СЛАДОСТЬ МОЛИТВЫ

 ----картинка линии разделения----

 

Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек, не желает ни красот, ни наслаждений, забывает и самого себя и всех, живущих на земле. 

Священноинок Дорофей

 

----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:37).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Сла­дость мо­лит­вы и нас­лажде­ние ею

Пло­хим приз­на­ком яв­ля­ет­ся по­яв­ле­ние сле­ду­юще­го: ког­да че­ловек ос­тавля­ет по­ложен­ные бо­гос­лу­жеб­ные ча­сы без ува­житель­ных при­чин. Но ес­ли пре­неб­речь эти­ми ча­сами зас­та­вила че­лове­ка мо­лит­ва, или ес­ли си­ла про­дол­жи­тель­нос­ти ее и ве­ликое сок­ру­шение зас­та­вили его прек­ра­тить ис­полне­ние их, или ес­ли про­мед­ле­ние из-за нас­лажде­ния ею по­буди­ло его пре­неб­речь ча­сом служ­бы, тог­да че­ловек этот со­вер­шил от­личную сдел­ку бла­года­ря из­ме­нению, про­из­ве­ден­но­му за­вид­ным то­варом, ко­торый по­пал в его ру­ки. И ме­жи его прош­ли по прек­расным мес­там, как на­писа­но. Все это - при ус­ло­вии, что не из-за лег­ко­мыс­ленно­го умо­нас­тро­ения и през­ри­тель­но­го от­но­шения пре­неб­рег он ча­сом служ­бы, но что, нап­ро­тив, сла­дость мо­лит­вы и нас­лажде­ние ею на­силь­но под­чи­нили его бо­жес­твен­ной люб­ви, в чем и зак­лю­ча­ет­ся пол­но­та на­шего слу­жения, ко­торое тог­да уже не под­властно и не под­чи­нено пра­вилу.И ес­ли пос­то­ян­но слу­ча­ют­ся с че­лове­ком та­кие ве­щи, ко­торые суть приз­нак да­рова­ний и ве­ликая дверь к чис­той мо­лит­ве, тот­час под­ни­ма­ет­ся он до уров­ня со­вер­шенных, осо­бен­но ес­ли соп­ро­вож­да­ет его бла­гого­вей­ное внеш­нее по­ложе­ние те­ла и ес­ли глу­бокий страх яв­ля­ет он пе­ред Бо­гом во вре­мя мо­лит­вы. Но ес­ли кто-ли­бо, не при­об­ре­тя вто­рич­но­го, ос­тавля­ет пер­вичное, тог­да яс­но, что он об­ма­нут де­мона­ми и что из-за них мо­жет он со­вер­шенно от­пасть от сво­его спа­сения, с это­го вре­мени на­чина­ет он не­замет­но ска­тывать­ся вниз. Дол­жно нам знать так­же и то, что не­умес­тно для но­вона­чаль­ных стрем­ле­ние к по­доб­ным от­кры­ти­ям, да­же ес­ли они пре­ус­пе­ли в обу­чении, а так­же для тех, кто без стро­гого трез­ве­ния и соз­на­тель­но­го без­молвия хо­чет уз­реть эти ве­щи в са­мих се­бе. Не бы­ва­ет соб­раннос­ти ра­зума и чис­то­ты мо­лит­вы без ог­ромно­го трез­ве­ния в сло­вах и де­лах, а так­же без хра­нения чувств. И зна­ние, ко­торое от бла­года­ти, не мо­жет по­явить­ся, кро­ме как ес­ли в без­молвии при­об­рел че­ловек ве­ликую рас­су­дитель­ность. В со­от­ветс­твии с честью, ко­торую ока­зыва­ет че­ловек Бо­гу в час мо­лит­вы, как те­лом, так и ра­зумом, от­кры­ва­ют­ся для не­го вра­та по­мощи, ве­дя к очи­щению мыс­лей и оза­рению в мо­лит­ве.

Да­рова­ния во вре­мя мо­лит­вы

Бы­ва­ет, что час­тичные да­рова­ния об­ре­та­ет че­ловек во вре­мя мо­лит­вы, та­кие как оби­лие слез, или нас­лажде­ние сло­вами мо­лит­вы, рас­простра­ня­юще­еся в сер­дце, слов­но мед в со­тах; или вос­ки­пение бла­года­рений, ко­торое бла­года­ря ра­дос­тно­му сми­рению зас­тавля­ет язык умол­кнуть; или вне­зап­ное воз­бужде­ние на­деж­ды в мо­лит­ве его; или не­кое проз­ре­ние в бо­жес­твен­ное до­мос­тро­итель­ство, рож­да­юще­еся из мо­лит­вы или из вос­по­мина­ний о пред­шес­тву­ющем ей чте­нии. Та­кое обыч­но по­яв­ля­ет­ся и ос­та­ет­ся в те­чение мно­гих ча­сов, ког­да че­ловек ле­жит прос­тершись на ли­це в од­ном из тех сос­то­яний из­ме­нения, ко­торые суть дар чис­то­ты мо­лит­вы и нас­лажде­ния ею. Иног­да та­кое случается, ког­да че­ловек сто­ит, или ког­да он на ко­ленях. Та­кие ве­щи счи­та­ют­ся у От­цов чис­то­той мо­лит­вы, а не вос­хи­щени­ем ума. Пос­леднее есть все­объ­ем­лю­щий дар и со­вокуп­ность всех сос­то­яний, ко­торые дос­тупны со­вер­шенным му­жам. Эти сос­то­яния слу­ча­ют­ся не толь­ко с му­жами пре­ус­певши­ми в про­чие ча­сы мо­лит­вы, но и со все­ми мо­лящи­мися. Это ес­тес­твен­ные да­рова­ния, со­от­ветс­тву­ющие усер­дию и бди­тель­нос­ти, нап­ро­тив, то да­рова­ние яв­ля­ет­ся сверхъ­ес­тес­твен­ным. Та­кие ве­щи, как оза­рение мыс­лей, точ­ное по­нима­ние сти­хов Пи­сания и по­доб­ные, яв­ля­ют­ся ве­рев­кой для ума свя­тых в час мо­лит­вы и служ­бы, ибо при по­мощи их от пус­то­го блуж­да­ния удер­жи­ва­ет­ся ум и приб­ли­жа­ет­ся к Бо­гу. Ибо без них нет дру­гого пох­валь­но­го средс­тва для ума ос­во­бодить­ся от внеш­них по­мыс­лов и соб­рать­ся внутрь се­бя на служ­бе и на мо­лит­ве - ес­ли, ко­неч­но, мы не сле­ду­ем тем, кто учит, что мы дол­жны ос­та­вить бо­жес­твен­ное раз­мышле­ние и точ­ное ис­сле­дова­ние смыс­ла сти­хов, и кто поз­во­ля­ет ра­зуму сво­ему блуж­дать в фан­та­зи­ях, так, как ес­ли бы они име­ли дос­туп к че­му-то боль­ше­му, чем то, что воз­можно для ми­рян. 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость или умиление, то остановись на нем, ибо тогда и Ангел-хранитель наш молится с нами.

 

----картинка линии разделения----

 

Неизвестный Афонский Исихаст

Неизвестный Афонский Исихаст 

----картинка линии разделения---

(«Трезвенное созерцание») 

Источники Божественной сладости в молитве

Ослабело мое сердце, возлюбленные братья, болезнуют мои внутренности, бессильна моя рука и весь состав моего смиренного и жалкого тела, и не в силах я, ничтожный, описать в подробности всю пользу, великую силу и непостижимую благодать, источником которых является в душе крайняя слабость сердца, происходящая от крайнего понуждения сердечной молитвы. Но кто желает достигнуть этой крайней слабости внутреннего и внешнего состояния тела, или, если сказать лучше, кто желает достигнуть меры святых отцов, чтобы, согласно с мерой его слабости, как его душа, так и сердце вкусили благодати Божией, тому необходимо не прерывать двух вещей: поста и сердечной молитвы. Потому что эти две вещи, пост и сердечная молитва, пребывают в душе и становятся для нее как два медоточных и сладоточных божественных растения, источающих присно и чудесным образом в саму душу всякую божественную сладость. А всякой божественной сладостью я называю то состояние, когда душа и сердце человека, обладающего этими двумя деланиями, неизреченно вкушают всякое божественное утешение. Иными словами, небесное и непостижимое богатство и духовную и неизреченную радость, сокрытые в святых и богодухновенных Писаниях, такой человек испытывает на себе самом не как во сне и зрит их не как в зеркале, что бывает с теми, кто представляет их только в уме и не имеет этих двух деланий, но на самом деле чувствует их в душе и в сердце.

Тогда ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое

Итак, треблаженный делатель Евангелия Иисусова, когда ты духовно находишься в этом таинственном вкушении благости Господней, когда твой ум орошается умным молоком духовного созерцания, когда сладка твоя беседа ко Господу (Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе, говорит Пророк), когда сердце твое получает божественную и неизреченную милость от утешения Святого Духа, – когда, говорю, с тобой это происходит и в тебе находится все это и более того, очень согласное с тем, чего достоверно не может записать и изобразить трость книжника-скорописца, тогда ум не внимает молитве, подобно тому, как ближайшему другу царя не нужно носить оружие, когда он, войдя в царские палаты, с дружеской теплотой встречает друга-царя и в великом мире вкушает царскую трапезу. Потому что тогда твоя душа внимает умно духовной трапезе, которую приготовила для нее божественная благодать, посетившая ее и по-царски угощающая ее с большой благожелательностью. То есть тогда душа помышляет только о Боге и Его благодати, упокоевается в сладости, которой в ту минуту наслаждается неизреченно. Потому что тогда ты, о друг Божий, которого угощают духовно, по благодати Божией достигший этой высшей ступени умного и духовного созерцания, тогда, говорю, помышляя об умном мёде и соте, которых вкушает твой ум, созерцая своего живого Творца и Господа, ты окунаешься в реку умиления и отдыхаешь духовно.

Тогда, помышляя и обдумывая в самом себе, как действует благодать Божия в твоей душе своим невещественным и божественным наитием и как утишается от этого твое сердце, ты умиляешься и отдыхаешь. Тогда, помышляя о веселости, которой просияло в тебе лицо твоего сердца по причине духовной радости, обильно излившейся на него от благодати Божией, ты проливаешь множество слез и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о чувственной веселости твоего плотского лица, которая произошла по причине внутренней радости божественной благодати, богато преисполнившей твое сердце, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о благости Господней, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что Господь и Бог твой крайне милостив и человеколюбив, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что Господь и Бог твой – Вседержитель и всесилен, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что Царство твоего Господа – это Царство всех веков и владычество Его пребывает во все роды, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что имя Господа твоего для Его рабов свято и сладко, а для демонов – люто и горько, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что Господь твой велик и всехвален во граде Бога нашего (то есть в нас, ведающих Его святую силу), на горе святой Его, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что твоего Господа воспевают Ангелы, славословят Архангелы, что Его восхваляют все божественные Силы небес, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что твой Господь восседает на Херувимах и летит на крыльях ветра, и о том, как чудесно восседает Он на облаках, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, как Господь смотрит на землю и она трясется, ты восхищаешься Его силой и пребываешь в покое умиления. Тогда, помышляя о том, что слава твоего Господа простирается превыше небес, ты пребываешь в умилении и покое. Тогда, помышляя о том, как твой Господь восседает на святом Своем Престоле и что Его Престол утвержден во век века, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что Престол твоего Господа и слава Его высоко на небе, ты приходишь в сладчайшее умиление и пребываешь в покое. Тогда, помышляя о том, что все пришло в бытие благодаря слову Господню, и о том, что Господь твой дал заповедь, и все было сотворено, ты умиляешься и пребываешь в покое. А если сказать кратко, то когда твоя душа через сокрушенное молитвой сердце достигнет примирения с Богом, тогда умиление само будет непрестанно преизбыточествовать в тебе, а Бог Сам всегда будет прославляться во всех Своих чудных судах. Потому во всем этом и остальном, что опустил я для краткости речи, получает удовольствие твоя душа, веселится твой ум, скачет твое сердце и радуется твое тело, как скачут, наслаждаются, веселятся и радуются о великом сокровище царя, о царской славе и его светлых победах благодарные царские рабы.

Итак, в зависимости от сладости, которой ты наслаждаешься в божественных чудесах твоего Христа, источается из твоего сердца и умиление. Потому что это наслаждение предшествует умилению, как и наслаждению предшествует сошествие божественной благодати. А сошествию божественной благодати предшествует сокрушение сердца. И, приходя в такое умиление, ты удостаиваешься истинного созерцания, которое происходит благодаря пленению ума в вещах умных и непостижимых, о чем говорит наш божественный отец Исаак Сирин. Богу же нашему слава и держава во веки. Аминь.

 

---картинка линии разделения текста---

  

Священноинок Дорофей

Священноинок Дорофей 

---картинка линии разделения---

Когда вкусит душа сладости молитвы…

Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле. Когда действием духовным потечет молитва Иисусова в душе, уме и сердце человека, тогда, подобно Божеству, с ним пребывает постоянно, непостижимым соединением, течением своим напояя его лучом небесного Света. И когда ум его сподобляется почувствовать эту радость и славу грядущего блаженства, тогда и себя забывает человек, презирает и жизнь свою, и все земное, как вкратце говорил и раньше. И не принимает после этого стремлений ни к чему мирскому и никаких желаний. Поскольку неожиданно радость загорается в нем и сладость неумолкающая, заменяя пищу языку его и утробе. Ибо постоянно вскипает из его сердца радость и некая сладость. И всего целиком вдруг охватывает человека на время, и какое-то время пребывает в избытке. Наполняет все тело его некая духовная пища и радость светозарная. И языком телесным невозможно это выразить и передать. И, помня об этом, всё в нынешнем веке считает человек пеплом и землею, прахом и сором. И когда находит на человека эта радость и пища, властно наполняя всё тело его, тогда Царство Небесное представляется ему не иным чем, как именно этим. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Как правильно молиться молитвой Иисусовой 

В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнения с начала, а не со средины и не с конца... Начинают со средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать упражнение молитвой Иисусовой с начала, т. е. совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru