ЗАРОЖДЕНИЕ СТРАСТЕЙ

 

 

От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными, зарождаются и укрепляются страсти. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Матфей

Апостол Матфей

----картинка линии разделения----

Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится, оставьте их: они — слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека, а есть неумытыми руками — не оскверняет человека (Мф.15:10-20).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий 

----картинка линии разделения----

А что и злое зарождается в нас самих, это ясно показывает Господь

Вопрос. Следует ли сатану называть виновником всякого греха, в уме, или в слове, или в деле?

Ответ. Вообще думаю, что сатана сам по себе не может ни в ком быть виновником греха, но, пользуясь иногда естественно происходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, чрез них старается небодрствующих над собой вводить в свойственные страсти дела. Пользуется же естественными движениями, как покушался поступить с Господом, когда узнал, что Он алчет, сказав: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3), и запрещенными страстями, как поступил с Иудой, ибо как скоро заметил, что он страждет сребролюбием, воспользовавшись сей страстью, тридцатью сребрениками вверг сребролюбца в грех предательства. А что и злое зарождается в нас самих, это ясно показывает Господь: «из сердца», говорит, «исходят злые помыслы» (Мф.15:19). Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра, как сказано в Притчах: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Притч. 24:30-31). А душе, от такого нерадения опустевшей и оставленной, по необходимости следует произращать терния и волчцы и испытать над собою сказанное: «когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды» (Ис.5:4), между тем как об этой же душе прежде было сказано: «и насадил в нем отборные виноградные лозы» (ст. 2). Подобное сему есть и у Иеремии, который от лица Божия говорит: «Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иер.2:21).

Страсть зависти зарождается в душах

Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она.

Как... <ехидны> рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

От завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема, но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения, почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле.

Из зависти, как из источника, проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, смешение уставов, низвращение всех в совокупности житейских благ.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский

----картинка линии разделения----

(Против страсти сребролюбия)

Недуг сребролюбия зарождается от маловерия и неверия

Недуг сребролюбия зарождается вне естества нашего, и происходит от маловерия и неверия, сказали Отцы. Посему, для внимающих себе со страхом Божиим и для истинно желающих спастись, он не требует против себя больших усилий. Но когда он укрепится в нас, то бывает злее всех недугов, и если поработимся ему, то ввергнет нас в такую пагубу, что Апостол называет его не только корнем всякого зла, например, гнева, скорби и прочего, но и идолослужением (1 Тим. 6:10; Кол. 3:5).

Многие из сребролюбия не только прервали свое благочестивое житие, но и, в вере погрешив, душею и телом погибли, как явствует из святых Писаний. Собирающий злато и серебро, и уповающий на него, обнаруживает сим свое неверие в ту истину, что Бог печется о нем, сказали Отцы. И то еще говорится в их писаниях, что если кто порабощен гордостью или сребролюбием, то по тому самому, что та или другая из сих страстей господствует в нем, бес уже не борет его иною какою-либо страстью: для него и та одна достаточна для его гибели. Посему всячески надлежит ограждать себя от столь гибельной страсти, прося Господа Бога да отженет от нас дух сребролюбия.

Не простирается ли сия страсть и на другие предметы, кроме сребра и злата?

Не токмо надлежит нам остерегаться пристрастия к злату, и сребру, и к имуществу, но и ко всякой вещи, сверх необходимости потребной, именно: к одеянию, к обуви, к келлии, к сосудам и ко всяким орудиям (напр., для рукоделия и т. п.).

То, что есть у нас, да будет немногоценно, не преукрашено, удобно приобретаемо и не соединено ни с какими заботами и беспокойством, дабы не впасть нам в мирские связи.

Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием в том состоит, чтобы не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний. Это есть путь, ведущий нас к душевной чистоте.

 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

От содружества с грехом зарождаются и укрепляются страсти

От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными, зарождаются и укрепляются страсти.

Всякая страсть есть преступная любовь, есть преступное усвоение какому-либо виду греха.

 

comintour.net
stroidom-shop.ru