РАЗУМ СОВЕРШЕННЫЙ

----картинка линии разделения----

 

Не впадай в младоумие*, но преуспевай и возрастай в совершенный по мере возраста разум… дабы освободиться тебе прежде смерти от смерти и греховного тления. 

Святитель Димитрий Ростовский

 Младоумие - незрелость ума. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

iisus hristos

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф.4:716).

 

 

Твердая же пища свойственна совершенным

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец, твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла [Евр. 5:11-14].

 

 ----картинка линии разделения----

                        

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

----картинка линии разделения----  

Боговселение - цель совершенства

Последняя цель всего и верх совершенства - боговселение или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства. Сам Бог показал сие св. Антонию, когда он сподобился такого откровения в пустыни: есть в городе некто подобный тебе, искусством врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с Ангелами Трисвятое (т. е. при совершенстве любви к ближнему, в Боге живет и пред Богом ходит). Всевозможно старайся о том, чтоб славился через тебя Отец твой, Иже есть на небесах (Мф.5:16).  

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

О совершенстве духовном

Чин откровения отличен от того, чтобы человек через изучение мудрости и труд разума направлял мысли свои к постижению некоего смысла и созерцанию чего-либо через мыслительный процесс. Ибо сказано: «Откровение есть молчание разума». И никто пусть не воображает, что посредством ревности и помышления человеческого он обрел знание: это случается по действию духовному, когда тот, кому дается откровение, в это время не ощущает ни какого-либо помысла в душе своей, ни чего-либо подлежащего чувствам: он просто не пользуется ими и не сознает их. И это мы не от своего разумения говорим, но доказывается это особенно из писаний пророков, которые, когда бывали им откровения, поскольку находились в изумлении, не ощущали ничего из обычных предметов и не пользовались помыслами по воле своей. Не было у них и чувственного восприятия, но ум их был всецело сосредоточен только на смысле того, что открывалось им в откровении. Именно так случилось с блаженным Петром, когда он проголодался и поднялся на крышу: как только началось откровение, он уже не ощущал никакого голода, но воспоминание о пище исчезло из его мысли, потому что он был в изумлении, как говорит Писание. Обо всем этом каждый может в подробностях точно узнать из писаний блаженного Феодора, света всего мира. Говорит же он о виде и чине откровений особенно в следующих писаниях: в трех томах толкований на Бытие, в двух — на Иова, в последнем томе толкований на двенадцать пророков и в толкованиях на Деяния и на Матфея.

Ибо шесть видов откровений упоминает Писание: первый — посредством чувств, второй — посредством душевного зрения, третий — через восхищение мысленное, четвертый — в чине пророчества, пятый — в некоем умственном виде, шестой — словно во сне. Те откровения, которые происходят посредством чувств, подразделяются на два различных вида: откровения посредством стихий и те, что происходят без участия чего-либо материального. К откровениям посредством стихий относятся те, что имели место в купине, в облаке, в скрижалях, и другие, которые видимы для толпы, и те чудеса, которые ежедневно происходят во всем мире, — причины и свойства их через откровения познают святые, — а также дела и деяния и вещи сокровенные или далекие, которые некоторым открываются, когда случаются и происходят. К откровениям, которые происходят без участия материи, относятся явление мужей Аврааму, лествица Иакова и откровение о скинии, — «старайся смотреть и действовать по подобию Явившегося тебе на горе», и так далее, — и тот божественный свет и яркость лучей, что осияла Павла на пути и ослепила очи его. Ибо известно, что, хотя откровение было видимо и чувствами ощутимо, так что даже бывшие с ним видели и слышали его, но это не было материальное откровение, и свет тот не был естественным и состоящим из стихий, как блаженный Толкователь показывает, когда толкует Деяния, говоря в разъяснение слов. И те, кто шли с Павлом по пути, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Изъясняя «в оцепенении», он говорит следующее: «в молчании и без слов, охваченные сомнением, поскольку ощутили голос, который говорил с ним, и свет, который явился ему, насколько возможно им было видеть, они видели, чтобы никто потом не заподозрил, что Савл выдумал то, что произошло и так на него подействовало, тогда как никто из бывших с ним не слышал этого и не видел, поскольку они никого не видели».

Ибо они не видели Иисуса, поскольку, как я сказал, даже не светом чувственным было то, что явилось, но непостижимым чувством, которое нематериальным образом было дано ему по действию божественному наподобие видения света, так что он думал, что небеса отверзлись, и тому подобное. Таковы откровения, которые совершались через посредство телесных чувств, будучи превыше смешения со стихиями и каких- либо чувственных или человеческих событий. Впрочем, получающие их не охвачены изумлением ума, как в том случае, когда откровение происходит посредством душевных очей и узревается душой, например: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и серафимов, у каждого по шести крыл, вокруг него; или в откровении Иезекиилю с колесами и изумительными подобиями и звуком от колес, подобным звуку морского прибоя, и славословиями, которые слышались от херувимов со многими очами, говоривших: Благословенно величие Господа от места Его. Насколько же эти откровения значительнее чина тех, упомянутых прежде, известно просвещенным. Сюда же относится и ковер что явился Петру, и животные на нем, вместе с прочими описанными вещами. И кто хочет, может узнать это из Писаний.

К откровениям же в мысленном виде относится, например: он был восхищен на третье небо и — в теле, или вне тела, не знаю, — но он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.  А откровения пророчества — это те, что бывали пророкам, которые за много веков предсказывали будущие, как и Валааму-прорицателю случилось предсказать многие вещи в духе пророчества — даже еще более многочисленные, чем те, о которых предсказывали пророки. Откровения в умственном виде — это, например, то, о чем блаженный Павел говорит: Молюсь я, чтобы вы исполнялись познания Бога во всякой мудрости и разумении духовном; и: Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения к познанию Его и просветит очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания его, и какое богатство славы Его во святых, и как безмерно величие могущества его в нас, верующих; и прочие вещи, которые были даны апостолу в откровении знания о реальностях мира грядущего и о чине воскресения и изменения тел человеческих, и так далее. Что же до чина высоких прозрений, а также и знания о естестве Божием, как например, о Том, Который есть образ Бога невидимого, через Которого Бог и веки сотворил, то это открыл нам Бог Духом Своим. И еще: мы отчасти знаем и отчасти уразумеваем; и: В начале было Слово; и: Ты — Христос, Сын Бога Живого; и так далее. И: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его; и: Тот, Кто все совершает по изволению воли Своей; и: Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать; и так далее. Таковы исполненные смысла знания о естестве Божием, которые через Духа даны были им, чтобы они стремились осмыслить это и уразуметь. А откровения в снах — это, например, те, что даны были Авимелеху, Иосифу, фараону и Навуходоносору; и когда явился ангел Господень во сне Иосифу, мужу Марии; и так далее.

Необходимо сознавать также и то, что все откровения, которые для научения людей и наставления их о вещах дает Бог, происходят через посредство образов, особенно если они даны были тем, кто просты в знании и скудны пониманием истины. Те же, которые даются для успокоения и вразумления какого-либо человека и для некоего утешения и вразумления отшельника, происходят вне образов и сознательного восприятия. И это ясно доказано блаженным Толкователем в томе втором толкований на Иова. Насколько более велики те вещи, которые бывают в откровении знания и прозрений посредством разумного постижения, и насколько возвышеннее тайны, которые дают нам познание всего, что относится к Богу, чем прочие откровения. Это — совершенство знания. Нужно сознавать также и то, что иное есть откровение и действие Божие, а иное — истина и знание, поскольку откровение не является точным знанием об истине, но лишь  показывает некие соответствующие силе человека знаки и символы. Также и действие Божие и чудеса в тех откровениях не должно называть знанием и истиной: они именуются осенением по действию Божию. От них ведь невозможно получить познание о предведении Божием, или о непостижимости естества Его, или о различных свойствах Его, или понимание тайн воли Его о людях, и прочее, что достигается здравым знанием о Нем. Итак, иное суть тайны, которые в прозрении о естестве Божием достигает разум, и иное — некое действие, которым ум осенен какое-то время. Так что не всякий, кому бывает откровение или кого движет некое утешительное действие, непременно также знает истину и имеет точное знание о Боге. Ибо много тех, кому были даны эти состояния, но которые весьма по-детски воспринимали Бога.

О различии мыслительных сил ума в действии откровений и видений духовных

Божественное видение есть сверхчувственное откровение ума. Божественное откровение есть возбуждение ума духовными прозрениями о Божестве. Даже естество ангельское не приводится в возбуждение само по себе, без откровения, которое от благодати. Иное есть возбуждение откровениями о делах Божиих, и иное — возбуждение откровениями о естестве бытия Его. Первое по естеству подобно чувственным предметам, последнее же не имеет никакого подобия разуму или чему-либо из чувственного. Это чистота, тройственная по своим частям и своей основе, как говорится. И даже один из тысячи праведников не может удостоиться этого возвышенного ощущения. Ибо даже и созерцание, касающееся вочеловечения Господа нашего и Его откровения во плоти происходят, говорят, от божественного созерцания. Подлинное видение ангелов есть возбуждение духовными прозрениями о том, что относится к ним. Естество же сил духовных без помощи ума нам видеть невозможно. Когда человек удостаивается видеть их в их собственном естестве и их месте такими, как они есть в своей духовной тварности, ум его благодатью возбуждается к откровению духовных прозрений о них. Когда же душа очищена и удостаивается видеть себе подобных, видение их происходит посредством очей сих. Они не суть объекты для зрения телесного, но зрением душевным, которое есть истинное созерцание, узреваются они. Ибо иным образом невозможно видеть их такими, как они есть, без изменения, то есть, без повреждения естества их зрением. Зрение же это невозможно стяжать без второго очищения, то есть очищения ума. А что в образах видятся ангелы некоторым людям, то не благодаря истинному зрению, но благодаря снисхождению в служении своем передают они людям эти откровения, или они являют себя доступными чувственному зрению для утешения и подкрепления простецов. Даже тем, кто не чисты, бывают такие видения. Первый же чин видений доступен людям просветленным и стяжавшим знание — тем, кто благодаря достославному подвижничеству в безмолвии возведены в чин чистоты.

О том, что случается в молитве с живущими в безмолвии

Кто тот человек, который знает эти усладительные коленопреклонения, когда при безмолвии языка сердце безмолвно произносит некое славословие, когда не утихают усладительные переживания, когда тело покоится на коленях и безмолвствует? Блажен, кто постоянно вкушает от этих переживаний. Но не происходят они по воле человека или когда их ищут. Это частичное наслаждение, которое дается тому, кто непорочно ходит перед Богом в образе жизни безмолвия. Если же во всякой простоте движется он по нему и взыскует чистоты в служении своем, и если ведет он достойный образ жизни, то через некоторое время удостоится он также и тех состояний, о которых говорилось выше. А новоначальных в подвижничестве сем, но имеющих твердую цель, благодать сначала через чтение приучает к этим и подобным состояниям, уводя помысел их от земных мыслей и приводя к себе. Трудятся они, бодрствуют, молятся — и не утомляются. Тем же, кто в какой-то степени уже обучен тайнам безмолвия, даруется духовное восприятие в молитве и службе.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Достигший в меру совершенства бывает мертв и не мертв, а живущ паче жизнью в Боге, с Коим пребывает, так как он не живет более сам по себе. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

----картинка линии разделения----

Возрастай в совершенный по мере возраста разум

Будучи рожден от тления и греха, не обращайся опять к тлению и греху, но старайся усердно восходить от тления к нетлению, чтобы прежде общего воскресения воскресить тебе душу свою, умершую от греха и страстей, и привесть ее от смерти к бессмертию – безгрешием и бесстрастием. Последуй жизни не древнего Адама, преступившего заповедь Божию, но жизни второго Адама – Христа безгрешного. Ибо живущие по плоти имеют умереть, подобно Адаму согрешившему, а последующие за Христом, умершие в веке сем для плотского мудрования, больше не увидят горестной смерти – встретят одно только радостное переселение из плоти к Господу.

Адам не подпал бы смерти и тлению, если бы пребыл в свойственном ему устроении от Господа – если бы пребыл при Боге, не отлучаясь любовью от Того, Кем он создан был. Но так как он оставил Творца и прилепился к твари – оставил свойственное по началу бытия своего и прилепился к несвойственному, плотскому, неразумному вождению, то по необходимости подпал тлению и смерти. Ибо, отлучившись от нетления и жизни, по необходимости впал в такое неразумное, плотское сочетание и своим преступлением от совершенного разума и возраста низвел естество наше в детский возраст и в бессловесное младоумие, так что все мы рождаемся в мир сей малыми, немотствующими чадами греха. Но, будучи таким малым, не впадай в младоумие опять, но преуспевай и возрастай в совершенный по мере возраста разум. А выросши сам, старайся и иных родить благовестием своим не в детское бессловесие, но в совершенный возраст и разум – да приведешь всех из тьмы неразумия к свету разума и познания.

Адам не подпал бы смерти и тлению, если бы пребыл в свойственном ему устроении от Господа – если бы пребыл при Боге, не отлучаясь любовью от Того, Кем он создан был. Но так как он оставил Творца и прилепился к твари – оставил свойственное по началу бытия своего и прилепился к несвойственному, плотскому, неразумному вождению, то по необходимости подпал тлению и смерти. Ибо, отлучившись от нетления и жизни, по необходимости впал в такое неразумное, плотское сочетание и своим преступлением от совершенного разума и возраста низвел естество наше в детский возраст и в бессловесное младоумие, так что все мы рождаемся в мир сей малыми, немотствующими чадами греха. Но, будучи таким малым, не впадай в младоумие опять, но преуспевай и возрастай в совершенный по мере возраста разум. А выросши сам, старайся и иных родить благовестием своим не в детское бессловесие, но в совершенный возраст и разум – да приведешь всех из тьмы неразумия к свету разума и познания.

Не прилепляйся к несвойственной тебе плотской жизни, происшедшей от преступления, но будь благоразумным подражателем безгрешного строения, данного от Господа до преступления. Ибо теперешнее житие по плоти явилось по преступлении, а по духу устроение было дано от Самого Господа до преступления. Итак, последуй духовной о Господе жизни, которая была до преступления, а не той, которая явилась по преступлении, дабы освободиться тебе прежде смерти от смерти и греховного тления. Ибо лучше теперь – во временной жизни – добровольно воскреснуть духом и всегда жить для Господа, нежели после горькой смерти безнадежно ожидать воскресения и жизни; лучше теперь оставить временное, плотское сладострастие с оправданием и похвалою, чем потом лишиться сего с осуждением и укоризною. Итак, не повинуйся плотскому, неразумному вожделению, но разумом обуздывай плотские похоти – да не явишься достойным осмеяния младоумным детищем.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com