СВЕТ ДУХА СВЯТОГО

 ----картинка линии разделения----

 

Дела и Слава Твоя, и познание Твое. Мы знаем, что Ты Бог, и Свет Твой видим, но каков Ты и какого рода - этого никто решительно не знает. 

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Апостолы, став светом, просветили сердца их небесным светом Духа

А что души праведных соделываются светом небесным, — о сем сам Господь сказал Апостолам: «вы есте свет мира» (Мф. 5:14). Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (15::16). А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим. И еще: «Светильник телу есть око: аще убо будет око твое» светло, «все тело твое» просветится: «аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми» (Мф. 6:22,23)? Как очи суть свет для тела, и когда очи здоровы, — все тело освещено, а когда попадет что в очи и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: „если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы — свет мира — омрачитесь, «то тма», то есть мир, «кольми»? Итак, Апостолы, став светом, послужили светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены были сами.

А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: «вы есте соль земли» (Мф. 5:13), именуя землею человеческие души, потому что послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада, все отвращаются от него, и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем, но как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается, потому что соль, по природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов, почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: «возсмердеша и согниша раны моя» (Псал. 37:6). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2:13).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Учение о действиях Святой Любви - Самого Света Духа Святого

Кто сможет, Владыко, поведать о Тебе? Заблуждаются неведущие Тебя, ничего совершенно не зная. Познавшие же верою Божество Твое бывают одержимы великим страхом и ужасаются от трепета, не зная, что сказать им о Тебе, ибо Ты - превыше ума, и все у Тебя неисчерпаемо мыслью и непостижимо: Дела и Слава Твоя, и познание Твое. Мы знаем, что Ты Бог, и Свет Твой видим, но каков Ты и какого рода - этого никто решительно не знает. Однако мы имеем надежду, обладаем верою и знаем ту Любовь, Которую Ты даровал нам, беспредельную, неизреченную, никоим образом невместимую, которая есть Свет, Свет неприступный и все совершающий. Он называется то рукою Твоею, то оком, то пресвятыми устами, то Силою, то Славою, то познается, как прекраснейшее лицо. Он - солнце незаходимое для высоких в познании Божественного, Он - звезда, вечно сияющая для тех, которые не вмещают ничего более. Он противоположен печали, прогоняет неприязнь и совершенно истребляет сатанинскую зависть. 

В начале Он умягчает и очищая, утончает, прогоняет помыслы и сокращает движения. Он сокровенно научает смиряться и не позволяет рассеиваться и шататься. С другой стороны. Он явно отделяет от мира и заставляет забыть все скорбное в жизни. Он и многообразно питает и утоляет жажду, и дарует силу хорошо труждающимся. Он погашает раздражение и печаль сердечную, совершенно не позволяя гневаться или возмущаться. Когда Он убегает, уязвленные Им гонятся за Ним и с великою любовию от сердца ищут Его. Когда же Он возвратится, явится, и человеколюбиво воссияет, то внушает гонящимся уклоняться от Него и смиряться и, будучи многократно взыскуем, побуждает удаляться от страха как недостойным такого блага, превосходящего всякую тварь. О неизреченный и непостижимый Дар! Ибо чего только не делает Он и чем не бывает! Он -наслаждение и радость, кротость и мир, милосердие беспредельное, бездна благоутробия. Он видится невидимо, вмещается невместимо и содержится в уме моем неприкосновенно и неосязаемо. Имея Его, я не созерцаю, созерцая же, пока Он не ушел, стремлюсь быстро схватить Его, но Он весь улетает. Недоумевая и воспламеняясь, я научаюсь просить и искать Его с плачем и великим смирением и не думать, что сверхъестественное возможно для моей силы или старания человеческого, но - для благоутробия Божия и беспредельной милости. Являясь на краткое время и скрываясь, Он одну за одной изгоняет страсти из сердца. Ибо человек не может победить страсти, если Он не придет на помощь. И опять же не все сразу изгоняет, ибо невозможно сразу воспринять всего Духа человеку душевному и сделаться бесстрастным. Но когда он совершит все, что может: нестяжание, беспристрастие, удаление от своих, отсечение воли и отречение от мира, терпение искушений, молитву и плач, нищету и смирение, насколько есть силы у него, тогда на краткое время как бы тонкий и наималейший Свет, внезапно окружив ум его, восхитит в исступление, но, чтобы не умер он, скоро оставит его с такою великою быстротою, что ни помыслить, ни вспомнить о красоте Света невозможно увидевшему, дабы, будучи младенцем, не вкусил он пищи мужей совершенных и тотчас не расторгся или не получил вреда, изблевав ее. 

