УСЫПЛЕНИЕ СОВЕСТИ

 ----картинка линии разделения----

 

Усыпление сие приходит от учащения грехопадений, ибо известно, что второе падение меньше мучит, третье еще менее, и так все менее и менее, а, наконец, совесть совсем немеет: делай что хочешь. 

Святитель Феофан Затворник

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Насильственное усыпление совести охлаждает ревность

Беспечность наша виной, что мы терпим беспрерывные поражения от того врага, который вконец обессилен победой Христа. Поражения наши заключаются в том, что мы удобно подчиняемся греховным наклонностям и внушениям, страстям и порокам и даже признаем их весьма естественными и всеми мерами оправдываем себя. Такое насильственное усыпление совести охлаждает ревность к освобождению от рабства греху и дьяволу. От постоянного самооправдания омрачается совесть. Христос Спаситель предупреждает нас об этом: "Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма!" (Мф. 6:23). В особенности не свободны от ослепления разума и омрачения совести те, которые не усвояют в жизни света благовествования Христова, у которых он только на поверхности, не проникает в глубину души и не разгоняет мрак тщеславия, самолюбия, гордости, человеконадеяния, обожания твари, самомнения и других порождений тьмы.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Усыпляют совесть – произвольные согрешения

Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть – произвольные согрешения.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Усыпление сие приходит от учащения грехопадений

Нередко нападает на совесть страшливость (скрупулезность), по которой, считая почти всякое дело грехом, она за все тревожит и ест человека. Состояние того, кто подвергается такому суду, мучительно и потому есть состояние болезненное, неестественное. Но все это происходит само собою, без нашего злонамеренного участия. Где же привходит умысел, там мы или искажаем совестное воздаяние, или заставляем его молчать. Это производится разными способами усыпления совести. Усыпление сие приходит и само собою от учащения грехопадений, ибо известно, что второе падение меньше мучит, третье еще менее, и так все менее и менее, а, наконец, совесть совсем немеет: делай что хочешь. Из опасения, чтобы усыпленная совесть как-нибудь снова не пробудилась, прибегают к разным хитростям. Таковы избрание себе снисходительного духовника, лживая исповедь, ложное успокоение себя разрешением, ограничение дальнейшего исправления одною внешностию, или одними внешними делами благочестия, и чрезмерная надежда на милосердие Господне, или, еще хуже, убеждение себя, что мучения совести суть суеверные страхи, из неопытного детства перешедшие; намеренное удаление себя от лиц и мест, даже от предметов размышления, могущих растревожить совесть; намеренное развлечение или предание себя суетным, одуряющим, сильным впечатлениям, и наконец, край всего хвастовство своими грехами. Такими способами мало-помалу успевают совсем заглушить совесть, и она молчит до времени.

Итак, совесть в греховном состоянии по законодательству, по суду и воздаянию то сама собою неверна, то намеренно искажается ради страстей. От сего одни свободно предаются всему разливу страстей и греховной жизни, ибо, когда совесть улажена со страстями, кто вразумит? Другие живут в холодной беспечности ни худо, ни добро. У тех и других, очевидно, деятельность извращена, и она пробудет такою до пробуждения совести. Мерою развращения определяется, что бывает при сем с человеком. Ибо иные, хотя после сильного и томительного перелома, возвращаются к жизни истинной, другие, напротив, с пробуждением совести предаются отчаянию и допивают горькую чашу беззаконий, чтобы потом испивать до дна и чашу гнева Божия. 


 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Лев Оптинский

Преподобный Лев Оптинский

----картинка линии разделения----

Внутренние помыслы желают усыпить совесть и сделать неугодное Богу

За усердие и веру вашу ко мне, смиренному, да воздаст вам Господь, я же усердно благодарю. Касательно же продажи пшеницы вашей и о прочем, я не похвалю сего, ибо неправда Каинова, как бы ни была мала или велика, пред Богом все неправда, чего ужасаясь пророк Давид взывает ко Господу: «Путь неправды отстави от мене и законом твоим помилуй мя». Что же касается до помыслов, которые утешали и будто бы успокаивали, знайте, это от противника, — теми желают усыпить совесть вашу, и заставить сделать неугодное Богу, и, наконец, наслать немилость Божию.

Итак, сделавши сие, нельзя уже ничем поправить, как только раскаянием от всего сердца: осуждайте себя пред Богом, обещайтесь впредь исправиться, и Господь наш Иисус Христос  принявый на себе бесчисленные грехи наши, видя ваше сокрушение примет и сие, соделанное вами. На будущее время, если вы желаете иметь совесть мирную и дела по Бозе, то во всяком затруднительном деле, во всяком недоумении просите помощь от Господа или от человек, по Бозе жительствующих, ибо писано есть: «Спасение ваше во многом совете». Так поступая и так жительствуя, обрящете милость пред Богом и будете ему приятны, и благословение Его будет в дому вашем. Пожелаем вам наступающую св. четыредесятницу провести в страхе Божием, со всяким приличием христианина, во здравии и спасении.  

20 февраля 1837. 

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru