СМИРЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

----картинка линии разделения----

 

Прежде всего, Она славит Бога за то, что Он дал Ей смирение и призрел на это смирение. Пресвятая Дева глубоким смирением исправила поползновение Евы к гордости и к желанию сравняться с Богом. 

Преподобный Иоанн Кронштадтский 

 

 

----картинка линии разделения----

 

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА

Пресвятая Богородица

---картинка линии разделения текста---

Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей

Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов к боящимся Его, явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их, низложил сильных с престолов,  и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего,  воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк.1:46-55).

 

----картинка линии разделения----

 

 

 Апостол Лука

Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк.1:26-38).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский  

----картинка линии разделения----

(Толкование на Евангелие от Луки) 

Он призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него… 

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. 

Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему, ибо Он, - говорит, - призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него, Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И "отныне будут ублажать Меня все роды", не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. - Наименовала Его "Сильным", чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. "Имя Его" назвала "святым", чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной "милость Его", но и ко всем боящимся Его, ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия "в роды родов", указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке, ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19:29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством, а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1 Кор. 2:14-15; Гал. 6:8). 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Иоанн Кронштадтский 

----картинка линии разделения----

Смирение Божией Матери

Смотрите, как восхваляет Владычица боголюбезное смирение: «призрел, – говорит, – Господь на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48), и как осуждает гордость, из-за которой случилось падение такого множества ангелов с Престолами, Начальствами, Силами, Властями. «Явил, – говорит Богородица, – силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк.1:51). Кто эти гордецы в мыслях сердечных? Денница падший и ангелы его, целое царство бесовское. О, как много еще должно быть жертв, страдания и смерти, жертв людских, чтобы заполнить число отпадших, и как много число это пополняется! Сколько жертв смерти, особенно в эти годы безначалия, безнаказанности и террора! Сколько невинных младенцев, умирающих каждый день! Сколько убитых за веру, царя и отечество! Все они восполняют число отпадших ангелов. Господи, сколь праведны, благи, премудры, чудны, непостижимы дела Твои. Смерть жнет и косит бесчисленные жертвы. Господи, сохрани Церковь Твою непоколебимо.

Чудная, премудрая пророческая песнь Божией Матери: «величит душа Моя Господа ... что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды...» (Лк.1:46–48). Прежде всего, Она славит Бога за то, что Он дал Ей смирение и призрел на это смирение. Пресвятая Дева глубоким смирением исправила поползновение Евы к гордости и к желанию сравняться с Богом. Сын Ее и Бога «смирил Себя, быв послушным, даже до смерти, и смерти крестной, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2:7–8). За смирение же вознес Деву Марию, сделав Ее Матерью Своею, – сотворил величие Ей невообразимо великое.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

А Пречистая Дева Богородица, какое имела смирение, когда ей возвещено было о зачатии от Духа Свята

Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29), вот основание нашей науки смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварью, и нас учат сему, и явственно показали, что где только учинилось падение, тамо предварила гордость.

Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение, желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10), и еще Он же повелел: научитеся от Мене... (Мф. 11:29). Вот от Кого научайтеся смирению, оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят, с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией.

Блюдись мысленного возношения, будто бы ты... уже достойна. Помни, что дела наши без смирения ничтожны, Сам Господь показал нам образ смирения, умыв ученикам Своим ноги, и заповедал научиться от Него, яко кроток и смирен сердцем. Для чего же? И обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Как это важно: кто был смирен? Царь славы! А Пречистая Дева Богородица какое имела смирение, когда ей возвещено было о зачатии от Духа Свята Бога и Слова, Сына Божия, для спасения рода человеческого, не вознеслась, не подумала о себе высоко, воистинну Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, но сказала с велиим смирением Архангелу: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1:38). И потом возвеличила Господа в духовной радости, глаголя: яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1:48). Какой высокий пример смирения для нас грешных! Но и все святые, проходящие спасительным путем сим, чем ближе приближались к Богу, тем более видели свою худость и нищету, и при случающихся им в жизни скорбях и искушениях считали себя всегда того достойными, что самое и делало для них скорби удобоносимыми.

Сама высшая Любовь [Сын Божий] облеклась во смирение нашей плоти.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com