ОЖЕСТОЧЕНИЕ СЕРДЦА

 --------- картинка разделения ---------

 

Болезнью сердца является ожесточение и окаменение. Не принимая благодать Христову, изменяющую все, сердце пребывает в ожесточении.

Митрополит Иерофей (Влахос)    

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Марк

Апостол Марк 

----картинка линии разделения----

И, скорбя об ожесточении сердец их…

И пришел опять в синагогу, там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою.

 

Исцеление сухорукого

 

Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его (Мк.3:1-6).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Они отчуждены от жизни Божией, по причине  невежества и ожесточения сердца

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4:17-24).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

 Сердце жестокое и немилосердое никогда не очистится.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Часто и малое бесчестие… истребляет ожесточение сердца

Небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения---

Ожесточение сердца моего иссушило очи мои

И так доколе буду упиваться без вина, пренебрегая тем, что предстоит мне. Ожесточение сердца моего иссушило очи мои. Упоением забот омрачена глава моя. Рассеянность сердца моего довела меня даже до забвения оного нарочного часа. Насилие тела побеждает меня, и боязнь расстроить оное понуждает меня уклоняться с правого пути. Я не имею друга, который бы сказал за меня слово, нет у меня ничего, чтобы я мог послать в дар оным гражданам. Слух о моих злых делах соделал то, что они меня не узнают. Когда их я умоляю, то они не слушают меня: ибо видят, что я еще не свободен от недугов моих. Беспрерывно уязвляет меня жало грехов моих, и бремя беззаконий моих тяготеет надо мною. Не ужасаюсь, как должно, силы огня, а иначе я всячески старался бы, чтобы не быть ввергнутым в оный. Слышу, что мучение для меня неизбежно: ибо я не очистил сердце свое как должно. Язвы тела моего, казавшиеся исцеленными, вновь загнивают, но я не ищу врачевства для них. Закрываю раны от взоров человеческих, но и не могу терпеть, когда врач станет очищать их. Он хочет приложить горькие лекарства, но я нетерпелив. Врач добр, не ищет от меня мзды, но я так ленив, что не хочу приступить к нему. Он сам приходит ко мне, чтобы исцелить меня, и, видя, что я употребляю пищу вредную для ран, убеждает меня, чтобы я отселе воздерживался от нее, но сладость пищи обольщает мое сердце. Сколько раз ни ем, столько и раскаиваюсь в этом, но раскаяние мое неистинно. Он посылает мне то, что служит для моего выздоровления, но злой обычай не допускает меня принять это. Кратко сказать, не знаю, что делать! Братия мои! все вы плачьте со мною, да превышающая силы мои помощь Божия низойдет на меня, да управляет мною и научает меня. Ибо Его есть Царство, и Слава, ныне всегда и во все веки веков. Аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Августин Иппонский

Блаженный Аврелий Августин   

----картинка линии разделения----

Камень лишен чувства и с ним сравнивается жестокое сердце

Ибо если вера относится к одному лишь свободному решению, а не даруется от Бога, то зачем тогда мы молимся, чтобы уверовали те, кто пока не желают веровать? Напрасно делали бы мы это, если бы со всей справедливостью не веровали бы в то, что всемогущий Господь может обратить к вере даже превратные и противящиеся вере воления людей. Поистине, к свободному решению человека обращено побуждение там, где говорится: Ныне, если голос Его услышите, не желайте ожесточать сердец ваших. Но если бы не мог Бог удалить даже и ожесточение сердца, не сказал бы Он через пророка: Возьму у них сердце каменное и дам им сердце плотяное. Это предсказание относится к Новому Завету, как ясно показывает апостол, когда говорит: Вы — наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живого; не на скрижалях каменных, но па плотяных скрижалях сердца. Это, как полагаем мы, не потому сказано так, что по-плотски жили те, кто должны были жить духовно, но, поскольку камень лишен чувства и с ним сравнивается жестокое сердце, с чем, если не с чувствующей плотью, следовало сравнить разумеющее сердце? Ибо вот как о том же говорится через пророка: И дам им, — говорит Господь, сердце иное, и дух новый дам им; и извлеку сердце каменное из плоти их, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали оправдания мои и выполняли их, и будут Мне народом, и я буду им Богом, говорит Господь. Итак, разве можем мы сказать, не утверждая величайшей нелепости, что в человеке предшествует добрая заслуга доброй воли, чтобы извлечено было из него каменное сердце, если само каменное сердце обозначает не что иное, как жесточайшую и совершенно непреклонную к Богу волю? Ведь где предшествует добрая воля, там, разумеется, уже нет каменного сердца.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Причины ожесточения сердца

От ненависти и памятозлобия является ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца начинают преобладать в человеке плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть, умерщвляется вера в Бога и надежда на Него, является стремление к корыстолюбию и славе человеческой, приводящие человека к совершенному забвению Бога и отступлению от Него.

Последствием греховной жизни бывает… ожесточение, нечувствие сердца

Призвав на помощь милость и силу Божию, призвав их на помощь теплейшею молитвою, соединенною с благоразумным постом, соединенною с плачем и рыданием сердца, снова раскрываю книгу совести, снова всматриваюсь в количество и качество грехов моих; всматриваюсь, что породили для меня соделанные мною согрешения?

Вижу: Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, умножишася паче влас главы моея (Пс.37:5; 39:13). Какое последствие такой греховности? Постигоша мя беззакония моя и не возмогох зрети; сердце мое остави мя (Пс.39:13). Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям. Если, оставя греховную жизнь, этот человек обратится к благочестивым подвигам, то сердце его, как бы чужое, не сочувствует его стремлению к Богу.

Когда при действии Божественной благодати откроется подвижнику множество согрешений его: тогда невозможно, чтоб он не пришел в крайнее недоумение, не погрузился в глубокую печаль. Сердце мое смятеся от такого зрелища, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною: яко лядвия моя наполнишася поруганий, то есть деятельность моя исполнилась преткновений от навыка к греху, влекущего насильно к новым согрешениям; возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего, то есть греховные страсти состарились и страшно повредили меня по причине моей невнимательной жизни; несть исцеления в плоти моей, то есть, нет исцеления, при посредстве одних собственных моих усилий, для всего существа моего, пораженного и зараженного грехом (Пс.37:11,8,6,8).

Сознанием грехов моих, раскаянием в них, исповеданием их, сожалением о них повергаю все бесчисленное их множество в пучину милосердия Божия. Чтоб на будущее время остеречься от греха, присмотрюсь, уединившись в самого себя, как действует против меня грех, как он приступает ко мне, что говорит мне.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Митрополит Иерофей (Влахос)

Митрополит Иерофей (Влахос) 

----картинка линии разделения----

Болезнью сердца является ожесточение и окаменение

Невежественное сердце есть ад. «Ад есть неведение, ибо тот и другое мрачны. Пагуба же есть забвение, ибо в обоих их пропадает нечто из бывшего» (Преп. Марк Подвижник. Добр. Т.1.). Болезнью сердца является ожесточение и окаменение. Не принимая благодать Христову, изменяющую все, сердце пребывает в ожесточении. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» – обратился к иудеям первомученик Стефан (Деян.7:51). Именно это ожесточение «собирает» гнев, за который человек будет осужден. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5). Люди подвергнутся осуждению за ожесточение сердца. Сердце жестокое – это «железные ворота, ведущие в город» (Деян.12:10). Закрытые врата не позволяют человеку войти во град. Но «зло-страждущему и сокрушенному они сами о себе отверзутся, как и Петру» (Добр. Т.1.). Поэтому наш долг – не создавать таких условий, чтобы сердце ожесточилось и окаменело. Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота (Евр.3:8). Ожесточенное сердце зовется и окаменелым. С такими окаменелыми сердцами много раз сталкивался Господь. После чуда умножения пяти хлебов и бури сердце их было окаменено (Мк.6:52). В другом случае Господь сказал: «Еще ли окаменено у вас сердце»? (Мк.8:17). Глядя же на людей, обращавших внимание на то, исцелял ли Он в субботу, Господь, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк.3:5), исцелил имевшего сухую руку.

 

--------- картинка разделения ---------

comintour.net
stroidom-shop.ru