетельный, то он тем более должен оставаться в услужении и почитать власть господина, чтобы приносить пользу всем находящимся в доме. Для чего же снимать свечу со светильника «и ставить ее под сосудом (Mф.5:15)? О, если бы и тех, которые находятся вне, можно было ввести внутрь города! Но что, скажешь, если он и тогда окажется негодным? Почему же, скажи мне? Потому ли, что он войдет в город? Но подумай, что, находясь вне, он будет еще хуже, если он, находясь внутри, окажется негодным, то тем более будет таким, находясь вне, здесь, при попечительном господине, он будет свободен от неизбежных забот, а там эти заботы, может быть, отвлекут его от предметов более необходимых и духовных.

Потому блаженный Павел и дает рабам такой прекрасный совет: "Рабом ли", – говорит, – "ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся" (1 Кор.7:21), т. е. оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как и сам он говорит в послании: "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение" (1 Тим.6:1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу, иначе многие были бы поставлены в необходимость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие. Сказать ли и еще нечто? Это послание научает нас не стыдиться рабов, если они добродетельны, если Павел, превосходнейший из всех людей, так отзывается о нем (Онисиме), то тем более мы должны так поступать со своими рабами. После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто-нибудь станет думать, что это послание напрасно включено в канон? Не будет ли это крайним безумием? Итак, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное апостолом, уже получив от него столько пользы, мы получим еще больше при последовательном чтении.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com