Итак, с тех пор Свет руководствует, укрепляет и наставляет, когда мы нуждаемся в Нем, Он показывается и убегает, не тогда, когда мы желаем, ибо это дело совершенных, но, когда мы находимся в затруднении и совершенно бессилием, Он приходит на помощь, восходя издали, и дает мне почувствовать Себя в моем сердце, пораженный, задыхаясь, я хочу удержать Его. Но вокруг все - ночь. С пустыми и жалкими руками, забывая все, я сижу и плачу, не надеясь в другой раз таким же образом увидеть Его. Когда, вдоволь наплакавшись, я хочу перестать, тогда Он, придя, таинственно касается моего темени, я заливаюсь слезами, не зная, Кто это, и тогда Он озаряет мой ум сладчайшим Светом. Когда же узнаю я, Кто это, Он тотчас улетает, оставляя во мне огонь божественной любви к Себе, который не позволяет ни смеяться, ни смотреть на людей, ни принимать желания чего-либо из видимого. Мало-помалу через терпение он разгорается и раздувается, делаясь великим пламенем, достигающим Небес. Его угашает расслабление и развлечение домашними заботами, ибо вначале присутствует и забота о житейском. Возвращает же молчание и ненависть ко всякой славе, скитание по земле и попрание себя подобно навозу, ибо этим Он услаждается и тогда благоволит соприсутствовать, научая этим всемогущему смирению. 

Итак, когда я стяжеваю это и делаюсь смиренным, тогда Он бывает неразлучен со мною: беседует со мною, просвещает меня, взирает на меня, и я на Него взираю. Он и в сердце моем находится, и на Небе пребывает. Он изъясняет мне Писания и умножает во мне знание, Он научает меня таинствам, которых я не могу изречь. Он показывает, как Он восхитил меня от мира, и повелевает мне быть милосердным ко всем, находящимся в мире. Итак, меня содержат стены и удерживает тело, но я поистине, не сомневайся, нахожусь вне их. Я не ощущаю звуков и не слышу голосов. Я не боюсь смерти, ибо я превзошел и ее. Я не знаю, что такое скорбь, хотя все опечаливают меня. Удовольствия горьки для меня, все страсти бегут от меня и я постоянно ночью и днем вижу Свет, день для меня является ночью и ночь есть день. Я и спать не хочу, ибо это потеря для меня. Когда же меня окружают всякие беды и, казалось бы, низвергнут и преодолеют меня, тогда я, внезапно оказываясь со Светом вне всего радостного и печального, и мирских наслаждений, наслаждаюсь неизреченной и Божественной радостью, увеселяюсь красотою Его, часто обнимаю Его, целую и поклоняюсь, питая великую благодарность к тем, кто дал мне возможность видеть то, чего я желал, и причаститься неизреченного Света и сделаться светом, и дара его приобщиться отселе, и стяжать Подателя всех благ, и оказаться не лишенным и дарований душевных. 

Кто привлек и направил меня к этим благам? Кто возвел меня из глубины мирской прелести? Кто отделил меня от отца и братии, друзей и сродников, наслаждений и радостей мира? Кто показал мне путь покаяния и плача, по которому я нашел день, не имеющий конца? То был ангел, а не человек, однако такой человек, который посмеивается над миром и попирает дракона, присутствия которого трепещут демоны. Как я поведаю тебе, брат, о том, что я видел в Египте, о совершенных им чудесах и знамениях? Расскажу тебе пока одно, ибо всего поведать я не в силах. Он сошел и нашел меня рабом и пришельцем в Египте. Иди сюда, чадо мое, сказал он, я поведу тебя к Богу. Я же от великого неверия ответил ему: какое знамение ты мне покажешь, чтобы уверить меня, что ты сам можешь освободить меня из Египта и исхитить из рук льстивого фараона, чтобы последовав за тобою, я не подвергся еще больше опасности? Разожги, сказал он, великий огонь, чтобы я мог войти в середину, и если я не останусь неопаленным, то не последуй мне. Слова эти поразили меня. Я сделал приказанное. Разожжено было пламя, и он сам стал посередине. Целый и невредимый, он и меня приглашал. Боюсь, владыко, сказал я, ибо я грешник. Выйдя из огня, он подошел ко мне и поцеловал меня. Отчего ты боишься, сказал он мне, отчего робеешь и трепещешь? Велико и страшно это чудо? - большее сего узришь. Я в ужасе, господин, сказал я, и не смею приблизиться к тебе, не желая оказаться дерзким более огня, ибо я вижу, что ты человек, превосходящий человека, и не дерзаю смотреть на тебя, которого огонь устыдился. Он привлек меня ближе и заключил в объятия и снова облобызал меня лобзанием святым, сам благоухая весь благоуханием бессмертия. После этого я поверил и с любовью последовал за ним, пожелав сделаться рабом его одного. 

Фараон держал меня в своей власти, и страшные приставники его принуждали меня заботиться о кирпичах и соломе, я один не мог убежать, так как не имел и оружия. Моисей молил Бога оказать помощь. Христос поражает Египет десятеричными язвами, но не покорился фараон и не освободил меня. Молится отец, и Бог внемлет ему и говорит рабу Своему, чтобы он взял меня за руку, обещая Сам идти вместе с нами чтобы избавить меня от фараона и от бедствий египетских. Он вложил дерзновение в сердце мое и дал мне смелость не бояться фараона. Так и сделал раб Божий: держа меня за руку, он пошел впереди меня, и таким образом мы начали совершать путь. Дай мне, Господи, по молитвам отца моего, разумение и слово, чтобы поведать о дивных делах руки Твоей, которые Ты соделал ради меня, заблудшего и блудного, рукою раба Твоего изводя меня из Египта. Узнав о моем уходе, царь египетский пренебрег мною, как одним, и сам не вышел. Но послал подвластных ему рабов. Побежали они и настигли меня в пределах египетских, но все возвратились ни с чем и разбитыми: мечи свои изломали, стрелы повытрясли, руки их ослабели, действуя против нас, и мы остались совсем невредимыми. Пред нами горел столп огненный, и над нами было облако, и мы одни проходили в чужой стране среди разбойников, среди великих народов и царей. 

Когда узнал и царь о поражении людей своих, то пришел в бешенство, считая великим бесчестьем быть поруганным и побежденным одним человеком. Запряг он свои колесницы, поднял народ и погнался сам с большим хвастовством. Придя, он нашел меня одного лежащим от усталости, Моисей же бодрствовал и беседовал с Богом. Приказал он связать меня по рукам и ногам, и, удерживая меня через мнение, они покушались вязать, я же, лежа, смеялся и, вооружившись молитвою и крестным знамением, всех их отражал. Не смея прикоснуться или приблизиться ко мне, они, стоя кое-где поодаль, думали устрашить меня. Держа в руках огонь, они грозили сжечь меня, поднимали громкий крик и производили шум. Чтобы не хвастались они, что сделали нечто великое, увидели они, что и я сделался светом, по молитвам отца моего, и посрамленные, внезапно все вместе удалились. Вышел от Бога Моисей и, найдя меня дерзновенным, обрадованным и трепещущим от этого чудотворения, спросил: что случилось? Я возвестил ему все это: что был фараон, царь египетский; придя ныне с бесчисленным народом, он не мог связать меня, хотел он сжечь меня, и все пришедшие с ним сделались пламенем, испуская против меня огонь из уст своих. Но так как они увидели, что я сделался светом, по молитвам твоим, то превратились все в тьму, и вот теперь я один. Смотри, ответил мне Моисей, не будь самонадеянным, не смотри на явное, тем более бойся тайного. Скорей! воспользуемся бегством, так Бог повелевает, и Христос вместо нас будет побеждать египтян. Пойдем, господин, сказал я, я не разлучусь с тобою. Не преступлю твоих заповедей, но все сохраню. Аминь. 

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru