СМИРЕНИЕ И САМООПРАВДАНИЕ

 

Как вода и огонь не сходятся по противоположности, так противны друг другу самооправдание и смирение. 

Преподобный Марк Подвижник 

 

---картинка линии разделения текста---

  

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

---картинка линии разделения---

Притча о фарисее и мытаре

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». 

 

Фарисей и мытарь

 

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:9-14).

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов 

---картинка линии разделения---

Пока не состоится решение над подсудимым, ему дается слово самооправдания — говорить судье о том, что наделал, по раскрытии же дел его и произнесения над ним решения судии, он уже ни мало, ни много не противоречит тем, кои наказывают его (во исполнении приговора).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

Не оправдывай себя паче другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Марк Подвижник

Преподобный Марк Подвижник 

----картинка линии разделения---- 

Как вода и огонь не сходятся по противоположности, так противны друг другу самооправдание и смирение.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

---картинка линии разделения---

«Я не согрешил»

Никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах, и в делах, то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того единого, Кто нас ради обнищал богат сый (2 Кор. 8:9). Безгрешен Он один — вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

---картинка линии разделения---

Оправдание есть совершенная смерть

Подлинно когда оправдание соединится с волею, то это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх, тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек более его знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, а, наконец, враг, как хочет, устраивает его падение. Поэтому сказано: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным, ненавидит же гласа утверждения (Притч. 11:15). Ибо не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самого голоса, произносящего оное, не может слышать, даже ненавидит и самый голос наставления, т. е. то самое, когда говорят что-либо, служащее к наставлению.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

----картинка линии разделения----

Придем в смирение и Бог откроет нам таинства Свои

Вопрос. Брат вопросил старца: «Что значит, отец мой, что иногда, видя, что авва беседует о добродетелях старцев, я утешаюсь словами его как назидательными, иногда же думаю, что они не назидают, а соблазняют слышащих, потому что он сам хвалит своих отцов, и скорблю о сем. Смущаюсь и о других отцах, думая, что их словá напрасны. Итак, прошу тебя, отец мой, объясни мне сие и помолись, чтобы мне избавиться от сего злого помысла».

Ответ. Брат! Да подаст тебе Бог слышать, разуметь и на деле исполнить то, что тебе говорится. В том, о чём ты мне писал, заключается и самооправдание, и осуждение; самооправдание потому, что ты почитаешь себя достойным слышать повествования оные, осуждение же потому, что ты говоришь: «Зачем он (авва) оное рассказывает?» И не вспоминаешь, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8). Можешь ли ты сказать мне, почему Господь, исцеляя некоторых, запрещал им говорить о сем кому-либо, а некоему сказал: пойди, покажи себя священнику и принеси дар (Мф. 8:4) за очищение твое, и еще: во свидетельство им (Мф. 8:4), и: расскажи... что сотворил с тобою Господь (Мк. 5:19). То, что говорит авва, служит к пользе слушающих со страхом Божиим и к осуждению тех, которые не принимают слов его с верою, но ты еще не можешь рассуждать о сем, потому что сердце твое подвержено изменению. Апостол говорит: мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слóва Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, во Христе (2 Кор. 2:15-17). Если же ты сомневаешься о старце, что он тебе запретил говорить о нём, а авве не запретил, то ты не должен предполагать, что есть какая-либо особенная причина сему, но смиряться сердцем, говоря: мне старец запретил по недостоинству моему, ему же (авве) как достойному позволил говорить для пользы слышащих. Рассмотрим же, как старец всячески приводит нас к смирению, чтобы укорять нам себя и считать недостойными, а мы не хотим преклонить своей выи. Итак, придем в смирение и Бог откроет нам таинства Свои, чтобы мы могли беседовать, где нужно, а где не нужно, всегда молчать, и чтобы и то, и другое служило к пользе нашей и слушающих нас. Мы не должны осуждать или уничижать говорящих, чтобы вместо назидания не получить нам осуждения. Ибо если спросим помысл наш: знаем ли мы, как говорит говорящий: по действию ли в нём Духа, или нет — то найдем, что вовсе не знаем сего. Итак, будем думать доброе, а не злое, ибо злой думает злое, а добрый — доброе, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Должно постоянно пребывать в смирении, изгоняя из себя самооправдание

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении должно заботиться о постоянном пребывании к смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности перед Богом и человеками.

Что такое — умиление? Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти.

Умиление состоит из вкушения богоугодной печали, растворенного благодатным утешением, и отверзает перед умом доселе невиденное им зрелище. От духовного ощущения является духовное ведение, как Священное Писание говорит: вкусите и видите (Пс. 33:9).

Путь к достижению умиления есть внимательная жизнь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

----картинка линии разделения----

Самоукорение и смирение все козни вражии низлагает

Оправдания, и мысленные и словесные, при укоризнах тебя, отвергай, потому что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергается, по слову св. Лествичника.

Много, много плелось тогда в взволнованном бурею страстей твоем сердце, и что ж из того? Ты только умножала свои скорби и страдания, по временам вырывались самообвинения но больше действовало самооправдание.

Иногда бываем виновны, и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним, но мы чрез завесу самолюбия смотрим только на свою правость, и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних, и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснутся их не хотим. Как бы то ни было, что бы кто ни делал нам зла, по вине или безвинно, они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний, и больше их достойны, но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния. Прочтите у св. Исаака в 51 Слове, с каким разумом принимать скорби: когда ропщем и укоряем других, тогда они отягощаются, а когда виним себя и каемся, тогда удобоносимы бывают.

Самооправдание разрушает союз любви и мира

Когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи, только замечаю, чтобы впредь быть осторожными и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием, самоукорение и смирение все козни вражии низлагает.

 

СМИРЕНИЕ И САМООПРАВДАНИЕ

 

Где чувствуем смущение при самооправдании, то уже и есть наша вина

Описываешь свое смущение на сестру, спрашиваешь, как противиться помыслу самооправдания? на это много есть отеческих учений: св. аввы Дорофея: «О еже укоряти себя, а не ближняго», Марка Подвижника главы 90 и 209, Симеона Нового Богослова глава 31, св. Зосимы. Это от многих только малое сказал, а и самый опыт тебя учит, где чувствуешь смущение при самооправдании, то уже и есть твоя вина.

Самооправдание противоположно самоукорению

В описании сего случая ты все искала в себе оправдания и возвышала свои чувства. Это одно довольно было бы удержать тебя в сетях вражиих, но как после обе вы пришли в самосознание и, примирившись, успокоились, то я нахожу излишним делать вам нравоучение, само это есть для вас урок и учитель: что во время смущения и самооправдания все представляется в противном виде, а после самоукорения и примирения видятся яснее и вещи, как пишет святой Кассиан: «какие бы ни положил на очи листы, золотые или оловянные, зрительная сила теряется, так и в духовном делании благословно или неблагословно гневаемся или смущаемся, притупляется зрительная сила души»: и в 90 главе Марка Подвижника: «тогда находится человек в противоестественном положении» (т. е. когда гневается).

Не оставляй и искры оправдания в своем сердце

Вы обе знаете ваши вины, а не хотите сказать; не оттого ли это, что не хочется сознать своей вины и укорить себя? и если останется оправдание в сердце, то и опять, при первом возмущении, возобновится память бывших тревог и даст силу врагу умножить ваше смущение, а когда враждебный залог совершенно истребится самоукорением и смирением, то враг оным бывшим и не потревожит вас. В таком святом месте, при молитвенном настроении и приготовлении к Святым Таинствам, враг имел силу колебать вас вашими страстями, отчего же это? Не оттого ли, что не имели самоукорения и смирения, но предавались действию страстей, самолюбия, гордости и раздражительности? Молитва к Богу: сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50:12), не имела никакой силы, потому что вы и не думали о том, чтобы самим наблюдать за сердцем своим и приражающиеся страсти отсекать вначале прилогов, пока они малы и не возрастут до исполинских возрастов; и не очищали сами сердец своих, и могли ли вы оные представить на молитву без злопомнения, когда продолжалась между вами вражда даже до грозы, поразившей вас страхом.

Пример обоюдного оправдания

При радостной встрече праздника враг позавидовал и навел вам смущение, а вы обе неправы, и каждая, в свою очередь, подкрепили оное самооправданием, и спрашиваете меня, и та и другая, как мне поступить? А у меня на это и слов нет, какой вам дать ответ. Обе находились в пылу, и каждая видела себя правою, а покоя не было. Я опять должен прибегнуть к напоминанию вам о любви и смирении, когда будут сии средства, и сети вражии сокрушатся. А вы напротив, обе, считая себя правыми, не хотите сломить гордых вый (шей) ваших, одна считает себя правою, что сказала дерзко по открытому характеру, хотя и не хотела оскорбить сестру, но, когда она оскорбилась, то надобно укорить себя за дерзость, а не поучаться молчанию, не приносящему ни любви, ни смирения, но противным духом веющему. А другая оскорбилась словом, вместо того чтобы укорить себя за непонесение, а благодарить за предостережение и видеть в сем любовь сестры, ищет вперед другого рода предостережения: «не тронь меня то я буду хороша». Когда войдете обе в себя, то найдете себя виновными без всякого оправдания... А так, чтобы требовать того, что должна ты так и так поступать, тогда я буду принимать, чрез это никогда лежащие в вас страсти не исцелятся.

 

---картинка линии разделения текста---

   

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

---картинка линии разделения---

Самооправдание - большой грех

Самооправдание, говорил старец, большой грех. Сказано в Писании: «егда прииму время, Аз правоты возсужду».

Самооправдание в евангельском законе не означено, прямее сказать не допускается: и если кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему и другую. Слова о десной ланите показывают, что не следует оправдываться и тогда, когда казалось бы человеку, что он прав. Но такое разумение всякий должен относить к себе самому, а не другим. Иначе внидет в другую сеть вражию и запутается. А для нас потребнее всего и полезнее свобода духовная, т. е. ни под каким предлогом не запутываться в сетях вражиих.

Святой апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древнего избранного народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшего во плоти. «Свою ищуще поставити правду, - говорит Апостол, правде Поживи не повинушася» (Рим. 10:3). Та же причина и в новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и Божественным заповедям Христа Спасителя, т. е. если христианин допустит себе самооправдание, которое в евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в евангельском учении.

Пишешь об А., и выразилась так, чтобы я тебе верил, а не другим. Во всем твоем объяснении относительно А. проглядывает самооправдание. А эти твои слова, чтобы я другим не верил, а тебе только верил, не смиренномудры, а, напротив, показывают высокомудрие. Смиреннее, и проще, и ближе к правде было бы сказать так: «если другим верите, то верьте и мне, и простите и отпустите мне случающиеся неисправности».

Что делать? У всех у нас немощь одна желание быть всегда правыми, и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим, потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе евангельском не назнаменано, т. е. не означено, вернее, не допущено, а сказано прямо и ясно: «аще кто тя ударит в десную ланиту, обрати ему и другую».

Самооправдание и обвинение других

Самооправдание и обвинение других, правильное ли или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Игумен Никон Воробьев)  

Игумен Никон Воробьев

---картинка линии разделения---

Мир тебе, честная мать Мария!

Письмецо твое я получил. Ты сознаешь себя неправой во многих отношениях. Я рад этому. Человек, который упорно себя оправдывает, а других винит, находится на ложном пути: он или не сделает никакого успеха в духовной жизни, или неминуемо будет в сетях прелести. Наше спасение не в подвигах, а в сознании, глубоком, искреннем, сердечном сознании своей греховности, испорченности, бессилия самому исправиться. Из этого сознания родится сокрушение, плач и некоторое смирениемирение и т.д.

Если же нет этого сознания, да еще (Боже сохрани!) есть самооправдание то всуе будут все труды и даже породят высокоумие и гордыню. Итак, в малом и большом, в житейских делах и в духовном, сама с собой и в сношениях с людьми старайся себя ставить на последнее место (по Евангелию: не садиться на первое место) и тогда получишь мир душе своей и прочее, что выше говорилось, а с ними или через них и спасение.

Поклон и благословение Божие тебе, Кате и всем знакомым.

Прости меня за обиды тебе и прочим. Наши тебе кланяются. Бог тебя простит за все, и я прощаю.

Дорогая Мариша!

Очень тебе сочувствую в болезни твоей и скорбях. Господь да исцелит тебя, и тело, и душу твою.

Ты потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание. От глубокого сокрушения и сердечного плача очищается сердце и появляется ощущение присутствия Божия, и рождается страх Божий, тогда и молитва делается теплее и собраннее... Не бывает детей без родителей, не бывает последующего без предыдущего.

 

----картинка линии разделения----

 

Пусть никто не обижается, что я не пишу. Считаю бесполезным повторять одно и то же. Пусть читают старые письма и хоть что-либо исполняют. А то одно празднословие. Евангелие одно и то же, и две тысячи лет миллиарды людей читают и спасаются, а для нашего любопытства и тщеславия надо всегда что-либо новенькое. У меня уже и здоровье не позволяет писать и, тем более, приехать.

М. я писал то, что было нужно и спасительно, а она не приняла мои слова, а оправдывалась всячески вместо того, чтобы сказать искренно: простите за все. Никогда и нигде не принимали самооправданий, хотя бы человек был и прав. Самоосуждение спасало, а самооправдание губило людей, если не каялись хоть потом.

 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com