УГАШЕНИЕ СТРАСТЕЙ

----картинка линии разделения----

 

 

Не угасишь телесных страстей, если к плоти своей не приложишь врачевства подвижнических трудов, сокрушающих его страсти. 

Преподобный Нил Синайский

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Когда в нас происходит… ослабление и угашение страстей

Призовем же и мы Бога и будем молить Его, чтобы Он родил нас от Духа Святого, избавил от духа этого мира и ввел отныне в Божественный духовный мир. Да не сможет смерть (которая и есть дух сего мира, "помышления плотские" 1 Кор. 2:12) удержать нас под своей властью, да не будем мы преданы геенне вечной и да не постигнет нас тогда бесполезное раскаяние в том, что, имея время, мы не просили у Него избавления и милосердия, хотя Он с готовностью (если мы просим и ищем и стучим) и человеколюбиво дает обещанное Им, ибо верен и правдив Обещавший подарить Свою благодать и жизнь домогающимся Его с верою (Мф. 7:7; 21:22; Евр. 10:23). Будем всегда ожидать Господа, истинного Животворца, Который один в силах прийти и избавить наши души от невидимых врагов, постыдных страстей (Рим. 1:26), сделав нашу жизнь незапятнанной и безупречной во всех добродетелях. Не будем похожи на дурных и неверных жен, которые, когда потрудившийся муж приходит домой отдохнуть, идут прочь со двора бродить где-то на стороне. Как жаждет отдохнуть в Своем доме, в телах и душах наших, добрый и единственный Муж Христос, много потрудившийся ради нас и искупивший нас собственной Своею кровью (Евр. 9:12)! Всегда стучится Он в двери сердец наших, чтобы мы открыли Ему и Он, войдя, отдохнул бы в душах наших и обитель у нас сотворил (Ин. 14:23), да не будет нам упрека, - как Господь упрекает не омывшего и не отершего ноги Его и не утешившего Его. А в другом месте говорит Господь: "Вот, стою у двери и стучу, если кто отворит мне, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Лк. 7:44; Апок. 3:20). Но мы удаляемся от Него, не ища Его по-настоящему. А сам Он всегда близок к душам нашим, стуча и стремясь войти и успокоиться в нас. Для того Он и великие страдания претерпел, отдав Свое Тело на смерть и искупив нас от рабства тьмы, чтобы, войдя в каждую душу, сотворить в ней обитель для Себя (Ин. 14:23) и успокоиться в ней после великих перенесенных ради нее трудов. Таким было желание Его доброй воли, чтобы, еще пока мы в веке сем, Он вселился и обитал в нас, по Его обетованию (2 Кор. 6:16).

Недаром Он говорит стоящим в судный день по левую сторону, посылаемым от Господа в геенну, где диавол: "Был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен, и не посетили Меня, алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня, в темнице был, и вы не пришли ко Мне" (Мф. 25:36-43). В явном смысле здесь подразумеваются добрые дела, сделанные Ему Самому, потому что Господь принимает помощь, оказываемую рабам Его, в более же истинном и глубоком смысле тут подразумевается внутренний человек в каждом из нас, ибо подлинная пища Его и питье и одежда и кров и успокоение - это души наши. Когда душа, вместив в себя Господа и соединившись с духом Его, становится с Ним в один дух (1 Кор. 6:17) и в нас происходит обновление и изменение сердца и ослабление и угашение страстей, обнаруживаются действования Духа Святого и дела добродетели, - то вот истинная пища и питие Господа. Поэтому алчет Господь и жаждет душ наших словно усталый странник, пока не успокоится и не сотворит обитель в душах наших. Всегда стучит Он, желая войти к нам на покой, и все Его промышление о нас служит этой цели.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама 

----картинка линии разделения----

Добрый пост есть… угашения страстей, приведение души в смирение

Разрешите, мы вам покажем, в чем заключается благоугодный и истинный пост: потому что должно вам знать, что мы восхваляем телесный пост не сам по себе, но как средство, содействующее иному, более душеполезному деланию, потому что, как и божественный Павел говорит, плотское делание (само по себе) мало приносит пользы (Рим. 8:6-8). Посему-то, богоносные отцы, говорящие на основании опыта, не одобряют многодневных невкушений пищи, но признают за лучшее — вкушение пищи единожды в день, и то вкушение не до насыщения, и такой пост они называют соразмерным и разумным. Это же и Писание говорит, предупреждая, чтобы мы не прельщались насыщением желудка и услаждением гортани, но (лишь) удовлетворяли естественную потребность в пище, в то время как качество и количество ее должны быть соразмерены с силами и состоянием питаемого тела, чтобы по силе и оно, и его здоровье были сохранены. Ибо, если соответственно немощи, немощный ест от данных кушаний, не прибавляя к необходимому того, что совершенно излишне и бесполезно, и нуждается в питье, а не ищет опьянения и нуждается в умеренном употреблении, а не ищет неумеренности, невоздержности и злоупотребления, — то, вследствие необходимого употребления большего количества или лучшего качества пищи, он не лишится святыни поста.

Итак, это — начало истинного и богоугодного поста, конец же (цель), ради чего он был узаконен и находится в чести у христиан, — это очищение души. Ибо что за польза воздерживаться от телесной еды, а в то же время поддаваться плотским помыслам и страстям? Что за прибыль воздерживаться от вина, а в то же время томиться жаждой и пьянеть, хотя и не от вина, но, как говорится в Писании: увы! пьяным не от вина (Ис. 29:9), когда душа мятется гневом и завистью? Что за выгода воздерживаться от пышных трапез, а в то же время душу не иметь сокрушенной, и — плоть изменить елеа ради (Пс. 108:24), душу же не смирить в посте, как смирял себя Давид? Что за приобретение освободиться от мглы испарений, происходящих от изобильных яств, заботами же и суетными мыслями делать наш ум непригодным, а вместе с тем приводить в негодность и наши молитвы к Богу? — Посему добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отьятия злопамятства, совершения созерцания и молитвы и очищения. Если ты материально благоденствуешь, то излишек еды да послужит тебе на облегчение нуждающихся. И если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и Воскресения и наследником жизни в Нем. Постящийся, если бы и подвергся искушению, побеждает искушающего, а если бы не подвергся искушению, сохраняет мир душевный и телесный, удручая и покоряя тело, по примеру апостола Павла, который боялся, дабы оно не стало негодным (гибельным для души) (1 Кор. 9:27). Если же сего боялся апостол Павел, то насколько больше нам достоит бояться?!

Итак, постящийся покоряет тело и делает душу испытанной, утучняющий же плоть, имеющую в скором времени истлеть, питающийся не столько для того, чтобы жить, сколько — живущий для того, чтобы есть, как те животные, которые подготовляются нами на заклание, и прибавляющий к необходимому излишнее, дабы утучнить ее или возбудить к низменным страстям, или вообще ради удовольствий, связанных с телом, не иное что делает, как уготовляет более обильную пищу для червей.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский

----картинка линии разделения----

Не угасишь страстей, если к плоти своей не приложишь… трудов

Не угасишь телесных страстей, если к плоти своей не приложишь врачевства подвижнических трудов, сокрушающих его страсти. Не угасишь и душевных страстей, если не исполнить прежде сердце твое плодами любви.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей

----картинка линии разделения----

Плотская страсть ничем так не угашается, как состраданием к ближним.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru