САМОИСПЫТАНИЕ

----картинка линии разделения----

 

Ежечасное самоиспытание ежедневно просвещает душу. 

Преподобный Иоанн Лествичник 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Ежечасное самоиспытание просвещает душу

Невозможно, чтобы прилежно обучающиеся какомулибо художеству ежедневно не успевали в нем: но одни познают это преуспеяние, а другие не примечают его, по особенному распоряжению Промысла Божия. Хороший купец на всякий вечер непременно считает дневную прибыль или убыток; но сего он не может ясно узнать, если ежечасно не будет всего записывать в счетную книгу, потому что ежечасное самоиспытание ежедневно просвещает душу.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

----картинка линии разделения----

Будь послушен и смирен и ежедневно испытывай себя

Чем более пишу тебе, брат, тем более старайся вникать в написанное и не разоряй моих советов: они даются тебе разумно и от благоустроенной души. Ты знаешь, брат, что если кто не переносит досад, не узрит и славы, и если не очистится от желчи, не ощутит сладости. Ты вступил в среду братии и различных случаев, дабы быть разжженным и испытанным, а золото испытывается не иначе, как огнем. Отнюдь ничего не назначай себе, ибо через это ты подвергнешь себя брани и попечениям, но со страхом Божиим испытывай, что прилично времени, и ничего не делай с досадою; сколько возможно, удаляйся от гнева, старайся быть для всех полезным примером, не суди и не осуждай никого, но вразумляй как искренних твоих братий, и особенно возлюби искушающих тебя, так, как и я много раз оказывал любовь искушавшим меня. Если вникнем, то найдем, что они-то и приводят нас в преуспеяние. Не назначай себе ничего. Будь послушен и смирен и ежедневно испытывай себя, ибо и Пророк, означая это ежедневное самоиспытание, говорил: и ныне сказал я (Пс. 76:11), и Моисей: итак, Израиль, слушай ныне (Втор. 4:1). Того же ныне, держись и ты. Если же и нужно тебе будет приказать кому-нибудь, испытай прежде помысл твой, не по смущению ли хочешь это сделать; и когда видишь, что сие не принесет пользы, удержи сей помысл под языком твоим, тотчас обращаясь мыслию к Тому, Который сказал: какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? (Мф. 16:26). Притом знай, брат мой, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью, всё вражеское бывает со смущением и мятежом. Хотя бесы и показываются облеченными в одежду овчую, но, будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством наводимого ими смущения; ибо сказано: по плодам их узнáете их (Мф. 7:16). Да вразумит Господь всех нас, чтобы не увлечься мнимою их правдою, — всё обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13). Итак, возлюбленный, всё, что от тебя зависит, делай, представляя страх Божий пред очами твоими, и приноси благодарение Господу, Ему слава и честь и держава и власть вовеки, аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Самоиспытание и познание греховности

Всякий войди в себя самого и займись, прежде всего, рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было неисправного. Конечно, всякий говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым, но эта греховность наша представляется нам в виде смутном и неопределенном. Этого мало. Истинное покаяние и должная исповедь требуют определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере, узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно.

Для этого вот что советуют сделать: поставь, с одной стороны, закон Божий, а с другой собственную жизнь и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны. Бери или свои дела и подводи их под закон Божий, чтобы видеть, законны ли они, или бери закон и смотри, исполняется ли он как следует в жизни твоей. Например: ты был оскорблен и отмстил, так ли велит закон христианский? Видишь погрешности других и осуждаешь, так ли это по заповедям Господним? Сделаешь что доброе и высишься или трубишь пред собою, позволительно ли так делать христианину? Или: закон велит в церковь ходить неленостно и в церкви стоять благоговейно во внимании и молитве, исполняется ли тобою это? Закон велит не похотствовать, не гневаться, не завидовать, не присвоять чужого и проч., исполнено ли все это?

Чтобы ничего не упустить в этом важном деле самоиспытания, хорошо держаться в нем какого-либо порядка. Например: вообрази себе как можно яснее все обязанности свои в отношении к Богу, ближним и самому себе, и потом как можно точнее и подробнее просмотри свою жизнь по всем этим отношениям. Или: перебирай заповеди Десятословия одну за другою, со всеми частными предписаниями, содержащимися в них, и смотри, исполнил ли ты все требуемое ими? Читай также или припоминай Нагорную беседу Спасителя, где Он изъясняет закон, восполняя его духом христианским, или послания апостольские, где излагаются обязательные для христиан дела и расположения, например: Римлянам с 12-й главы, Ефесянам с 4-й, Иакова, Иоанна Богослова и прочих. Смотрись во все это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе есть какое пятно и какое безобразие.

Вследствие такого пересмотра жизни откроется в числе наших дел, слов, чувствований, помышлений, желаний множество или прямо противоположных закону, или полузаконных, то есть таких, в коих нечисты намерения, хоть они внешно сообразны с законом, или опущенных, коим следовало бы быть, но мы не хотели их выполнить, соберется всего этого многое множество, и может быть вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых, как непрерывная цепь, или непрерывный ряд, изделий безобразных и отвратительных.

Внешнее в покаянии сделано. Но на этом не должно останавливаться. Надобно идти далее по пути познания своей греховности входить глубже в греховное сердце. Под делами и словами, под частными мыслями, желаниями и чувствованиями лежат постоянные расположения сердца, служащие для них источником. Совокупность этих расположений составляет «личность» человека и определяет его характер. Их-то потому особенно и надобно определить; труда здесь не очень много: добросовестность наша пред собою не позволит нам скрыть, чем облачается наше сердце и какие обитают в нем властители, а то и осязательно можно указать о том свидетеля, и именно: какие недобрые дела часто нами повторяются и вырываются с такою силою, что мы совладеть с собою не можем?.. Это значит, что они имеют корень в сердце, там, должно быть, скрывается постоянный их производитель, то есть соответственная им склонность, или страсть. Какая в особенности страсть господствует во мне, препятствуя моему покаянию и удерживая в оковах греха? Это можно узнать по следующим признакам: все, с чем труднее всего нам расстаться, чем наиболее привыкло утешаться наше сердце, о чем наиболее всего мечтаем мы и наяву, и во сне, что особенно стараемся мы скрыть не только от других, но и от самих себя, в чем тяжелее всего признаться пред отцом духовным, чего особенно не хочется объявить на исповеди, все это очевидно господствует над нами и держит нас в плену, во всем этом скрывается внутренний змий, который отравляет нас своим ядом.  Против сего-то именно недуга душевного и должно направить все усилия и всю духовную бдительность. Кто не победит своей господствующей страсти, тот никогда не исправится и не выйдет на свободу от грехов. При всяком порыве вознестись горе господствующая страсть влечет и повергает долу. Итак, какая же во мне господствующая страсть?

Известно, что корень всему злу есть самолюбие. Из самолюбия выходят гордость, корысть и страсть к наслаждениям, а от них уже и все прочие страсти. Они все есть у всякого, кто грешит, но не у всех в одинаковой степени. У одного гордость преобладает, у другого корысть, у третьего страсть к наслаждениям. И гордый не чужд корыстных видов и наслаждений, но легко приносит их в жертву, когда они могут унизить его. И своекорыстный готов потешиться, если это ему ничего не стоит, и проч. Так у всякого одна какая-либо страсть господствует, а другие стоят как бы в тени. Эту-то господствующую страсть и надобно увидеть и определить, чтобы потом на нее решительнее и действовать можно было. Один святой отец говорит: «Господь требует от тебя восстановления целомудрия, а ты милостыню раздаешь да богадельни и часовни строишь, исправь прежде первое, и второе приятно будет». Легко узнавать и частные пороки, которыми кто страждет. Если, например, кто, указывая на другого, в одном случае скажет: «Смотри, что он делает!», в другом с досадою повторит: «Какая несообразность!», а то мину покажет насмешливую, и вообще охотнее и больше говорит о поступках других, и с невыгодной стороны, тому нетрудно догадаться, что он страдает богопротивным пороком осуждения, и т. п.

И еще далее надо идти в познании себя. После всего надобно определить общий дух жизни нашей, или одну отличительную ее черту. Кому мы служим: Господу или себе и греху? Что имеем в виду себя или Господа славу Его, угождение Ему? За кого всегда стоим за имя Божие или за себя? Но сказать это может только совесть наша, втайне, пред лицем Господа. Ее и вопросите. Дела же, и добрые, не суть доказательство, что мы служим Господу, ибо можно и их делать себя ради. Эта черта определяет, что мы такое и чего потому ожидать должны. Познанием же этой черты возглавляется, или завершается, самопознание. Так, наконец, вообразится вся картина нашей греховности и вся история нашей греховной жизни: дела, чувства, расположения и главный дух жизни.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru