СОКРОВЕННЫЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕК

 ----картинка линии разделения----

 

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа… 

Апостол Петр 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Петр

Апостол Петр 

----картинка линии разделения----

Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1Пет.3:1-6).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Блаженный Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский  

----картинка линии разделения----

Толкование на 1-ое послание Святого Апостола Петра

Также и вы, жены, повинуйтесь сбоим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде.

Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Какая же польза от этого? Та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова без слова приобретаемы значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: "Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом".

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом.

Ибо вся слава дочери Царя внутри, одежды ее убраны золотом, испещренные (Пс. 44:14). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 

----картинка линии разделения----

Наш внутренний, может достигнуть высшего познания всего сущего

Для нас, конечно, важнее всего слова апостола Павла. Он говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).

Когда ослабевают и угасают страсти и похоти плоти, когда силы ее слабеют и меркнет для нас блеск и шум мира сего, тогда отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновимся духом ума вашего и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24).

Новый человек в этих словах Павловых, конечно, то же, что внутренний.

Эта глубокая психологическая перемена происходит в нас под действием благодати Божией: Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф. 3:16).

Тогда происходит распятие со Христом нашего ветхого внешнего человека, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:6), и восстает сокровенный сердца человек в нетленной (красоте) кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3:4).

Тогда мы становимся даже причастниками Божественного естества по слову апостола Петра (2 Пет. 1:4), тогда верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3:17-19).

И еще прибавим слова Павловы: ...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3:9-10).

Наш внутренний, трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, в глубине и долготе, ибо он обновится и усилится в познании даже по образу Создателя своего: уразумеет превосходящую всякое земное разумение любовь Христову. Ибо верою вселится Христос в него. То, что непостижимо "геометрическим умом", станет понятно озаренному Христовым светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

«Сокровенный сердца человек» предмет тщательных забот и попечений наших

Ныне Апостол указывает нам на «сокровенного сердца человека», как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Его в себе образованием надлежит нам благоукрасить себя. Что же это за потаенный сердца человек? Тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства. Пересмотри эти расположения и чувства и увидишь лик сокровенного в сердце человека. Вот эти расположения! «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3) и с своей стороны «прилагая к сему все старание, — пишет св.Петр, — покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:5-7).

Подобно этому перечисляет внутренние добрые расположения сердца христианского и св. Павел«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). И еще: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол.3:12,14-15). Сложи из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное, и будешь иметь благолепный лик «сокровенного сердца человека» (1Пет.3:4), подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем.

 

 ----картинка линии разделения----

 

АРХИЕПИСКОП ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

----картинка линии разделения----

Если «сокровенный сердца человек» не принял в себя Жизни

Если «сокровенный сердца человек» (1 Пет.3:4) не принял еще в себя Жизни, не загорелся и не согрелся ее огнем, он всегда находится под непрестанным воздействием велений и страхов своей плоти и проникается специфической «плотской» мудростью «века сего», духа истины не имеющей. Не соглашающийся жить Христовой верой, по законам Евангелия, человек делается существом более низким и менее чистым, чем любое из животных. Данное для высоких целей умножения земного (и небесного) рода «сынов Божьих» родовое средство обращается у человека неверного в ненасытный очаг ложноострых, а на самом деле тупых, и никогда человека не насыщающих переживаний, оставляющих в глубине человеческого сердца осадок, болезненную оскомину, страх и страдание. Утончая свою чувственную плотскую радость, в жизни и искусстве, человек думает, что «утончает свою жизнь». Но волна новых страхов и страданий разрушает и обессиливает призрачное его счастье, построенное на плоти. Человек чувственный боится за свое счастье, предчувствуя его мимолетность, и сердце его страдальчески ловит плотское счастье, как воздух — рыба, выброшенная на песок. Бесчисленные болезни, слабости, несовершенства, долгий, сравнительно с животными, период младенчества, созревания, старости и умирания держит человека все время в русле плотских страхов, ущербности и страданий. Эти страхи, как маяки, призываются вести человека к той истине, что он не только житель земли. В уразумении этого состоит вся печальная наука человечности. 

Истинное учительство зреет с сокровенным сердца человеком

Учительство есть горение и излучение правды, все равно, скрытое или открытое («Нет ничего тайного что бы не стало явным» (Мк.4:22)). Истинное учительство зреет с сокровенным сердца человеком (1 Петр. 3:4), и не утаивается ни от людей, ни от ангелов. (От людей — иногда, от ангелов — никогда; и потому всегда есть сила для мира и его спасение). Блажен подвиг проповедников Слова, «проповедующих на кровле» (Мф. 10:27); блажен подвиг и безмолвного скитания, в ущельях земли (Евр. 11:38) святых отшельников. Их свет учит и греет миллионы людей... «От избытка сердца глаголют уста» (Мф.12:34) Что такое этот избыток сердца?... Влага ядовитая имеет ядовитое испарение. Благоухающая, — благоухает своим испарением. Духовное содержимое сердца не может утаиться, оно просвечивает сквозь человека, льется из глаз, сходит с языка, со всех движений и черт. 

В сокровенной внутренней жизни человека накапливаются энергии, добрые или злые. Добрые, столь же не могут жить в одном сердце со злыми, как вода с огнем. Либо огонь уничтожает воду, либо вода заливает огонь. Их борьба есть мучение человеческого сердца. Мучение исчезает лишь при победе злого или доброго, и человек, либо успокаивается во зле и самоволии, становится (по-сатанински) «выше добра и зла» (Ницше), либо находить покой Господень — благословенную «субботу» свободы от страстей и похотей. Первое «успокоение» есть выражение духовной смерти; второе — жизни во Христе.

Всякий человек имеет свое содержимое сердца. Над очищением сего содержимого надо непрестанно работать человеку, дабы увидеть Господа, дабы осязать Господа руками своими. Блаженство сего обещано чистым сердцем (Мф.5:8). Огонь Духа должен испарить из сердца все воды, капли и пену страстей (греховных самоволий). Вода Крещения должна угасить все «разженые стрелы лукавого» (Еф. 6:16), огонь похоти и греха. Дабы единое высшее естество восцарствовало в сердце, оживотворяя его огнем святыни, и прохлаждая водами Высшей жизни.  

 

 ----картинка линии разделения----

 

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) ПЕНЗЕНСКИЙ

Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

----картинка линии разделения----

Каким образом новый человек рождается в сердце

Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого «сокровенный сердца человек», зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей видимой твари (Рим. 8:19-21), решительное стремление познавать и исполнять волю Божию и «цель искупления» нашего. Чтобы полнее изъяснить, каким образом новый человек зачинается и рождается в сердце, нужно раскрыть: возможность его зачатия и рождения; понятие о Зачинающем и Рождающем; самое действие зачатия и рождения.

Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека

Сердца всех людей, заключенных под грехом, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведения, как язычники (Деян.17:30), или нерадения, или неправоты, или рабства, или лицемерия, или самопрельщения, или ожесточения, и даже отчаяния. Возможность такого зачатия и рождения явствует из свойства благодати Божией, преизбыточествующей при умножении греха (Рим.5:20); из свойства духовного зачатия, которое объясняется в Св. Писании через уподобление огню, все истребляющему, и молоту, стирающему камни (Иер.23:29; Евр.12:29), узким вратам и тесному пути, вводящему в жизнь (Мф.7:13); из свойств плотского человека. Ибо никто до кончины своей не нисходит в совершенную глубину отчаяния; луч надежды не погаснет до тех пор, пока в жизни, подверженной переменам, остается еще возможность исправить и изменить собственное произволение.

Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека

 «Сокровенного сердца человека» как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и со стороны человека. Это должно заключать из того, что возрождение приписывается то Богу, то самому человеку; равно как необходимая для возрождения вера, приписывается человеку, а между тем она есть дар Божий, или обращение есть дело Божие, и вместе — человеческое. Разница в том, что в зачатии и рождении сокровенного сердца человека Бог участвует первоначально, деятельно, положительно, а человек — второстепенно, подчиненно, отрицательно. Такое взаимное содействие со стороны Бога и самого человека при зачатии и рождении сокровенного сердца человека можно видеть в притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В ней со стороны человека представляются: некоторое предварительное познание о Боге, прекращение рассеянности, или возвращение ума к себе от вещей внешних, познание преизобильной благости Божией; сознание собственной немощи и отчаянного положения, которое происходит со стороны его самого, ближних, животных и вещейнеобходимо нужных; отклонение воли от настоящего бедственного положения и обращение к лучшему, или твердое намерение такого обращения; признание грехов, или искреннее покаяние, осуждение, уничижение самого себя, желание возвратиться к Богу, несмотря ни на какие препятствия; сыновние молитвы к Богу, соединенные с отвержением самого себя; сыновняя покорность Богу, надежда и постоянная любовь к Нему. Со стороны Бога в этой притче представляются: предварительное возбуждение человека, милосердие к нему, исхождение ему навстречу; неизменяемая Отеческая любовь; приглашение Ангелов к служению ему; изнесение и дарование ему даров: одежды, уготованной Христом, т.е. заслуг Его, перстня — печати искупления, сапог — духовного хождения и евангельского благовествования.

Самое действие зачатия и рождения

Само действие, по которому   «сокровенный сердца человек» зачинается и рождается, поистине есть тайна, ибо через него в сердце человека зачинается «царствие Божие» (Лк. 17:20,21), которое находится во власти единого Бога Отца, в любви Сына Его и в воле Духа Святого. Впрочем, Св. Писание не оставляет этой тайны без возможного объяснения, называя ее обращением от себя к Богу (Иез.18:30), восстанием от сна (Еф.5:14), воскресением из мертвых (Рим.6:4), или собственно совершенной преданностью Иисусу Христу, соединенной с трепетом и ужасом, твердой решимостью любить ближнего и любовью ко Христу, без которой нельзя любить ближнего. Отсюда видно, что зачатие и рождение нового человека сопряжены с различными чувствованиями, потрясающими поврежденное естество человека. Главные же из них — это чувствование скорбей, свойственных поврежденному естеству, чувствование духовной сладости по причине уврачевания духовных болезней или восстановления духовной жизни, и чувствование силы духовной, которая даруется сердцу, принимается им и становится, так сказать, душой душии сердцем самого сердца.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Пусть никто не прельщает вас вздорными и ложными словами о том, что можно познать Божественные тайны нашей веры без посвящения и просвещения Святым Духом. Вместилищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Поэтому все мы непременно должны прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры в глубинах души нашей. Потом на этом основании создать храм внутреннего благочестия души, возведя высокие и крепкие стены из разных видов добродетелей. Когда, таким образом, ограждена будет душа со всех сторон, как стенами, и когда в ней водворится и укоренится всякая добродетель, — возложим на это здание и кровлю ведение Бога, и дом Духа будет завершен.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru