СМИРЕНИЕ - БОЖЕСТВЕННАЯ НАУКА

----картинка линии разделения----

 

Не считай себя чем-либо, — и это породит в себе смирение, смирение же породит науку (опытность и здравомыслие), наука же родит веру, вера же родит упование, упование же родит любовь, любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).

Святой Антоний Великий

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29)

 

 ----картинка линии разделения----

                        

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

----картинка линии разделения----  

Смирение породит науку, наука же родит веру…

Знай, что смирение есть не иное что, как... всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, — голову свою держи поникшею долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне, владыко мой! Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.

Прежде всего, не считай себя чем-либо, — и это породит в себе смирение, смирение же породит науку (опытность и здравомыслие), наука же родит веру, вера же родит упование, упование же родит любовь, любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Желающему обучиться смирению, сей божественной науке, какие уроки дает преподобный Нил?

"Вот первый урок сей божественной науки (сие начало сим), говорит святой старец: ставить себя ниже всех, т. е. почитать себя хуже и грешнее всех человек и сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, всякому естеству тварей указанному, и горшее самих бесов, потому что и они преследуют нас и побеждают. Вот второй: избирать всегда последнее место и на трапезах, и в собрании посреди братии; носить худшую одежду; любить черные и низкие работы; при встрече с братиею, каждого предварять низким поклоном и чистосердечным (неразлененным); любить молчание; не быть велеречивым в собеседованиях; избегать сварливости и противоречий; быть в трудах, не выказывая себя (нелюбоявленну), и не настаивать на слове своем, хотя бы оно казалось справедливым. Ибо, сказали Отцы, в новоначальных внутренний человек сообразен со внешним, но если внешний не ублагоустроен, не доверяй благоустроению и внутреннего человека, говорит св. Василий Великий".

Кого приводит здесь преподобный Нил в пример обучения смирению?

Григория Синаита, который говорит: "Тщеславие и гордость низлагаются, смирение рождается и возрастает от самоукорения, в сих словах выражаемого: знаю ли я верно грехи других, какие они и коликие? и превышают ли они мои беззакония, или с ними равняются? Не всех ли мы, о душа моя, ниже по невежеству своему? Мы не то же ли, что земля и прах под ногами их? И не должны ли мы почитать себя хуже всех тварей, потому что всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом, а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе? Поистине, и звери, и скоты - честнее меня грешного. Поистине, я ниже всего, потому что я осужденник, и ад уготован мне еще прежде смерти моей...

Но кто, продолжает тот же Отец, кто не восчувствует того, что грешник горше самих бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий?

Воистину, всякий, кто во власти бесов, горше и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну... А посему, будучи жертвою тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведной, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесоподобна. Увы тебе, пес нечистый и всескверный, во огонь и тьму кромешную осужденный. Горе прельщению и заблуждению твоему, о злобесие". 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Иоанн Кронштадтский 

----картинка линии разделения----

Наука наук - побеждать грех

Наука наук - побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти, например, великая мудрость - ни на кого и ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его, мудрость - презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище, и питье с всегдашнею умеренностью; мудрость - никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость - не прельщаться красотою лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одинакового у всех; мудрость - любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслию, ни делом; мудрость - не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, да стяжем себе сокровище неоскудеемо на небесех [Лк. 12:33]. Увы! мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики истинного Учителя - Христа, а мы все, так называемые ученые, - невежды, и чем ученейшие, тем горшие невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а работаем самолюбию, славолюбию, сластолюбию и корысти.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Затворник Георгий Задонский

Затворник Георгий Задонский 

----картинка линии разделения----

(2. 5. Марии Петровне Колычевой)

Кротость и смирение вот наука истинных христиан!

Истинно желаю весь погрузиться в любовь и плавать по водам смирения. Как много вы успели воздействовать вашим ко мне расположением, о возлюбленная моя сестра о Господе! Странник не находит себя достойным ваших умных пожертвований он ищет потопить себя в безмолвной глубине и просить одним лишь слабым движением сердца своего от Всевышнего на вас благодатного воззрения, да воздаст Он вам вторичный дар за дар, жертвуемый вами от сердца.

Я не в силах описать ту радость, которою объяты были чувства бедных, освободившихся от крайних бедствий вашим благотворением! Мне сказано: они из благодарности повергались на землю, проливали слезы умиления и умоляли всещедрого Бога, да пролиет Свои неисчетные щедроты на добродетельных особ.

 

СМИРЕНИЕ - БОЖЕСТВЕННАЯ НАУКА

 

Верою и любовию целую бесценные образа и книги! Глубокое изъявление вам признательности моего сердца пусть неизъяснимою силою познается в сокровенной внутренности вашего ума! Да спасет вас Истина от прелести многих предвшедших в мир сей антихристов.

Мы слушаем святого апостола Павла, вот что он сказал: «Аще бы и Ангел с небеси возвещал паче проповеданного мне, анафема да будет» (Гал 1:8). Он же увещевал нас не следовать и не вдаваться в странные учения, но высокопарный ум свой пленять в послушание Христово.

Кротость и смирение вот наука истинных христиан! Пост, молитва и труды это спутники наши до самого гроба!

Еще сорадуюсь вам за порадование меня известием, что смирение очень вам понравилось.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

Наука эта (смирение) не в один день или год приобретается

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Видишь, чему более повелевает Господь научатися смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божиею.

Когда смиришься, и получишь мир и успокоение...

Смирение - наука Божественная: ей могут учиться все

Как мы далеки от смирения! А оно бы все стрелы лукавого сокрушало. Надобно учиться сей Божественной науке, не нужно ходить ни в университеты, ни в академии и не тратить на это денег; и бедный, и богатый все имеют право и способ учиться даром: научитеся от Мене... (Мф. 11:29). Не будем неверны словесем Господа нашего Иисуса Христа, а воспользуемся и станем учиться, время всегда есть; не только в 3-й, но и в 11-й час пришедших Он не отвергает, а приемлет, и равную мзду воздает. Пойдемте же!

Для вас еще нова эта наука смирение. Что вам до того, как об вас думают? Могут ли люди право судить о всех? Но нам надобно видеть не добродетели свои, а грехи свои; о чем так часто в течение Поста молились Богу? «Господи, Царю, даруй ми зрети моя согрешения!» От сего приходим во смирение, и когда оное водрузится в нас, то внешние, ни похвала, ни укоризна, не могут нас беспокоить. Вы сугубо беспокоились и оттого, что будто я о вас думал плохо; и паче оттого, что высказали свои добродетели что подумаю? а один корень самолюбие. Бог да избавит вас от сего и дарует мир.

Основание нашей науки смирения

Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29); вот основание нашей науки смирения. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварью, и нас учат сему, и явственно показали, что где только учинилось падение, там предварила гордость...

Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение, желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощью Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17:10), и еще Он же повелел: научитеся от Мене... (Мф. 11:29). Вот от Кого научайтеся смирению, оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят, с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией.

Блюдись мысленного возношения, будто бы ты... уже достойна. Помни, что дела наши без смирения ничтожны, Сам Господь показал нам образ смирения, умыв ученикам Своим ноги, и заповедал научиться от Него, яко кроток и смирен сердцем. Для чего же? И обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Как это важно: кто был смирен? Царь славы! А Пречистая Дева Богородица какое имела смирение, когда ей возвещено было о зачатии от Духа Свята Бога и Слова, Сына Божия, для спасения рода человеческого, не вознеслась, не подумала о себе высоко, воистинну Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, но сказала с великим смирением Архангелу: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1:38). И потом возвеличила Господа в духовной радости, глаголя: яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1:48). Какой высокий пример смирения для нас грешных! Но и все святые, проходящие спасительным путем сим, чем ближе приближались к Богу, тем более видели свою худость и нищету, и при случающихся им в жизни скорбях и искушениях считали себя всегда того достойными, что самое и делало для них скорби удобоносимыми.

Сама высшая Любовь [Сын Божий] облеклась во смирение нашей плоти. 

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com