УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ

 ----картинка линии разделения----

 

Диавольское же искушение вначале сладко, а после краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных нескончаемых муках. 

Преподобный Филарет Глинский (Данилевский)

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Если же друг друга угрызаете и съедаете...

Весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5:14,15).

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник 

----картинка линии разделения----

(О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице)

 И от угрызения совести не знали, что сказать

Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади, как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что сказать, и как проговорить, какие молитвы вознести к Богу, как и откуда начать моление, но только душу немотствующую и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния. Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленями и челом ударяли о землю. Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. Иные из них омочали землю слезами, а другие, не имея слез, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце, глас рыдания удерживали в устах, а иногда, когда уже не могли терпеть, внезапно вопияли.

Иное есть сокрушенное смирение кающихся, а другое угрызение совести

Иное есть сокрушенное смирение кающихся, а другое угрызение совести еще падающих в свой грех, и иное блаженное богатство смирения, посещающее совершенных чрез воздействие Божие. Признак второго (рода смирения) – совершенное терпение бесчестия. – Прежняя привычка тиранит часто и плачущих (о ней). И не дивись сему. От чего и как бывают падения, – темно и совершенно непостижимо для души, какие из них случаются по причине нерадения, какие по причине домостроительного оставления, какие по причине отвращения Божия. Некто впрочем поведал мне, что в падениях, случающихся с нами по домостроительству, сподобляемся мы скорого от них возвращения; потому что Предающий нас им не дозволяет долго держать нас демону печали.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения---

(Беседы на пророка Исаию)

Угрызение совести может омрачить свет сердца

Кто ходит во мраке, без света, по причине, говорит, неведения и неправых дел, о чем говорил и Соломон: путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся (Притч.4:19); стезя праведных — как светило лучезарное (Притч.4:18). Почему пророк прибавляет: без света? Ясно, что те, которые ходят во тьме, не находятся во свете. Однако иногда может быть виден свет ходящим и во тьме, если кто зажжет свет, лампаду или факел. Но они, ходя во тьме, не имеют никакого света, для того, чтобы отогнать тьму. И пророк сказал не только, что они не отгонят тьму, но что они никогда не сделают этого: угрызение совести может омрачить свет сердца. Да уповает на имя Господа. Симмах и Феодотион говорят: будьте уверены. И да утверждается в Боге своем: велика помощь у того, кто надеется на Бога. Каким же образом возможно кому-либо надеяться и полагаться на имя Господне, когда существует столько препятствий? Устраняя всякие препятствия, мы будем надеется только на Него.

Угрызения совести возмущают наш покой. 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин

----картинка линии разделения----

Как я перенесу обличение и… угрызение совести

Увы мне! как я перенесу обличение и негодование страшного и неподкупного Судии, стечение бесчисленного множества Ангелов, требование отчета, со страшною угрозою, приговор неизменный, непрестанный плач, бесполезные слезы, неосвещаемую тьму, червь неусыпающий, неугасимый огонь и многообразные муки, отпадение от Царства и разлучение со святыми, удаление от Ангелов, отчуждение от Бога, лишение надежды, вечную смерть, страх, болезнь, печаль и стыд, угрызение совести. Увы мне, грешному! Что я пострадал! Зачем так страшно погибаю! Еще имею время для покаяния. Владыка призывает меня, а я откладываю! Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях, доколе откладываешь покаяние? Приведи себе на ум будущий суд, воззови ко Христу Богу: «Сердцеведец! согрешил я, прежде нежели осудишь меня, помилуй меня! В страшное пришествие Твое, Христе, да не услышим: не вем вас (Лк. 13:25), ибо упование возложили мы на Тебя, Спаситель, хотя и не сохранили Твоих повелений, по нерадению нашему, но молим: помилуй души наши»! 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Филарет Глинский (Данилевский)

Преподобный Филарет Глинский (Данилевский)

----картинка линии разделения----

(Поучения монахам)

После краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести

Бог искушает любимого раба Своего, попуская ему скорби и печали (заботы), желая очистить его согрешения (от них никто не свободен), и сделать его подобно золоту, очищенному в огне чистым, достойным небесных благ. Так премудрый о праведниках говорит: «Бог искуси их, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодную жертву преят их» (Премудр. 3:5.6). Диавол же искушает человека не для очищения от грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасти его, диавол — погубить. Бог искушенному, испытанному от Него приготовляет венец (славы в Царствии Небесном); диавол же принявшему искушение на грех готовит муки. Божие искушение сначала бывает неприятно, прискорбно, но в будущей жизни доставляет наслаждение вечными благами (хотя и здесь, на земле, человек бывает не без благодатного утешения Святого Духа). Диавольское же искушение вначале сладко, а после краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных нескончаемых муках. Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

(Толкование на некоторые псалмы)

Взыскание исторгается из сердца, когда не подсекает угрызение совести

«Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага».

Завершает святой Пророк лествицу расположений, привлекающих Божий покров взысканием Господа. Взыскание Господа есть выражение упования на Бога. В нужде тотчас ищут того, в ком имеют опору. Кто на Боге опирается упованием, тот Его и взыскивает. Сие взыскание невольно исторгается из уповающего сердца, когда не подсекает угрызение совести. Взыскание, возникающее в сердце, дошедшем до упования чрез вкушение благости Божией, воодушевляется дерзновением от богоугодной и богобоязненной жизни. Почему о нем тотчас и поминает Пророк, после того, как только что внушил — иметь совершенный страх Божий, трудами доброделания свидетельствуемый.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий Оптинский 

----картинка линии разделения----

Угрызения совести будут, но будут мучения и для тела

Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его (т. е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т. е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники блаженство... только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее.

Адские муки, несомненно, существуют, и эти муки будут вещественны. Души и праведников и грешников имеют даже одежду. Например, ведь святители явились в святительских одеждах. Там, быть может, будут города и т. п. Все видят адские муки в условиях земного существования, только будет не это грубое тело, а более тонкое, вроде газообразного.

Сильно распространен теперь неправильный взгляд на муки вообще. Их понимают как-то слишком духовно и отвлеченно, как угрызения совести, конечно, угрызения совести будут, но будут мучения и для тела, не для того, в которое мы сейчас облечены, но для нового, в которое мы облечемся после Воскресения. И ад имеет определенное место, а не есть понятие отвлеченное.

 

 

До сих пор мучаюсь угрызениями совести

«Однажды в юности, проходя мимо кладбища, — рассказывал Кир Лука, — я увидел при одной могиле стоящего человека, черного, как потухший уголь, и звавшего меня к себе. Когда я подошел к нему в испуге и онемении, он сказал мне: «Я написал в моем завещании, чтобы раздали бедным такую-то сумму денег за избавление моей души, почему же до сих пор не сделали этого? Ступай, скажи, чтобы раздали непременно, а иначе я навсегда останусь в том положении, в каком ты меня видишь». Испугавшись такого явления, я не сказал никому ничего от робости. Зато до сих пор мучаюсь угрызениями совести»   

 

----картинка линии разделения----

 

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

УГРЫЗАТЬ

УГРЫЗАТЬ, угрызть и угрызти, угрызнуть кого. Кусать, укусить, язвить зубами. Аще угрызет змия человека, Числ. Этой корки не угрызешь. Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете, Галат. Совесть угрызает, мучит, терзает, тревожит. Съедать или убавлять грызучи. Мыши угрызли сыр наполовину. Угрызанье длит. угрызенье окончат. угрыз м. угрызка ж. об. действ. по глаг. Угрызение совести.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com